Рим в эпоху Возрождения

Рим в эпоху Возрождения

В Средневековье город Рим был заброшен по причине переезда папского двора в Авиньон, во Францию.


Статья: Рим в эпоху Возрождения

Сайт:

В Средневековье город Рим был заброшен по причине переезда папского двора в Авиньон, во Францию. Отсутствие папы спровоцировало экономический кризис, вынудивший население покинуть город. Город впал в нищету и в короткое время превратился в груду развалин, где паслись коровы и быки. Но после 1418 г., когда папа Мартин V восстановил папский престол в Риме, город начал возрождаться и в конце ХV в. вновь стал большой столицей, как прежде.


Маршрут начинается от Музеев Ватикана, внутри которых находится Сикстинская Капелла, один из самых знаменитых и посещаемых монументов в мире. Основанная в конце ХV в. папой Сикстом IV и названная в его честь капелла является самым эмблематическим примером папского меценатства эпохи Возрождения.
Она украшена необыкновенными фресками, выполненными Перуджино, Гирландайо, Лукой Синьорелли, Боттичелли и Козимо Роселли, самыми знаменитыми художниками Тосканы и Умбрии. Впоследствии капелла, предназначенная как для папы, так и для верующих, была украшена необычной живописью, которую выполнил Микеланджело в XVI в. Величайший художник – он тоже тосканец- расписал фресками потолок в 1508-1512 гг. и алтарную стену, на которой он изобразил знаменитейший Страшный Суд (1534-1541 гг.). Почти четыреста персонажей изображено в Страшном Суде и почти все они без одежды, и в некоторых из них можно узнать современников автора. В образе Миноса, чьи бедра обвивает змея, кусающая его гениталии, изображен Бьяджо из Чезены, папский церемониймейстер, а в снятой коже Святого Себастьяна, умершего от такой казни, можно узнать лицо самого Микеланджело. Изображенные голыми персонажи подняли громкий скандал, и еще при жизни Микеланджело некоторые из них были „одеты” художником Даниеле ди Вольтера, которого прозвали „подштанники”. В 1999 г. фрески Сикстинской Капеллы реставрировали с целью их очистки от грязи и краски вновь заиграли во всем своем великолепии.
Из Музеев Ватикана, где еще можно посмотреть Станцы Рафаэля, расписанные в 1509-1512 гг. и Апартаменты Борджиа, которые расписал Пинтуриккио в конце XV в., можно попасть на площадь Святого Петра.
Над площадью возвышается самая большая в мире церковь – Базилика Святого Петра. Купол церкви – произведение Микеланджело; он же выполнил проект новой возрожденческой церкви, которая впоследствии была построена архитектором Донато Браманте на месте старой раннехристианской базилики, которую он разрушил. Поэтому Браманте стали называть „Mastro ruinante” (Мастер – разрушитель). Гению Буонарротти принадлежит также восхитительная „Pieta” – скульптура, стоящая в первой капелле правого бокового нефа собора. Это единственное произведение, подписанное великим автором. Рассказывают, что автор, рассерженный тем, что никто не знал, кому принадлежит этот шедевр, решил выгравировать свое имя на полоске, украшающей грудь Мадонны. Микеланджело оставил также свою монограмму на складках правой руки Мадонны, обращенной к зрителю.
От Ватикана, пройдя по мосту Vittorio Emanuele II, можно зайти на обед в „Lilli”, типичную римскую тратторию на Via Tor di Nona, 26. А на улице Via del Governo Vecchio, 28 находится „Da Giovanni”, где угощают прекрасной пиццей.
Около площади Навона стоит очень красивая церковь Санта Мария делла Паче с фасадом в стиле барокко, выполненным Пьетро да Кортона. Она была сооружена по воле папы Сикста IV, того самого, который в конце ХV века приказал построить Сикстинскую капеллу. В церкви сохранились фрески Перуцци и Рафаэля „Сибиллы”. А ее монастырский двор – необыкновенный пример возрожденческой архитектуры и первое произведение, выполненное в Риме архитектором Браманте.
Чтобы полностью погрузиться в атмосферу Возрождения, достаточно „потеряться” в переулках района Парионе (Vicole del rione Parione) между площадью Piazza del Fico и улицами Via di Parione, Via del Governo Vecchio, Via di Monte Giordano и Via dei Coronari, знаменитой своими антикварными магазинами. Смотреть на фасады дворцов – одно удовольствие, к которому следует добавить и изумление, возникающее при неожиданном обнаружении восхитительных двориков.
Зоны, прилегающие к Via della Pace, Piazza del Fico и Via del Governo Vecchio, оживляется в сумерки и до поздней ночи толпами людей, превращающих этот квартал в самый яркий в городе. Удивляет количество уютных заведений, где можно вкусно поесть, например, пиццу „романа” в „Baffetto” на Via del Governo Vecchio или в „Il Corallo” на той же улице. Очень приятный ресторан „Ciccia bomba” все на той же улице, в доме 76.
На площади Piazza Pasquino стоит статуя Паскуино, самая знаменитая говорящая статуя Рима. Испокон веков к торсу этой античной статуи прикрепляли сатирические фразы, так называемые „Pasquinate”, написанные анонимными гражданами или знаменитыми поэтами, например, Пьетро Аретино и Джанбаттиста Марино.
Говорящих статуй было по меньшей мере шесть. Известны также „Мадама Лукреция” на площади Piazza San Marco, „Марфорио” во дворе дворца Palazzo Nuovo на Капитолии, „Факкино” на Via Lata, „Аббат Луиджи” на Piazza Vidoni и „Бабуино” на Via del Babuino.
По другую сторону улицы Corso Vittorio Emanuele, в районе Regola, находятся другие возрожденческие улицы. Улица Via di Monserrato, получившая название от испанского святилища Монсеррат, раньше называлась Виа до Корте Савелла, потому что на ней находились тюрьмы и суды, которыми руководила семья Савелли. Многие дворцы на этой улице были построены между XV и XVI вв., например, Palazzo Incoronati (дом 152), Palazzo Ricci (дом 25) и дом 117. Этот дом посещали проститутки, а когда при реставрации его в 1870 г. хозяин подвергся критике за то, что он слишком модернизировал фасад, он сделал надпись на архитраве: „Каждый действует для собственного удовольствия”, намереваясь защитить свое право свободы. Via del Pellegrino – это средневековая улица, соединявшая зону портика Оттавии с местом Сант’Анджело. После перестройки ее папами Сикстом IV и Александром VI она сохранила еще некоторые дворцы с фасадами, украшенными в XVI в. (дома 64-66). В доме 58 жила Ваноцца Каттанеи, любовница кардинала Родриго Борджа, ставшего потом папой Александром VI, от которого у нее были дети – Лукреция и Чезаре. В конце улицы, ближе к Campo de Fiori, вправо отходит закрытый переулок, ведущий в очень живописный двор, Archetto degli Acetari, который запечатлен в многочисленных эстампах и рисунках.
На улице Via Monserrato, 107 находится Hollywood, магазин, специализированный на продаже и прокате видеокассет. На Via del Pellegrino есть очень богатый книжный магазин для путешественников „Libreria del Viaggiatore”.
Среди самых больших и интересных дворцов этого района на площади Piazza della Cancelleria находится красивейший Palazzo della Cancelleria, построенный в XV веке кардиналом Рафаэлем Риарио. Настоятель церкви Сан Лоренцо ин Дамазо и племянник умершего папы Сикста IV, Риарио построил этот дворец на деньги, выигранные им в кости у Франческо Кубо, сына папы Иннокентия VIII. Здание, слишком величественное для резиденции кардинала, было построено по проекту неизвестного архитектора. Сегодня проект приписывают Андреа Бреньо, которому, возможно, помогал Донато Браманте, подсказавший ему идею элегантного двора (см. маршрут 17).
Campo de Fiori – это, конечно, одна из самых характерных площадей Рима, со своим региональным рынком и статуей Джордано Бруно в центре. Доминиканский философ был живьем сожжен на Campo de Fiori 17 февраля 1600 г. как еретик (он поддерживал гелиоцентрическую теорию Коперника и Галилея, чьим другом он был). Статуя была изваяна Гектором Феррари в 1887 г.
Нельзя не отметить „Forno” в доме 22 на этой площади. Пицца здесь, только что из печи, одна из самых вкусных в Риме. Campo de Fiori вечером превращается в одно из любимых мест, особенно для молодежи, которая посещает уютные рестораны этой зоны. Любителям римской кухни стоит посетить „Carbonara” и „Hosteria”, где можно насладиться фирменным блюдом „аматричана”.
Самая знаменитая улица района, конечно, Via Guilia, которую можно увидеть, пройдя через площадь Piazza Farnese. Дворец, давший имя этой площади – салону под открытым небом, Palazzo Farnese, был построен Антонио да Сангалло Младшим для кардинала Алессандро Фарнезе, ставшего папой Павлом III в 1534 г. (см. маршрут 17). Дворец был закончен Микеланджело, который сделал в нем центральное окно, карниз и третий этаж внутреннего двора. С 1871 г. во дворце находится Посольство Франции. Дворец можно посетить с разрешения французов по предварительной заявке по телефону 06686011. Посещение дворца – большая привилегия, если помнить, что до недавнего времени французы не поощряли визиты. Внутри дворца находятся Галерея Каррачи (Galleria dei Carraci) и зал летописей (Fasti Farnesiani), расписанный фресками Сальвиати.
Прозванный „Dado” (куб или игральная кость) из-за своей формы, дворец был недавно отреставрирован. Чистка фасада выявила многоцветие кирпичей, уложенных ромбами, которая эффектно украшает здание.
Via Guilia носит имя папы Юлия II, который ее проложил по проекту Браманте в начале XVI в., чтобы сосредоточить на ней административные здания. Амбициозный проект, однако, не был реализован, хотя и было начато строительство суда, для чего сюда были завезены громадные мраморные блоки, которые должны были стать основой фасада. Некоторые из этих блоков сохранились между улицами Via del Cefalo и Via del Gonfalone, а римляне их прозвали „софа с улицы Джулия”. На Via Guilia находится владук Фарнезе, большая арка, придающая романтический ракурс улице. Он был построен в 1603 г. чтобы напрямую соединить Дворец Фарнезе с некоторыми зданиями, находящимися напротив. На этом участке улицы в XVII в. проводились римские праздники, например, конные состязания.
Рядом находится мост через Тибр, Ponte Sisto, чье происхождение относится ко II в. н.э. Современный мост, реставрация и укрепление которого закончились к 1999 г., был построен во второй половине XVI в. на фундаменте античного папой Сикстом IV Делла Ровере, от которого и произошло его название. К юбилею 1475 г. мост должен был соединить два берега реки и, тем самым, обеспечить Трастевере прямую связь с остальной частью города. В 1879 г. мост был расширен новыми боковыми чугунными проходами, подвешенными на кронштейнах.
В Трастевере от площади Piazza Trilussa, пройдя через ворота Porta Settimiana, можно выйти к улице Via della Lungara. Появившиеся в III в. в качестве триумфальной арки императора Септилия Севера, эти ворота стали частью городской защитной стены Аврелиана, а в XV в . были расширены. Своим современным видом ворота обязаны папе Пию VI.
Утверждают, что на улице Via Santa Dorotea, 19 проживала Форнарина, любовница Рафаэля. Женщина, которую обессмертила картина, находящаяся в Национальной Галерее античного искусства во Дворце Барберини, по слухам, проживала в другом доме на Via del Governo Vecchio, 48, о чем гласит надпись в его проходе во внутренний двор. На улице Via di Porta Settimiana, 8 находится „Romolo”, один из характерных ресторанов Трастевере. Это заведение с внутренним садом любил посещать поэт Трилусса.
Маршрут можно закончить на Villa Chigi, называемой La Farnesina, на улице Via della Lungara, 230. Этот архитектурный шедевр Бальдасара Перуцци, построенный в начале XVI в., был загородной резиденцией богатого сиенского банкира Агостино Киджи. Внутри сохранились фрески, выполненные самим Перуцци, Себастиано дель Пьомбо, Содома и Рафаэлем. Это необыкновенное место, которое нужно посетить обязательно.
Банкеты, которые организовывал Агостино Киджи, славились необычайной роскошью. По окончании одного из банкетов в 1518 г., ко всеобщему изумлению и растерянности гостей, в Тибр были выброшены все золотые тарелки, приборы, на которых подавались угощения. Но хитрость Агостино Киджи была такова, что предварительно установленные на речных глубинах многочисленные сети, позволили ему возместить драгоценные затраты!
На Via della Lungara находится тюрьма Carcere di Regina Coeli, учрежденная в конце XIX в., чье название происходит от стоявшей ранее на этом месте церкви Санта Мария Реджина Коэли. Говорят, что не существовало римлянина, который хоть раз в своей жизни не спустился в эту тюрьму по ее лестнице.
Вечер можно закончить ужином в „La Scala”, веселом бистро, где можно послушать и музыку, на улице Via della Scala, 60.
Практическая информация: Музеи Ватикана и Сикстинская Капелла, Viale del Vaticano, расписание с ноября по февраль с 8.45 до 13.45, с марта по октябрь с 8.45 до 16.45; закрыты по воскресеньям и религиозным праздникам. Вход платный. В последнее воскресенье месяца музеи открыты с 8.45 до 13.45 и вход бесплатный. (тел. 0669884947).
Вилла Фарнезина алла Лунгара, Via della Lungara, 230, расписание 9.00 – 13.00, в воскресенье закрыта. Вход платный. (тел. 0668027268).





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.