"Большая восьмерка" "Апостола Андрея"

версия для печати


"Большая восьмерка" "Апостола Андрея"

     Королевский крейсерский клуб Великобритании назвал это путешествие самым выдающимся достижением мирового яхтинга 1999 г. и наградил экипаж медалью "За искусство мореплавания". В январе 2002 г. американский Крейсерский клуб вручил мореходам почётную "Медаль Голубой воды". Это единственный за всю историю существования медалей случай, когда обе они были присуждены за одно плавание. 
     14 октября 2001 г. парусная яхта "Апостол Андрей" начала своё второе кругосветное путешествие. Покинув С.-Петербург, судно пересекло Атлантический океан и побывало в водах Антарктики; затем, преодолев Тихий океан, 5 июня 2002 г. достигло Камчатки. Месяц "осёдлой" жизни там был отдан тщательной подготовке к заключительному этапу кругосветки: пополнению запаса продуктов, ремонту и др. Капитан яхты Николай ЛИТАУ в это время поведал подробности плавания сотруднику московской фирмы "Баск" Ларисе Мартынкиной. 
     - Сколько ещё предстоит вам проплыть? 
     - Мы прошли большую часть пути, 21 тыс. морских миль, это примерно три четверти намеченного маршрута вокруг Западного полушария. Чтобы завершить виток, предстоит пройти по Северо-Западному морскому пути вдоль берегов Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага. Рассчитываем, что плавание продлится ещё около четырёх месяцев. 
     Достигнув Петропавловска-Камчатского, мы как бы завязали узел в воображаемой "восьмёрке", которую напоминает схема маршрута наших двух кругосветных плаваний. В случае успеха "Апостол Андрей" будет первой в мире яхтой, которая за два плавания обойдёт по периметру весь Северный Ледовитый океан. 
     - Ваша вторая кругосветка не менее трудна и опасна, чем первая, однако обещает быть втрое быстрее. С чем это связано? 
     - Первая кругосветка длилась ровно три 3 года. Мы дважды зимовали: сначала в Петропавловске-Камчатском, потом в Тикси. Сейчас мы устранили просчёты в конструкции яхты, учли особенности навигации в высоких широтах. То расстояние, которое в первом путешествии шли почти год, сейчас проплыли всего за 8 месяцев. Да и с ветрами на сей раз везло. 
     - Расскажите немного о парусах. 
     - Когда мы вошли в порт Петропавловска-Камчатского, у нас были разорваны оба грота - основной и запасной. Команде пришлось латать паруса вручную - во всём городе не нашли подходящей швейной машинки. 
     У парусной яхты, как у любой красавицы, должен быть приличный гардероб на все случаи жизни. Кроме грота, бизани и пяти различных стакселей у нас есть спинакер для попутного ветра, триссель для тяжёлой штормовой погоды - всего полтора десятка парусов. 
     - А что делать, если на море штиль? 
     - Есть двигатель, но используем его только в особых случаях: в порту и везде, где ограничены возможности маневрирования. Так, в узком Кильском канале парус разрешено поднимать только при попутном ветре в помощь двигателю. А в открытом море в штиль я терпеливо жду, когда ветер наполнит паруса. Есть время, чтобы вести дневник. 
     - В этих дневниках, опубликованных на нашем сайте , множество увлекательных историй. Например, о том, что в старину яхтсмен, обогнувший мыс Горн, вдевал в ухо серьгу и мог сидеть в портовом кабаке, положив ноги на стол. Пользуетесь ли Вы этим почётным правом? 
     - Пока не пробовал... Хотя мы не только обогнули мыс Горн, но прошли гораздо южнее, пересекли Южный Полярный круг... 
     - ...и достигли рекордной для яхт 69-й параллели. Ваше плавание в Антарктике, в жесточайших погодных условиях, можно назвать настоящим подвигом. 
     - Да, плавание в высоких широтах оказалось суровым испытанием для команды. В районе Южного Полярного круга густота айсбергов достигала 6-7 по семибальной шкале. В Антарктике нас настиг сильнейший шторм - унесло парус, прожектор и один из двух спасательных плотов, переломало все "банки" (деревянные лавки в кокпите). 
     Но гораздо больший ущерб нанесли нам соотечественники, "рукастые" русские люди. Ещё в Петербурге мы лишились изумительной шлюпки - её у нас попросту украли за два дня до отплытия. Пришлось нашим спонсорам снабдить нас запасным "тузиком". Сейчас для нас изготовлена новая шлюпка, и надо успеть оттолкнуться от берега, чтобы история не повторилась... 
     - Все члены экипажа на яхте - представители сильного пола. Разделяете ли вы стойкое убеждение моряков, что женщина на корабле - к беде? 
     - Я не суеверен, просто руководствуюсь морским уставом, созданным ещё Петром 1. Устав предписывает два варианта: или женщин на корабле должно быть столько же, сколько и мужчин, или ни одной. Поэтому, чтобы не было тесно на борту маленькой яхты, мы решили обойтись чисто мужским коллективом. 
     14 июля "Апостол Андрей" вышел из Петропавловска-Камчатского на заключительную часть второй кругосветки. Тихий океан яхта пересекла по самому длинному пути: от моря Беллинсгаузена, омывающего берега Антарктиды, до Берингова моря, севернее которого начинается Арктика. Встретив август в проливе Беринга, на границе между Тихим и Ледовитым океаном, мореплаватели миновали мыс Дежнева - самую восточную точку Евразии, пересекли Северный Полярный круг, и взяли курс в сторону Аляски, к Северо-Западному морскому пути. Впервые российская яхта посетила эти воды. 
     Арктика встретила яхтсменов аномально тяжёлой ледовой обстановкой. Вскоре после того, как судно обогнуло мыс Барроу, самую северную точку Аляски, 13 (!) августа льдиной был повреждён датчик эхолота, и плыть пришлось вслепую, не зная точной глубины. К утру следующего дня за кормой осталась бухта Гаррисон и вместе с ней чистая вода. Сплоченность льдов возросла до 9-10 баллов, и после 200 миль слалома среди плотных льдов вдоль берегов Аляски яхта легла в дрейф. Во время сжатия льдов был повреждён руль. Отремонтировать его и эхолот, а заодно и пополнить запасы топлива и продовольствия удалось лишь во время стоянки в бухте Тактояктук. 
     В конце августа яхта во второй раз пересекла 70-ю параллель, и достигла мыса Обсервейшн. 1 сентября "Апостол Андрей" вошёл в Канадский Арктический архипелаг, море Бофорта с его сложнейшей ледовой обстановкой осталось позади. Вскоре в Форт-Росс произошла удивительная встреча с чисто женским экипажем французской яхты "Nuage" ("Облако"), первым, появившемся в арктических широтах. Совместно с француженками "апостольцы" совершили беспрецедентное в истории парусного спорта лавирование в замерзающем проливе Принц Ридженс вслед за ледоколом канадской береговой охраны, освободились из ледового плена и избежали нежелательной зимовки в Арктике. 





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.