Бегом по северным горам

версия для печати


    Обычно путь к Ловозерским тундрам на Кольском полуострове начинается от рудника Карнасурта недалеко от п. Ревда. В нынешнем (1998-м) году автобусы от ж.-д. ст. Оленегорск до Ревды ходят раз в сутки, а по выходным и средам вообще отменены. (В Ловозерские тундры можно попасть также и от населенного пункта Ловозеро, куда автобусы из Оленегорска не ходят теперь совсем. Легковая машина туда обходится в 250-300 руб. - Прим. ред.)
    Нас, 13 счастливчиков, прибывших в мартовское воскресное утро в Оленегорск, на станции осадила толпа частников, предлагавших подвезти на легковушках до рудника "всего за 350 с четверых". Однако, немного порыскав, мы нашли почтовую машину и, договорившись с ее водителем на 200 руб., загрузили в кузов рюкзаки, лыжи и шестерых участников. Семеро же остальных налегке отправились на попутках: первые 30 км ехали все вместе до воинской части на военном "уазике" (бесплатно), а потом, разделившись на две группы, поймали легковушки до Ревды (четверо проехали бесплатно). За "спецрейс" к ныне не работающему руднику (к нему не ездят даже "вахтовки") каждому пришлось раскошелиться на 5 руб. Так что, при желании, 70 км от Оленегорска до Карнасурты преодолеваются без особых денежных затрат и труда.
    По традиции, в северных горах ходят на "Бескидах" - широких, окантованных металлом лыжах. Наша команда путешествовала на узких беговых пластиковых лыжах с жесткими креплениями для ботинок и встречала недоуменные взгляды каждого встречного (а чаще - обгоняемого) лыжника. "Как вы ходите здесь на узких лыжах?!" - удивлялись они. "Это вы ходите, а мы бегаем!" И это не бахвальство. Путь с рюкзаками из Ловозерья до Хибин (точнее, до самой ст. Имандра) занимает у нас обычно 3 дня. Стартуем в первый день от Сейдозера и, пройдя пер. Сев. Тавайок, ночуем неподалеку от Умбозера. Во второй день доходим до верховьев Каскаснюньйока. В третий - преодолеваем перевалы Сев. Рисчорр (или Умбозерский) и Юж. Чоргорр, выходим к ручью Меридиональному и к ст. Имандра.
    Впрочем, не берусь рассуждать о целесообразности использования узких лыж в Хибинах где-нибудь в середине зимы. Но утверждаю: конец марта, дни весенних школьных каникул, - время беговых лыж. В этот период, как правило, стоит благоприятная для лыжных прогулок погода (проверено многолетней практикой): преобладают ясные дни, ночью температура может опускаться до -25, но днем обычно морозы не зверствуют. Оттепели, снегопады и сильные ветры бывают, но такая погода обычно недолга. В морозные ночи нередко вам "показывают" северное сияние.
    Мой хибинский опыт невелик: пять походов в марте и один в начале ноября - и все только на беговых лыжах. Друзья же ходят на узких лыжах на Кольский уже лет 20. Раньше случались поломки, приходилось брать с собой в поход запасную лыжу - "манюню". Теперь, когда появились "Тиса фишер" Мукачевской фабрики, проблемы отпали сами собой: эти лыжи не ломаются, даже если их согнуть в дугу или попробовать завязать узлом; мы специально пытались - безрезультатно. Единственный их недостаток - мягкий пластик и, как следствие, заусенцы и шероховатости, образующиеся от неизбежного соприкосновения с камнями. К тому же материал этих лыж не самый скользкий, но в горах сильного скольжения и не требуется: с горки по накатанной лыжне иногда так разгонишься, что приходится тормозить, "сходя с рельс" в целину. Зато на пластике практически не бывает проблем с подлипом, а от слишком большой отдачи спасает соответствующая температуре мазь.
    Во время школьных каникул почти не возникает необходимости тропить лыжню: в часто посещаемых туристами долинах даже после обильного снегопада нам не приходилось делать этого более 100 м. Гарантированная лыжня и превращает весенний поход на беговых лыжах в приятную прогулку. Обычно мы строим свои маршруты так: организуем базовый лагерь и делам радиальные вылазки на окрестные перевалы и вершины, потом переносим базовый лагерь на новое место и т.д. В радиалках бывают и тропежки, но налегке это совсем не тяжело. Друзья! Мы предлагаем вам попробовать перейти на беговые лыжи в весенних походах по Кольскому. Почувствуйте разницу!
    А если вы хотите ощутить себя птицей, выбирайте ветреную погоду и отправляйтесь на перевал Северный Чоргорр. Из долины Геологов он выглядит как маленький провал-галочка в круто вздымающемся ввысь массиве горы, этакая узкая неглубокая щелочка, которую и язык-то не поворачивается назвать перевалом...
    Ветер в лицо, по склону несется снежная крошка, ослепляя и обжигая вас. Шаг за шагом вы упорно двигаетесь к цели, "ломая" ступени и временами припадая всем телом к склону, дабы резким порывом не быть сдутым вниз. Сквозь метельное кружево уже просматриваются скальные стенки - "ворота" перевала. Ветер, проносясь сквозь его узкую выемку, образует на выходе сильнейшие завихрения. Вот поток воздуха поддает в спину - подхваченные его течением, вы бегом несетесь вверх по крутому склону, пока встречный поток не останавливает вас.
    Ураганный ветер здесь, в 50-метровой по длине трубе перевала, настолько силен, что на него можно смело ложиться, а чтобы передвигаться вперед, приходится упираться палками, преодолевая упругое, словно водяное, сопротивление. Лыжи, торчащие из рюкзака, играют роль пропеллера - отрывая ногу от земли, вы рискуете быть развернутыми в противоположное направление, вас швыряет из стороны в сторону.  Повернитесь спиной к ветру и смело падайте на него - все равно останетесь в вертикальном положении; пронизываемые насквозь ледяным вихрем, можете наблюдать за невообразимо пьяной походкой своих спутников, постепенно появляющихся из белой мглы. Вот кого-то прибило к камню, прилепило, словно гигантским магнитом, - человек силится оторваться, с трудом снова выходит на "форватер" и, не поднимая лица в секущем потоке снежной крупы, на ощупь пробирается к началу спуска. На склоне необходимо заставить себя поверить в то, что идешь вниз. Сила тяжести лишь слегка пересиливает мощь восходящих потоков ветра. Это и есть мгновения удивительного полета. 

 





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.