О том, где живет Вселенская красота, мудрость бытия, и запах багульника душу тревожит. Час

Другие отзывы автора
  • О том, где живет Вселенская красота, мудрость бытия, и запах багульника душу тревожит. Часть V
  • О том, где живет Вселенская красота, мудрость бытия, и запах багульника душу тревожит. Часть I
  • О том, где живет Вселенская красота, мудрость бытия, и запах багульника душу тревожит. Часть II
Все отзывы

Содержание:Часть 1·Часть 2·Часть 3·Часть 4·Часть 5·

Россия. Байкал. 27.05.2011 – 06.06.2011

К вечеру проходим пролив Ольхонские ворота, отделяющий остров Ольхон от материка. Длина пролива 7 км, ширина в узкой части 1 км. Пролив имеет дурную славу из-за крутых волн, достигающих в шторм 5-ти метровой высоты, зимой на льду возникает множество трещин и пропарин. Входим в залив Хул.Залив Хул. Вид с ОльхонаХул - крупный залив в южной оконечности острова Ольхон длиной более 4 км, состоящий из нескольких бухт и живописных мысов. В одной из тихих бухточек бросаем якоря и становимся на ночлег. Утром не сони отправились на Ольхон встречать рассвет и провести очередную фотосессию. Я хоть и встала рано, но чуть замешкалась в каюте с заменой батареи к фотоаппарату и досадно не успела перебраться на катер, прибывший за туристами с нашего корабля.

Когда я вышла на палубу, судно было уже в 50м от меня и приближалось к берегу острова. Увы и ай… Чуть позже на палубе появились заспанные Галя и Лариса. Опоздавших утешало лишь то, что сегодня на Ольхон во второй половине дня мы еще вернемся. Оставалось лишь с палубы любоваться окружающими панорамами.Мысы залива Хул на рассветеБайкал замер в предрассветной тишине тихого утра, разрешив ветру отдохнуть на прибрежных скалах его мысов. Шелестя крыльями, над головой пролетел утячий клин. Утренняя заря пролила сначала розовые краски, потом расцветила все золотым. Миллионы лет небеса шлют Байкалу свое вечное благословение. И этот рассвет был не исключением, похожий на нежную музыку свирели и тайну невидимого художника смешивать краски.

Загадочные игры воздуха, воды и света напоминали непереводимый язык природы. Такое можно сравнить с путешествием в другое измерение – не меньше. Кто любит наблюдать за рассветами и закатами, тот меня поймет.о. Огой. Буддийская СтупаОстров Огой. Из залива Хул наши корабли направились на остров Огой (по-бурятски «безводный»). Представляет из себя скалистый клочок суши с несколькими бухточками в центре Малого моря. Прежде его посещали лишь рыбаки и ученые.

После того, как в 2005 году на вершине острова возвели буддийскую Ступу Просветления, сюда стали заглядывать и туристы. На Огое постоянно гнездятся чайки, и никогда не проживал человек. В связи с этим данная местность считается свободной от негативных энергий деяний человека и определяется как «чистая».

Считается, что буддийские Ступы приносят пользу в том плане, что растворяют накопленный в мире негатив, способствуют процветанию местности, где сооружены, и полезны для осознанного посещения. Вряд ли большинство из нас направлялись сюда осознанно, скорее всего, из туристической любознательности посетить очередную местную достопримечательность.

Я тоже так считала до определенного времени. Понимание заблуждения пришло чуть позже, когда уже вернулась домой и начала описывать свои впечатления от поездки по Байкалу. Именно в момент повествования об острове Огой и Ступе на нем я обнаружила, что файл с основным текстом рассказа исчез. Вернее он не исчез совсем, но при открытии его перед глазами был белый лист без единого знака. Понятно, что текст удален по моей какой-то неосторожности в рабочем порядке.

Меня не удивило бы такое, когда я только осваивала комп, но для опытного пользователя это было как-то странно. Я называла себя вороной, растяпой и прочими «греющими» ухо словами. Сначала был шок и сожаление о том, что 12 страниц печатного текста безвозвратно пропали, а это время и труд, к тому же творческий, восстановить который один к одному просто нереально. Я не могла уснуть, мысли переходили с одной на другую. Перед глазами слайдами мелькали проведенные в этой экспедиции дни.

А когда я посмотрела все свои фотографии, еще больше утвердилась в мысли, что нет ничего случайного. Непроизвольно мой взгляд упал на красивые камни, привезенные с Байкала и помещенные на рабочем столе в маленький круглый аквариум в качестве сувениров. Они словно молили о том, чтобы их вернули на родной берег. Похоже, действительно, на Байкале все священно, на Байкале Хозяин Байкал, и он не отпускал, заставляя размышлять об источниках сил земли и ее сокровенных тайнах.

А еще пришло понимание, что нельзя давать оценку каким-либо ритуалам или делать это очень осторожно, не обидев тех, кто их создал. Если этого не осознавать, то обязательно в жизни будет ситуация, которая заставит тебя об этом задуматься. Она может повторяться неоднократно с разными людьми и событиями, как те старые грабли, но непременно «прилетит» бумерангом. Это не мистика. Байкал не только одно из красивейших мест на Земле, но и одно из самых таинственных.

И совсем не просто с различными участками священного озера связано немало легенд и преданий, глубоко почитаемых местным населением. Весьма многочисленны и реальные свидетельства людей, ставших на Байкале очевидцами необъяснимых явлений. Я сама немного с этим столкнулась.

На мой взгляд, эти места надо посетить не только для того, чтобы увидеть один из самых известных на Земле природных объектов-брендов. Это самое глубокое в мире пресное озеро необычайно притягивает. Магнетизм Байкала дарит ощущение свободы, царства простора и света. Но одновременно в этих суровых краях приобретаешь нечто большее, чем просто впечатления. С этим соглашаются все, кто хоть однажды здесь побывал. Никто с Байкала не возвращается прежним.

Великий и заповедный, Байкал не подвластен времени, его возраст исчисляется порядком тридцати миллионов лет. Его дух заставляет верить в легенды и даже опасаться их. На Байкале действительно особенное ощущение слитности с природой и проникновение в ее самую утробу, словно тебя коснулась тайная печать вечности.

Продолжу о ступе. Ступа строилась за счет частных пожертвований волонтерами разных стран. Строительство сопровождалось всеми положенными буддийскими ритуалами. В архитектуре ступы всегда соблюдается символика пяти составляющих ее частей: основание - Земля, ступени - Вода, купол - Огонь, шпиль - Ветер, навершие - Пространство. Внутри бетонная конструкция имеет пустоты. Туда поэтапно закладывают реликвии, которые несут благословение и наполняют ее религиозным содержанием.

В первой ступени забетонировали оружие (знаменитые мечи и др.) как символ предотвращения войн и конфликтов во всем мире. Далее - сосуды с монетами и драгоценностями - защита всех живущих на земле от бедности. Основная ценность в теле божества занята древними мантрами и книгами тибетской культуры. В них содержится само учение Будды.

В ступу помещены мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, а также бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд. Если посмотреть на карту острова Огой, то по своему контуру он сильно напоминает танцующую дакиню. Это также сыграло свою роль в определении места расположения ступы.

Проект ступы был разработан иркутскими архитекторами с учетом местного климата. Для строительства были использованы особо прочные материалы: железобетон, специальный влагостойкий цемент, применяющийся для заливки тела плотин гидроэлектростанций, и мраморный песок из Слюдянки для внутреннего заполнения ступы. Поверхность ступы покрыта специальной светоотражающей и влагозащитной краской, что делает возможным видеть ее белоснежной на значительном расстоянии.

После того как гид рассказал нам всю эту предысторию, желающим было предложено трижды обойти вокруг Ступы и думать о хорошем. Для этого вокруг Ступы выложена тропинка. А те, кто «просветляться» не пожелал, отправились свободно гулять по небольшому острову, на котором много каменных туров и багульника. Много интересного можно рассказывать, но лучше один раз увидеть и самому все прочувствовать.Серебристая чайка - хозяйка о. БаракчинОстров Баракчин. Третий день путешествия был особенно насыщенным на события и достопримечательности, следующей из которых был остров Баракчин. От острова Огой до него совсем небольшое расстояние, километров пять. По карте этот остров называется Ольтрек, в простонародье – Чаячий.

Это небольшой скалистый остров, поросший разноцветным лишайником, почти отвесно обрывающийся в воду по всему периметру, поэтому и облюбованный для гнездования серебристой чайкой. Но все же на нем есть одна небольшая каменистая бухточка, к которой мы и причалили. Сделать это можно только в случае хорошей погоды. Байкал был к нам благосклонен и пустил осмотреть остров, но как выяснилось потом, совсем ненадолго.Гнездо серебристой чайкиВ южной части острова скалы особенно обрывисты (до 30м) и труднодоступны, здесь настоящий птичий базар. Сотни гнезд расположены прямо на камнях, поэтому необходимо внимательно смотреть под ноги и ступать очень осторожно. В одном гнезде чаще всего три яйца размером примерно с гусиное. Яйца разного цвета, словно приготовлены к Пасхе.

Как и полагается родителям, чайки с нашим приходом стали беспокоиться, оглушительно крича, прося помощи (похоже, у Байкала и его духов) и пикируя над каждым, кто подходил близко к гнезду. Наверное, именно поэтому подул ветер и пошел дождь. Фотографам ничего не оставалось, как зачехлить камеры и ретироваться на корабль, чтобы не испортить дождем дорогую фототехнику и не быть обгаженными птичьим пометом.

Еще этот остров известен тем, что когда-то на нем хоронили шаманов. Захоронений немного. Если не знаешь, как оно выглядит, то найти сложно. Обычно это куча камней, выложенных в виде лодки, нос которой направлен на восток. Поблизости должен быть выложенный из камня круг – место ритуального костра.

После того, как мы отошли от Баракчина, погода резко улучшилась, и уже находясь на Ольхоне, можно было обгореть на солнце. Мистика? Случайное совпадение? Поверьте, не бывает много случайных совпадений. Еще одна загадка Байкала.

Летом Ольхон связан с материком паромной переправой через пролив Ольхонские ворота, которая действует с мая по ноябрь. Когда пролив замерзает, возникает естественная ледовая переправа. С ноября по январь и с апреля по май сообщения с Ольхоном нет.Остров Ольхон. Поселок ХужирХужир. На острове Ольхон всего несколько населенных пунктов. Мы побывали в самом крупном из них Хужире (в переводе с бурятского «солончак»). Посёлок Хужир расположен на западном побережье острова Ольхон, рядом с мысом Бурхан. Восточнее в береговую линию врезается большой песчаный пляж длиной 3 км.

Это побережье Малого моря наиболее известно как место отдыха туристов в летнее время. Здесь относительно теплая вода и песчаные пляжи с дюнами. В наше пребывание (29 мая) даже от простого гуляния по воде по щиколотку сводило ноги. Разгар купального сезона здесь будет в августе. К этому времени при хорошей погоде вода может прогреться до 20 градусов.Интернет на Хужире естьХужир считается поселком городского типа с населением порядка 1200 человек. Есть краеведческий музей, рынок, несколько кафе, продовольственных и сувенирных магазинов. На территории метеостанции в поселке Хужир работает прокат туристического оборудования и горных велосипедов, услуги гида. Можно найти и услуги Интернет.

Мы ограничились походом в магазин, где прикупили вкуснейшего копченого омуля и пива к нему. Как сказали мужчины: «Омуль без пива – деньги на ветер». С этим можно не согласиться, потому как здесь эта рыбка хороша в любом приготовлении. От одного только вида и запаха слюнки бегут. В лавке-юрте улыбчивую хозяйку мы порадовали покупкой сувениров.

По ходу прогулки по поселку наш преподаватель Сергей провел с нами урок жанровой фотографии. Ярких образов и объектов для урока было множество. Основным занятием местного населения является рыболовство. В последние годы к нему добавился и активно развивается туризм. В Хужире появилась целая сеть семейных гостиниц. Они предлагают пешие, автомобильные, конные, велосипедные или водные экскурсии по красивым и интересным местам.Быт жителей ХужираВ целом, от прогулки по поселку сложилось удручающее впечатление. Есть ли у Хужира достойное будущее во многом, как всегда и везде, зависит от «политической воли» со стороны региональных властей. Шанс сохранить ольхонскую природу от гибели и при этом развивать здесь организованный и контролируемый туризм, вести традиционное хозяйство, даст лишь статус национального парка. А для этого требуется немалая настойчивость, решительность и желание заниматься этим вопросом. А значит, многое зависит от того, кто будет этими вопросами заниматься.Вид на Шаманку со стороны ХужираСкала-Шаманка – ключевой образ Байкала. Одно из сакральных мест Байкала на острове Ольхон - мыс Бурхан («Бог», «Будда»), оканчивающийся Шаман-Скалой, своеобразный «камень-храм» - одна из девяти святынь Азии, особо почитаемая бурятами. Своеобразная визитная карточка образа Байкала.

Без этого вида не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Находится мыс возле поселка Хужир. Скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета и имеет две вершины. В ней есть сквозная пещера. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился Алтарь Будды. По словам ольхонских стариков Хозяин-царь всех шаманов имеет три призрачных дворца: на небесах, на земле (мыс Бурхан) и в подземном мире.

Никто из жителей не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона. Почитание Его так велико, что ни один из них даже не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Сами путники спешивались, копыта лошади обвязывались сверху кожей, чтобы цоканьем не потревожить покой Великого Духа.Побережье Малого моря. Столбы сэрге.Это главное место паломничества верующих бурят Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и хоронили шаманов. Считается, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику. В связи с этим существует запрет на прохождение через пещеру детей и женщин, как натур чувствительных и не подготовленных к встрече с духами. Конечно, в настоящее время данные верования утратили свою силу.

Шаман-скала активно посещается туристами. Некоторые из них даже взбираются на ее вершину, медитируют там и проходят сквозь пещеру. Но какие-то отголоски священности места сохранились, и в большинстве своем люди относятся к данному месту с уважением.

Зная и помня о том, что в священном месте заклятие древних шаманов всегда было действенным, я тоже не стала сердить Духа, а лишь близ скалы почтила его, задобрив монеткой, и загадала желание. Неподалеку от скалы находятся столбы-коновязи сэрге, где можно повязать ленточку. Рассказывают, что раньше можно было увидеть на скалах вблизи пещеры изображение шамана с бубном в руках. До наших дней сохранились только надписи на тибетском языке в небольшой нише.

Интересный факт: с одной стороны мыса пляж галечный, а с другого открываются многокилометровые песчаные берега. Многие исследовали пещеру и проводили раскопки. Ее загадка до сих пор будоражит умы ученых и туристов. Бытует мнение, что скала-Шаманка является одним из трех мест в мире, наряду с Шамбалой в Тибете и пещерой в Алтайских горах, где открывается шлюз в другое измерение.

Некоторые фотографии и рассказы очевидцев (восторженные, но не подкрепленные научно) утверждают, что на этом пятачке в центре Байкала происходит что-то странно-завораживающее и притягательно-красивое. Наверное, потому что здесь по поверьям обитает самый сильный дух Байкала. Вот еще одна его тайна…

Шаманисты не имели специально построенных храмов. В их традициях наблюдается стремление поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Нельзя рубить деревья у источника, передвигать камни, под которыми живут жучки-паучки, убивать животных больше, чем нужно для еды. И главное – жить в гармонии с самим собой, с людьми вокруг, с природой, т. е. не делать другим того, чего не желаешь себе. Очень разумно.

Места, где боги и духи проявили себя, выделяли особо как святое пространство. В таких «контактных зонах» между мирами – устанавливали столбы-сэрге и привязывали на ветки деревьев ленты. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. По местному обычаю нельзя пройти мимо, не почтив хозяина-духа, иначе не будет удачи. На память мы сделали фото этого сакрального места Байкала. Мыс Бурхан великолепен всегда: утром, днем и на закате.Встреча с Ольхонским шаманом-боо Валентином ХагдаевымЧеловек с небесной отметиной. В этом месте существует возможность встретиться с реальным шаманом и поучаствовать в старинных обрядах на здоровье и благополучие. И мы такой случай не упустили. Устроители нашего путешествия позаботились об этом по предварительной договоренности с шаманом и организовали для нас эту незабываемую встречу, которая состоялась у костра на высоком обрывистом берегу Ольхона, с которого открывается красивая панорама священного мыса Бурхан.о. Ольхон. Валентин Хагдаев - шаман-бооВалентин Хагдаев – потомственный шаман, известная и неординарная личность. Живет в центре Ольхонского района Иркутской области в поселке Еланцы. Работает директором местного историко-краеведческого музея. Его деятельностью является проведение традиционных обрядов и ритуалов, лекции и беседы по истории, культуре бурят, экскурсии по шаманским местам, лечение методами народной медицины и даже предсказания. В миру шаман пишет научные работы, сочиняет стихи, ездит по всему свету со своей миссией. Он автор книги «Шаманизм и мировые религии».

У бурят шаманы называются боо, что значит «спустившийся» - тот, в кого нисходит дух и кто обладает способностью вещать. Даже если в роду были шаманы, не каждый бурят может быть посвящен в таинство. У человека должна присутствовать некая метка. И у Валентина она есть. Он шестипалый. Большой палец правой руки раздвоен и имеет лишнюю кость. Для бурят - признак избранности, своеобразный «диплом». Такой знак был и у его деда. Но, не смотря на особое подтверждение Неба, Валентин стал шаманом лишь после тридцати лет, когда сам осознал свое предназначение в мире и пришел к этой вере.

На груди у шамана среди разных необходимых атрибутов висит медальон, на одной стороне которого фотография матери Валентина, на другой – отца. Встреча началось с обряда очищения огнем каждого из присутствующих, после чего шаман прочитал лекцию о верованиях, рассказывал легенды, читал бурятские стихи, в том числе и собственного сочинения, пел песни. Все, чему в шаманизме поклоняются, всегда находится рядом: небо, земля, огонь, вода… А еще шаманисты поклоняются духам предков.

Поначалу собрание напоминало некое постановочное действо, но постепенно перешло в непосредственное общение. Присутствующие задавали Валентину разные вопросы, он охотно отвечал. Интересно было послушать про Чингиз Хана. Поражало великолепное знание истории, преданий, традиций и ритуалов родного края.

Шаман говорил о том, что Бог един для всех, но пути постижения у каждого народа могут быть свои. Христианин молится в церкви, бурят-шаманист - в степи или горах и его храм - небо. Христиан зажигает свечу, бурят - костер. Будда говорит, что нужно почитать свою веру и не хулить веру других. На вопрос: «Верите ли в судьбу?», Валентин ответил, что все предопределено Небом. И наша встреча тоже не случайна и для чего-то всем присутствующим здесь дана. Силен не тот, кто семерых одолел, а тот, кто не сдался в трудной ситуации и изменил себя в лучшую сторону.

Шамана в общепринятом смысле мы не увидели. Да и надо ли было? Ведь основной дар шамана заключается в хранении родовых преданий и легенд, духовных знаний, традиций и обычаев народа. До этой встречи я представляла шамана как что-то экзотическое, необычное, непременно с камланием, входом в транс. Так было раньше. Сейчас остались лишь осколки знаний, которые нынешние шаманы пытаются по крупицам собрать.

Но по-прежнему, шаман - посредник между миром людей и миром духов. Ведь главное и характерное в этой религии - обожествление сил природы и умерших предков. Приверженцы этой веры убеждены, что в мире существует множество богов и духов, и с помощью шаманов на них можно влиять для обеспечения счастья, благополучия, здоровья и отвращения беды.

Шаманы умело используют силу эстетического и словесного воздействия - красоту природы, изображения богов и духов, обращения к ним, благовония, молитвы, пение, поэзию, музыку, шаманскую атрибутику. Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости, поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о древних обычаях.

В завершение встречи мы стали в хоровод и исполнили танец «Ёхор». Этот танец в культуре бурятских и монгольских народов занимает почетное место. Круговые движения символизируют Солнце, которое по древним представлениям служило источником тепла и света, распорядителем жизни людей, их покровителем и защитником, благоволителем удач на охоте, урожая и счастья в семье. На этой мажорной ноте мы и распрощались с шаманом Валентином Хагдаевым.

(Продолжение следует)
Опубликовано: 1 Августа 2011





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.