Суперэкономпутешествие на Кавказ через Таганрог. Ч. 1. Таганрог - Ростов

Другие отзывы автора
  • Смоленск дважды
  • Новый год в Карелии
  • Суперэкономпутешествие на Кавказ через Таганрог. Ч. 3. Северный Кавказ
Все отзывы

Содержание:Часть 1·Часть 2·Часть 3·

Глава 1. Подготовка

Предотпускная реальность оказалась неутешительной: денег не было. Мы с Наташей совсем было договорились брать тур во Львов и Одессу, но выяснилось, что всех наших общих запасов не наберется и на одну путевку, причем без дороги. Стали экстренно искать другие варианты и вспомнили, что Наташа родилась и выросла в Пятигорске.

Вот мы и можем поехать туда, приискав гостиницу подешевле. У Наташи в свободное от показа мне своей малой родины время вполне найдутся там какие-нибудь дела: сходить на могилу родителей, проведать заброшенную, но по какому-то недоразумению не проданную дачу, навестить по возможности оставшихся там дальних родственников и друзей детства. А я бы в это время разъезжала по окрестностям, благо все интересные города Кавминвод удобно связаны между собой электричками и находятся в пределах часа езды друг от друга на этом замечательном транспорте.

На том и порешили. Был и еще один нюанс: по пути в Пятигорск лежит славный город Таганрог, и Наташа, каждый раз проезжая мимо него, мечтала о том, как было бы здорово задержаться там на пару-тройку дней, но до сих пор обстоятельства не складывались в пользу этой идеи.

И вот Наташа, которую крайняя нужда (в смысле материальная) заставила преодолеть страх перед компьютером, прошерстила весь Интернет в поисках дешевых гостиниц в Таганроге и Кавминводах. В первом случае она довольно быстро вышла на симпатичный сайт гостиницы «Отдых», где минимальная цена койко-места составляла 350 рублей в сутки – это, понятное дело, с удобствами на этаже, кои, как гласил сайт, имеются в гостинице в достаточном количестве.

Нам был предложен на двоих за те же деньги четырехместный номер вкупе с обещанием посторонних к нам не подселять. А поскольку в то неласковое время от Москвы до Таганрога ходил единственный поезд, прибывающий вечером, мы были вынуждены забронировать гостиницу на лишнюю ночь, то бишь на трое суток. Из них два дня мы планировали посвятить Таганрогу, а на третье утро уехать в Ростов и, ознакомившись с этим городом, знаменитым, кстати, тем, что там родился мой отец, вечером двинуться дальше.

С Кавминводами дело обстояло несколько хуже. В Пятигорске самая дешевая гостиница стоила 1300 рублей, причем они просили дополнительную сумму за бронирование. Вариант со съемом квартиры Наташа отвергла сразу, имея в этом деле печальный опыт: за вопрос о том, имеется ли в предлагаемой квартире душ, хозяйка опустила ее ниже унитаза, заявив, что приличные люди об этом вообще не спрашивают, и передала по цепочке, что жилье ищет ненормальная клиентка. Принять Наташу согласилась злобная бабка на девятом по счету адресе, строго предупредив, что пользоваться душем и туалетом можно только в то время, когда она разрешит.

Итак, Наташа обзвонила другие города региона и наконец нашла гостиницу «Ессентуки» в одноименном городе, где нам предложили двухместный номер с удобствами за 700 рублей. Бронировать, однако, отказались, сославшись на то, что слишком рано и надо позвонить за две недели.

Когда Наташа позвонила в назначенный срок, ее обругали и велели звонить за три дня. «А если мест не будет, а у нас уже билеты куплены?» - «Ничего, сдадите билеты». Наташа перезвонила чуть позже, высчитав, чтобы попасть на другую смену, и бронь оформили, но с таким видом, будто она намазала им на хлеб какашку и заставила съесть.

Я тем временем разжилась картами посещаемых городов и собирала сведения о музеях и достопримечательностях. Ссылки на найденные сайты давать не буду, и не только потому, что это запрещено правилами проекта, а главным образом оттого, что они весьма бестолковы: очень трудно найти четкие сведения, где расположен тот или иной объект, как к нему проехать и каков режим его работы. Ситуация осложнялась тем, что мы ехали на Майские праздники, и не факт, что вообще что-нибудь в это время будет открыто.

Тем не менее список таганрогских примечательностей у меня составился, а в Ростове я просто написала в гостевую книгу краеведческого музея: приедем такого-то числа, посоветуйте, что конкретно в этот день можно посмотреть. Мне довольно быстро ответили, порекомендовав, конечно, их родной музей, а также мечеть Сурб-Хач (музей русско-армянской дружбы) и Богородицерождественский собор.

Теперь нужно было купить билеты. И здесь не без сложностей: ну не выдерживаем мы с Наташей езду на верхних полках. А поскольку переездов предполагалось несколько, то от каждого мы отсчитывали 45 дней и к восьми утра бежали в кассу. Интернет при этом уверял, что плацкартных билетов на дешевые поезда нет вообще. Ну, до Таганрога и Ростова билеты взяли какие хотели, а вот из Кисловодска, как оказалось, Наташин любимый 27-й поезд в эти дни не ходит, и выбор встал между фирменным поездом «Кавказ», почти вдвое дороже обычного, и питерским проходящим, который приходит в Москву в два часа ночи.

Я все-таки скрепя сердце выбрала фирменный, тем более что он идет сутки вместо полутора и на нем не проводится замечательный аттракцион: двукратное, преимущественно ночное пересечение росскийско-украинской границы.

Мое путешествие, таким образом, включая дорогу, должно было продлиться одиннадцать дней. Наташа же решила на этом не останавливаться и отправиться из Ессентуков к брату в Ставрополь, используя сложную систему электричек и автобусов. Замечу, что я выехала с десятью тысячами в кармане, и у Наташи было примерно столько же.

Глава 2. Эх, дорога!

Моими первыми словами, когда мы сели в 23-й адлеровский поезд, были: «Этот вагон до Таганрога не доедет». До чего бы мы ни попытались дотронуться, будь то занавеска, столик или дверная ручка туалета, часть конструкции непременно оставалась у нас в руках. Нам раздали иммиграционные картки, так как дважды предстояло пересекать границу. Я с трудом убедила Наташу, что «мета» - это цель, а не место прибытия, и зря это сделала, поскольку она зависла в тщетных попытках определить нашу цель.

До Белгорода ехали нормально, а там, часа в четыре ночи, к нам подсела молодая мамаша с ребенком. Поскольку ей надо было положить вещи непременно под мою полку, она первым делом потребовала, чтобы я встала, и была крайне раздражена, когда я не поспешила поднимать для нее полку и укладывать туда ее чемоданы, учитывая, что ее провожал крепкий на вид мужчина, очевидно отец. Трехлетнему ребенку было тяжело такое ночное приключение, поэтому остаток ночи он орал на весь вагон.

К утру он успокоился и начал общаться с соседями. Говорил он еще так себе, однако некоторые фразы произносил четко, обращаясь ко всем «ты, болван!». Так, когда пошел очередной паспортный контроль, он закричал вслед пограничнику: «Ты, болван зеленая шапка!» Тот был и так зол на нас после того, как девушка с верхней полки ногой сорвала ему погон; но что он мог сделать против трехлетнего малыша?

Ребенок, очевидно, ехал в гости к отцу, по которому очень скучал, все время повторяя, что он и все остальные пассажиры едут к папе. Я же вполне верила, что скоро могу прибыть к своему папе, умершему больше двадцати лет назад, - последние часов пять в поезде были адом.

Если ночью было относительно прохладно, благодаря холодной ночи, то во второй половине дня вагон раскалился. Во время движения нас как-то спасало открытое окно (которое проводники моментально закрывали до тех пор, пока мы его не сломали), то последняя граница была ознаменована двухчасовой стоянкой, во время которой не только никому не позволили выйти на перрон подышать воздухом самостийной незалежной Украины, но и по вагону ходить не разрешали.

Неприятность прохождения границ усугубляется тем, что мы с Наташей обе пьем бета-блокаторы и один раз ее с ними поймали и вытребовали довольно крупную взятку. На этот раз на вопрос, есть ли у нее в сумке какие-нибудь таблетки, Наташа честно ответила «нет», так как упаковка была предусмотрительно спрятана в грязные носки, засунутые, в свою очередь, в еще менее чистые кроссовки.

В Таганроге мы вывалились еле живые, но путь к вокзалу, городу и свободе преграждал наш же поезд, до отхода которого нельзя было покинуть перрон. Когда минут через десять он отъехал, оказалось, на следующем пути стоит товарняк, который тронулся вообще очень нескоро и очень неторопливо. Пассажиры в это время обсуждали, какие части тела следует оторвать проектировщику этого транспортного узла, а заодно со скуки чуть не побили милиционера, фланировавшего по платформе.

А нам еще предстоял путь на маршрутке до гостиницы. Мне всегда казалось, что Таганрог город маленький и, хотя наше временное пристанище расположено на его дальней окраине, дорога туда никак не может занимать те полчаса, о которых нас предупредили в гостинице. Оказалось, это правда. Дело в том, что таганрогский транспорт весьма своеобразен. Он, конечно, следует из пункта А в пункт В, но по пути несколько раз объезжает весь город вдоль, поперек и по диагонали.

Маршрутки хоть и крупные, поболее московских белых, но народу в них набивается значительно больше, чем хотелось бы, а тут еще мы со своими чемоданами. Надо заметить, никто из попутчиков по поводу наезда на них этих чемоданов не раздражался, хотя и (сплошь молодые парни) не почесался, чтобы помочь с ними управиться, и даже не посторонился, когда мы пытались вылезти.

От остановки маршрутки до гостиницы топать было еще с километр. Мы с Наташей переглянулись и решили на обратном пути разориться на такси.

Наше таганрогское пристанище

Хотя я и историк архитектуры и, в частности, набила руку на описании местнозначимых архитектурных памятников, описать облик гостиницы «Отдых» мне представляется непростой задачей. Отмечу, что у них очень хороший фотограф, умудрившийся показать на сайте это чудо как нечто благопристойное.

Представьте себе здание наподобие типовой пятиэтажки (только этажей там поменьше, кажется, три), сбоку к которой присобачена небольшая вытянутая одноэтажная пристройка (уж не знаю, было так изначально или там специально разбирали часть стены для гостиничных целей), включающая в себя шесть номеров, туалет на одно посадочное место (почти постоянно засоренное) и три умывальника, душ и каморку администратора (она же горничная и, очевидно, хозяйка гостиницы).

Предложенный нам номер был бы довольно просторным, если бы в него не втиснули четыре кровати, и достаточно светлым, если бы в люстре горели все четыре нормальные лампочки, а не две маломощные. Но такие мелочи нас не смутили, тем более что остро хотелось в душ. Нас несколько беспокоило, как мы с нашим слабым здоровьем будем принимать один душ на всю гостиницу, ведь после непрекращающихся водных процедур там должно быть очень душно.

Оказалось, там такая вентиляция, что как бы не простудиться. К тому же нужную температуру воды приходилось настраивать очень долго, и секунд через пятнадцать настройки сбивались и из довольно непрезентабельной лейки под потолком начинал литься либо кипяток, либо ледяная вода.

Ночью, кстати, в коридоре было темно, и Наташа посещала места общего пользования, надев на голову фонарик типа шахтерского, но значительно менее мощный. Так и пугала постояльцев – в ночной рубашке и со звездой во лбу.

Ни на какие кафе-рестораны у нас денег, разумеется, не было. Мы ограничились тем, что купили в ближайшем магазинчике местной колбасы и банку томатов в собственном соку – кстати, очень вкусно, и, конечно, вездесущие роллтоны. Жизнь значительно облегчал притулившийся в углу номера холодильник.

В гостинице было промозгло и сыро. Выданное нам белье оказалось не просто влажным – оно было мокрым, причем вместо пододеяльника в комплект входила вторая простыня. Но больше всего впечатляли подушки. Неправильной формы, комковатые, цвета изабель, их предстояло засунуть в гораздо меньшую по размерам наволочку. Но нам было уже все равно, лишь бы поспать.

Не тут-то было! Сразу по приезде мы заметили в соседнем номере – дверь его была распахнута настежь – сдвинутые вместе четыре кровати и душевую кабину в углу, прочие же удобства отсутствовали. Ночь подтвердила наши предположения, для чего и для кого предназначается этот номер, с той поправкой, что компания там резвилась чисто мужская. Но на вкус и цвет, как говорится…

Глава 3. Таганрог. День первый

Утром, едва продрав глаза, мы решили: «К морю!» Маршрутка, изрядно попетляв по городу, высадила нас у самого берега. Не могу сказать, что его красота привела нас в восторг: какое-то серое, местами замусоренное, тем не менее мы шли по набережной довольные, как коты, сожравшие сметану. У воды сидели с удочками многочисленные рыбаки. На таганрогских улицах мы вообще обратили внимание на значительное количество не озадаченных работой мужчин трудоспособного возраста. Так, любуясь видами и собирая ракушки, постепенно дошли до приморского парка.

Когда мы уезжали из Москвы, в лесах и полях кое-где еще лежал снег, а деревья стояли голые. Тут все хоть и жаловались на позднюю весну, но было намного теплее и зеленее. В частности, начали цвести вишни-яблони-абрикосы. Я, завидев что-то из них вдалеке, с криком «Красивое дерево!» бежала его фотографировать, чем к концу второго дня доводила Наташу до белого каления. Но в парке действительно было много красивых деревьев.

А расположен он у подножия знаменитой таганрогской лестницы. Она имеет длину 113 метров и насчитывает 189 ступенек. Считается, что она копия лестницы Афинского акрополя. Нормальные люди если и ходят по ней, то только сверху вниз; но мы не претендуем на нормальность. Преодолевали мы ее долго, но вид сверху открылся замечательный. Тут же, недалеко от ее вершины, еще один символ Таганрога – солнечные часы, установленные в 1833 году, первые на юге России.

По другую сторону от лестницы – дом Чайковского. Наташа не очень любит осматривать музеи, но у нас к тому времени встал туалетный вопрос, и мы решили посетить музейную экспозицию, а заодно объект ее инфраструктуры. Оказалось, однако, что музей из этого здания попросили.

Я в таком случае предложила идти в музей, который наверняка должен быть открыт, - дворец Алфераки. Это одно из самых красивых таганрогских зданий (хотя центр Таганрога – вообще архитектурный заповедник, и мы, прогуливаясь по городу, все время осматривали особняки), середины XIX века, постройки Штакеншнейдера. Сейчас там краеведческий музей, но и дворцовые интерьеры отчасти сохранились: беломраморная лестница, мозаичные полы, потолочная лепнина. В клозет нас, кстати, пустили, даже дважды.

Планировка города регулярная, особенно интересны улицы Петровская, Греческая, Фрунзе, Чехова. Архитектура – от классицизма до модерна и конструктивизма. Таганрог, конечно, несколько древнее классицизма – отстраивался, и хорошо отстраивался, во времена Петра (Петр любил Таганрог и самолично начертал отдельные составляющие его геренального плана), - но впоследствии, по мирному договору с Турцией, он должен был быть разрушен.

Город зеленый, дышится в нем легко. А вот храмами Таганрог не богат, в центре, пожалуй, только один – Никольский. Мы к нему ходили, но он был закрыт.

Стало быть, гуляя по очаровательным таганрогским улицам, мы постепенно дошли до гимназии Чехова. В ней один из самых крупных музеев писателя, рассказывает не только о гимназических годах, но и обо всех периодах жизни Чехова. Посетили мы в тот день и еще один чеховский музей – лавку Чеховых. Он тоже не маленький, там в основном мемориальная обстановка. Интересно, что в другой части лавки, как и во времена отца писателя, идет торговля чаем, кофе и другими колониальными товарами.

Немного отдохнули еще в одном таганрогском парке, где в свое время любил отдыхать Чехов и который носит имя – правильно! - Горького. Говорят, это памятник садово-паркового искусства, но нас не очень впечатлило. Хотели уже идти домой, но Наташа меня ущипнула: «Мы еще не видели памятника Петру!» И мы двинули в сторону Комсомольского сквера, где этот памятник и стоит.

По пути, в числе прочих интересных строений, осмотрели дом Папкова (Александровский дворец), в котором сначала останавливался Пушкин вкупе с Раевским по дороге на Кавказ (то есть наш маршрут в значительной мере совпадал с пушкинским), а потом – император Александр, откуда и отправился в дальний путь – пусть каждый сам решит для себя, насколько дальний.

Наконец пришли к памятнику Петру, посмотрели на него – такой на высоком постаменте, в окружении пушек. На этом силы покинули нас, и мы вернулись домой.

Глава 4. Таганрог. День второй

Мы вычислили, что для осмотра оставшихся достопримечательностей лучше всего стартовать с гостиного двора и памятника Чехову. Наташа, однако, заявила, что бессмысленно спрашивать у нормальных местных жителей о каких-то там дворах и монументах и надо назвать максимально к ним приближенный какой-нибудь вменяемый объект. Им оказался автовокзал. Администратор гостиницы охотно рассказала, как к нему можно проехать. Слава богу, маршруткой на этот раз пользоваться не пришлось, но трамвай был не намного лучше.

По приезде оказалось, что в городе не один автовокзал, мы попали не на тот, который нам нужен, и вообще он был железнодорожным, о чем свидетельствовал стоящий перед ним на вечном приколе паровоз. Но нет худа без добра – уточнили расписание электричек на Ростов.

После продолжительных мытарств добрались-таки и до памятника Чехову, и до гостиных дворов и пошли улицей Чехова в сторону его же дома-музея, по пути опять-таки осматривая примечательные здания, вроде дома Ионыча и дома Человека в футляре.

Дом Чехова небольшой, но уютный. Комнатки расположены по кругу. Маленькие, но как-то не тесно, и есть все, что надо для жизни.

Потом я уговорила Наташу посетить келью Павла Тагарногского – она недалеко от домика Чехова, вниз по Тургеневскому переулку, в котором, кстати, тоже много красивых деревьев. Это местночтимый святой, из богатой семьи, но раздал имение, странствовал, нанимался на поденные работы, а потом приобрел эту маленькую келью, где проповедовал и вел молитвенную жизнь. Мы попросили разрешение оставить вещи и осмотрели домик, большую часть обстановки которого составляют иконы.

Когда я пошла забирать со скамейки свой свитер и рюкзак, заметила, что они лежат как-то по-другому. «А это вам подарок от Павла Тагарногского», - сказала келейница. Под свитером были припрятаны два довольно больших кулича.

Куличи – это, конечно, замечательно (они были очень вкусные), но нам уже несколько дней хотелось поесть горячего. Поступили мы очень просто – в центре города зашли в первое попавшееся кафе и спросили прямо, где можно дешево перекусить и, желательно, не отравиться. Думали, нас пошлют подальше, но нет – рассказали про недорогую едальню «Красный мак» на ул. Фрунзе. И действительно, очень вкусные солянка и запеченная рыба с картошкой обошлись где-то в 140 рублей.

Подкрепив силы, пошли в следующий музей – художественный, благо он был ближе всего. Это довольно интересный особнячок второй половины XIX века, коллекция не очень большая, но есть интересные картины.

Дальше наши пути с Наташей временно разошлись. Она хотела посетить экзотический район Бугудонию – рыбацкий поселок, а я – осмотреть Музей градостроительства и быта в шехтелевском особняке. Мне была интересна не столько экспозиция, сколько то, как организован этот шедевр модерна изнутри. Впрочем, от интерьеров там мало что осталось, но собственно история городского быта показана небезынтересно.

До вечера оставалось еще немного времени, и я зашла в музей Василенко. Читатель, особенно молодой, возможно уже и не знает, кто это такой, а я в детстве любила «Приключения Заморыша» и другие его книги. Музей маленький, одна комната мемориальная, в другом зале собраны книги и документы.

Собираясь домой, на трамвайной остановке неожиданно встретила Наташу. Она была несколько разочарована Бугудонией: представляла себе, что там рыбацкие хижины и т. д., а оказалось - в основном современная коттеджная застройка. Зато на море она насмотрелась вдоволь.

Трамваи, однако, не ходили. Оказалось, что кто-то подложил на рельсы бомбу – не настоящую, а типа пошутил, но движение надолго перекрыли. В конце концов трамвай пришел, но был переполнен хуже маршрутки.

Глава 5. Ростов-на-Дону

Утром выселились из гостиницы и поехали на уже знакомый нам пригородный вокзал. Такси, заботливо заказанное администратором, добросило нас туда за пять минут и полторы сотни. Электрички ходят до Ростова простые и экспрессы. Простая идет около двух часов, экспресс – чуть больше часа, причем цена одна – 70 рублей.

Дорога довольно живописна: первая ее половина проходит вдоль Азовского моря, далее – параллельно реке, очевидно какой-то донской старице (собственно на Дон эта речушка не тянет). Где-то на полдороге станция Танаис – знаменитый археологический заповедник, но мы там не выходили: ну куда с чемоданами?

Все-таки во многом восприятие города зависит от погоды. Ростов встретил нас нерадостно, серой дымкой, белесым небом и временами начинающим моросить дождем. Вся интересная ростовская архитектура сосредоточена в основном на одной улице – Большой Садовой, куда мы и направились, покидав чемоданы в камеру хранения. Но сначала решили позавтракать – опять отчаянно хотелось горячего.

Нашли тут же на Б. Садовой кафешку, где купили очень вкусных сырников и более-менее приличного кофе, после чего пошли смотреть особняки. По сравнению с более сдержанным Таганрогом многие из них вычурные, чтобы не сказать – выпендрежные. Портило впечатление обилие машин, людей, загазованность.

На нашем пути возник краеведческий музей. Я решила его посетить, Наташа же не особенная любительница краеведческих музеев и поэтому просидела это время в сквере. Не могу сказать, чтобы он меня сразил до глубины души, но есть кое-что интересное. Например, мне понравился зал культуры разных национальностей, живущих на Ростовской земле.

Интернет обещал наличие в Ростове двух художественных музеев – русского и зарубежного искусства. Работники краеведческого музея, однако, об их местоположении ничего не знали, как и не могли подтвердить или опровергнуть факт их существования. Наконец позвали пожилую билетершу, сказавшую, что музей русского искусства стоит где стоял – на Пушкинской улице, а вот зарубежный отдел закрылся на глубокую реставрацию и часть его коллекций переехала в галерею «Картинка» здесь неподалеку, на улице Чехова. Туда мы и направили стопы.

Экспозиция не очень большая, основная – в двух залах, а еще выставка какого-то современного художника (местного, не зарубежного). Неплохо, но мало. И мы пошли дальше, в музей русского искусства. Он тоже не очень большой, но из всех ростовских музеев понравился нам больше всех. Там неплохая коллекция икон, да и другие картины есть интересные. Расположен в симпатичном особняке, утопающем в цветущей вишне и еще каких-то розовых кустах, напоминающих сакуру.

Спустились по Буденовскому проспекту к речному вокзалу, по пути осмотрев кафедральный Богородицерождественский собор. Он до такой степени похож на своего московского собрата, что не остается сомнений, кто его строил. К сожалению, все пространство вокруг него задавлено огромным рынком. По пути заглянули в окрестные переулки: есть душевные домики, хоть и несколько облезлые.

Несмотря на плохую погоду, билеты на речные прогулки продавались активно. Я решила прокатиться по Дону, а Наташу укачивает, и она осталась гулять на берегу. С левого берега мелькнула пристань советской постройки, претендующая на архитектуру, и потянулись территории заброшенных турбаз и т. д.

Это то, что называют романтичным местечком Лебердон (левый берег Дона, рыбацкий поселок, аналог таганрогской Бугудонии) – на деле никакой романтики и никакого рыбацкого колорита. Справа проплывали в основном жилые дома массовой застройки и промышленные объекты. Потом вроде начались какие-то более живописные островки, но уж больно погода не радовала.

Поезд уходил в одиннадцатом часу вечера, и оставшееся время мы просидели в «Макдоналдсе». Наташа сказала, что последний раз ест в таком афедроне: за те же деньги можно было получить приличный ужин в каких-нибудь «Елках-палках». Единственное преимущество данного сетевого «ресторана» перед московскими – там было мало народу, несмотря на вечер пятницы и затяжной моросящий дождь, не способствующий уличным прогулкам, мы долго там сидели, и нас никто не гнал.

Ростовский вокзал нам понравился: там тихо, относительно чисто, все нормально организовано. Больше всего впечатлили лифты, оборудованные, чтобы не тащить по лестнице чемоданы на платформу. В назначенный час мы отбыли в Ессентуки.
Опубликовано: 12 Мая 2011

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.