Один норвежский фьорд, три страны Скандинавии и много автобусных переездов

Другие отзывы автора
  • Египет с севера на юг: от Александрии до Абу-Симбела
  • Пасхальная неделя на Святой Земле. Путешествие по Библейским местам. Часть II (19-22 апреля 2009 г.)
  • Пасхальная неделя на Святой Земле. Путешествие по Библейским Местам. Часть I (16-18 апреля 2009 г.)
Все отзывыНа первые майские праздники 2011 г. мы, четверо знакомых по работе, отправились в путешествие по трём странам Скандинавии: Финляндии, Швеции и Норвегии, в тур, названный турфирмой "Викинг" - "Норвежские фьорды, 6 дней".

На самом деле этот тур надо было назвать так: "Один норвежский фьорд, три страны Скандинавии и много автобусных переездов". Этот отзыв написан по горячим следам для представления будущих путешественников, что их ждёт на этом непростом, но впечатляющем пути. Сразу самое главное предупреждение: если у Вас нет здоровья вынести длительные автобусные переезды, достигающие 9 часов в день - этот тур не для Вас! Кто предупрежден, тот вооружен, не так ли?

Мы выбирали экономный вариант тура, определяемый категорией каюты на пароме, поэтому объединились по 4 человека в самой дешевой каюте. С доплатами за визу Норвегии, страховку, завтраками и ужинами на пароме и со всеми экскурсиями по красотам Норвегии каждый их нас заплатил за 6 дней путешествия по 21 600 руб. Сюда же входило и размещение по 2 чел в трёх отелях Норвегии и Швеции категории три звезды с завтраками и дорога на автобусе, начиная от Санкт-Путербурга.

Выезд из Санкт-Петербурга с Московского вокзала в 5.30 утра! Совет касаемо дороги: возможен выезд прямым поездом из Москвы в Хельсинки и обратно, дополнительно за свой счёт, разумеется. Отправление прямого поезда в 22.30 накануне дня начала тура. Билет в одну сторону стоит порядка 4 500 руб. При этом вычет стоимости неиспользованного автобусного переезда С-Петербург - Хельсинки не поизводится. Тем не менее советую всем раскошелиться на прямой поезд Москва-Хельсинки, по крайней мере в начале путешествия.

В нашем туре те, кто поехал автобусом из Питера, простояли 5 часов в очереди на российской границе из-за большого потока желающих выехать за границу на майские праздники, из-за этого не попали в Хельсинки и просто чудом в последнюю минуту успели на паром, отходящий из Турку (Финляндия) в Стокгольм. Вам это надо?

Более удачливых путешественников, прибывших вовремя в Хельсинки поездом из Москвы, объединили из трёх разных туров: 3 столицы Скандинавии, 4 столицы (+ Копенгаген, Дания), и трехдневного тура Хельсинки-Стокгольм-Таллин, в один автобус для запланированной обзорной экскурсии по ХельсинкиФинляндия, первый деньСенатская площадь: памятник царю Александру II и кафедральный соборГород основан в середине 16 века шведским королем Густавом Васа как морской порт. При царе Александре I вошел в состав Российской империи, а с XIX века является столицей Финляндией. Старинных зданий в Хельсинки сохранилось мало, потому что город жестоко бомбили во время второй мировой войны. Русские, надо полагать, ведь Финляндия была союзницей гитлеровской Германии.

Из окна автобуса нам показали наиболее значимые достопримечательности Хельсинки: вокзал, шведский театр, национальный театр Финляндии, музей почты, депо и музей трамваев, здание дворянского собрания, зоологический музей с фигурами животных на фасаде (бывшая мужская гимназия), памятник маршалу Мангрейму на коне (это национальный герой Финляндии, отстоявший её независимость от коварных русских), любимую скульптуру финнов - обнаженной Аманды в парке Эспе.

Поскольку мы были в Хельсинки 30 апреля - в день студента, повсюду кучковались пёстро одетые группки молодых людей с неизменными белыми фуражками на головах. Скульптура Аманды тоже была без штанов, но в шляпе, т. е. в белой фуражке.

Царь Александр II много сделал для развития промышленности Финляндии, благоустройства её столицы и расцвета финского языка. Благодарные финны установили памятник Александру II на Сенатской площади перед кафедральным собором. Нас выпустили из автобуса на этой главной площади Хельсинки полюбоваться её красотами.

Над площадью возвышается огромный кафедральный собор. Это протестанский храм, белоснежный с золотыми куполами, к нему ведет огромная лестница. По просьбе царя Николая I его строили похожим на Исаакиевский собор в С-Петербурге. Площадь ограничивают здания Городского совета (бывшего Сената), университета и дореволюционные магазины Киселёва.

Далее нас повезли в Успенскую православную церковь - самый большой православный храм Европы и парк Яна Сибелиуса с памятником ему в виде бюста и металлических труб в виде свисающих сталактитов. Этот памятник так необычен, что его копии установили в городах Киото и Гааге.

После окончания обзорной экскурсии нам дали 1 час свободного времени для самостоятельного поиска места обеда. По совету бывалых путешественников мы поднялись на 8 этаж самого большого универмага Скандинавии "Стокманн", где скромно, но вкусно поели примерно на 16 евро каждый.

Затем был первый автобусный переезд до г. Турку (2 часа). Это древняя столица Финляндии. Там нам показали кафедральный собор Турку - главный храм лютеранской веры и национальную святыню Финляндии, ценнейший архитектурный памятник страны. Собору Турку более 700 лет. Внутреннее убранство выполнено в стиле готики. Алтарная часть расписана фресками, много красочных витражей. В разных частях собора находятся саркофаги и надгробные памятники знаменитых деятелей Финляндии.

После осмотра собора нас повезли в порт на посадку на паром. Отправление парома в Швецию в 20.15Паром Финляндия-ШвецияНаш корабль прибыл в СтокгольмНаш корабль назывался Silja Europa и представлял собой 12-этажную громадину. Но главное в нем были не размеры, а атмосфера. Я назову её "праздник души и именины сердца", плюс ещё именины желудка. Корабль - олицетворение общества потребления. Похож на современный супермаркет с множеством бутиков, лифтов, ресторанов, казино. Всё блестит и сверкает. Магазины торгуют беспошлинно.

Паром вмещает 3 тысячи человек, а ещё множество машин, автобусов и фургонов. Посадка на морской лайнер напоминала посадку на воздушный: идешь-идешь по коридорам и вдруг попадаешь на судно. Народу много, но на корабле все куда-то рассасываются, вот только лифты всегда сильно заполнены. Наша маленькая каютка на четверых напоминала купе поезда с двумя навесными полками, без иллюминатора, но с санузлом и даже с душем.

То, что корабль движется, определяется по легкой дрожи, качки не было Самое приятное на корабле - это ужин.

Два ужина стоят 60 евро, но не стоит экономить на ужинах, для многих это может оказаться лучшим из всего путешествия! Шведский стол просто ломился от разнообразных деликатесов, особенно были вкусны морепродукты. Много вина. В 5 утра нас подняли на завтрак, тоже вкусный, но не такой обильный, а в 6.15 паром уже прибыл в Швецию. Кстати, в Финляндии время отстает от московского на 1 час, а в Швеции и Норвегии уже на два.Швеция, второй деньСтокгольм из окна автобусаВ Стокгольм мы прибыли ранним утром 1 мая. Опять потащились с вещами на автобус и поехали на обзорную экскурсию по городу. Ну что тут сказать – Стокгольм очень красивый город!
Из автобуса мы вышли около Королевского дворца и началась очень интересная пешеходная экскурсия исторического плана по Старому городу с его узкими улочками, старинными зданиями и площадями, наполненными призраками прошлого.

Например, на площади Стурторьет отрубили головы 80 представителям шведской знати, которых заманил обманом якобы на пир датский король Кристиан, завоевавший Швецию в 1520 г. Это событие носит название «Стокгольмской кровавой бани». На экскурсию внутрь Королевского дворца мы не попали, но полюбовались сменой караула экзотически одетых королевских гренадёров.
Затем нас повезли в замечательный музей корабля «Васа».

Это музей одного единственного корабля, но поверьте, корабль этого стоит! Этот грандиозное судно изначально было неправильно спроектировано и затонуло при своем первом выходе в море в 1628 г. около берега Стокгольма. При этом корабль утянул с собой на дно и законсервировал для нас на 300 лет не только свой изумительно красивый облик, но и 64 пушки, керамику, инструменты, личные вещи моряков, и 50 бедолаг, которые утонули вместе с ним. Остальные моряки, включая адмирала, сумели выплыть.

Судно строилось три года как главный королевский корабль, он был (и есть!) весь украшен искусной резьбой и скульптурами, которые раньше были раскрашены в 20 разных цветов, а некоторые и позолочены. На носу – огромная голова ревущего льва. Представляете, как дорого обошлась стране его постройка из 1000 дубов? Король Густав II Август провел расследование по поводу гибели корабля, но виновных не нашёл. Все допрашиваемые кивали на конструкцию судна, а главный судостроитель умер за год до спуска «Васы» на воду.

Сам музей с очень красивой подсветкой, многоэтажный, с лифтами. Производит потрясающее впечатление!

Затем нас повезли в парк и музей-квартиру шведского скульптора Карла Миллеса. В парке на большой территории находятся многочисленные работы этого великого скульптора. Наш экскурсовод подробно и с увлечением рассказала об истории каждой скульптуры.

И только потом нас повезли в кафе на обед, где мы, отстояв очереди за едой и в туалет с экскурсантами из других автобусов, поели примерно на 15 евро. Точнее, за обед и 2 экскурсии (в музеи корабля «Васы» и скульптора К. Миллеса) мы заплатили экскурсоводу по 380 шведских крон. Имейте в виду, что евро только в Финляндии. В Швеции и Норвегии валютой являются соответственно шведские и норвежские кроны.

Кстати, перемещаясь на автобусе по Стокгольму, мы встретили демонстрацию под красными флагами. Первомай и в Швеции Первомай!

В 14.30 мы выехали из Стокгольма в направлении Норвегии. И это был наш первый 7-часовой переезд с тремя санитарными остановками и одной на ужин в придорожном кафе. Ужин обошёлся в 82 кроны. Границу с Норвегией мы пересекли совершенно незаметно и в 23 часа прибыли на ночлег в отель Scandic. Разместили нас по двое в стандартный номер.Норвегия, третий день (самый интересный)На фьорде в НорвегииЭтот день был апогей всего путешествия – мы хотели увидеть красоту норвежских фьордов. Что такое фьорд? Это узкий длинный морской залив, прорезающий величественные горы. Если посмотреть на карте на морскую границу Норвегии – она вся изрезана зубчиками, глубоко вдающимися в сушу. Эти зубчики и есть фьорды. Благодаря им береговая линия Норвегии увеличена в 10 раз.

Выехали мы ровно в 7 часов утра (и не дай Бог опоздать, будет скандал), после бесплатного завтрака в отеле (оплаченного при покупке путевки), у нас начался длинный 6,5 часовой автобусный переезд на северо-запад Норвегии с одной санитарной остановкой. Этот второй по длительности переезд был скрашен чудесными видами из окон автобуса. Постоянно щелкали фотоаппараты, запечатлевая величественные пейзажи: снежные вершины, несущие с гор водопады, реки на дне глубоких ущелий.

По склонам и долинам разбросаны не менее живописные поселки. Типичный сельский домик - одно или двухэтажный, красно-коричневого цвета с белыми дверями и окнами. Заборов вокруг домиков нет. Крутая горная дорога, с нависающими над ней скалами, обрывами, то и дело ныряла в туннели, пробитые среди скал. Один из огромных туннелей был с разноцветной подсветкой и с карманами для остановок автобусов.

Чем ближе к конечной цели путешествия, тем больше становилось снега: вначале только на вершинах гор, потом даже домики в долинах утопали в снегу. В 13.00 мы прибыли в район Согнефьорда, самого длинного и глубокого фьорда Норвегии, погрузились на катер и в сопровождении чаек поплыли по морю вглубь суши, ограниченной с двух сторон живописными горами. Эту горно-морскую красоту все экскурсанты принялись спешно фотографировать, но фото не может передать трёхмерное пространство, и вместо глубоко вдающегося в сушу фьорда получалась одна сплошная линия гор.
Плавание закончилось через 2 часа у места окончания фьорда – в поселке Гундваген. Здесь нас дали 1 час свободного времени на обед из двух блюд на сумму 235 норвежских крон.
В 16.30 нас повезли на фломскую железную дорогу, которая считается самой красивой железной дорогой в мире, потому что проходит по изумительной по красоте горной местности.

За 50 минут пути от посёлка Флом до поселка Мирдал поезд поднимается на высоту в 1 км. Совершая немыслимые виражи, состав выходит из очередного туннеля то справа, то слева, а всего на его пути 20 туннелей. Поезд взбирается по отвесной горной стене по серпантину, всё время изгибаясь.

Перед нами открывались с всех сторон, не знаешь в правое или левое окно смотреть, восхитительные панорамы горной природы. Водопады, прорезающие горы, реки, мелькающие на дне ущелий, крохотные разноцветные домики, цепляющиеся за выступы крутых склонов, и сами горы с причудливым снежным покровом, как будто чья-то рука нанесла гигантские снежные каракули. Прибыв в конечную точку путешествия, поезд постоял несколько минут и отправился обратно.

В 19 час 15 мин мы выехали на автобусе из Флома. В это раз автобусный переезд длился 2,5 часа, мы прибыли в отель в гористом районе Гейло, и сразу же, без ужина, усталые от обилия впечатлений, легли спать.

Всего в этот день мы были в дороге 13 часов: 9 ч в автобусе, 2 ч на катере по фьорду и 2 ч на поезде фломской железной дороги. Красота требует жертв?!Норвегия, четвертый день.Снег ранним утром 3 мая в горах НорвегииВ 7 час мы встали и выглянули в окно отеля, шел снег и всё вокруг было белым-бело. После завтрака в отеле мы с вещами опять погрузились в автобус и поехали по горной дороге по направлению к столице Норвегии Осло. Через полчаса езды сплошной снежный покров стал исчезать, а затем сменился вполне летним пейзажем с зелёной травкой. Снег идти перестал, выглянуло яркое солнце.

Небольшая справка о Норвегии. Название страны состоит из двух слов: «норд» - северный и «вей» - путь. Действительно, Норвегия – самая северная страна Европы. Когда-то одна из самых бедных, страна сказочно разбогатела после начала разработки запасов нефти и газа. 40 % прибыли от продажи природных богатств страны идут не в карман олигаров, а начисляются на счёт каждому гражданину, родившемуся в Норвегии после 1961 года. Не только арабские страны делятся со своими гражданами доходами от природных богатств!

Соответственно, Норвегия не только самая богатая страна Европы, но и самая дорогая по стоимости жизни и самая малонаселённая. Хотя сейчас в Норвегии разрастается диаспора пакистанцев. Очень интересный языковый факт: исторически Норвегия долго была в составе Дании и Швеции и потеряла свой язык. И хотя норвежцы сейчас пытаются восстановить древненорвежский язык и уровняли его с официальным государственным, общеупотребительным является датский язык. Забавны монетки: норвежские кроны достоинством в 1 и 5 крон с дырочкой посередине.

В столицу мы ехали 3 часа. Затем ещё 2 часа продолжалась обзорная экскурсия по Осло. Нам показали ратушу, это место, где проходят официальные мероприятия Норвегии, также здесь вручают Нобелевскую премию мира. Ратушу отличает очень красивое внутреннее убранство с огромным красочным панно. Провезли мимо морской гавани, старинной крепости, Королевского дворца, кафедрального собора, национального театра, парламента. Отпустили погулять у нового величественного здания оперы и в парке скульптур Густава Вигеллана.

Про парк хочу рассказать поподробнее. Там имеются 190 статуй и скульптурных групп, расположенных с двух сторон вдоль оси. Скульптуры представляют собой человеческие фигуры взрослых и детей в разных жизненных ситуациях. Фигурка маленького бронзового капризного мальчика, плачущего и топающего ножкой – один из символов города. Завершает парк высокий обелиск, называемый «Монолит».

А я бы назвала его «Памятник жестокому ХХ веку», потому что этот обелиск состоит из человеческих тел, явно убитых, и набросанных друг на друга, по типу расстрелянных фашистами и беспорядочно набросанных во рвах. Вокруг этого огромного обелиска множество скульптурных групп поменьше, но преимущественно на ту же тему, например, набросанные друг на друга убитые дети. В целом, парк оставляет гнетущее впечатление. И ведь скульптор умер уже в 1943 году! Какими мрачными образами была полна его душа!

Затем наш экскурсовод пересчитала желающих посетить музеи кораблей викингов и корабля «Фром», Норвежский народный музей, расположенные на отдаленном полуострове, и, решив, что 13 желающих - это мало, наотрез отказалась нас везти туда, высадила всех в центре и дала 3 часа свободного времени с 15 до 18.00. Его мы потратили на ужин в МакДональсе за 75 крон и прогулкой по центральной улице Осло Карл-Юханс-гате с покупкой норвежских сувениров.

Затем мы погрузились в автобус и отправились в сторону Швеции. Ехали 4 часа, с остановкой на ужин в придорожном кафе RASTA. Ужин обошёлся в 89 крон. В 22 часа прибыли в отель Scandic в Карлштадте, Швеция.Швеция, пятый деньДревние курганы в Упсале - могилы шведских королейПодъём в 7 час, завтрак и выход с вещами в автобус. Выезд в 8.00, прибыли в Упсалу через четыре часа. На экскурсию по Старому городу экскурсовод собрала с нас дополнительно по 20 евро. Посетить стоит, это место называют праматерью Швеции. Упсула делиться на современный город и Старый город, возникший ещё в довикинговую эпоху. В Старом городе похоронены древние шведские короли и место их упокоения представляет собой цепь курганов VI века.

При раскопках там нашли останки не только самих королей, но и их жен, слуг, животных, оружия, домашней утвари и украшений. Рядом были тинг викингов и языческое капище, на котором приносились в жертву самые красивые юноши и девушки. Очень интересен старинный храм около этого места, там короновались шведские монархи.

Современный город – это город молодежи, на улицах много молодых людей на велосипедах. Здесь находится созданный ещё в Средние века знаменитый университет Швеции. В кафедральном соборе, созданном по образцу Собора Парижской Богоматери. находятся мощи святого Эрика, могила короля Густава Васы. Его саркофаг представляет собой лежащего короля, а по бокам у него рядышком расположены две его жены.

Вокруг этого саркофага висят красочные картины, рассказывающие о жизни усопшего короля. В величественном соборе цветные витражи, органы, и множество могил, вделанных в пол храма – повсюду торчат круглые кольца. Такая же могила прямо в полу и великого ученого Карла Линнея. Осмотр двух частей Упсулы, старого и нового города, занимает 2 часа, и в 14.00 мы выезжаем в Стокгольм. На месте мы в 15.30 и тут нам дают свободное время до 18.00

Мы решили посетить музей якобы Астрид Линдгрен, и сделали большую ошибку. Это ни в коем случае не музей-квартира писательницы, и вообще не музей Астрид Лингрен, а Юнибакен – сад детей, маленьких, ну «о-о-очень маленьких детей». Нам при входе бросились в глаза ряды детских колясок, что напомнило вход в детскую поликлинику в грудничковый день. На самом деле Юнибакен – это игровые комнаты для малышей не старше детсадовского возраста.

Уже 10-летним там будет неинтересно, подросткам просто оскорбительно, а взрослые без малышей выглядят нелепо. Шведские мамы и папы приводят своих крошек в этот детский сад, пускают их возиться с разнообразными аляпистыми игрушками, домиками, манежами с шариками, горками и т. д., а сами могут даже прилечь на пол и наблюдать за детьми или читать газетку. Тут же кукольный театр показывает представление на шведском языке, есть кафе и магазин, где торгуют детскими вещами маленького размера.

Комнаты оформлены игрушками из разных детских сказок, в основном Астрид Лингрен. Например, есть комната, названная «Вилла Курица», там маленький домик Пеппи, её лошадь и другие игрушки, изображающие героев книги «Пеппи Длинный Чулок». Что самое знаменитое в этом Юнибакен – это подвесная дорога. Садишься в кабинку, открытую с одной стороны, по типу кабинки в колесе обозрения, девушка-служительница нажимает кнопку записи рассказа на русском языке и кабинка начинает двигаться, перемещается то вверх, то вниз, то поворачивается на 90 градусов.

Она останавливается перед сценкой из кукол из какой-нибудь сказки, и нам рассказывают, что эти сценки означают: «Дети, посмотрите налево, а теперь дети, посмотрите направо…». Детей с нами не было, и чувствовали мы себя впавшими в детство. За всё удовольствие мы заплатили 125 шведских крон. Лучше бы мы посетили рядом расположенный Национальный музей Швеции, глее представлены картины великих художников.

Затем мы пешком прошли к Королевскому дворцу, где была назначена общая встреча в автобусе и поехали на посадку в 19.00 на паром, который назывался «Silja Galaxy» и был 9-этажным. Ужин в этот раз был ранним – в 19.45, но не менее восхитительным. Больше всего мне понравилось отварные зеленогубые моллюски.Финляндия, шестой деньВ 7.00 паром прибыл в г. Турку, Финляндия и сразу же нас ждал двух часовой с половиной автобусный переезд до Хельсинки. Повторно провели обзорную экскурсию по столице, поскольку часть наших экскурсантов, тех, что ехали на автобусе из Санкт-Петербурга, были задержаны на границе, и, миновав Хельсинки, сразу приехали на паром. Обратно вся наша четверка, чтоб сэкономить на дороге, решили поехать автобусом до Питера.

Печальный опыт предыдущей дороги «туда» заставлял поволноваться, но, на удивление, дорога «обратно» прошла безо всяких задержек. Из Хельсинки мы выехали в 12.30, уже в 15.30 были на границе, в Санкт-Петербург прибыли в 20.15. В дороге провели чуть меньше 8 часов.

Ещё будучи в Финляндии нас завезли в магазин рыбных деликатесов, где был просто неописуемый выбор рыбы соленой, а также холодного и горячего копчения, продавалась даже подкопченная красная икра. Также на границе с нас произвели налоговой вычет: каждый предъявил чеки за все покупки в трёх странах Скандинавии, и каждому вернули небольшую часть потраченных денег. Мелочь, но приятно.

Итого "самый экономичный тур в Скандинавию" каждому обошелся в 863 евро, включая обеды и ужины, некоторые дополнительные экскурсии и дорогу до Москвы.

Я не считала здесь многочисленные сувениры и подарки, без которых теоретически можно обойтись, но практически не удержаться. Из Норвегии мы привезли удивительный козий сыр, сладко-соленый, такой странной консистенции, что его не режут, а строгают специальным ножом, вяленое оленье мясо, норвежскую водку "Аквавит" и фирменные шерстяные свитера и кофты (жутко дорогущие).

Также все покупали фигурки троллей - мифологических существ, населяющих горы Норвегии, героев местного фольклора. Много приятных мелочей типа футболок, шоколада, конфет, ликера мы приобрели на обратном пути на пароме, благо магазины там торгуют беспошлинно. Ну и на обратном пути из Финляндии купили много-много вкусной рыбы, которую три дня ели и всех угощали дома.
Опубликовано: 20 Июня 2011





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.