Казань. Рождественская сказка

Другие отзывы автора
  • Израиль. Гастрономические открытия и не только
Одним из любимых моих форумов о путешествиях и путешественниках является Путешествия@mail, в частности «Отзывы туристов». У меня даже появились любимые авторы. Не буду их здесь называть, чтобы не обидеть остальных. Пару раз и я тоже порывалась поделиться с окружающими своими впечатлениями, но… И вот я решилась.

Итак.

Как говорится в сказках – это было «давным-давно», а точнее зимой 2006 года, поэтому заранее прошу у всех прощения за возможные неточности в рассказе.

К моему глубокому стыду, если бы не случай мне бы никогда не пришло в голову отправиться в Казань. Но поступило предложение, весьма заманчивое, о поездке на Рождественские праздники – поездку оплачивала фирма, и было бы глупо не согласиться. Забегая вперед, скажу, что ни на секунду не пожалела об этом. Я просто влюбилась в этот город. Но данное свойство влюбленности в города мне свойственно:))).

Началось наше путешествие с Казанского вокзала, что не удивительно. Нет, не совсем так. Путешествие началось со станции Люберцы. Рассчитав время на дорогу, мы с мужем подошли к станции, и тут оказалось, что все электрички задерживаются на неопределенный срок. «Только не паниковать!» - решили мы, и ринулись ловить такси. Но не тут-то было – ни одной машины. Пришлось добираться до ближайшего метро на маршрутке.

Но ведь всем известно: маршрутка – не электричка, и также быстро передвигаться не умеет, хоть и пытается. Оставшееся расстояние от станции метро «Выхино» до вокзала мы преодолели за рекордно короткий срок, перебегая на пересадках по эскалаторам вверх-вниз, как заправские спринтеры. В вагон мы ввалились за одну минуту до отправления поезда. У-у-уф, успели!

Итак, вечером 5 января сев в поезд в Москве, около 11 часов утра 6 января мы были уже в Казани. Там нас встретили и первым делом повезли завтракать в одно не очень большое, но изумительное кафе с национальной кухней. Хотя можно сказать, что это был даже и не завтрак, а что-то вроде первого обеда. Здесь я впервые попробовала некоторые блюда татарской кухни. Я в восторге! Жизнь удалась!

Затем было заселение в отель. Гостиница «Казань», в которой нас поселили, находится в центре города, напротив пешеходной улицы им. Баумана. В настоящее время это отремонтированный, современный «Гранд Отель Казань», а в тот момент это была гостиница, по дизайну и сервису не далеко ушедшая от гостиниц советского времени. Не знаю, стоит ли описывать номера, если все уже изменилось с того времени.

После всех формальностей заселения нас повезли на экскурсии.Немного истории.Всякая история полна превратностей и предубеждений, но мало на свете народов, на чью долю выпало бы столько исторических недоразумений и миражей, сколько выпало их на долю казанских татар. Еще в 550 году нашей эры историк Иордан писал о тюркских племенах булгар, живших в Северном Причерноморье. Сильное государство причерноморских булгар устояло в войнах с Византией, но пало под напором хазар.

От потомков этих племен произошли народы дунайских болгар, волжских серебряных булгар, а также кавказские племена балкарцев, кумыков и карачаевцев. Русский историк Н. И. Воробьев писал: «Название татар (официальное со стороны русских название населения Золотой Орды) по отношению населения Волжско-Камского края начинает применяться русскими лишь с того момента, когда после организации Казанского ханства и блестящих побед этого ханства над русскими казанские татары заслонили собой настоящих татар Золотой Орды, и все прежние отношения, которые были выработаны русскими по отношению к Золотой Орде, были перенесены на Казанское ханство и его население».

Великая Булгария раннего средневековья, наследниками которой стали Казанское ханство и современный Татарстан, была могучим и развитым государством, торговавшим со всем известным тогда миром: булгарские кожаные изделия и меха поступали не только в страны Востока, но и в Литву, Польшу, Италию, Фландрию…. Волжские булгары еще с Х века чеканили свою серебряную монету с арабскими надписями, что говорит об уровне развития торговли, в том числе и внешней.

Первыми в Европе предки казанских татар начали плавить высококачественный чугун. В булгарских городах развивались черная металлургия, гончарное, ювелирное, кожевенное дело. В Центральной Азии и Иране кожа и кожаная обувь называются с тех пор булгарскими. Булгарские строители с IX века воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы, караван-сараи, здания гражданского назначения с центральным отоплением и водопроводной сетью. В 922 году Волжская Булгария, после прямых дипломатических переговоров с Багдадом, приняла Ислам, и существовавшая в народе древнетюркская руническая письменность сменилась арабской.

Казань была основана как форпост на северных границах Волжской Булгарии. После захвата татаро-монголами территория Волжской Булгарии включается в Золотую Орду. О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Я не буду здесь останавливаться на всех, но согласно наиболее общепринятой версии, колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котел с водой.

В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя города Казань («казан» на древнебулгарском, как и на современном татарском, значит «котел»). Согласно официальной версии, город был основан не менее 1000 лет назад. Основанием для этого является найденная во время раскопок на территории казанского Кремля чешская монета, датированная правлением св. Вацлава (предположительно, чеканки 929-930 годов).

Историческим символом Казани является драконоподобное существо Зилант, часто употребляется в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Еще одна легенда утверждает, что гигантский змей всегда, и по сей день, сторожил ханские сокровища, спрятанные в потаенных пещерах. Но исторически достоверно, что змеи, действительно, были многочисленны в Казани, но затем число их резко сократилось.

Но, вернемся к нашему путешествию.День первый. Казанский Кремль.Начнем с сердца Казани – Казанского Кремля. За свою официально тысячелетнюю историю Казанскому Кремлю пришлось пережить целый ряд исторических этапов. Изначально, как и многие крепости того времени, Кремль представлял собой крутой ров-овраг и земляной вал с проездными воротами, а так же частично линию укреплений в виде частокола бревен с заостренными обожженными концами. Но в XII веке Казанский Кремль становится каменным.

В результате длительной осады и штурма Кремля войсками Ивана Грозного в 1552 году он был разрушен, но уже в 1556-1562 годах по поручению Ивана Грозного началось восстановление стен и башен Кремля мастерами во главе Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которые возглавляли строительство собора Василия Блаженного. С территории Кремля исчезли жилые, присутственные и культовые здания, в том числе и мечеть Кул Шариф. Они уступили место русским казенным домам и православным храмам. XVIII-ХХвек – снова преобразования и утраты.

И вот мы стоим перед стенами этого древнего города. Кремль белокаменный – это о нем. Прямо перед нами Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного. Это одно из зданий построенных Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Башня является парадным въездом на территорию Казанского Кремля и представляет собой четырехъярусное сооружение. Первые два яруса имеют четырехгранную форму с арочным проездом – они то и были созданы знаменитыми русскими мастерами.

Верхние два яруса имеют восьмигранную форму с шатровым завершением и были надстроены уже в XVIII веке. В нижнем восьмиграннике установлены часы, а верхний прорезан арками. Справа и слева от Спасской башни, по углам крепостной стены, находятся Юго-Восточная и Юго-Западная круглые башни. Внутри Кремля проходит прямая, почти как стрела улица, ведущая к Тайницкой башне.

По левую руку мы видим здания Братского корпуса, бывшего манежа и комплекса бывшего Юнкерского училища, из-за которых величественно возвышается вновь отстроенная мечеть Кул Шариф. Проходим между корпусами и вот она мечеть, во всей своей красе - белоснежная, с бирюзовым куполом, словно стремящаяся ввысь, в небо. Несмотря на внушительные размеры, здание не производит ощущения громоздкого. Стрельчатые витражные окна, и высокие минареты создают впечатление какой-то необыкновенной легкости. Это новая мечеть.

Прежняя, как я уже говорила, была разрушена. О ее величии можно судить только по археологическим раскопкам, да летописям. Потихоньку входим вовнутрь. Внутреннее убранство – ковры, цветная хрустальная люстра, витражи, лепнина, мозаика, позолота. Как водится, храм строили «всем миром»: возводили мечеть турецкие строители, люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала, персидские ковры – дар правительства Ирана…

Тихо рассматриваем все это великолепие. Для таких экскурсантов, как мы, а проще говоря, зевак, помещения внутри мечети жестко зонированы, отделяя музейную часть от той, которая является ритуальной. Налюбовавшись, так же тихо, выходим на улицу.

Далее наш путь лежит к Благовещенскому собору и башне Сююмбике.

В комплекс Благовещенского собора входят - сам собор, Архиерейский дом, Консистория, а так же археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов. Благовещенский собор – древнейшее сооружение из сохранившихся каменных построек Казани. Построен в 1561-1562 годах все теми же мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. С тех пор собор перестраивался, реконструировался и реставрировался. В 1930-х годах собор разделил судьбу многих православных храмов – были снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Все это восстановлено уже только в 1973-1986 годах, а так же в 1996-2005. Внутри собор пронизан светом и покоем. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI-XVII веков. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века). Первоначально собор был расписан фресками, три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. Одна из фресок изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы.

К сожалению, в остальных зданиях комплекса нам не удалось побывать.

О башне Сююмбике написано множество брошюр, очерков, и научных статей. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о дате ее возникновения. Существует несколько легенд и преданий о ней. Одна красивее и романтичнее другой. По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. По другой она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней по условию царицы Сююмбике, которая после этого сбросилась с нее, не желая выходить замуж за захватчика.

С тех пор башня и носит ее имя. На самом деле после смерти казанского хана Сафа-Гирей, мужа Сююмбике, по закону на трон должен был взойти его двухлетний сын Утямыш-Гирей. В 1549 году он был провозглашен ханом, но пробыл на троне совсем немного. По соглашению с Москвой, Казанский престол занял Шах-Али. Утямыш и его мать должны были быть выданы московским властям. В Москве Сююмбике и умерла.

Башня сложена из красного кирпича и имеет семь ярусов, разных по высоте и размерам. Западная сторона башни построена на фундаменте старой дозорной башни. Она оказалась более устойчивой, поэтому сразу после окончания строительства башня стала крениться на восток. Заметен крен стал только в начале XX века. В связи с этим были проведены реставрационные работы: нижний ярус был охвачен железным поясом. В последствии башню неоднократно реставрировали и укрепляли фундамент. В настоящее время наклон башни составляет почти 2 метра. Кстати, башня Казанского вокзала в Москве стилизована под башню Сююмбике.

Просвещенные и просветленные мы покидаем Казанский Кремль. Теперь пора перейти от пищи духовной к пище материальной, и наш путь лежит в кафе.

Отдельно хотелось бы остановиться на предприятиях общественного питания Казани. «Я Вам не скажу за всю Одессу», как поется в песне, так и я Вам не скажу «за всю Казань», но те кафе и ресторанчики, в которых нам довелось пообедать, поужинать и просто перекусить нам очень понравились. Могу посоветовать, например, ресторанный комплекс «Сытый папа» - понравился нам не только кухней, но и интересными дизайнерскими находками в интерьере и оформлении.

На первом этаже комплекса находится кафе «Я шагаю по Москве», где передана атмосфера Московских улиц и дворов, годов так 50-х. Представьте себе: Вы заходите в зал, а Вас уже поджидает московский трамвай с вагоновожатым, или за соседним с Вами столиком сидит компания и играет в домино. На втором этаже находится детское кафе «Остров сокровищ», стилизованное под пиратский корабль с расположившимися на нем героями одноименного литературного произведения Стивенсона.

Там же расположена кофейня-кондитерская «Чайнатаун», выполненная в китайском стиле, со столиками в виде повозки-рикши. Непосредственно в кафе «Я шагаю по Москве» мы ужинали два раза и оба раза остались довольны.

Вообще дизайнерские решения казанских кафе и ресторанов впечатляют своей оригинальностью и выдумкой. К сожалению, я не помню названий всех кафе, которые мы посетили.

Далее по плану – Крестовоздвиженская церковь Казанского Богородицкого монастыря, Петропавловский кафедральный собор.

История Казанского Богородицкого женского монастыря связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина. Двенадцатилетней дочери сотника Марфе явилась во сне Пресвятая Богородица, повелевая ей идти на городское пепелище и обрести Ее образ. 8 июля 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте сгоревшего дома.

В 1904 году Россию потрясло известие о краже чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не найдена. В настоящее время в монастыре находится чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, установленный в Крестовоздвиженской церкви.

Петропавловский собор – это, наверное, один из самых красивых соборов в Казани. Убранство, декор, фасадные детали просто поразили нас. Я долго стояла у здания храма «раскрыв рот» и старалась рассмотреть и впитать в себя все мельчайшие детали этого изумительно строения. Храм и колокольня выполнены в стиле, так называемого Русского барокко. Храм напоминает сказочный терем - фасад украшен пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками, ярким растительным орнаментом.

В основном в растительном орнаменте преобладает виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод, а так же травы, цветы, листья. В строительстве собора принимали участи флорентийские мастера, оттуда, видимо, и мотив с виноградной лозой. Собором восхищались и восхищаются все гости Казани. Здесь бывали все Российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные деятели, писатели. В казанский период своей жизни в соборе за богослужением нередко пел Федор Иванович Шаляпин.

Кстати, с Шаляпиным, а точнее музеем Ф. И. Шаляпина в Казани, у меня связан комичный случай. При музее существует Клуб любителей Ф. И. Шаляпина, который организует вечера, посвященные его творчеству. На эти вечера приглашаются экскурсионные группы, вероятно, это входит в программу тура. Так вот, нагулявшись за день по городу, надышавшись воздухом, мы попали на такой вечер.

Чинно расселись на предоставленные места и приготовились слушать рассказы о творчестве Шаляпина и музыку из его репертуара... Наверное, вечер был великолепен, но ничего вразумительного о нем рассказать не могу, т. к. минут через десять после начала вечера, привалившись к плечу мужа, я уснула… Мне очень стыдно...

Еще одно здание, которое поразило меня до глубины души – это дом Ушковой, в котором в настоящее время находится Национальная библиотека Казани. Двухэтажный особнячок, богато украшенный пышной лепниной и балконами с ажурными решетками. Дом построен был в 1908 году по заказу купца и промышленника Казани, владельца кожевенных заводов Петра Капитоновича Ушкова.

Несколько позже владелец передал дом своему племяннику Алексею Константиновичу Ушкову, который в свою очередь, будучи пылко влюбленным, подарил его своей невесте, позже – жене, дочери профессора Казанского университета Зинаиде Высоцкой-Ушковой. Внутри дом так же роскошно отделан.День второй. Свято-Успенский женский монастырь.7 января. Рождество Христово. Утром нам сообщили, что по плану мы должны поехать в Раифский Богородицкий мужской монастырь, но в связи с праздником там, наверняка, много народу. Было предложено отложить данную поездку на следующий день, а вместо этого поехать в Свято-Успенский женский монастырь. Нам в тот момент было все равно в каком монастыре побывать, и мы согласились. Скажу сразу, что так необыкновенно и замечательно как в тот раз, я не праздновала Рождество никогда.

Немного о монастыре. Свято-Успенский женский монастырь (Зилантов, т. к. находится на Зилантовой горе) основан был в 1552 году и изначально был монастырем мужским, да и находился несколько в другом месте. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани, но почти каждый год это место в половодье заливало водой, и монастырь перенесли на Зилантову гору. В 1732-1740 годах в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа.

В начале XX века Зилантов монастырь переживал пору расцвета. Но в августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зиланотовой горе были установлены орудия. 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В городе появились красные войска. Десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями.

Женская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. В настоящее время восстановлены соборы и монашеские корпуса монастыря, так же построены колокольня и Троицкий собор.

Обо всем об этом рассказала нам послушница монастыря. Она провела нас по территории, показала и рассказала. В Успенском храме потряс резной дубовый иконостас. Он изготовлен современными Казанскими умельцами – резчиками по дереву. В то время, когда мы там были, иконостас не был позолочен, и ощущалось исходящее от него тепло дерева. В разговоре с монахиней, когда она обмолвилась, что они подумывают позолотить иконостас, мы все позволили себе выразить свое несогласие - показалось, что таким образом он потеряет свою самобытность и оригинальность.

Не знаю, какое решение было принято, но недавно прочитала где-то, что иконостас «богато украшен позолотой». Если это так, то очень жаль. Роспись Троицкого собора на тот момент еще не была окончена, но и то, что нам удалось увидеть, было прекрасно.

После проведенной экскурсии по монастырю мы были приглашены в гостевую трапезную. Там нас накормили и напоили чаем. Еда простая – картошка, винегрет, селедка, но как же было вкусно!

Погуляв еще немного по территории, мы собирались уже было уезжать, но тут подбежала к нам наша экскурсовод-монахиня со словами: «Как хорошо, что вы еще здесь! К нам детки приехали с Рождественскими колядками!»

…И мы слушали, как поют Ангелы…

Вторая половина дня была посвящена мечетям, в частности посещению одной из самых красивых, цвета бирюзы, мечетей Казани – Азимовской.

Вечером мы решили посетить Казанское метро. Линия Казанского метрополитена была открыта к празднику тысячелетия Казани. На момент нашего посещения насчитывалось всего пять станций – Кремлевская, Площадь Тукая, Суконная слобода, Аметьево и Горки. Довольно милые станции Кремлевская и Площадь Тукая. Последняя украшена мозаикой с сюжетами из татарских сказок. Станция Аметьево немного напоминает стацию Воробьевы горы в Москве – тоже выходит на улицу и «висит», но не над рекой, а над дорогой.

Сам метропоезд состоял всего из четырех вагонов. Интервалы между поездами порядка пятнадцати минут. Непривычно показалось то, что в метро было очень мало народу. Как нам потом объяснили – метрополитен не пользуется большой популярностью в Казани из-за неудобного расположения станций. Проехавшись по всей линии метрополитена, отправились отдыхать.День третий. Раифский Богородицкий мужской монастырь.Утром, перед поездкой в монастырь, мы с мужем успели пробежаться по пешеходной улице им. Баумана. Очень уж хотелось посидеть в карете – копии той кареты, в которой прибыла в Казань в свое время императрица Екатерина II. Оригинал мы уже посмотрели в музее. Ну, и какой женщине не хочется почувствовать себя императрицей. Впечатлило….)))

По дороге в монастырь мы заехали в еще одно замечательное место – это Храм всех религий в поселке Старое Аракчино. Спроектировал и построил его житель поселка – художник и целитель Ильдар Ханов. Храм этот, вообще-то не религиозное сооружение, а скорее светское. Просто была у человека мечта – соединить вместе всех, не зависимо от вероисповедования. В комплексе храма, «под одной крышей», соседствуют православная церковь, католический костел, мусульманская мечеть с минаретом, иудейская синагога, буддийский храм. Впечатление производит колоссальное!

И вот, мы, наконец, достигли цели нашего сегодняшнего путешествия – Раифского Богородицкого мужского монастыря. Народу в монастыре в этот день было много, несмотря на то, что Рождество было «вчера». Представляю, что же творится здесь непосредственно в праздничный день! Из-за большого скопления народу приходилось буквально протискиваться в храмы. Поэтому всю информацию экскурсовод предоставила нам перед входом в монастырь, и дальше уже мы сами – как смогли…

Монастырь был основан на берегу Сумского озера иноком Филаретом в 1613 году - в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных. До пожара 1689 года обитель была полностью деревянной. Ныне существующие зубчатые стены и башни были построены в 1690-1717 годах. В советское время монастырь был официально закрыт. От полного разрушения его спасли профессора Казанского университета, где в 1919 году был основан лесной факультет.

Раифская обитель с ее лесами была передана Университету. Чудом же была спасена главная святыня монастыря – Грузинская икона Божией матери. С 1930-х годов на территории монастыря в разное время размещались тюрьма для политзаключенных и колония для малолетних преступников, а так же ремонтные мастерские. Монастырь возродился в 1991 году.

В эти праздничные дни монастырь был украшен ледяными фигурками, а за стенами обители изо льда был построен целый теремок. В ледяные фигурки народ «впаивал» теплом рук монетки, и они слегка мерцали. На озере у монастыря уже вовсю готовились к Крещению. Вырубалась прорубь и украшалась подобными же ледяными скульптурами. Конечно, все это создавало праздничное настроение, но такого домашнего уюта, как в Свято-Успенском монастыре не ощущалось. Уехали мы уже затемно.

Потом был торжественный ужин в ресторане «Парус» и отъезд домой. По дороге на вокзал нас завезли в супермаркет «Бахетле», где мы накупили всяких вкусностей в дорогу и для угощения родный и близких нам людей))).

И вот мы в вагоне поезда, увозящего нас домой, в Москву. Грустно расставаться в этим красивым и интересным городом. Вероятно, причиной неизгладимого впечатления, произведенного на нас городом, является и то, что мы попали туда в новогодне-рождественские каникулы. Это, пожалуй, единственный праздник, во время которого города украшены наиболее красиво. И Казань не являлась исключением. Осталось желание вернуться сюда снова и я надеюсь, что когда-нибудь так и будет.

А пока до свидания, Казань!
Опубликовано: 9 Марта 2011





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.