Черногория, величественные задворки Европы

Другие отзывы автора
  • Путешествие по Германии
  • Израиль. Жгучее море-капучино
  • Аравийские заметки или почему им так хорошо?!
Все отзывыВы, дорогие читатели, Когда-нибудь праздновали Новый год далеко от собственного дома? Нет, не у друзей за праздничным столом, и даже не в соседнем ресторане, а действительно далеко. Например, в другой стране. Меня сейчас, наверное, засмеют - что тут такого?! Вокруг туча оригиналов, уезжающих под 31-ое в дальние жаркие страны и в 00.00 по Москве открывающих шампанское на пляжном лежаке под пальмами.

Не спорю - у всех свои странности, а моя - это убеждение в том, что Новый год - сугубо домашний праздник, который надо встречать всей семьей с обязательной елкой (желательно, настоящей), а вокруг должен быть снег и небольшой морозец. Тогда утром под елочкой обязательно найдутся подарки от Деда мороза для детей и взрослых, и свершится то мандариновое волшебство, которого начинаешь ждать месяца за три до 31 декабря... Начало нового года. Так что для нас Новый год - это главный праздник в году, наверное, главнее даже дня рождения. Так было всегда вплоть до этого года...

Я не знаю, чего это вдруг мне плеснуло в голову предложить моей второй половине съездить на новогодние праздники в Черногорию. Может быть красочные рассказы друзей, только что вернувшихся оттуда? "Там так красиво, дешево, безвизово!!! Там такие горы, море, озера и монастыри!!!! Там можно отдыхать летом на великолепных пляжах, а зимой на великолепных горнолыжных курортах!" Столько было восторгов, что я не устоял. Особенно меня подкупило наличие настоящих горнолыжных трасс.

Дело в том, что горными лыжами я болею уже достаточно давно, так давно, что успел даже заразить некоторых из моих друзей. Вот только парадокс в том, что все они уже побывали на каких-либо настоящих горнолыжных курортах - в Альпах или на Кавказе, а я, простофиля, до сих пор довольствовался только нашими доморощенными трассами в Москве да во Владимире. Обидно же!!! А каждый раз, когда я выбирался поближе к горам, был или несезон, или катастрофически не хватало времени на катание.

Ну а тут можно и жену с детьми в горы вывезти под благовидным предлогом просмотра достопримечательностей очередной европейской страны (супруга на лыжах не катается категорически) и наконец-то ощутить себя настоящим корифеем горных трасс. Черт бы побрал эту мысль!!! Посидели бы, как всегда, под елочкой, не ходил бы сейчас с палочкой.:-) Короче, я предложил Ирине эту идею, и даже несколько коттеджей, которые можно забронировать, предложил на выбор.

Ну там: горы, елки красивые, ущелья манящие, монастыри настоящие, снег опять же и морозец присутствует - все как положено на Новый год... Только не дома... А она возьми и ухватись за эту мысль: мне, говорит, эта идея очень даже нравится, а вот этот домик с елкой у порога - вообще прелесть. Только, говорит, если мы едем на Новый год, надо ВСЮ семью с собой брать... Всех шесть человек, включая бабушку и шурина. Вот тут я на задницу и сел - ничего себе съездил покататься!

Потом прикинул: Саша (шурин) - мужик самостоятельный и билеты сам себе в состоянии оплатить, а мама нашу компанию увеличит всего на одного человека, ничего страшного, тем более, что мы ее все равно каждый раз с нами ехать уговариваем, а она каждый раз отказывается. Да и апартаменты почти все равно, на сколько человек снимать - 4 или 6, разница невелика. С машиной только загвоздка - маленькую, как обычно, не возьмешь уже.

Но тут уж я алчно решил воплотить в жизнь еще одно свое давнее желание - покататься на чужбине на настоящем большом джипе, послав подальше свое обычное желание сэкономить на аренде и бензине. А то мы каждый раз берем какой-нибудь гольф или микру и лезем на них к черту на рога. Этакий микро-джиппинг получается. Как только никуда не вляпались ни разу, не знаю.)) А на этот раз рот своему обычному скупердяйству заткнуть оказалось очень даже просто.

Во-первых, нас много, и обычная машина уже не подойдет, а во-вторых, мы едем в горы зимой, и полный привод очень даже не помешает. А безопасность моей семьи лишние четыреста-пятьсот евро стоит - молчать скопидомы!!!! Так я и рассуждал, разыскивая в инете подходящий джип, что, кстати, оказалось не так уж и просто, учитывая, что мой внутренний скряга-эконом сумел настоять-таки на одном условии - обязательный дизель и механика. Уж не знаю с какой попытки, но мне все же удалось обнаружить почти искомое - дизельный «Тойота Прадо»... Правда, пятиместный...

Посмотрел для оценки похожую машинку своего шефа - да тут места вагон, все усядемся. Так что найденный вариант вполне устроил. Забегая вперед, скажу, что это было первый раз, когда мне дали именно ту машину, которую я и бронировал. Там действительно не было дополнительных раскладных мест, которые частенько бывают в «крузаках», и на которые я в тайне все же надеялся. Но мы все разместились, хотя иногда было, конечно, и тесновато. Но джип этот на тех заснеженно-ледяных горных перевалах и проселочных серпантинах, куда мы забирались, был очень даже уместен.

Во всяком случае, я не раз ласково и одобрительно внутренне гладил себя по головке за выбор средства передвижения. А мой внутренний скупердяй ничего не вякнул, даже когда я предварительно подсчитал расход евросолярки, оказавшийся на перевалах около 20л на сотню. Кстати, результирующй расход с учетом почти пятисот километров трассы оказался куда как более лояльным - что-то около 15-ти литров. Вполне приемлемо для этого танка и тех дорог, где мы ездили.

Итак, я забронировал выбранный коттедж в Жабляке, выкупил авиабилеты на всех на 31-е декабря, заказал праздничный стол на вечер в соседнем с нашим домиком ресторане, и нам осталось только ждать Нового года. До поездки оставалось еще... три месяца, шел только сентябрь. Но время в трудах и заботах пролетело как-то совершенно незаметно, пришел декабрь, пора было и собираться. Свои лыжи с ботинками, как и дочкин сноуборд с собой решили не брать - возьмем напрокат, он там стоит немного (10 евро за любой комплект в день - у нас в Подмосковье, к слову, такой же комплектик обходится в 400-600 руб. ЗА ЧАС - нет слов!!!).

К тому же, страна все же южная, а Балканские горы совсем невысоки - 2-2,5 км, так что снега в декабре на склонах может и не оказаться. Особенно если учитывать мое патологическое невезение при попытках посетить горнолыжные места. И кстати, снега-то действительно было маловато, особенно в первый день (2-го числа, тк 1-е было почти полностью вычеркнуто из жизни благодаря удачному вечерне-праздничному застолью).

Так что наши друзья, которые меня и спровоцировали на эту авантюру, и вместе с которыми мы приехали в Черногорию, изрядно пообдирали свои лыжи о слегка запорошенные снегом камушки. А прокатное оборудование было не слишком жалко. Это потом уже пошел снег, и все стало хорошо, но в начале...

Чем ближе был час отъезда, тем больше я нервничал. Казалось, все против нас. На работе - полный кавардак, не успеваем до нового года с отгрузками. Пришлось даже метаться в Нижний с оборудованием на своей машине, чтобы хоть как-то закрыть горящие контракты. Потом эти катаклизмы с обледенением и коллапс в аэропортах, которые заставили нас изрядно побеспокоиться. Улетим ли? Очень, знаете ли, не хотелось встречать Новый год где-нибудь в дороге, а тем более в аэропорту...

Напоследок услышал очень неприятную новость о том, что хакеры вскрыли систему безналичных платежей ХроноПэй. Журналюги визжали по радио и в инете, что все данные карточек, с которых платили через эту систему, украдены и бла-бла-бла. Короче, плакали ваши денежки... А я ПЛАТИЛ!!! Все МТС-овские платежи через эту систему идут. В банке, куда я сразу стал названивать, мне предложили просто заблокировать карточку. Чудесно, я тогда остаюсь без денег и, главное, без возможности оплатить забронированные жилье и машину…

Решил рискнуть - карточку не блокировать, но и лишних денег туда не класть, а взять побольше чем обычно кеша. Все это, конечно, оказалось жареной уткой, но тогда меня просто трясло. Да в довершение ко всему 30-го вечером, когда мы отмечали (слегка) последний день старого года и были чуть подшофе, какой-то умник на работе надоумил посмотреть на сайте налоговой свое состояние. А у меня там долг неожиданно нарисовался, я аж протрезвел!

А вдруг меня не выпустят на границе? Тогда же я всем поездку сорву. Короче, в аэропорт я ехал с трясущимися руками. Во как Новый год меня из дома не выпускал! Прямо испытывал... Но мы не сломались, и до Домодедово добрались, и на рейс вовремя зарегистрировались (отправляли почти без задержки), и паспортный контроль нормально прошли (я, почти не дыша)... А потом почуть-чуть коньячку из duty-free, и отпустило. Отпуск начался. Кстати насчет кеша, для Черногории это оказалось наилучшим решением.

В том захолустье все наотрез отказывались от карточки в пользу наличных. Даже за машину я платил налом, и при этом они не взяли НИКАКОГО ЗАЛОГА, как это делает любая прокатная контора, блокируя на карточке определенную сумму. А здесь просто забрали свои деньги, показали количество солярки в баке (кстати, полбака - столько попросили и вернуть), наличие (точнее отсутствие) повреждений и ВСЕ. Я был слегка... эээ... удивлен. Так что карточка нам понадобилась только в Подгорице, когда я оплачивал отель на последнюю ночь перед отлетом.

В Подгорицу зимой летает только Montenegro Airlines. Так что, сами понимаете, дорогие товарищи, это недешево. Единственный способ сэкономить - это заказывать билеты сильно заранее, что я и сделал. Перед самым Новым годом цена билетов поднялась почти в два раза. Зато самолетик интересный «Embraer 195», этакая длинная кишка с четырьмя креслами в ряд, коих, наверное, штук 30. Но летит он быстро, и устроиться там можно очень удобно, не подпирая, как обычно, коленками спинку впереди стоящего кресла.

Так что через два с небольшим часа после всех наших предотпускных треволнений под крылом показались Балканские горы. Красивые, сильно изрезанные ущельями, покрытые лесом до самых вершин, но... почти без снега. Ну что ж, подумалось мне, очередная холостая попытка покататься на лыжах в горах. Будем дышать воздухом, любоваться окрестностями и отдыхать... Первое, что мы ощутили, выйдя из самолета - теплый и вкусный южный воздух.

Так пахнет только не средиземноморских курортах да, пожалуй, в Абхазии. Этот слегка влажный приморский ветерок со смесью каких то растительных пряных ароматов не спутать ни с чем. Удивительно комфортная атмосфера. Куртки и шубы долой, и пешочком (да-да, пешочком!) от самолета к маленькому аэропорту. Размером он, наверно, поменьше Курского вокзала в Москве, а наверху прикольная большая надпись - "Aerodrom"". Так во всех балканских странах пишут. О да, деточки, мы на юге, и здесь, как и положено на юге, тепло...

На все пограничные формальности, ожидание багажа и получение машины времени ушло не много, так что менее чем через час мы двумя машинами бодренько взяли курс на городишко Жабляк, цель нашего путешествия. Вот здесь самое время отвлечься и сказать пару слов об особенностях автонавигации в этой стране. Черногория для европейцев, это что-то вроде Дагестана или какой-нибудь Кабардино-Балкарии для нас. Знать про ее существование, они конечно знают, но что там внутри?...

Это не про политику (ни боже мой), это про дороги. Как мы поняли еще до путешествия, единственная система, которая более или менее знает Черногорию, это IGo. Причем желательно иметь самую свежую версию карт, только в этом случае вы получите возможность ориентироваться в Подгорице (с улицами и домами). Остальные системы, даже самые продвинутые в Западной Европе, в этой стране рисуют две дороги - одна от столицы на побережье и затем в Хорватию, а вторая витиевато на северо-восток в Сербию, будто они всеми силами стараются вас вывести из этой Терры Инкогнито.

Так что для передвижения по Черногории желательно предварительно подготовиться, в смысле картографии. Второе: здесь практически бесполезно на заправках (как это происходит везде) искать свеженькие карты автодорог. Нету их, в смысле карт, так что смотри пункт один. Третье: Черногория - горная страна, и если вы за рулем, то готовьтесь к серпантинам, даже если речь идет о "скоростной магистрали". Четвертое: дороги тут есть разные, и серпантин серпантину рознь.

Это я говорю в том смысле, что если слепо доверяться навигатору, он обязательно попытается вас провести кратчайшим путем... Правильно - по самому крутому горному серпантину, через перевал, где дорога вполне может оказаться откровенным проселком. Я не шучу - таких чудес в Черногории более чем достаточно. Я подозреваю даже, что все страшилки об ужасающих дорогах этой страны, коими пестрит интернет, имеют корни именно здесь - мы сейчас все ездим с автонавигаторами, а они здесь почему-то не отличают проселков от магистралей.

Не надо стесняться СПРАШИВАТЬ дорогу у местных: дорог здесь строится много, но на карты они еще не попали. Даже в Google. Я же говорю - Терра Инкогнито. Например, от Никшича на побережье, к Которской бухте, уже проложена прекрасная скоростная (насколько это возможно в горах) дорога. Множество тоннелей дают возможность обойтись почти без изнуряющего петляния по горам. А все карты в один голос не советуют сюда ехать. Гугль вообще сообщает, что на этот маршрут придется убить часа два с лишним, в то время, как я потратил всего лишь около часа. То же самое можно сказать и про дорогу между Подгорицей и Никшичем.

И последнее: если вы едете от Подгорицы в Жабляк, я бы посоветовал выбрать маршрут именно через Никшич. Я там не ездил, но особых сюрпризов быть не должно. А вот автонавигаторы обязательно поведут вас более короткой (по их мнению) дорогой по ущелью Морача на север. Это, конечно, гораздо более живописный маршрут... И, наверное, покороче... И именно тут идут экскурсионные автобусы. И ради бога. Только зимой, и если у вас не джип, ни в коем случае не поворачивайте налево на Жабляк, не доезжая Колашин.

Там ПРОСЕЛОК, идущий через полутора-километровый перевал с настоящей горной, почти неухоженной дорогой, проложенной ущельем Пива, что в данном случае является названием реки, а не прекрасного пенного напитка. Здесь кроме местных, никто не ездит. Направляйтесь на Колашин. Эти лишние 25-30 километров сэкономят вам и вашим пассажирам много времени и нервов. Ну а мы, как водится, по незнанию свернули налево...

А куда мы еще должны были повернуть? Два навигатора в двух машинах сказали: "резко поверните налево". Придорожный указатель тоже гласил - Жабляк - туда!!! И нас поначалу даже не очень насторожило то, что дорога сразу стала значительно хуже. Мы же в конце концов знали, что едем в горы, в захолустье даже этой страны.))) Дорога не подвела - резко пошла в гору, и 180-тиградусные повороты стали не редкость. Скоро по обочинам заискрился снег - ура!!! Наивные...

Затем этот снег заискрился уже и на дороге... Точнее лед. На горном серпантине. Причем россыпи камней, которые после нашего поворота очень часто стали попадаться на дороге, никуда не исчезли... Как это там, у Задорнова было? Смеркалось?... Да нет, тьма спустилась - выткни глаз. Я шел первым с постоянно включенным дальним светом, который справа высвечивал отвесную скалу над нами, а слева черную пустоту безо всякого ограничителя дороги.

Впрочем, иногда дорога шла вдоль близко подступающих с той или другой стороны заснеженных деревьев, а изредка попадался старый и ржавый металлический отбойник. Кстати, за эти оставшиеся 60 км мы так и не встретили ни одной ни попутной, ни встречной машины. И, слава богу - на многих участках мы бы физически не смогли разойтись, снежная или ледяная КОЛЕЯ на серпантине и ширина этой дороги просто не позволила бы это сделать (как собственно, и сдать назад).

Моей основной передачей стала вторая с переходом на первую в поворотах. Это на дизеле-то!!! На третью переходил только перед началом спуска, чтобы затем сразу уйти на вторую для торможения двигателем. После прохождения каждого поворота я с тревогой смотрел назад - как там Витька, прошел ли? У него был обычный переднеприводной минивен, и его спасал только огромный водительский опыт. Уууух! Это было настоящее приключение! В один из последующих дней мы специально доехали туда - надо же было посмотреть на эту дорожку при свете дня.))

Что вам сказать? Вот тогда мне стало страшновато... Один местный абориген, которого мы встретили на старом изрядно потрепанном Опеле, с таким удивлением посмотрел на нас, что мы оторопели. Что, мол, вы здесь делаете? Туристы здесь не ходят. Сюда даже турки при завоевании Балкан не дошли!))) Но красота там просто шокирующая! Великая красота дикой горной страны... Каково же было наше удивление, когда, не доезжая несколько километров до Жабляка, мы выбрались на нормальную дорогу с твердым покрытием и разметкой. Ого, да тут цивилизация!

До отеля мы добрались за полчаса до Нового года по Москве, так что успели открыть шампанское под бой московских курантов. А потом в теплой компании в ресторане, не спеша, за столом, с местными и прихваченными из duty-free напитками... Короче, меня потом, как говорил известный киноперсонаж, "развезло от усталости", так что год, практически, начался где-то со 2-го...

Городок Жабляк - очень интересное местечко. Вообще, каждый раз его упоминая, я с трудом заставляю себя произносить слово город. Он чуть больше чем деревня, но чуть меньше, чем стандартный российский поселок. Только еще в советские времена там построили несколько гостиниц, объявив его горнолыжным центром. В этом состоянии он и пребывает. Две-три улицы, в основном одноэтажные или двухэтажные частные домики и коттеджики среди огромных зеленых елей.

А над всем этим царят великолепные заснеженные горные вершины. Лепота!!! Красиво до безобразия, и воздух такой вкусный, и вода такая чистая! Это центр национального парка Дурмитор, охраняемого Юнеско, одна из главных гордостей Черногории. Аборигены вообще очень интересно относятся к своей стране и своей природе. У них все самое-самое. «Жабляк - самый высокогорный город (?) на Балканах». Полторы тысячи километров над уровнем моря - не хухры-мухры - верю...

«Дурмитор - самое экологически чистое место в Европе». Ну не знаю на счет самого, но там действительно хорошо... «Ущелье реки Тары второй по величине каньон в мире после Гранд-каньона в США». Здоровый он, аж дух захватывает, но только кто ж его мерил? «Мост через Тару самый высокий в Европе». А вот это брехня - французский мост Милло выше его в два раза, а длинней в пять... «Которская бухта - это единственный настоящий фьорд на юге Европы». Не знаю на счет «единственного», но он действительно настоящий, и это одно из самых красивых мест в мире. Это точно.

Природа вообще - это главное богатство Черногории. Там безумно красиво везде. А вот с инфраструктурой и цивилизацией европейской там явный напряг. Как я уже упоминал, Жабляк в основном, остался на уровне совка. Конечно, появляются симпатичные маленькие гостинички, коттеджи, но все это как-то беспорядочно, в самых иногда неподходящих, кажется, местах. Тут есть и несколько ресторанчиков, почти на любой вкус, и магазинчиков, довольно сельского вида, но с претензией на супермаркеты - вполне достаточно для не сильно притязательных туристов, кои в основном, сюда и приезжают.

Но более всего совок проявляется в двух вещах - просто нереальном количестве полиции (сходка у них там была что ли?) и медицине. Последняя меня просто слегка... гм... удивила. Случилось так, что мне все-таки потребовался травматолог. На нормальных синих трассах кататься - это же не интересно!)) Так что я полез на черные. Ну надо же почувствовать настоящий азарт, получить адреналин! И вы знаете, получил, когда меня метров 50 под горку тащило, а я барахтался в снегу с одной мыслью: чего же эта зараза, левая лыжа, не отстегивается - чертов прокатный инвентарь.

Короче, ножке было немного больно.) В аптеке, куда я обратился с вопросом о местонахождении травмпункта, на меня посмотрели удивленно. "Нету такого". Как это - на горнолыжном курорте нет травмпункта? Бред. Побрел в местную больничку. Это такая разруха, какой я давно не видел в наших самых маленьких городках! Н-да... И регистратура, как у нас в поликлиниках, работающая по принципу - правильный пациент должен выстояться.) В итоге меня все же осмотрели (визуально) и отправили восвояси, намазав Фастум-гелем. Потянул просто - ну слава богу…

А что касается самих трасс, то тот, кто был у нас на Домбае, вряд ли здесь получит что-то большее. Трассы не сильно ухожены, если не сказать больше - кусты, камни, старые подъемники. О снеговых пушках никто и не говорит - нету их. Перепад высот, конечно, довольно приличный, но обустроенных трасс всего-то километра 3-4, не больше. Вот вам и главный горнолыжный курорт страны. Хотя ребята потом ездили кататься в Колашин, и им там понравилось гораздо больше - и трассы интереснее, и инфраструктура лучше. Только Колашин ниже и южнее, так что есть риск оказаться без снега...

Но о качестве трасс могут брюзжать завсегдатаи альпийских курортов, а для меня все было в первый раз по-настоящему - горы, склоны, длинные подъемники и настоящее ощущение полета на лыжах, а не только кверхтормашками.)) Здорово! А на вершине мира просто хочется петь, так там кайфово. Гора Савин Кук, куда ходит креселка, и где начинается верхняя самая черная трасса, одна из самых высоких в Дурмиторе. Поэтому, когда смотришь вокруг, кажется, что вся страна с окружающими горами у твоих ног. Незабываемое ощущение.

Так как я по определенной причине вынужден был освободить гору от своего присутствия, мы решили покататься по окружающим достопримечательностям. Честно говоря, gps-координаты всех местных красот я определил еще задолго до начала поездки, и на месте нам оставалось только выбирать. Но три места я хотел посетить обязательно: мост через ущелье Тары, Черное озеро и монастырь Острог. Первые два находятся недалеко от Жабляка, поэтому туда рванули в первую очередь.

Черное озеро.

Я особенно не ждал ничего от него зимой, а совершенно случайно получил одно из самых сильных впечатлений за эту поездку. Это место оказалось просто удивительным. Представьте - абсолютно гладкий и не занесенный снегом лед, на котором трудно даже устоять, такой он скользкий. Он прозрачный, и темная зелень его уходит куда-то в глубину, видны только вмороженные пузырьки воздуха, а дальше чернота. Вокруг озера берега покрыты вековым темным еловым лесом, а над всем этим царят белоснежные горные вершины.

Синее-синее небо, яркое солнце, темно-зеленый лед и тишина... Народ развлекается, пуская по ледяной глади крупные ледышки. Если толкнуть такую посильней, она запросто скользит метров 150-200, издавая чуть приглушенный мелодичный звон. Это звучит ледяной панцирь озера. А еще удивительней было встретить здесь настоящие лилии из снега. Это целое поле огромных (размером с ладонь) снеговых кристаллов. Они невероятно красивые, и сохраняют свою форму, даже если аккуратно взять их в руки.

Как я потом узнал, такой величины кристаллы могут вырасти только в абсолютно чистом воздухе при определенной влажности и температуре. Удивительное явление природы. Позднее мы приезжали сюда еще раз, но прошел сильный снегопад, и озеро укрылось ровным ослепительно белым покрывалом снега и прелесть свою от этого подрастеряло. Оно дождалось нас и уснуло до весны.

Тара.

Я, планируя поездку к Таре, еще дома насмотрелся фотографий ущелья из интернета. Они почти все летние - зеленый лес по склонам, синее небо, мост, перекинутый через ущелье, все это казалось каким-то нереальным и буквально манило. Но фото не передают и десятой части впечатления, которое там получаешь. Величие ущелья реки Тары воспринимаешь всем своим существом. Оно действительно огромно. И может быть, я ошибаюсь, но оно лучше выглядит именно зимой.

Шел снег, немного скрадывая перспективу, и темные от деревьев склоны ущелья терялись в далекой белесой мгле. Это нисколько не ухудшало обзор, а только добавляло таинственности места. Преобладали два цвета - белый снег и черные деревья. И посредине всего этого черно-белого далеко внизу струилась и кипела яркая сине-зеленая лента Тары. Нереальный пейзаж! А мост через ущелье, даром что построен в сороковых, выглядит абсолютно средневековым, особенно издали.

Говорят, что если вы не посетили три ущелья, вы не видели Черногории. Может быть, но, на мой взгляд, чтобы понять эту страну, ее надо объехать всю, настолько она разная. И желательно это сделать не на экскурсионном автобусе. На последний день мы запланировали большое путешествие. Мама очень хотела попасть в монастырь Острог, Ирина просто жаждала увидеть море и Которскую бухту, а мне уже опять хотелось перемены мест, дороги, еще и еще новых впечатлений.

И только шурин, уже пресытившись красотами, требовал быстро (желательно по прямой) доставить его тело к отелю поближе от аэропорта.)) Фиг тебе, связался с нами - бродягами, терпи. Дорога на Никшич от Жабляка оказалась просто шикарной, и я наконец то смог раскочегарить наш танк на сотню с лишним. Так и летели, закладывая в поворотах, аж уши заворачивались. Все-таки «Prado» - это не легковая машина, и на трассе я постоянно чувствовал себя водителем камаза. Очень комфортабельного и быстрого камаза.))

Внутренняя часть страны, куда не возят туристов, очень напоминает наше захолустье каким-то постоянным ощущеньем бардака, разрухи, совка. Грязь и мусор, нередко встречающиеся по обочинам дорог, какие-то брошенные или запущенные сельские домики и хаты, местами требующие ремонт участки дорог, старые машины, причем очень часто наши Нивы. Дежавю... И только, переводя взгляд на покрытые лесом горные вершины, периодически встречающиеся озера и бурлящие в ущельях речки, ощущаешь себя там, где ты есть. Красивое, но очень бедное захолустье Европы. Я бы даже сказал, что Европы-то почти и не ощущается. Более всего похоже, наверное, на Абхазию. По внутреннему ощущению...

По маршруту на Острог навигатор вывел нас (в который раз) на узкую и очень извилистую горную дорогу. Местами ее ширина не позволяла разойтись двум легковушкам, а в одном месте половина полотна просто сползла вниз под откос, и мне даже пришлось выходить из машины, чтобы убедиться, что мы здесь пройдем... Дорожка, как водится, была очень интересной, я люблю горные серпантины, правда мама с шурином натерпелись страху. Но первая переживала молча – уж очень ей хотелось увидеть православные святыни, а второй громко сетовал на свою почти загубленную молодую жизнь…

А я рулил и недоумевал - Острог же очень известное место, туда и туристов, и паломников возят на автобусах.. Как?!!! На обратной дороге от монастыря навигатор, почему-то, сжалился над нами и сразу вывел на магистраль - вот и ответ на все мои вопросы об автобусах. Несмотря на многочисленные утверждения о невозможности подъехать к самому верху монастыря, дорога туда ведет вполне сносная. Так что мы без проблем добрались до самого Острога на девятисотметровой высоте прямо на машине.

Там даже большая парковка для автомобилей есть. Так что все разговоры об обязательной необходимости подниматься в гору пешком, это миф. А атмосфера там действительно царит волшебная. Маленькое наблюдение: скала непосредственно вокруг монастыря имеет желто-золотистый оттенок, тогда как основной ее цвет темно-серый, и издали этот участок скалы как будто светится. Чудо природы?.. На обратном пути мы долго еще пытались разглядеть пятнышко монастыря на огромной отвесной скале. Оно манило, как огонек манит мотыльков.

Когда едешь от Никшича к морю по новой дороге, Которский залив появляется как-то сразу. Только что ехали среди гор по ущельям, и при выезде из очередного тоннеля вот он. Вид на фьорд, который открывается с дороги, просто прибивает к месту. Ты стоишь на высоте нескольких сот метров прямо над морем, и «маленькие» кораблики, которые едва виднеются посредине залива, на деле оказываются красивыми океанскими лайнерами, а тот «небольшой» игрушечный островок, который больше похож на крошечную лодочку - христианским храмом, построенным прямо на уровне воды, на искусственном острове.

Ничего себе размеры залива! Величественные исполинские горы со всех сторон поднимаются прямо из вод Адриатического моря, а непередаваемый цвет абсолютно спокойной воды гармонирует с цветом царящего над всем этим синего неба. Я не могу найти слов, чтобы описать эти места, их надо видеть.

Написав это все, я подумал: красивая страна, а вот возвращаться туда еще раз не хочется. Во всяком случае, не сейчас. Нет желания видеть опять эту разруху, еле выживающие горнолыжные курорты, прибрежные города, от которых веет нашим Сочи… Хочется сохранить в памяти ее горную природу, дикую, еще не испорченную нашествиями цивилизованных туристов. Хочется пожелать благоденствия этим удивительным и добрым черногорцам, среди которых чувствуешь себя едва ли не лилипутом. Счастья тебе, Черногория, и процветания.
Опубликовано: 25 Января 2011

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.