10 дней дорогами демонов и героев

Другие отзывы автора
  • 10 дней дорогами демонов и героев. Часть 2: Размышления о поездке. Советы
Дорога. Жара. И, жизнь, мелькающая за окнами нашего автобуса. В памяти всплывают лица людей и те места, через которые мы проезжали и, где делали редкие остановки. Баба в своей комнате-келье открытой всем ветрам. Отец, отдыхающий вместе с дочкой и внучкой в садах Пинджоры. Пожилой брамин, благославляющий нас в храме Кришны. Паломники на заснеженном перевале Рохтанг. Деревянные храмы, необыкновенной красоты, 16 века, в Наггаре и Манали. Школьники, взвращающиеся с занятий и, ткач, творящий сердцем своим красоту. Терассы для полей, на которых местные жители выращивают свой урожай. Дома местных жителей, уютно расположившиеся за рекой близ дороги.

Маленькое придорожное кафе и, милые очаровательные девчушки, стоящие рядом с муллами. Индийская жизнь, выглядит в глазах европейца первый раз посетившего страну, конечно, несколько суматошной. Машины, велорикши, переполненные рейсовые автобусы. Маленькие закусочные и магазинчики и, везде люди, люди, люди. Дети, мужчины и женщины. На озере Ревалсар добавились и мартышки, вечно атакующие стаями всех, кто держит в руках хоть, что-нибудь съедобное и тех, кто приходит покормить на озеро священных карпов. Усы у них чем-то напоминают усы самого Падмасамбхавы - Великого учителя, принесшего Святую Дхарму в Тибет, в 7 - 8 веке.

По одной из, бытующих и ныне легенд, в этих местах не разумный и жестокий царь приказал сжечь Великого святого, а Его ученицу и свою дочь - Мандараву, бросить в яму и накрыть ее тяжелой крышкой. На седьмой день, после исполнения его приказа, когда дым костра начал рассеиваться, министры царя пошли посмотреть, что же происходит.

На месте костра они увидели озеро, лес вокруг которого был объят пламенем, а посреди него цветок лотоса и пркрасного ребенка, восседающего на нем. Царь, услышавший рассказ своих министров, и сам увидевший произошедшее чудо, расскаялся в совершенных им грехах и злодеяниях. Мандарава и дальше продолжила выполнять духовные практики, получая наставления от великого Падмы, пока не обреда плоды Просветления. Леса вокруг озера Ревалсар, как и леса Шести архатов в Харване, давно нет. Его место заняли многочисленные индуисткие храмы, буддийские монастыри, сикхские гурудвары, кафе, гостиницы и мелкие лавочки, где вы можете приобрести различные сувениры на память или купить, что-нибудь из съестного. Есть и своя парикмахерская - одна небольшая комната в длинном одноэтажном доме на главной улице поселка. Относительно недалеко от озера находятся и почитаемые среди местных жителей, паломников и туристов пещеры - Падмасамбхавы и Мандаравы. На парковке вы можете приметить все те же лавочки полные сувениров, а чуть выше самих пещер и, развешенные на благо всех живых существ, флажки, с написанными на них мантрами и молитвами.

Легенды и предания окутывают, словно плотной пеленой тумана, те места, через которые мы проезжали. Уже вечером после восхождения на перевал Рохтанг, эти ворота в священную Шамбалу, посещения храма святого Вашишты - учителя и наставника принца-бога Рамы и серных источников, мы попали, в зачарованный лес Дхунгри, на северо-западе Манали. Где-то в этом лесу, один из братьев Пандавов, силач Бхим убил жестокого людоеда-ракшаса по имени Хидимб и женился, с благословения матери - Кунти и своих братьев, на его сестре - Хидимбе. Братья Пандавы, эти мужи - тигры доблестные в битве, прожили вместе со своей матерью в ближайшем городе около года. За это время Хидимба подарила своему мужу и возлюбленному сына - Гхатоткача. На протяжении многих лет он был предан своему отцу и своим дядям - пандавам, частенько выручая их в затруднительных ситуациях. Погиб Гхатоткача, мужественно сражаясь на великом поле брани - Курукшетре, от сокрушающего дротика Индры, брошенного рукою царя Карны, сына жены возничего и Сурьи - бога Солнца.

С, канувшими в водоворот времени, событиями это место связывает и священный камень почти правильной прямоугольной формы, сохранившийся с конца бронзового - начала железного века, с ямкой отверстием посредине, в которую стекала кровь жертвенных коров и коз. Каменный алтарь, ушедший под собственным весом в землю, со времени постройки храма Хидимбы в 1553 году князем Бахадуром Сингхом. скрыт от посторонних глаз за массивной низкой дверью. В небольшой нише, под его основанием, хранятся две маленькие, разодетые в яркие одеяния, бронзовые фигурки Дурги, с которой ракшаси и жена пандава Бхима - Хидимба, стала со временем отождествляться.

Супруге господа Шивы, богине матери Дурге - Красавице и хозяйке трех миров, посвящен и храм в Наггаре - Трипура Сундари. Храмы построены в виде четырех ярусной пагоды, каждый из этажей которой завершается наклонной, деревянной четырех скатной крышей. Верхний, шатровый ярус венчает бронзовый шар с трезубцем господа Шивы. Стены храмов сочетают в себе каменную кладку без раствора и несущие деревянные балки. В храме Трипура Сундари они богато декорированы. Вдоль первого этажа святилища Дхунгри идет веранда с колоннами, украшенными: традиционным орнаментом: звезды, горы, цветы. Интересно, но те же звезды и горы можно найти и на гуцульских сундуках или писанках 16 - 19 века. Настенная резьба около входной двери, наряду с барельефами мифических предков, едущих на лошадях и собаках, слонов богов и богинь, содержит и древний индоевропейский скифский сюжет - оленя с головой вполоборота и типичную для Средиземноморья фабулу - двух птиц утоляющих жажду нектаром жизни. Фасады здания прикрашены рогами оленей и горных баранов - архаров. Двух птиц, сидящих друг против друга, можно увидеть и на центральной перекладине креста, прибитого к стене одной из пристроек храма Трипура Сундари. Между ними расположен квадрат с тонко вырезанными цветами и звездами. Подобная пара птиц может соотноситься с солнцем и луной, выступать гарантом правильности исполнения ритуала, быть воплощением идеи плодородия, богатства и благополучия.

Обходя храм Трипура Сундари, можно заметить со стороны входа небольшую деревянную фигуру льва с хвостом в виде змеи. Наравне с крестом, это один из самых интригующих и запоминающихся образов в долие Куллу, указывающий на неразрывную вечную связь мужского и женского начала во Вселенной.

Если Вы остановитесь в одной из многочисленных гостиниц Наггара - Месте священного змея, не поленитесь, поднимитесь к храму господа Кришны и Радхи, 9 - 12 века, знаменитого своей резьбой по камню. Под тем местом, где сегодня, в храме, проводится служба, в начале 20-го века, англиские археологи в ходе раскопок обнаружили: небольшое предприятие, по обработке меди, стоянку и алтарь, относящиеся к 2 - 1 веку до новой эры. Просто погуляйте по городу или загляните в один из магазинчиков. Сложный геометрический орнамент на шалях в основе, которого часто встречается и крест, чем-то напоминает узоры на гуцульских вышитых сорочках, рушниках, шерстяных дорожках, предметах верхней одежды - сардаках и кептарях. Схожа между собой и яркая насыщенная и в тоже мягкая цветовая палитра.

Повседневная традиционная одежда местных женщин, конечно, скромнее проще практичнее. В ее основе - шали, только из более грубой шерстянной ткани - патту, которые закрепляют около правого или левого плеча серебрянными заколками соединенными цепочкой, а на поясе куском ткани - гачи. На голову повязывают однотонный или разноцветный платок. Наверное, похожим сродным образом одевались и женщины на берегах Дона или в Аркаиме, в период его расцвета с 2300 по 1600 гг. до новой эры. Только вместо, вошедших в моду кофт, они могли использовать меховые накидки, прикрывая ими оставшиеся обнаженные руки и плечи. Само название долине, где по склонам гор разбросан Наггар, дали ещё арии. Для них она была концом обитаемого мира - Кулантпитха. В исторические хроники название попало благодаря китайскому путешественнику и буддийскому монаху Хуанзангу, впервые описавшему ее.

По долине Куллу и Кангра можно путешествовать бесконечно. Мы увидели только сотую часть их красот и чудес. И, поверьте, ни какой рассказ, сколько подробным он не был бы, не заменит личных впечатлений и переживаний. А, 8 - 12 часовые переезды, жара - все это пустое. Главное, не забудьте взять с собою на ряду с майками и легкими тренировычными брюками ещё и несколько теплых вещей. На перевале Рохтанг и в мае месяце ещё лежит снег.
Опубликовано: 17 Августа 2010





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.