Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Ч.1

Другие отзывы автора
  • Госпожа Северное Сияние - Финляндия. Хельсинки ч.5
  • Госпожа Северное Сияние - Финляндия. Хельсинки ч.4
  • Госпожа Северное Сияние - Финляндия. Хельсинки ч.3
Все отзывыМожайск… Кто бы мог подумать, что имя этого старинного города до поездки вызывало у нас в памяти только молочную бутылку с когда-то невероятно вкусным, а сейчас никаким, можайским молоком. И ничего больше, вот, что странно. Хорошо, мы, русские, знаем, помним, изучаем историю своей родины.

В наших продвинутых донельзя тв и прочих информационных носителях такие древние русские городки, мягко говоря, особо не показывают и про них не пишут. Поэтому изучение русской истории по этикеткам от молока, обёрткам от масла и печатным пряникам – это уже нормально, и на этом спасибо, что не дают забыть.

Можайск – это вообще-то не только старый русский город ~ 1231 года, то есть имеющий на сегодняшний момент 777-летнию Историю! Этот город раньше называли «Славным Можайском» и «Священным городом русских». Хороших и красивых городов было много, а так - ни один не назывался. Это был город – крепость, сторож, пограничник.

Сначала был Черниговским уделом (13 век), потом Смоленским, потом присоединён к Московскому княжеству, но сумел отделиться и стать удельным Можайским княжеством, побывал и в опричнине. Сколько раз горел - деревянную Можайскую крепость захватывали и сжигали татары Дюденя/1293, Тохтамыш/1382, Егидей/1408, а также поляки и литва/1613.

Старый герб Можайска выглядел так: «В серебряном щите червленая зубчатая каменная стена, с шестью круглыми таковыми же башнями, с серебряными швами и открытыми воротами. В вольной части - герб Московский. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою».

Стена с воротами – это символы военной доблести города-крепости. Сейчас из описания старинного герба наши административные современники повыкидывали всё лишнее, ни к чему нам щиты и александровские ленты. Описание герба в настоящий момент выглядит так: «В серебряном поле на зелёной оконечности четыре башни, соединённые зубчатой стеной со сквозной аркой посередине; из-за стены по краям выходят две башни; стена и башни червлёные, мурованные золотом».

Раньше (нач.17в.) в этом городе было 18 монастырей (десять правильным кольцом окружали Можайский Кремль-крепость) и 75 церквей. Сейчас – 1 монастырь и несколько (2-3) церквей.

В 12 км – Бородино. Село и поле, вернее, поля, украшенные сейчас вольными раскидистыми берёзами, обелисками с орлами (на них перечислены даже раненые!) и бескрайним небом с шелковыми облаками.

В ~30 км Верея – Протва-река (приток Оки), сосны, живописная местность, на макушке высоченного холма – высоченная церковь Рождества Христова, рядом на утёсоподобном камне на самом краю склона – памятник герою войны 1812 года – генерал-лейтенанту Илье Дорохову, лихому гусару, освободившему Верею от французов.

Ну, а в самом Можайске мы увидели и потряслись двумя знакомствами: с Ново-Никольским храмом, окутанным масоно-тамплиерской мистикой и таким знакомым уже (по Вологодской области) простым и цельным, совершенно русским Лужецким Ферапонтовым монастырём на берегу Москва-реки. И ещё многим другим. Обо всё по порядку.

Сайт города: Ново-Никольский собор. (ул. Бородинская, 9)Ново-Никольский храмЯ сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.

Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное.

Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне. Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва. Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.

Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные. Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами.

Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.

На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ.

Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т. е. в католических соборах.

Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.

Ещё немного об образе Николы Можайского.

Это – не скульптура, т. е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.

Истоки, т. е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.

Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.

Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет.

Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.

Теперь самое интересное. Кто же автор собора? Когда построен? Ответ – неизвестно, неизвестно. Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».

Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.

И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …

Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?

В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).

Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??

Что-то всё это смутно напоминает…

Масоны? Да.

Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала)? – съездите.

Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?

Немного истории.

Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре.

И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью. ().

17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В. Баженов и М. Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.

Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки).

Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.

Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.

В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске. Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).

Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.

И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.

Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».Церковь Иоакима и Анны. (ул. Крупской, 6)Церковь Иоакима и АнныМы увидели её маковку, торчащую из гражданской застройки, относительно неподалеку от Новоникольского собора и поехали навскидку в примерном направлении. Церковь Иоакима и Анны, носящая имена библейских родителей Богородицы, празднично красно-белого цвета, зажата на тесном квадратике земли между двумя деревенскими улицами. Облака цветущих деревьев, которые росли на соседних участках за церковной оградой, поделили свою красоту поровну между соседями – свесили свои кудрявые головки в белых праздничных бантиках-цветках и на церковную территорию.

Вообще это место имеет свою интересную и старинную историю.

В кон.16в. здесь стоял Иоакиманский/Якиманский монастырь, упразднённый Петровскими реформами в 18в.

Храм св. Иоакима и Анны относительно новый - датируется кон.19в. Но сзади к нему почти «плечом к плечу» совсем близко и тесно примыкает другая церковь - древняя, 14в. Когда-то она была белокаменной, но сейчас восстанавливается и реставрируется, остатки белого камня уже заменили на красный кирпич. Но всё-таки небольшой светлый фрагмент древней кладки в одном месте выглядывает из-под современного кирпича.

В Иокиманской церкви нас удивили закопченные своды, причем с достаточно хорошо сохранившимися росписями. Муж первый обратил внимание на этот момент и выдвинул три шерлокхолмовские версии:

- что храм, скорее всего, раньше не использовался под склад или гараж (как обычно) - поэтому росписи и сохранились;

- фрески немного растрескались потому – что храм долгое время был холодным, т. е. не отапливался;

- а следы копоти от свечей на потолке - видимо, храм оставался действующим несмотря ни на что.

Мы угадали - действительно, в советское время «новая» Иоакиманская церковь была одной из немногих действующей в Можайске, которую не закрыли. А в «старой» - какое-то время сначала располагался архив, а потом в 50е годы она стояла пустой, с выбитыми окнами.

В самой церкви очень красивая, старинная, ярко-разноцветнаяй напольная плитка. Не знаю, каким образом она сохранилась до сегодняшних дней в такой отличной форме, цвете и сохранности, но о её подлинности говорят даты (нач.19в.) и название мастерской на рядах плиток у порожка.Можайский Лужецкий Рождественский Ферапонтов мужской монастырь. Или Монастырь на Лугу.Монастырь на ЛугуМожайский – на окраине города, улица Герасимова. Перед мостом через Москва-реку повернуть налево.

Лужецкий – Луговой, на Лугу. Когда мы к нему подъезжали, то уже издалека оценили открыточный вид – зелёное поле-луг с веснушками одуванчиков, и вдалеке-вдалеке на фоне прозрачно-голубого неба с нежными облаками – солнечно горят золотые маковки. Монастырь, действительно, находится в дивно приятном, просторном и вольном месте - на косогоре, на высокой и ровной его макушке-лужайке, внизу – виток узкой, блестящей на солнце Москвы-реки и деревеньки. Место это древнее, его ещё называют – Брыкина гора.

Стиль монастыря – лаконичность. Спокойная изысканность, русская простота. Всё белое – стены, угловые башенки, Надвратная Преображенская церковь, Введенская церковь с трапезной (впереди, прямо), братский корпус (слева), шатровая «свечка»-колокольня и Рождественский собор (справа). Нач.15 в.

Рождественский – потому что главным зданием монастыря является 5главый Рождественский собор, ~ сер.16в. К нему ведёт высокий, широкий и торжественный пролёт ступенек. Внутри росписей почти нет, они не сохранились, только крошечные кусочки - над оконными проёмами. В церкви есть очень интересная икона «Достойно есть» (слева от входа). А главное – здесь находится деревянная резная рака с мощами преподобного Ферапонта (слева от входа, у алтаря).

Ферапонтов – монастырь был основан преподобным Ферапонтом (о нём я уже писала в рассказе «Звёзды Русского Севера. Кириллов и Ферпонтово»). Из своего созданного под Вологдой Белозёрского Рождественского монастыря сюда под Можайск старец был отозван молодым Можайским князем Андреем (сыном Московского князя Дмитрия Донского). И Белоозеро и Можайск были его наследными княжескими вотчинами.

«Воля Господня да будет» - всего-то и сказал 70й (!) почтенный монах и пустился в дальнюю дорогу. И не только благополучно приехал, а тут же занялся постройкой нового монастыря. Нашёл энергетически сильное место – на вольном лугу, на высоком холме, рядом с Москвой-рекой и начал строительство монастыря – во имя Рождества Богородицы.

Есть интересная особенность в России – из всех русских рождественских монастырей, только несколько Христорождественских, все остальные – посвящены Богородице. Трудно объяснить, что это значит. Скорее всего – России ближе всего душевность образа Марии, на Руси всегда больше интересовались рождением Божественной природы, которую почитали в лице Богородицы.

Про себя сравниваем Ферапонтов Лужецкий монастырь на Москва-реке с Ферапонтовым Белозерским на Бородавском озере - моим любимым монастырем. И похоже, и не похоже. Дух здесь немного другой. В том – больше спокойствия, природной тишины и мирской отрешённости. Здесь тоже тихо, спокойно и отрешённо, но всё-таки не настолько как там, у озера….

История монастыря соприкасается с разными весомыми русскими царственными деятелями и грандиозными историческими событиями.

Сер.16в. Грозное время. В Лужецком монастыре первым архимандритом после Ферапонта был инок Макарий – будущий митрополит Московский и Всея Руси. Он занял этот пост во время боярских усобиц на Руси при ещё малолетнем Иване, будущем Грозном. И мысль о венчании 16-го мальчика Иоанна на трон принадлежит Макарию, а также начало блестящего периода его правления. Он же был основателем знаменитого собора Покрова на Рву на Васильевском спуске (храма Василия Блаженного).

Сер.17в. Смутное время. В Можайске останавливается Тушинский Вор (Самозванец 2й) со своей Польской Невестой (Мариной Мнишек) и польской армией. Поляки ободрали русский монастырь как липку. Уволокли всё, что блестело, а именно ценные оклады, церковную утварь и красивые, шитые золотом облачения.

Нач.18в. Петровские реформы. По царскому повелению на военные надобности из Лужецкого монастыря было сдано «пятьдесят пудов» колокольной меди. А в дальнейшем по екатерининскому указу секуляризации церковных земель он был отнесён ко второму классу.

Нач.19в. Отечественная война 1812. Здесь в монастыре квартировался штаб корпуса генерала Жюно и ~4 тыс. солдат. Французы забивали гвозди в образа русских святых, в монастырской ограде проломили двести двадцать отверстий для пушек, сожгли Рождественский собор….

Нач.20в. Красный Октябрь. В части монастырских помещений обосновалась караульная рота красноармейцев, которые помимо жалоб на колокольный звон, перетащили церковную утварь как «идеологически вредную» в местный краеведческий музей. Потом здесь была столовая, потом клуб, колония для беспризорников, фурнитурная фабрика, склад, гаражи. К 60м годам от монастыря остались одни развалины, строительный мусор и заросли репейника.

1994г. Монастырь передан Русской Православной Церкви. Началось воскрешение.

1999г. Состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта. Удивительное. Монастырь был ведь ещё к этому времени в состоянии почти руин, территория поросла сорной травой, а в одном месте вдруг радостно зацвел душистый розовый и белый клевер, никем не сеянный, а главное потеснивший агрессивные заросли сорняков. Как раз на это место указывали монахи, как на предположительное захоронение великого старца. Начались работы.

Во время раскопок происходили события, которые воспринимались как знаки – вдруг налетел сильный ветер и людям, вскрывавшим грунт, запорошило глаза песком, потом пошёл дождь с необыкновенно крупными каплями, и как только закончили петь акафист преподобному Ферапонту, закончились и дождь, и вихрь, и святой старец через столько лет явился людям – его мощи были обретены. Сейчас это место отмечено памятным крестом.

«Воля Господня да будет».

Мы вышли из монастырских ворот и остановились полюбоваться золотым ангелом с золотой трубой на конусе одной из угловых башенок.

План монастыря: Путеводитель и идея поездки.Идея поехать как всегда у нас – непредсказуема как яблоко Ньютона, бац и осенило: «А не поехать ли нам?! …». Правда у нас временное ограничение: только один день, что означает предельно жёсткий радиус удаления от Москвы – не более 120км. Ну и что! Я помчалась к своим любовно собираемым путеводительским запасам. Пошуршала. «Ага, вот он: путеводитель «Подмосковье. Маршруты выходного дня».

Автор: Л. Егорова. Признаюсь сразу: куплен однажды по ходу моего стремительного движения куда-то на книжном развальчике, где всё продавалось за 50руб. Пробегала мимо и случайно зацепила глазами. Подумала, что пригодится. Хотя сразу отмечу, что путеводитель очень сумбурный, подача информации какая-то отрывочная, будто автор мечется из стороны в сторону.

Вообще такие путеводители полезны только в одном плане – общего ознакомления с местом путешествия. Потому что, к сожалению, мало людей, которые с искренним интересом пишут талантливые краеведческие книги и путеводители. Основная масса использует, а точнее клонирует общую инфу густо растиражированную в интернете.

Во всех церковных лавках (а где ещё?) я высматривала краеведческую литературу по Можайску. Удачно. Так я купила книжки «Город Можайск. Храмы Можайского уезда» (О. Пэнэжко) и «Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь». А в сувенирных палатках в Бородино - карту Можайского района (лучше поздно, чем никогда J) и главное – книгу местного краеведа, любителя-историка и бывшего геодезиста Владимира Куковенко. Без неё – не было бы главы о Ново-Никольском храме, вернее её наполнение было бы более стандартно-шаблонным.

Насчёт карты, нужна ли она и стоит ли её покупать? В принципе можно обойтись, поскольку город Можайск не очень большой, и можно использовать как свои наблюдательные способности (покрутить головой по сторонам и заметить маковки церквей), так и коммуникативные (пообщаться с можайцами на предмет «как дойти, где находится»). Но, тем не менее, хорошая карта лишней никогда не бывает и всегда пригодится, поэтому ищите киоски «Союзпечати», в которых они продаются.

Вот наш маршрут:

Можайск.

Ново-Никольский собор. Можайская крепость. Городище.

Иоакимо-Анненская церковь.

Лужецкий Ферапонтов монастырь (мужской). Москва-река.

Два источника (рядом с монастырем и в деревне Исавицы).

Бородино.

Бородинское поле. Река Колочь. Обелиски. Музей.

Спасо-Бородинский монастырь (женский).

Верея.

Торговая площадь и Торговые ряды.

Церковь Рождества Христова.

Памятник герою войны 1812 года гусару Илье Дорохову.

Панорама Вереи и мост через Протву-реку.Немного истории. Краткое представление Можайска.Можайск. Московская область. Минское шоссе (трасса М1). Можно по Можайскому шоссе (А 107). 110км от Москвы. Население ~30 тыс. человек. Можайское водохранилище в 4х км от города.

По указателю «Можайск» сразу за памятником-самолётом на Минском шоссе (М1) мы повернули направо. Судя по карте, мы должны были въехать сразу в город – он в центре, направо – Дорохово, налево – Бородино. На самом деле уперлись в обычный ничем не примечательный Т-образный перекрёсток. Ни Можайска, ни указателя на него нету. Поехали налево в направлении Бородино. Крутили карту и волновались по дороге – а где же сам Можайск? Переехали железную дорогу. И вдруг наконец-то показалась стелла с названием города.

На самом деле, как потом выяснилось, мы поторопились свернуть с М1, хотя, с другой стороны, как не повернуть, если перед глазами указатель? Кто же знал, что он не основной? Поэтому даём совет – если вы в первый раз на Можайском шоссе и едете в Можайск – смело проезжайте мимо памятника-самолёта и указателя. Поворот в город будет несколько дальше, километров через 10-15, зато вы сразу въедете в центр.

Окраины Можайска – это панели, пятиэтажки, палатки-магазинчики и прочее. Причем идёт повсеместная эксплуатация местных знаменитых имён: везде бросаются в глаза магазины, торговые дома и прочие точки с громкими названиями «Бородино», «Барклай», «Багратион», «Кутузов». Наполеона с Мюратом пока в торговых вывесках не наблюдается.

Центр Можайска немного невнятен. Мы просто едем вперёд и среди разномастного панельно-кирпичного, жилого и торгового новостороя с редкими вкраплениями остатков старинных домов с полувросшими в землю окнами первых этажей, ищем глазами Можайский Кремль, по крайней мере, так было написано в путеводителе.

Проехали высокий памятник Солдату весь в тюльпанах, промчались мимо большой сени-беседки со статуей Николы Можайского, который держит в руках поднятый меч и город, но ничего старинного на горизонте не промелькнуло. Наконец в одном из переулков мы заметили шпиль какой-то церкви, пришлось сделать круг и снова сюда вернуться, поскольку мы проскочили мимо этого места на скорости. Я в предвкушении. По всем приметам это Ново-Никольский собор.Два источника преподобного Ферапонта.К первому источнику от стен монастыря (в районе автопарковки) сбегает тропка. Люди писали, что вода в нём содержит серебро, но это – не так. Судя по ржавому налёту на камнях, которыми выложена чаша под струей и по привкусу, в этой воде много железа. Обратно мы решили не культурно вернуться по дорожке к парковке, а по дикому влезть по склону холма прямо к нашей машине наверху.

В процессе скалолазания муж оживлённо рассказывал про то, что в земле нет воздуха и железо остаётся железом, но как только железная вода попадает на воздух, где есть кислород, то начинает окисляться. Ferrum при взаимодействии с кислородом образует оксид железа Fe2O3. Это и есть ржавчина, поэтому камни под источником ржавого цвета. А если бы вода была бы серебряной, то в результате окисления Argentum-а с кислородом камни были бы чёрными. Я недоумённо оглядывалась назад, и думала, с кем это он разговаривает??:)

На второй источник у стен монастыря есть указатель «Святой источник преподобного Ферапонта Чудотворца Можайского. Деревня Исавицы. 0,2км». Расстояние указано неправильно и это вводит людей его ищущих в заблуждение. Все проходят/проезжают по дороге в деревню искомые 200м, растерянно озираются и возвращаются обратно. А надо ехать по этой дороге почти прямо (потом чуть с левым уклоном) ~800м-1км.

Там посреди деревни расположен целый красиво оформленный комплекс – бревенчатая часовня, бревенчатый домик с церковной лавкой, бревенчатый домик с двумя купальнями М и Ж – в каждой из которых находятся по два, выложенных голубой плиткой чистеньких маленьких бассейна с металлическими поручнями и сходами, а также сам источник, красиво облицованный булыжниками, памятные кресты и камни.

Перед тем как окунуться в воду читают следующую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во искупление грехов моих, в просвещении ума моего, в укреплении душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Очень приятное место. Вода вкусная. Пожалели, что не взяли с собой канистры.

(с) - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
Опубликовано: 31 Мая 2010





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.