Сквозь забастовку и пепел вулкана. Часть вторая. Лион-Марсель

Другие отзывы автора
  • Сквозь забастовку и пепел вулкана. Часть третья. Ницца и немного Шарма
  • Сквозь забастовку и пепел вулкана
  • РИМИНИсцентная Италия
Все отзывы

Содержание:Часть 1·Часть 2·Часть 3·

Поездка из Орлеана в Лион была легкой и приятной. Три дня назад, покидая Париж, думали-когда же окажемся здесь снова, через год, два? Прошло три дня, и вот они-мы, пусть и проездом. Спасибо, забастовщики! Билеты хоть и были во второй класс, но на них к нашей радости и удивлению были указаны места. Насколько я помню, обычно так делают лишь в первом классе.

Путешествовать во французских поездах сплошное удовольствие (приходилось и раньше), вагоны чистые и очень комфортабельные. Никаких неудобств в поездке не испытываешь. К тому же есть прекрасная возможность отдохнуть, перед грядущими походами по незнакомому городу. Прибыли мы на вокзал Part-Dieu. Вокзал находится в восточной, современной, части города. Нам же нужно было в гостиницу, расположенную в исторической его части, рядом с вокзалом Perrache. Пока ехали на такси, решили, что в эту часть города забредать не будем.

Современный город с высотными домами, множеством магазинов и прочим набором прелестей крупного центра. Нас больше интересовала его историческая часть. Она узким клином суши делит водную гладь на две реки- Сону и Рону. Чуть ниже они сливаются и образуют одно русло. Гостиница с длинным названием Grand Hotel Mercure Chateau Perrache 4* расположена очень удобно, она примыкает к вокзалу. Никакого шума и прочих неудобств, в связи с его близостью мы не ощущали. Интерьер выдержан в духе старины.

В ресторане, в котором мы лишь завтракали, тяжелые шторы и вообще все напоминает времена средневековья. Кажется, приди сюда ночью, когда все засыпают, и можно будет встретить привидение. Но такая атмосфера ничуть не угнетает, а лишь настраивает на прогулки по старой части города. Заложен он был еще до рождества Христова, во времена расцвета Римской империи. О количестве населения на данный момент, в инете самые противоречивые сведения. Больше всего, по моим ощущениям, правдоподобны такие цифры-480 тыс., с пригородами 1.7 млн. человек.

Главная торговая улица в старой части города - Rue Victor Hugo, с нее мы и начали наш поход. Попасть на нее из гостиницы очень просто, нужно лишь пройти через здание вокзала и миновав площадь Carnot, оказываешься на ней. О качестве магазинов ничего сказать не могу, редко в них заходил, а вот количество огромное. Все покупки совершали в основном в галерее Лафайет, эта сеть магазинов присутствует во всех городах Франции, что мы посетили. Главная площадь города и одна из самых больших в Европе – Place Bellecour.

В центре ее конная статуя Людовика IV – впечатляет. Дальше и чуть в стороне Place Des Jacobins с очень интересным фонтаном-памятником. Вообще, кругом много чего интересного и прогулка до площади Тэрро, что по протяженности не так уж много, заняла у нас целый день. Площадь бесподобна, главное ее украшение фонтан. Он сделан по проекту того же архитектора, что и статуя Свободы в Нью-Йорке.

Скульптуры коней, как бы рвущихся из струй воды, смотрятся очень впечатляюще. Рядом на площади расположено здание Ратуши, построенное в XVII веке и дворец Сен-Пьер, в котором сейчас находится музей изящных искусств. На тот момент я не знал, что по экспозиции он уступает лишь Лувру, мы в него не пошли, о чем сейчас жалею. А вот в его внутренний дворик, что-то вроде минипарка, мы заглянули. Очень уютный. Возвращаясь назад, вышли на набережную Роны. В воде плавали лебеди, река довольно широкая с плавным течением. Ну как тут не отдохнуть, глядя на ее воды.

Сколько они видели, со времен основания города! Трудно представить, но когда-то, наверное, здесь поили своих лошадей римские легионеры. На следующий день решили штурмовать холм Фурвьер, это самая старая часть города, откуда он собственно и начинался. Собор Notre-Dame de Fourviere виден со всех точек города, даже издали он поражает своими размерами и мощью.

Спустились на площади перед вокзалом в метро, сделали пересадку на пл. Беллькур и поехали до станции St-Jean. По пути обратили внимание, что электричка метро состоит всего из двух вагонов, причем управляются они автоматически, машиниста нет. От станции St-Jean далее в гору поднимается фуникулер, подъем очень крутой. Слабонервные поскуливали, глядя вниз. Отдельный билет на него не нужен.

Собор состоит из двух храмов, нижнего с довольно простым убранством, освященного в честь св. Иосифа и верхнего, с богатыми витражами внутри и золоченой статуей Девы Марии, установленной на самом верху. В честь нее он и освящен. Вкратце история появления собора (я этого не знал, и все думал, что же сподвигло на создание такого монументального сооружения жителей города в конце XIX века) – в 1870 г. прусская армия двигалась на Лион, на холме Фурвьер собрались жители города во главе с архиепископом и молились Деве Марии о своем спасении.

И чудо произошло, через несколько дней армия Бисмарка повернула назад. В благодарность за спасение, через два года было начато строительство, на деньги пожертвованные жителями Лиона. И теперь этот собор, в свою очередь, прославляет город. Сверху открывается потрясающий вид на него. Все видно как на ладони, море пламенеющих крыш, площади, соборы, мосты. И все это в обрамлении неспешных вод Соны и Роны. Спускаться решили пешим ходом.

Вообще в этом районе много чего можно посмотреть: римский театр Одеон, археологический музей галло-римской цивилизации, собор Сен-Жан. К сожалению, нам из-за дефицита времени это не удалось. Спуск вниз тянется по тропе роз, кажется так она называется. Все очень живописно. Затем тропа заканчивается и вниз к набережной Соны ведут очень крутые ступени. Но самое удивительное, что вокруг расположены жилые дома, по виду очень древние. Как можно жить на такой крутизне, непонятно.

А ведь сюда подведены все коммуникации для комфортного проживания. Вода, канализация и т. д. Диво-дивное! Перейдя мост через Сону, оказались в районе, который нам был уже знаком. Решили обедать в ресторанчике, который заприметили раньше - столики под сенью цветущих деревьев. Розовые бутоны опадая, устилали все вокруг. По пути решили зайти в магазин: что-то еще было не куплено! Пока все были в магазине, я решил сходить к собору St-Nizier. Еще один пример пламенеющей готики. В предыдущий день мы все вместе осматривали его, хотелось еще раз увидеться.

А вот с обедом вышла незадача. Ждали в очереди, пока освободится место минут 15. Затем примерно столько же, когда подойдет официант и примет заказ. Затем он появился, принес салаты и опять исчез, сказав, что остальное придется подождать. Терпение иссякло, и мы решили отказаться от всего остального. Это их ничуть не расстроило. Похоже, ресторанчик очень популярен у местных, и туристов вроде нас, там не очень жалуют. По приезду прочитал очень любопытную книгу «Под кожей города любви» - впечатления англичанки о двухмесячном пребывании в Венеции.

В частности, она пишет о том, с какой внутренней усмешкой местные жители относятся к туристам. Они считают нас несчастными и обделенными в жизни, потому что нам не довелось родиться в Венеции. Примерно то - же произошло и здесь. Явно это выражено не было, но, по-моему, наш уход они восприняли с облегчением. Возвращаясь в гостиницу через вокзал, в который раз отстояв очередь, поинтересовались, можем ли мы добраться до Марселя поездом. Ответ нас уже не удивил – забастовка, сообщения нет.

Но еще более неожиданное известие ждало нас в гостинице. Включив новостной канал, узнали, что в Исландии произошло извержение вулкана, в связи с этим прекращается воздушное сообщение в Европе. Обложили со всех сторон! Мы медленно, но верно приближались к конечной точки нашего путешествия – Ницце, а тут такое. Из Лиона в Марсель решили добираться на такси. Расстояние 360 км, ехали три часа, заплатили 700€. Выехали в 10 утра, быстро покинув город, выскочили на платную автостраду.

Ехали со скорость 120-140 км на протяжении всего пути. Дорога очень живописная, вначале вдоль поймы Роны, затем через горы. Все цветет и благоухает. Поля с виноградниками, фруктовые деревья, маленькие деревушки – все радует взгляд. Перед самым Марселем дорога ныряет в туннель, и совсем неожиданно, миновав его, открывается город. О-о-о, какая красота! Первая наша реакция. Марсель подковой опоясывает бухту, дома то взбираются на высокие холмы, то стремительно спускаются к самой воде.

Сама бухта забита пришвартованными яхтами, чуть в дали, в морском порту видны огромные океанские лайнеры. И вот она наша гостиница – Novotel Vieux Port 3* (двухместный номер с завтраком, 3 суток -393€). Все супер – номера, расположение, вид из окна, бесплатный интернет в холле. Ко всему прочему есть бассейн, неоднократно собирались поплавать в нем, но время так и не выбрали, столько всего интересного вокруг. Почему 3*, непонятно. Твердая четверка. Уже после первой прогулки по Марселю убеждаемся - он совсем не похож на все предыдущие города.

Абсолютно не пафосный, шумный и немножко рабоче-крестьянский. Так и кажется, что сейчас из какой-нибудь таверны, вывалится толпа загулявших моряков. Это, конечно, штамп, но избавиться от него не могу. Сразу понимаем, что за то время, что нам отпущено в Марселе, увидеть сможем лишь малую толику того, что здесь есть. Намечаем приоритеты. С утра действуем согласно плану. Идем в порт и берем билеты на катер до о. Иф. Проезд туда - обратно 15€ на одного. Маршрут такой: порт Марселя-о. Иф (примерно 15 мин.), далее Иф – о.Frioul (10 мин.).

Выходить нужно именно в такой последовательности, т. к. с последней остановки катер идет напрямую в Марсель, минуя о. Иф. Замок на этом острове был построен в начале XIV века, вначале использовался как крепость, в тюрьму он превратился в середине XIV века. В стенах этой тюрьмы побывали многие известные люди. Несколько недель на этом острове провел носорог, в то время совершенно неизвестное в Европе животное. Это был подарок папе римскому, и направлялся он из Португалии в Италию.

Судьба его не завидна, судно попало в шторм, и он погиб. Так что папе досталось лишь его чучело, набитое соломой. Но прославил этот замок, конечно же вымышленный герой Дюма – Эдмон Дантес, граф Монте- Кристо. И хотя в реальности такого человека не существовало, в замке есть камера, табличка на которой гласит, что именно в ней содержался этот знаменитый узник. Есть и камера аббата Фариа. Есть даже лаз между этими камерами, который якобы пробили узники. Ну и пусть все это вымысел!

Сама-то тюрьма существует, а зная этот миф, можно представить, что и так могло быть. А какие виды открываются с самого верха замка - на Марсель, море, ближайшие острова – чудо! В общем, съездить туда стоит, мы ничуть не пожалели. Вход платный - 5€. Следующий остров по маршруту – Frioul. Он совсем маленький, но обитаем. Стоят дома, у причала яхты, катера и прочие устройства для передвижения по воде. Нам показалось, что особо там смотреть нечего, поэтому направились в ресторанчик на набережной, пообедать.

Выбрали из множества один, который был совершенно пустой. Рядом все было забито посетителями, а в этом никого. Но мы не ошиблись. Все, что принес официант, было великолепно. Отличные салаты, рыба, вино с виноградников о.Cassis. Это вино мы пробовали и раньше, в Лионе, очень понравилось. Настолько, что была мысль съездить на этот остров, но время, время. Где его столько взять? Пообедав, побродили по острову, забравшись наверх, где что-то вроде смотровой площадки, любовались открывающимися видами. А они очень живописны!

Вся поездка заняла примерно 4-5 часов. Вернувшись в Марсель, решили побродить по магазинам. Торговая улица совсем недалеко от порта, на ней же есть и Лафайет. Сплошные ряды магазинов начинаются от пересечения Rue de Bir-Hakeim и Rue de Roma, вплоть до одноименной площади. Я, по устоявшейся привычке, туда не пошел. Просто бродил по улицам, дожидаясь жену.

Стоит только чуть отойти в сторону от центра и кругом засилие арабов и черных, торгующих чем-то разложенным на каких-то тряпках прямо на тротуаре. Колоритно! На одной из улиц встретил необычную скульптуру, которую только еще сооружали. На металлический каркас в форме жирафа, прикрепляли обычные книги обложками наружу, что являлось как бы его шкурой. Смотрится необычно. Пройдя дальше по Canabiere, уткнулся в церковь Сан Венсан де Поль, на карте она обозначена как Реформаторская, т. к. была построена на месте церкви Августинцев-Реформаторов.

Доподлинно мне неизвестно, но думаю, что построена она в честь католического священника Венсана де Поля, родившегося в конце XIV века и впоследствии канонизированного. Судьба его очень необычна. За свою жизнь он успел побывать и рабом, и духовником королевы, совершил много славных дел. Именно он создал общество сестер милосердия, и запустил в оборот это словосочетание. И дело его живет до сих пор. Сама церковь замечательна, рядом бегут трамваи, находятся современные дома, контраст поразительный.

Углубляться далеко в боковые улочки не решился, уж слишком подозрительные личности попадались по пути. И это днем, а что здесь происходит по вечерам? Вообще Марсель один из самых небезопасных городов Франции. Встретившись с женой, пошли в сторону гостиницы мимо старого порта. При таком количестве пришвартованных яхт, вода удивительно чистая. Вообще зрелище впечатляющее, такого обилия плавсредств в одном месте мне наблюдать не приходилось. Здесь же их, подняв на стапеля, (кажется так это называется) ремонтируют, красят, чистят корпуса от наросших ракушек.

На другую сторону залива можно совершенно бесплатно переправиться на пароме от Почетного причала до площади Масел. В салоне парома стоит чашечка с надписью «merсi». При желании туда, в качестве благодарности, можно бросить монетки. Конечно, мы так делали. Пройдя порт и миновав нашу гостиницу, решили зайти в Jardin du Pharo. Это парк, построенный по приказу Наполеона, а вот побывать ему там не довелось, не дожил до открытия.

Парк замечательный, в конце его находится здание, в котором он, видимо, предполагал остановиться, а перед ним большая зеленая лужайка, где можно просто поваляться на траве. Парк расположен на верху высокого холма, с которого открывается сумасшедший вид на порт, город, острова. Здорово просматривается кафедральный собор (в который мы не попали), Notre-Dame de la Garde, не побывать в котором мы просто не могли. Ехать решили с утра, он расположен в самой высокой точке города, поэтому чтобы не карабкаться туда, двинулись к нему на паровозике.

На нем по Марселю два туристических маршрута. Номер один как раз идет к этой базилики. Паровозик (вернее машина, стилизованная под него) тащит за собой маленькие вагончики. В одном из них мы и разместились. Поездка стоит 7€ на одного. Огибая юго-западную часть Марселя, состав с юга на север поднимается к вершине холма. Есть аудиогид на русском языке (входит в стоимость), получается что-то вроде небольшой обзорной экскурсии по Марселю. Местами подъем очень крутой и узкий, иногда кажется, что вписаться в поворот просто невозможно.

Но все обошлось, мы благополучно прибыли на место. Первое чем поражает эта базилика – это ее размеры. И всю эту мощь венчает 10 метровая позолоченная статуя Мадонны. Еще в начале XIII века на этом месте стояла часовня де ля Гард (сторожевая), а в середине XIX века была построена церковь Нотр-Дам Де Ля Гард, которая стоит и поныне. Внутри богато убрана. Мозаики на золотом фоне, картины на стенах. С потолка на длинных шнурах свисают макеты корабликов. Пробыли мы там довольно долго, смотреть есть что. Обратно возвращались так же, на паровозике.

Только возвращение еще более экстремально, чем подъем. Обратно в порт он едет напрямую, не делая зигзагов по городу. Поэтому местами спуск, ну просто очень крутой. Трудно представить, что может случиться, если откажут тормоза. Следующим пунктом в нашей обязательной программе значился байобес. Для тех, кого пугает это слово, вкратце объясню – по сути это рыбный суп. А по большому счету визитная карточка Марселя. История его появления такова: рыбаки, привозя свой улов в Марсель, что-то не успевали продать за день.

И чтобы не выбрасывать то, что осталось, варили суп. Бросали в него все, что не удалось продать – рыбу, креветки, в общем все, что послал Нептун в этот день. Так и появилось это блюдо. Сейчас процесс его приготовления стал более изощренным, а рецепт более изысканным, но философия осталась та же – все что плавало в море, может плавать в кастрюле. Обедали в ресторанчике рядом с портом. Замечательный ресторан, великолепный байобес! Наша гостиница была расположена прямо напротив форта Св. Николая.

В один из дней, с утра, я в одиночестве отправился на его осмотр. Был он построен в середине XVII века на месте часовни св. Николая. С какой стороны на него не смотришь – отовсюду он величественен. На самом верху находится огороженный дворик. Предположив, что там может находиться самое интересное, направился к нему. Но туда меня не пустили, я так и не понял, то ли было слишком рано, то ли вообще это не место не для посторонних. Ничуть не расстроившись, пошел дальше в аббатство св. Виктора.

Оно также довольно недалеко от гостиницы. Эта базилика является одним из самых древних религиозных памятников Марселя. История этого места начинается с III века. Там были захоронены христианские мученики. Потом еще много чего было, а настоящий ее вид сохранился с XII века. Обойдя здание вокруг, увидел открытую дверь. Подумал – почему бы не зайти, если открыто. И зашел. Внутри никого. Чувствовал себя не совсем уютно. Подошел к алтарю – камень и бронза. Незаметно появился священник, не обращая на меня внимания, занимался своими делами.

Затем он подошел и на французском начал что-то рассказывать, я согласно кивал головой и застенчиво улыбался, когда, как мне казалось, это было уместно. Он, еще более умилившись, что к нему забрел немой прихожанин, продолжил свой монолог. Расстались мы с ним друзьями. Я был рад послушать его мелодичный французский говор, он был рад такому внимательному слушателю.

А за стенами аббатства все было не так благостно. Забастовка продолжалась, а пепел от вулкана улетал все дальше от Исландии, унося с собой надежду на своевременный вылет из Европы. В этот раз мы не стали предпринимать глупых попыток добраться до Ниццы поездом. Просто заказали такси и отправились на Лазурный берег Франции.
Опубликовано: 24 Мая 2010





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.