В ИНДИИ МНОГО ИНДИЙ… BLOW. HORN! Намасте! Ч. II

Другие отзывы автора
  • «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Ч.III
  • В Индии много Индий… BLOW. HORN! Намасте! Ч. IV
  • В ИНДИИ МНОГО ИНДИЙ… BLOW. HORN! Намасте!
Все отзывы

Содержание:Часть 1·Часть 2·Часть 3·Часть 4·Часть 5·Часть 6·Часть 7·Часть 8·Часть 9·

ДЕЛИ-ДЖАЙПУР-АГРА-ГВАЛИОР-ОРЧХА-КХАДЖУРАХО-ВАРАНАСИ-ДАРДЖИЛИНГ-ДЕЛИ

09.10.08 – 26.10.08

Часть II

4 день

12 октября 2008 г. – воскресенье

Дели

Подъем в 7 утра. Спустились вниз, чтобы заказать в номер завтрак и снова-здорово. Опять пришлось тыкать в ваучер, что у нас завтраки уже оплачены. Пока то, да се, вышли из отеля только в 9 утра. Сегодня планировался ударный экскурсионный день, поэтому мы решили (по совету бывалых) взять рикшу на целый день. Завернув за угол отеля, подошли к первому из выстроившихся в ряд велорикш. Объясняем ему, что мы хотим и с удивлением слышим в ответ совет найти турфирму, и взять там сити-тур в кондиционированной машине за 600 рупий (300 руб.).

Возница вежливо объясняет нам, что так для нас будет дешевле. Чувствуется, что товарищ не понимает… Следующий водитель оказался сговорчивее и не стал задаваться вопросами, почему мы хотим получить сити-тур, используя велорикшу. Мы обсудили маршрут, определили количество планируемых достопримечательностей и конечную точку маршрута. Наш сити-тур включал 5 сайтов, и цена после взаимных обсуждений установилась в размере 390 рупий на троих. Только по окончанию наших дневных передвижений мы смогли оценить мизерную цену такого марш-броска: всего по 65 руб. с человека!

Взобравшись в крытую повозку, в которой мы втроем спокойно разместились, с ветерком помчались по делийским улицам и проспектам. Минуя Мэйн-Базар, обогнув круглую Коннот-Плэйс, и проехав всего ничего, оказываемся у входа в Обсерваторию Джантар-Мантар (Jantar-mantar). Эту обсерваторию сконструировал в начале 18 века Джайпурский махараджа Савай Джай Сингх II, увлекавшийся астрономией. Кстати, первоначально обсерватория носила название «Yantra Mantra» (Янтра-мантра), где янтра означает инструмент, а мантра – формула.

Однако при британцах это название было искажено и стало звучать как Джантар Мантар. Здешняя, делийская, обсерватория – одна из 5 построек Джай Сингха, главной из которых является джайпурская. Здесь имеются 4 основных инструмента The Ram Yantra, The Jayaprakasha Yantra, The Misra Yantra и Sam rat Yantra. Весь комплекс из розового камня в строгой геометрической симметрии был подарен Джай Сингхом II императору Муххамад-шаху, заодно ему перепал обновленный мусульманский календарь и астрономические таблицы.

Входная плата для иноземцев – 100 рупий За съемки на видео – дополнительная плата. Договариваемся с водителем, где он нас будет ждать и, не спеша, проходим в ухоженный сад, внутри которого стоят здания в виде астрономических инструментов огромного размера для наблюдения за небом, движением солнца и луны, а также для составления астрологических предсказаний. Лестницы, ведущие в никуда – поистине сюрреалистическая картина.

Понять принцип действия этих гигантских инструментов за короткое время практически невозможно, да и познаниями в астрономии мы не обладали, поэтому просто ползали по всем закоулкам и фотографировались на фоне множества зданий уникальной формы, каждое из которых имеет специализированную функцию для астрономических измерений. В свое время они использовались для определения точного времени восходов-заходов, лунных фаз и пр. Отдать должное, здания с поразительной комбинацией геометрических фигур огромного масштаба поражают воображение.

Samrat Yantra, или «король инструментов», - самый большой и внушительный из янтр Делийской обсерватории, считается самым высокоточным инструментом.

Янтры (магические квадраты) являются вариантом мандал, а мандалы в свою очередь, представляют собой различные изображения круга и представляют собой сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме.

Мандала символизирует сферу обитания божеств, это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, Будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными.

Размеры и функции всех янтр Обсерватории описаны на информационных стендах, расположенных рядом с каждой из них. Samrat Yantra состоит из вертикальной стены с 2-мя примыкающими полукруглыми секторами. Узкая вертикальная стена имеет форму горки с углом наклона 28°39’ (это широта Дели), и она представляет собой своеобразные часы. Тень, отбрасываемая стеной, падает на сектора, имеющие отметки значений часов и минут. В восточном квадранте находится еще одна янтра Shasthamsa, вот ее мы всю исползали вверх-вниз.

Группа военных в беретах и тюрбанах составила живописное дополнение к обсерваторским инструментам и символам. Мы пытались поймать их в кадр, они нас. Думаю, что нам всем это удалось сделать. Красно-белые огромные каменные шестеренки, находящиеся в довольно глубокой яме, и на их фоне стоишь ты, такой мелкой песчинкой в символической геометрии этой инсталляции.

За этим сооружением высится Ram Jantra внешне выглядящая, как римский Колизей меньшего масштаба. Считается, что эта янтра названа в честь дедушки махараджи Джай Сингха II и говорят, что это его собственное изобретение. Во всяком случае, в мире других таких янтр нет. Каменный колодец «наоборот», с колонной в центре, имеет высоту стены и самой колонны, равной радиусу сооружения.

Внутренняя окружность цилиндрического стакана на высоте около метра от основания разделена опорами-лучами, расходящимися от центра по кругу. Таких секторов 30 штук и каждая опора и промежуток между соседними опорами имеют размер в 6 о, делая полный круг в 360 о. Прибор служит для измерения азимута и высоты небесных тел, таких как солнце, луна. Считается наиболее точным инструментом среди медиумов.

Достаточно сложно поймать в кадр себя внутри цилиндра, между лучами, но кадр интересен!

Но, несомненно, больше всех радует глаз уникальная Misra Yantra, состоящая из 5 различных инструментов. Считается, что ее построил сын Джай Сингха II. Не вдаваясь в астрологические тонкости, скажу, что средняя часть этого сложного сооружения внешне похожа на острие стрелы, которая делит на 4 части 2 вложенных друг в друга сердечка. Красное сооружение с белым контуром и лестницей посредине выглядит очень эффектно! Мы даже постояли немного в очереди, чтобы сфотографировать себя, сидящими на этой лестнице, ведущей в небо. Жаль, что индусы не сразу поняли, что мы хотим запечатлеть себя в одиночестве. Пришлось вежливо переждать, пока все они перефотографируются со своей многочисленной родней.

Обсерватория находится в небольшом парке с цветущими плюмериями и гранатами. Гранатовое дерево кое-где уже имело небольшие розовые плоды. Территория обсерватории небольшая, и мы пробыли там не очень долго.

Оседлав механизированного конька-горбунка, мы помчались дальше, полностью отдав себя в распоряжение возницы. Повернув на центральный проспект Нового Дели — Раджпатх (проспект Государства, бывший Кингзвей, проспект Короля), с правой стороны видим издалека Президентский дворец. А мы едем вдоль обширного газона шириной 400 метров и длиной около 3 км, который обрамляет центральную магистраль. Водитель останавливается и указывает нам на Ворота Индии, всеиндийский военный мемориал, возведенный в честь 90 тысяч индийских солдат, погибших во время Первой мировой войны. Строительство триумфальной арки высотой 42 метра было закончено в 1931 году.

После вооружённого конфликта между Пакистаном и Индией (декабрь 1971 г.) в Воротах Индии был установлен памятник Неизвестному солдату и зажжён Амар Джьоти (вечный огонь). Автомат и каска, горящее пламя и замершие часовые напоминают о тревожных днях Индостана. Ежегодно 26 января, в День Республики, премьер-министр Индии возлагает венок к памятнику Неизвестному солдату.

Наверху на здании арки выбито слово India, и каждый ее кирпичик хранит имена погибших (13 516 имен). На небе ни облачка, очень жарко, и не хочется идти далеко под палящими лучами солнца, но Валя идет вперед и машет нам рукой. На зеленой сочной травке идет какая-то игра (не то лапта, не то футбол). А уставшие «товарищи-индусы» возлежали под деревьями… Англичане в период своего владычества привезли сюда спортивные игры, которые здесь закрепились. Несколько лет назад в Бомбее, мы видели молодых людей в белых одеждах, которые дружно занимались спортом.

Вернувшись к месту старта, мы едва нашли наше средство передвижения, так много там стояло одинаковых таратаек. На улицах Дели мы встречали велорикш, со всех сторон облепленных желающими ехать: прямо наш общественный транспорт в час «пик». Прежде чем стартовать далее, наш общительный водитель зацепился языком с коллегой. И это нам было только в радость, такого колоритного индуса, да так близко, мы бы никогда не сфотографировали. А тут он даже нам попозировал. Вся прелесть заключалась, как и у Хоттабыча, в бороде. Только у него борода была объемная настолько, что он ее подвернул валиком и упаковал в сеточку. Это было нечто!

А мы едем к самой высокой башне в Индии, “седьмому чуду Хиндустана”, когда-то возвышавшейся в центре города. А по дороге наш водитель не упускает возможность завести нас в магазин, в котором продают индийский чай, изделия из шелка и шарфы-палантины. Приобретаю упаковку чая, который традиционно пьют сами индусы – масала. Впрочем, это не чай, а целый букет из чая и специй, включающих кардамон, корицу, имбирь, мяту и лимонную траву. Надо только при заваривании не забыть добавить горячее молоко и сахар. Стоимость упаковки в 250 гр. – 344 рупии (172 руб.). Вкус у такого национального индийского напитка, который заваривают и пьют везде, достаточно оригинальный!

Репродукции к восточным сказкам о событиях, произошедших «однажды, давным-давно…», изображают чудесные дворцы и мечети. К одному из таких чудес мы и направились дальше. Кутб-Мина́р (также Куту́б-Мина́р или Кута́б-Мина́р,Qutub Minar) – самый дальний сайт сегодняшнего посещения, расположен в Южном Дели. Входная плата – 250 рупий. Октябрь в Индии – это зима, и «как положено зимой», температура воздуха достигала 26-28 градусов. Мы чувствуем себя достаточно комфортно, тем более что наш возница домчал нас к Кутб-Минару с ветерком.

Кутб-Минар сочетает культурные и религиозные традиции разных эпох. В комплексе Кутб-Минара сохранилось много построек. Однако центром исторических памятников разных эпох является башня, являющаяся самым высоким в мире кирпичным минаретом. Уникальный памятник индоисламской архитектуры находится под охраной ЮНЕСКО. История его постройки теряется в веках, и обросла мифами и легендами.

Считают, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбаком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар.

Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города.

Построенная из красного песчаника и белого мрамора, башня имеет высоту—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м. Вся поверхность колонны буквально испещрена высеченными по камню изречениями из Корана на арабском языке. Императоры сменяли друг друга, и здание достраивалось в течение нескольких столетий. Последние ярусы и округлый купол появились в конце XIY века. Однако после землетрясения 1803 года купол был разрушен, и до сих пор не нашлось мастера, способного восстановить его.

Завершение строительства башни произошло при тюркском правителе Ильтутмыше. Тюркские захватчики привнесли в архитектуру арабские и персидские традиции. Вместе с ними в Индию пришли мечети, мавзолеи, минареты. Мечеть, как самое важное сооружение для молитв, представляла собой квадрат или прямоугольник, обнесенный по периметру крытыми галереями или аркадами колонн. На каждом из 4-х углов возвышался минарет, узкая башня, с которой муэдзин призывал мусульман на молитву.

Еще одним монументальным творением был – мавзолей, гробница, расположенная в 8-угольном или квадратном помещении с куполообразным потолком. В отличие от индийской архитектуры, богатой украшениями, здания мусульман носили достаточно аскетичный внешний вид. И этому есть объяснение: в соответствии с исламскими традициями изображение живых существ было запрещено, именно поэтому вязь надписей религиозного содержания и была единственным архитектурным украшением.

Создатели самой башни смогли не только математически точно рассчитать ее вес, но и поразить всех тончайшей художественной отделкой ее внешней стороны. Задрав голову, все стоят и любуются талантом мастеров. Но у башни есть и печальная история: жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство. Поэтому теперь доступ наверх закрыт, хотя раньше можно было подняться на 156 ступеней из 379, и попасть на первый балкон.

А вот первым образцом исламской архитектуры на территории комплекса были внушительные ворота Алай-Дарваза (Alai-Darwaza, или Ворота Аллаха), через которые можно было попасть на территорию Кутб-Минара с южной стороны. По форме здание ворот напоминает изогнутую подкову и венчается небольшим куполом. Правда, сегодня вход в комплекс расположен с другой стороны, и через Алай-Дарвазу можно выйти за его пределы, чтобы полюбоваться башней снаружи. Внутри огромных ворот мы оценили геометрический орнамент отделки, ажурные решетки на окнах, а выйдя, неожиданно захватили в объектив замечательный кадр низколетящего самолета над руинами древности.

Возвращаемся назад на территорию комплекса и обходим по порядку все здания и сооружения, или то, что от них осталось. Конечно, в первую очередь это - Мечеть Кувват-ул-Ислам (Quwwat-ul-Islam Masjid), первая из построенных в Дели после исламского завоевания.

Победа ислама над индуизмом была закреплена даже в названии мечети, в переводе означающем – Мощь Ислама. Ее строительство было начато в 1190 году Кутб-уд-дином Айбаком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Следуя древней традиции «весь мир до основания разрушить», новые здания возводились на месте и с использованием материалов предыдущих святынь индуистских и джайнских храмов.

День был выходным, и на территории было много местного населения, ярко выделяющегося на фоне красных развалин. К развалинам мечети мы прошли через центральную арку высотой в 16 м, возвышающуюся перед железной колонной. Стены арки и сегодня поражают изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. По периметру главный молельный зал был окружен открытой галереей каменных арок джайнских и индуистских храмов, столбы которых искусно орнаментированы изображениями канатов, колоколов, коров и фигур со сбитыми лицами.

Неподалеку находится могила Ильтутмыша (зятя и преемника Айбака), построенная в 1235 дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Усыпальница находится под открытым небом, стены здания, внутри которого находится могила, полностью покрыты кружевом восточного орнамента. Пытаясь тайком сфотографировать колоритную индуску, больше напоминающую добрую стряпуху-негритянку, мы обнаруживаем стойкое аналогичное желание со стороны ее родни. Женщины все еще одеты в традиционные сари, а вот дети уже носят европейские наряды. Очень красиво вышли фотографии кружевных ниш-кокошников внутри усыпальницы.

Как образец воплощенного тщеславия правителя напротив ворота Алай-Дарваза расположены остатки минарета Алай-Минар (Alai Minar), начало строительства которого относится к 1311 году.

Алауддин Хильджи намеревался переплюнуть по высоте Кутб-Минар, и при его жизни минарет уже достиг 24,5 метров. Строительство сошло на нет после смерти правителя.

Внутри комплекса расположена еще одна достопримечательность Дели - колонна из метеоритного железа (Iron Pillar), представляющая собой большую загадку. Высота колонны семь метров, и весит она шесть тонн. Существует несколько версий создания этой загадочной колонны.

Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н. э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н. э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб. Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора из династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320—540. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413).

Тем не менее, на фоне в 10 раз большего по высоте минарета, эта колонна визуально еще раз подтверждает мысль о триумфе ислама.

До сих пор ученые не могут объяснить, как древние мастера смогли добиться того, что колонна на 99,72% состоящая из чистого железа, совсем не подвергалась коррозии во влажном и жарком климате Индии. Получить нержавеющее железо в наши дни относительно не сложно, но ведь речь идет о 4 веке нашей эры. Возможно, древнеиндийские металлурги владели навыками порошковой металлургии? Однако создать химически чистое железо и сегодня сложная задача.

Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней "завещание звездных пришельцев", зашифрованное послание неведомых существ, некогда посетивших землю и оставивших эту колонну как "воспоминание о будущем".

Традиционно считается, что, если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье. Многочисленные охотники за счастьем основательно отполировали металл на определенной высоте. Может быть, в целях защиты памятника от посетителей, нынче доступ к колонне преграждает ограда.

Из интересного: основание колонны уходит вниз на полметра. Изыскания показали, что основание имеет утолщение в форме луковицы с 8-ю отходящими прутьями, что отдаленно напоминает корни дерева. Известно, что когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта.

Мы с определенной долей сожаления покидали территорию Кутб-Минара. Впереди нас ждало посещение одного из новейших чудес города – бахаистский Храм Лотоса (Lotus-bahai-temple).

Храм был построен на пожертвования верующих в 1986 году и назван так за свою необычную конструкцию, напоминающую цветок лотоса. Лотос – универсальный символ всех религий в Индии, однако внутри этого храма нет ни идолов, ни религиозных изображений и вообще каких-то символов, связанных с религией. Храмы бахаи открыты для всех людей, независимо от вероисповедания.

В храме служат не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов).

Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно. Все храмы имеют разнообразную архитектуру, но общим для них является девятиугольная форма в плане и центральный купол. У каждого храма есть девять входов, что символизирует открытость всему человечеству.

Внутри расположен центральный зал диаметром 75 м, рассчитанный на 1300 мест. Расстояние от пола до вершины здания – 35 м.

Религия Бахаи была основана в 19 веке в Иране. Один торговец по имени Баб провозгласил скорое появление Месии, за что его расстреляли. Спустя несколько лет некто Баха-Улла объявил себя тем самым Мессией, о котором говорил Баб. Он стал проповедовать единство всех религий в мире, а заодно и равенство, братство и мир во всем мире. Ясно дело, его самого укатали в кутузку, а его последователей казнили. Выпавший флаг пропаганды из рук отца подхватил сын, перед этим эмигрировавший в США. Там он поставил бахаизм на широкую ногу. Вот эта троица и считается основателями новой религии, а их имена даже высечены на потолке Храма Лотоса в Дели.
Опубликовано: 25 Января 2010





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.