В ИНДИИ МНОГО ИНДИЙ… BLOW. HORN. Намасте!

Другие отзывы автора
  • «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Ч.III
  • В Индии много Индий… BLOW. HORN! Намасте! Ч. IV
  • В ИНДИИ МНОГО ИНДИЙ… BLOW. HORN! Намасте!
Все отзывыДЕЛИ-ДЖАЙПУР-АГРА-ГВАЛИОР-ОРЧХА-КХАДЖУРАХО-ВАРАНАСИ-ДАРДЖИЛИНГ-ДЕЛИ

09.10.08 – 26.10.08

Часть 1

Подготовка

Одна из моих подруг как-то задала мне вопрос о том, в какую из стран мне бы хотелось вернуться еще раз. Ответом на этот вопрос и явилось наше второе путешествие в Индию. В первый раз мы были в Индии на Гоа в 2004 году. Простой пляжный отпуск в течение 2-х недель не привлекал нас, поэтому мы на месте самостоятельно организовали себе две удивительно увлекательные поездки в Хампи и в Бомбей.

Мы взяли в аренду автомобиль с водителем и проделали эти довольно сложные переезды, без всяких гидов и сопровождающих. Мы останавливались, где хотели и на сколько хотели, и смогли увидеть реальную Индию. Именно эти путешествия дали нам толчок к дальнейшим вольным странствиям. И за это Индии огромное спасибо!

Однако, понимая, что все же страну толком не увидели, мы каждый год держали в планах новое посещение Индии по классическому маршруту «золотого треугольника».

Наша знакомая совместила такой классический тур по Индии с посещением рериховских мест в долине Куллу, и мы стали рассматривать возможные варианты, формируя свой маршрут. Мои друзья часто спрашивают меня, как мы организуем свои туры. Мои рассказы представляют собой иллюстрацию процесса подготовки и реализации подготовленной программы.

В процессе написания лишний раз для себя акцентируешь внимание на позитивных моментах путешествия и на негативных, чтобы в следующий раз избежать проблем и неувязок. Кроме того, обобщение информации постфактум помогает «закреплению пройденного материала», а иногда и «открывает глазки» на что-то уже дома.

Итак, опыт предыдущих туров научил нас рассматривать предлагаемые турфирмами варианты групповых туров. Это очень удобно, с этого можно начинать всегда. За основу мы взяли программы Индийского клуба. Далее залезаешь в сайты по Индии и читаешь отзывы людей, читаешь все подряд. Сначала в голове образуется каша, которая потихоньку укладывается в связанные пожелания посетить те или иные места. Кроме «золотого треугольника» на повестке дня стояло посещение Кхаджурахо, Варанаси, храмов Эллоры, Амритсара.

Посмотрев по карте, где находятся все эти города, мы поняли, что одним заходом посетить желаемое, учитывая возможную продолжительность тура не более 14 дней, нам не удастся. Перед нами встал сложный выбор, и мы остановились на Кхаджурахо и Варанаси. Не посетить «всеиндийский крематорий» мы посчитали для себя кощунственным, также как и эротические храмы Кхаджурахо.

Далее мнения снова разделились: либо ехать в Калькутту, потом несколько дней провести где-нибудь на побережье Бенгальского залива (напротив незабываемой Бирмы), либо податься в горы. Перевес оказался за горами. В горах мы для себя определили посещение города Дарджилинга. Да и как можно быть в чайной стране и не увидеть чайных плантаций?!

Период поездки определяли из тех соображений, чтобы не попасть на время празднования какого-нибудь из многочисленных индийских праздников. Таким периодом оказалось время между 10 и 26 октября: уже прошел праздник Дуссехра и не успевал начаться праздник Дивали. А раз время было определено, то сразу стали исследовать рынок авиакомпаний.

Наша Ольга из “Jamhall Expedition” в конце июля по нашему запросу сообщила нам, что «ничего лучше, кроме родного Аэрофлота не нашла. Финны – очень удобно, но очень дорого». Так что мы решили воспользоваться единственным удобным и экономичным на ту дату вариантом полета Аэрофлотом из Москвы. Цена вопроса была – 19 041 рубль, и эта оплата была началом оформления тура.

Снедаемые очередным желанием попробовать свои силы в самостоятельной организации путешествия, мы решили написать в индийскую турфирму по совету людей, которые в интернете выражали ей благодарность за хорошо организованную поездку по Индии. Это был Сlubasiatours, который тут же откликнулся письмом от Сэма с готовностью организовать предложенный нами двухнедельный маршрут. Сэм писал по-русски и задал конкретные вопросы о наших пожеланиях по отелям и гидам, ответил он и на вопрос о праздниках.

С учетом наших пожеланий (проживание в отелях 4* на базе завтраков, экскурсионная программа без гидов, транспортное обслуживание, внутренние переезды и перелеты) стоимость программы на 1 человека составила в USD:2556. И это нам категорически не понравилось, ведь надо было помнить, что в эту стоимость не были включены расходы на входные билеты в музеи и к монументам.

Кроме того, мы рассчитывали, что тур, организованный внутри страны, должен быть намного дешевле. Учитывая, отсутствие гарантий и возможности претензий в случае срыва, мы решили прекратить свободное плавание, не связываться с индусами самим, а пойти обычным путем через любимую нами турфирму.

Мы были готовы изменить что-то в программе. Для сокращения времени в пути можно было рассмотреть варианты внутренних авиаперелетов, но спланированные нами для посещения города хотелось сохранить.

30 июля нам было предложено выбрать гостиницу из ряда отелей, для чего даны стоимости проживания в них по городам и адреса их веб-сайтов. Очень удобно: открыл, зашел, все для себя увидел, понял и решил.

Спасибо Ирине, сотруднице “Jamhall Expedition”, в своем сообщении по гостиницам она дала нам исчерпывающую информацию по переездам, трансферам и их стоимостям. Однако, общую цену тура можно было сосчитать только после выбора нами отелей.

В поездку мы опять собирались втроем, поэтому внимательно изучали предложения по отелям и маршруту. Цены нам дали на Single /Double и Triple per night. Мы, безусловно, выбрали Triple, но с одной оговоркой, что кровати должны быть раздельными.

Что касается внутренних перелетов, их планировалось два: из Кхаджурахо в Варанаси, и из Багдогры в Дели. После запроса информации у индусов, их стоимость первоначально не порадовала. Правда, через день (к счастью!) цены улучшились. Билеты были невозвратные, поэтому надо было принимать окончательное решение по отелям и дням проживания в каждом городе.

К середине августа мы наконец-то определились с отелями. Оказалось, что мы все же попадали в туристический сезон, и разброс цен по отелям был большой. Надо было четко определяться: либо жить в центре, что стоит достаточно дорого, либо предпочесть более доступные отели, но они могли быть менее удобны по расположению. Конечно, мы пытались совместить приятное с полезным, но не везде это оказалось возможным. Например, в Дели отель Connaught настолько не порадовал нас ценами, что пришлось долго сидеть в и-нете в поиске достойного (и по цене и по качеству) отеля.

Основным требованием к отелю в столице, конечно, была его близость к центру. Просматривая отели и читая отзывы, я все больше убеждалась в том, что мы едем в о-очень! грязную и непредсказуемую страну. Все давали советы держать ухо востро, брать с собой кучу таблеток, не дотрагиваться ни до чего без особой надобности, не есть и не пить на улицах. Такая информация и настораживала и раздражала одновременно. Отдельная тема была – переезды по железным дорогам Индии. Мы даже «повелись» и купили велосипедный замок для чемодана. По плану мы должны были дважды испытать поездки поездами: из Агры в Гвалиор и из Варанаси в Силигури.

К 20-му августа нам прислали расчет тура и огорчили тем, что на поезд из Варанаси до Силигури на 18.30 мест уже нет вообще. Оставались еще билеты (но всего 10 мест) на поезд из Варанси в 21.30 с прибытием в New Jalpaiguri, что совсем близко с Силигури. В связи с тем, что ситуация и цены могли измениться, нам было предложено осуществить предоплату в размере 50%, чтобы можно было начать бронирование отелей, ж. д. и авиабилетов. Из неприятного выяснилось, что железнодорожные билеты в Индии – невозвратные.

После оплаты нами указанной суммы, был отправлен запрос на бронирование. Оставалось надеяться, что все отели и билеты будут в наличии, и цены на них не изменятся. Ну, да сами виноваты, долго думали… К 25 августа появились новости: конечно, цены на некоторые отели стали выше. Также возникли проблемы с перелетом из Кхаджурахо в Варанаси. Индусы предложили как альтернативу - переезд туда на автомобиле с посещением Аллахабада. Это несколько снизило общую стоимость тура, да и выхода другого не было.

В качестве трансферов нам был предложен mini van с 6 пассажирскими местами и водителем. Учитывая, что нас было только трое, мы решили, что вполне обойдемся меньшим автомобилем. Ирина несколько раз пересчитывала наш тур по мере его изменения. На следующий день индусы подтвердили все отели, ж. д. и авиабилеты, мы заплатили оставшуюся сумму, и наступило время оформления визы. Наша турфирма припозднились с аккредитацией в индийском консульстве, поэтому нам предложили два варианта: либо мы оформляем визу самостоятельно, либо через компанию, у которой такая аккредитация есть.

Мы решили, что сможем сделать это сами и попросили подготовить для нас все необходимые документы. Анкету на английском языке Ирина нам заполнила сама и распечатала международные электронные авиабилеты. Две цветные фото, оригинал загранпаспорта (с окончанием срока действия - не менее 6 месяцев), копии заполненных страниц российского общегражданского паспорта, копия международного авиабилета, сбор в размере 1260 руб. – это было все, что требовалось для подачи документов.

По электронной почте Ирина прислала нам все ваучеры по маршруту (на проживание, трансферы и электронные ж. д. и авиабилеты на внутренние перемещения). Мы получили визы накануне выходного праздничного дня в консульстве Индии, и накануне своего отъезда.

В окончательном варианте наша программа стала выглядеть так: Санкт Петербург – Москва - Дели (2 дня), далее переезд автомобилем в Джайпур (2 дня), переезд автомобилем в Агру с посещением по дороге Фатехпур-Сикри (2 дня), переезд по ж. д. в Гвалиор (0,5 дня) переезд автомобилем в Орчху (0,5 дня), переезд автомобилем в Кхаджурахо (1,5 дня), переезд на автомобиле в Варанаси (1 день), переезд по ж. д. в Джалпайгури, переезд на автомобиле в Дарджилинг (3 дня), переезд автомобилем в Багдогру и далее перелет в Дели (1,5 дня), перелет в Москву, далее ж. д. в Санкт Петербург.

Стоимость тура составила - 19 041 руб. (международный перелет) + 9 900 руб. (внутренний перелет) + 1 930 руб. (переезд по ж. д.)+ 13 492 (проживание в отелях) + 12 650 руб. (трансферы), сити-туры – 1650 руб., виза – 1 260 руб., страховка – 440 руб. ИТОГО - 60 363 руб. Тур, безусловно, был бы дороже, если бы мы везде брали гидов, тем более русскоязычных. Проехав автомобилем, поездами и самолетом большое расстояние по стране, сейчас с уверенностью можно сказать – оно того стоило!

В этот раз мы использовали информацию из путеводителя по Индии. Взятые с собой ксерокопии его страниц позволили нам осмотреть все то, что хотелось и сразу же на месте прочитать все об осматриваемых достопримечательностях.

Голые факты, без эмоций – это статистика, или простой путеводитель. Мои записки, может быть, и затянутые, являются моими впечатлениями, дополненными информационной базой, почерпнутой мной в различных источниках до и после поездки. Кто-то хорошо написал в комментариях к моим рассказам – «удалю личное, остальное буду читать». Тут уж, как говорится, «хочешь жни, а хочешь куй…»

Дорога

1 и 2 день. 09 – 10 октября 2008 г. – четверг, пятница

Санкт-Петербург – Москва - Дели

Итак, мы впервые отправились в путешествие, имея на руках только, как казалось, ничего не значащие бумажки, распечатанные на компьютере. Единственными реальными билетами были отечественные на поезда ОАО «РЖД».

Наш рейс SU 535 из Шереметьево 2 был задержан официально на 1,5 часа. Фактически вместо 17.10 мы взлетели в 19.45. Боинг 767 имел поэтическое название Сергей Есенин, и это придало радостную окраску полету. Нам предстояло преодолеть 4 367 км. Салон был забит под завязку, и надежда провести время полета в горизонтальном положении отпала. Полет проходил на высоте 10 км, но ночью не удалось увидеть ни гор, ни морей. Только экран навигатора постоянно «докладывал» пассажирам о маршруте следования. Перед посадкой нам выдали для заполнения иммиграционную карту, которую требуется сохранять до конца поездки, и обязательно предъявить ее при выезде.

Индия

3 день. 11 октября 2008 г. – суббота

Дели

В Дели мы приземлились в 3 часа ночи местного времени, хотя должны были в 0.30 (разница с Московским составляет 1,5 часа). Аэропорт имени Индиры Ганди оказался большим и светлым. Пройдя визовый контроль, где нам шлепнули печать на вклеенную визу, мы пошли ждать на ленте свои чемоданы. На выходе нас опознал гид встречающей стороны и сразу повел к машине. Любой человек, впервые прилетевший в Индию, сразу по прилету ощущает шок, я хорошо помню это по Гоа. Шум, гам, чувство растерянности и неуверенности охватывает вас и хочется найти якорь спокойствия в этом людском океане. Впрочем, каждая страна по прилету шибает, не только «шокирующая Азия».

Гид хорошо и понятно говорил по-английски, представил нам водителя, который проедет с нами до Варанаси. Безлюдные ночные улицы Дели позволили нам ехать быстро, и через 40 минут мы были в районе Мэйн-Базара. Когда водитель остановился, чтобы спросить дорогу, нам показалось, что мы будем жить в районе трущоб. Нас взяла оторопь, как в таком районе вообще можно жить! Ночь, задержка рейса, поиски отеля – настроение упало до нуля… То ли еще было впереди! Покрутившись в районе Центрального железнодорожного вокзала, все-таки мы отыскали нужную улицу, и насилу нашли заказанный отель «Legend International».

В Дели рядом с Мэйн-базаром все отели, судя по отзывам, – просто гадюжники. Кое-где туристы оставляли фотографии с видами из окон - прямо рынок какой-то типа Апрашки в худшие его годы. Однако, будучи районом дешевых отелей, цена предложенных нам вариантов была неадекватна внешнему виду гостиниц, перечню удобств: это были скорее двухзвездочные отели, а не 3*-4*, как позиционировалось по цене. Страшно было предположить, будет ли там соблюдаться наша безопасность и сохранность вещей.

Люди писали, что в таких лоу-бюджетных отелях могло не быть окон, простыни будут рваные, и зачастую будет отсутствовать горячая вода. Большинство предложенных отелей вызывало ужас, надо ли себя так наказывать?? Однако, несмотря на все предупреждения и наши страхи, причиной выбора отеля «Legend International» 3* была его близость к Конноту (1,1 км) и более приличный внешний вид. В общем, Дели требует тщательного выбора отелей и надо расставить приоритеты, чтобы потом не было «мучительно горько за бесцельно прожитые» там дни.

К 4 утра у нас была только одна мысль – немного вздремнуть. Имея печальный опыт, в ваучере мы особо просили везде прописать, чтобы нам приготовили 3 отдельные кровати. Я осталась внизу, а девочки на лифте, без вещей, поехали осмотреть номер. Их возврат был безрадостен. Номер имел одну большую двуспальную кровать и еще одну односпальную. Мы стали тыкать в ваучер и требовать раздельных кроватей. Работники ресепшн индифферентно смотрели на нас, двое индусов, спящих в холле на диванах, даже не проснулись от нашего шума.

Гид пытался убедить нас заселиться, обещая что завтра все уладит. Понимая, что стоит заселиться, и проблемы останутся только у нас, мы пытались настоять на своем немедленно. Нам объяснили, что в гостинице всего 30 номеров и Triple Room просто отсутствуют. Разговор зашел в тупик, и мы сдались. Более внимательный осмотр номера выявил, что в нем отсутствует окно, а освещение было таким синюшным, как в туалетах баров, чтобы наркоманы не использовали их в свое удовольствие. К счастью работал кондишн, и крутился вентилятор. Простыня в комплекте белья была одна, накрываться можно было только пледом-одеялом. После всех переездов нам было уже все фиолетово, и мы легли спать до 9 утра.

Отель был 3*, в итоге думаю, что это был еще не худший вариант. В и-нете про него было сказано, что расположенный в сердце Нью-Дели, отель предлагает чистые, комфортабельные комнаты и сервис с улыбкой. Забегая вперед, скажу – персонал, действительно, порадовал нас желанием помочь, на все наши вопросы они отвечали любезно, что немало нам помогло.

Хорошо, что мы еще ночью успели переговорить относительно оплаченного нами завтрака. Нам его твердо и уверенно обещали, правда, смутив нас тем, что его подадут в номер, после того как мы выскажем свое пожелание по меню. Какое меню? Мы все оплатили, что подтверждает наш ваучер. Только топ-менеджер отеля сумел с утра понять, что же все-таки чего же… Шведским столом здесь явно не пахло. Девочки спустились вниз и после переговоров и выяснений, что входит в так называемый американский или обычный завтрак, сделали заказ.

Через 20 минут в номер постучали и принесли 2 подноса с горячим омлетом, тостами с джемом, кофе и национальным напитком «чаем-масала». К омлету даже был на край тарелки выжат кетчуп. Горячий завтрак насытил нас и успокоил. Пока мы ждали завтрак, гид позвонил по телефону и предложил переехать в другой отель. Справедливая пословица «утро вечера мудренее» примирила нас с номером и отелем, и мы отказались искать «от добра добра». Нам осталось только договориться о времени выезда послезавтра.

Номер был очень скромным, душ торчал прямо из стены, и горячая вода текла с перебоями. Учитывая тусклый свет в номере, нам захотелось побыстрее покинуть его и отправиться на осмотр достопримечательностей. Внизу, за лифтом сидел толстый индус, представлявший свою турфирму, и был готов предложить нам турпакет или произвести обмен денег, но мы гордо проследовали мимо. О, мы еще об этом горько пожалеем!

Нам удалось покинуть отель только в 11.30. Попросив карту на ресепшн, мы объяснили, что хотим увидеть. 2 индуса долго мучились над картой, пытаясь сориентировать нас, где находится отель, и не преуспели в этом, как мы выясним позже. Чтобы не заблудиться на обратном пути, мы запомнили название улицы, на которой был расположен наш отель. Немного переиначив, мы обозвали ее Аркаша (Arakashan).

Самое время немного поговорить об истории Индии. В стародавние времена считалось, что Индия – это остров (Джамбу), со всех сторон окруженный океаном. Даже само название страны – это искаженное древнеиндийское «синдху»- вода, река. Площадь страны – 3,2 млн. кв. км, она имеет форму треугольника, острый нижний конец которого омывается Индийским океаном, а плоский верх составляют Гималайские горы. Население страны приближается к миллиарду человек, в ней около 500 народностей и племен, говорящих на более чем 1 500 языках и диалектах. Однако официальным является хинди, хотя используется и английский, бенгали, санскрит, тамильский, непальские и др.

Гималаи являются естественной границей Индии с Китаем и Бирмой, также страна граничит с Пакистаном, Непалом, Бангладеш, Афганистаном, Бутаном.

Главой государства является президент, избираемый на 5 лет. Ну, и наконец, столица страны – город Дели с населением около 14 млн. человек (по данным 2001 г.)

Если мысленно окунуться в бездну древней истории Индии, то в долине реки Инд до III тыс. до н. э. существовала Хараппская цивилизация. Далее согласно теории ученых сюда в бронзовом веке с территории нынешнего Туркменистана, через пустыню Каракумы пришла группа индоиранских племен. Это были так называемые арии, или арийцы. Первым известным памятником индийской культуры того времени, а заодно и одним из древнейших религиозных текстов в мире, была Риг-веда, составленная на базе индоиранских текстов.

Первоначально, как устное творчество, передаваемое из уст в уста, в более поздние времена записанное, сегодня она представляет ценный материал для изучения истории страны. События того периода истории сродни язычеству, при котором поклонение высшим силам формировалось под воздействием местных условий. Одним из главных богов того времени был Индра – царь богов, воинственный громовержец (Зевс?). Он изображается с коротким металлическим жезлом в руках (ваджра), имеющим аналог и с твердым алмазом и с молнией, и напоминает мне сказочный непобедимый меч-кладенец.

После каждой победы над демонами для усиления ратной силы Индре были посвящены возлияния сомы. Сома – это важный ритуальный напиток у индо-иранцев, обладающий возбуждающими качествами. Готовят его из психоделиков (мухоморов, конопли, или эфедры), обожествляя и его. Посредником между смертными и богами был понятный для людей Агни (аналог греческого Гефеста) – божество огня. Именно Агни считался защитником от всех бед и злых сил, и не отсюда ли берет свой корень наше слово «огонь?».

Затем на свет появилась Махабхарата, частью которой является история о противоборстве между двумя претендентами на престол — потомками Куру и сыновьями Панду — продолжавшейся 18 лет, гибели Кауравов и отказе Пандавов от престола. Чтобы наставить человечество на путь истинный с небес спускается Кришна, представляющий Верховного Бога (намек на монотеизм?). В день ухода Кришны началась и по сей день продолжается эра Кали-юга, века богини Кали. Считается, что она является четвертой и последней, наихудшей эрой нынешнего цикла истории человечества, по окончании которой начнется обновление.

Все индийские эпосы являются собирательным материалом для изучения Индии, по ним можно изучать историю страны и жизнь ее жителей на протяжении многих веков. Индийский пантеон богов содержит такое их количество, да еще каждый из них имеет не по одному имени, что возникает мысль, не делается ли это, чтобы запутать злых духов

Что касается столицы, то в 11 веке на месте современного Дели стоял город Индрапрастха, о чем имеется упоминание в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». История страны – это бесконечная череда королевств и империй, каждая из которых приносила свои религии и культуру. В течение 500 лет Дели была столицей сменявших друг друга империй - Делийский султанат, империя Великих Моголов. Случались здесь и завоевательные войны, среди самых известных иноземных завоевателей был Тамерлан в 1399 году и иранский шах Надир в 1739 году.

Начиная с 1600 годов, европейские страны начали соперничать друг с другом за колониальный контроль над Индией. Все стремились в сказочно богатую страну махараджей за специями и камнями, но безусловно, победа была за Британией, которая властвовала над страной вплоть до окончания Второй мировой войны. Народное освободительное движение, во главе которого стоял Махатма Ганди, привело к завоеванию независимости в 1947 году.

На территории Индии исповедуется несколько основных религий, самой основной из которых является индуизм – одна из самых древних религий. Буддизм зародился и распространился здесь в 6 веке до н. э., а начиная с 7 века н. э. в Индии получил распространение ислам. Именно различное вероисповедание вызвало в 1947 году самое большое массовое бегство в человеческой истории, когда после вывода британских войск, территория Индии была разделена на большую индусскую Индию и мусульманский Пакистан.

Около 10 млн. человек единовременно двинулись с насиженных мест и начали переход каждый на свою территорию. При этом в процессе карательных акций погибло до 500 000 человек, прежде чем разделение было закончено. Отрыжки взаимной враждебности до сих пор дают свои всходы, это подтверждают печально известные события ноября 2008 г. в г. Мумбае.

По традиции считается, что существовало 7 городов, последовательно возникавших на берегах реки Джамны. Само название города – Дели, или Дехали, происходит от старинного слова Дхиллика – названия первого городского поселения в средних веках, существовавшего к юго-западу от современного Дели. Интересная деталь, что город также был известен под названием Йогинипура, что означает крепость йогинис (женских божеств).

Так вот, часто ошибочно столицей страны и называют старую часть города, в которой сохранилось много архитектурных ансамблей прошлого. Однако, Дели делится на Старый и Новый. И именно Нью-Дели – является столицей страны, здесь в основном находятся правительственные учреждения страны. Именно сюда в 1911-1923 г. г. была перенесена центральная резиденция из Калькутты для английской колониальной администрации.

А в Старом Дели, ставшем столицей мусульманского государства, находятся крепости-форты, мечети и монументы, относящиеся к исламскому периоду в истории Индии.

Дели древнее Рима, он был известен задолго до основания Александрии и столицы Египта. Сами делийцы с гордостью говорят, что если Рим – это семь храмов, то Дели – это 7 городов, в разное время основанных индусскими и мусульманскими владыками страны.

Дели встретил нас солнечным днем, комфортным теплом и несмолкаемым шумом транспорта. Пройдя под железнодорожным мостом, мы узнали место, где вчера ночью останавливались. Воистину, ночью все кошки серы, днем здесь все выглядело по-другому. Мы оказались в районе вокзала New Delhi Railway Station, с обычной людской толчеей. Надпись «Luxury toilett» повеселила нас, и напомнила, где мы находимся. Везде вокруг – грязь, вонь, беспрерывные гудки машин и моторикш. Через 5 минут мы одурели от всего этого и чуть было не выбрали неверный маршрут.

Собравшись с мыслями, посмотрев по карте, где вокзал, мы поняли, что нам надо подняться на мост. Мост тянулся над железнодорожными путями, в качестве ограждения была использована металлическая сетка, на которой сушилась белоснежная пряжа. За оградой, прямо над рельсами, на каком-то выступе спали бродяги. Движение машин не передать никакими словами – рикши, велосипеды, машины, лошади. Все это гудит и ржет. Перейдя мост, мы сделали попытку спросить у местных, как пройти к мечети Джама Масджид. На наш призыв откликнулись рикши, наперебой предлагая свою помощь. Поняв, что не представляем для них никакого интереса, они начали смеяться, видя наше затруднение.

Мы шли какими-то торговыми кварталами, неприятные ощущения от толпы индусов постепенно переходили в какой-то страх. Мы решили поменять деньги, но на наше удивление нигде обменников не было, а на вопрос, где можно поменять доллары, нас отослали в банк. Поднявшись по крутой лестнице в какой-то банк, встретили недоумение сотрудников. Мы шли вперед, буквально продираясь через толпу. Ступая на проезжую часть, рискуешь быть зажатым между машинами и телегами. Вот так мы и метались, то на дорогу, то на узкую полоску дороги возле всевозможных лавок.

Наконец, мы увидели ориентир – огромную луковицу мечети. У входа в мечеть – вооруженная стража и ворота безопасности. Похоже, шла служба, и заунывный голос не позволил нам понять, что сказали стражники. Обходим мечеть и пытаемся пройти с другой стороны, и только теперь понимаем, что это не наше время для посещения.

Неверным позволено посещение после 13.30. Все-таки проходим через ворота, поднимаемся по крутой лестнице и наслаждаемся широким обзором города с верхней площадки. Соборная мечеть Джама Масджид (Jama Masdjid) сооружена из красного песчаника, это самая большая мечеть в Дели, вмещающая до 20 тыс. верующих. На площадке перед входными воротами сидят и лежат индусы-мусульмане, среди них яркими пятнами сари выделяются женщины.

Перед нами открывается вид на Красный Форт – одну из главных достопримечательностей Дели. Кажется, что вот он рядом, рукой подать. Рядом с нами развлекаются фотографией пара европейцев, спрашиваем у них, далеко ли до Красного Форта и как туда добраться. Нам показывают дорогу, и мы спешим рационально использовать сегодняшний день.

Дорога идет мимо череды лавчонок, торгующих пледами из искусственного меха и шелка. Тут же можно увидеть жанровые сценки помывки головы прямо под струей воды из крана колонки, здесь же пасутся овцы, прямо на тряпице, расстеленной на земле, отдыхают старики и дети. С лотков продаются подгнившие бананы и разрезанные на дольки огромные огурцы. Проходим по запруженному транспортом мосту и первый раз сталкиваемся с необходимостью перейти широкую улицу. Кажется, что транспорт движется со всех сторон, светофоров не наблюдается.

Чувствуем, что этичного поведения сайгонских водителей здесь не будет. Пользуемся моментом просвета и переходим первую часть дороги. Проезжая часть делится на 2 части широкой пешеходной аллеей, спускающейся вниз. Доходим по ней до перехода со светофором, и... о, счастье! попадаем к Ред Форту (Red Fort, или Лал-Кила). Нас буквально облепляет толпа торговцев, желающих всучить нам все подряд – открытки, карты, сувениры, воду и что-то еще.

Все галдят, трогают тебя, заглядывают в глаза. У нас еще не выработалась привычка на это действо, поэтому крыша едет не спеша… Наконец, отрываемся от приставал и попадаем на площадь перед входом в крепость. Ред Форт, или Красная крепость, находится на северо-востоке столицы и, будучи средневековой, имеет крепостной вал длиной 2 км. Для пущей безопасности она еще окружена рвом, заполненным водой.

Красный фасад из песчаника с жемчужно-серыми куполами и индийским флагом посредине на фоне голубого неба – так выглядит на фотографии первый кадр этой достопримечательности. Красный Форт был заложен при Шах-Джахане и стал на долгие годы центром Могольской империи. Здесь проходила роскошная и заполненная делами жизнь с многочисленными пышными церемониями. Форт сыграл важную роль и в современной истории борьбы за независимость Индии, именно здесь 15 августа происходят торжественные мероприятия, посвященные Дню независимости.

Думая, что самая важная для города достопримечательность может быть бесплатна для посещения или можно будет оплатить входные билеты в долларах, мы не ожидали подвоха. В кассах толпились индусы, одна касса работала для иностранцев, но билеты продавались только за рупии. Мы в растерянности стояли у входа, пока к нам не подошла одна из служительниц и предложила помочь. Она провела нас через кордон военных с ружьями и попросила подождать. Сама же пошла договариваться то ли об обмене денег, то ли еще о чем-то.

Мы решили, что лучше будет законно поменять деньги в банке и повернули назад. К нам тут же подошел индус с предложением помощи. Он все время твердил, что он «честный, у него двое детей». Мы тоже честно предупредили его, что нам от него ничего не надо, только покажи путь к банку, т. е. что бакшиша ему не видать. Мужчина привел нас в банк, но в субботу банки закрывались рано (в 13.00), и мы потерпели неудачу. Стоя в недоумении, что же делать, мы горько пожалели, что не воспользовались обменником в отеле.

Тут уж было не до жиру, лишь бы деньги поменять, а то идти обратно далеко, да и времени уже нет. «Честный парень» долго вел нас через торговые ряды, обрушившиеся (кроме жары) на нас шумом, гамом и сутолокой. Поднялись на второй этаж по узкой лестнице, и видим, что среди рулонов тканей сидел индус. К нему-то и привел нас помогай для обмена долларов по курсу 1 к 40.

В отеле курс был 1 к 46, поэтому мы поменяли каждая только по 10 долларов. Мы никогда не оставляем всю наличность валюты в отеле, поэтому оказались неподготовленными сразу вытащить купюру наименьшего номинала. Это было что-то, когда каждая из нас старалась украдкой вытянуть из пачки денег заветную купюру. А рядом восседала группа зевак-индусов. В какой-то мере мы рисковали, но вспомните, кто там пьет шампанское?

Благополучно спустившись вниз, и выйдя на улицу, мы сообразили, что находимся на знаменитом Чанди-Чоке – крытом рынке. Следующей задачей стала необходимость избавиться от помогая, который пытался оказать нам экскурсионные услуги, в которых мы вовсе не нуждались. Какой радостью был встреченный нами Макдональдс! Узкий, тесный, забитый индусами, он показался нам оазисом среди жары. Воспользовавшись услугами санитарно-гигиенического характера, выпив стакан холодного чая с лимоном, мы немного пришли в себя после таких стрессов.

Помучившись вновь при переходе через дорогу, мы уже пройденным маршрутом дошли до кассы и купили билет стоимостью 250 рупий. В Индии, за редким исключением, все входные билеты представляли малюсенький клочок бумаги (типа автобусного билета у нас) с дыркой посредине. Сразу скажу, что в стране процветает дискриминационный доступ к культурным и историческим ценностям, и это выражается в стоимости входных билетов для местного населения и иностранцев.

Толпа желающих приобщиться к истокам культуры города, проходит мимо охранников с ружьями, пересекает мост через ров. Внутри входных ворот (Лахорские ворота) поток разделяется на мужской и женский. Мужчин осматривают открыто, для женщин осмотр стыдливо устроен в занавешенном тряпицами закутке, где женщины-охранницы мягко ощупывают тебя с ног до головы. Далее производят осмотр вещей через X-ray по типу аэропортового досмотра. Мы были спокойны по этому поводу, уж лучше пусть всех «идиетов» - террористов отсеют в начале.

Надо сказать, что военная охрана в Индии зачастую присутствует везде в местах большого скопления народа. Пройдя через вторые ворота, попадаем в сувенирную зону Чатта-Чоука - крытого рынка. Многочисленные лавки торгуют стандартным набором изделий из камней, мрамора и металла, но есть и антикварные лавки. Удивили нас продающиеся здесь сумочки, вышитые бисером. Такая красота, а стоимость от 100 до 150 рупий, т. е. всего 50-75 рублей! Откладываем на ум на обратный путь и идем дальше. Нас тайком фотографируют, тем более, что сейчас это стало возможным делать даже на мобильные телефоны. Это у индусов такое хобби, наверное, собирать фото-галерею европеек.

Знаменитый Красный Форт был построен в 17 веке в пределах городских стен нового города Шахджаханабада, расположившегося на берегу реки Джамна. Уставший от Агры, недавно овдовевший Шах-Джахан построил в Дели впечатляющий дворец-крепость, который, как и в Агре, был назван по цвету массивных стен из красного песчаника. Внутри Форта, среди чудесного сада, стоят дворцы и павильоны.

Пройдя немного вперед, минуя клумбу, наконец попадаем к еще одним воротам, и только там проверяют билеты. Это здание Наккар-Хан (Дом Барабанщика, Дом музыки), где музыканты приветствовали важных гостей, вступающих через парадный вход к залу для аудиенций. Здесь следовало сойти со слонов и далее проследовать пешком. Вооруженный охранник в тюрбане любезно позирует нам и взмахом руки предлагает подняться наверх, чтобы осмотреть экспозицию музея, расположенного в стенах входных ворот.

В конце аллеи, идущей от «дома музыки», через открытый засеянный травой внутренний двор, располагается дворцовый комплекс падишаха с залом для аудиенций. Зал публичных аудиенций (Diwan-i-Aam, Диван-и-ам), где оглашались императорские указы, и отправлялось правосудие, открыт с трех сторон. В глубине открытого павильона стоит резной мраморный трон, на котором восседал (по-другому не скажешь!) император в ходе ежедневного приема подданных. Сегодня доступ к трону закрыт сеткой.

Снимать на видео запрещено, так что мы оторвались на фото. За зданием Диван-и-ам открылась зеленая лужайка, на которой то - там, то - сям выделялись яркими сари индийские женщины, присевшие отдохнуть.

С левой стороны группу зданий, расположенных каре, начинает Moti-Masjid – «Жемчужная мечеть». В 17-18 веках настоящим золотом сверкали 3 купола этой мечети. А сейчас ее стены покрывает паутина трещин и темных подтеков, можно только гадать, чем вызвано ее название. Построенная Аурангезебом для личных целей, небольшая и полностью закрытая Жемчужная мечеть, выполнена из мрамора. Удивительно, но наружные стены мечети ориентированы в полной симметрии к остальным зданиям, а вот внутренние стены ориентированы по Мекке.

Следующее здание Royal Hammams – королевский купальный павильон с системой горячего и холодного водоснабжения. Павильон был богато декорирован разноцветными камнями, инкрустированными в белом мраморе. Когда-то некоторые из его фонтанов били парфюмированной розовой водой. Павильон состоит из трех больших комнаты и увенчан куполом. Внутри купальни была даже сауна, а помещения освещались через цветные окна в крыше. Сегодня доступ для публики туда закрыт.

Затем следует Диван-и-Кхас - Diwan-i-Khas (зал частных аудиенций), предназначенный для дипломатов и известных торговцев, которым предстояло встретиться с повелителем. Изумительной красоты здание, выполненное из молочно-белого мрамора, отполированного до блеска и украшенное инкрустациями из золота и драгоценных камней с многоцветными мозаиками! Этот павильон, с трех сторон окруженный открытыми арками, расположен на мраморной платформе.

Потолок, первоначально покрытый золотом и серебром, в 1911 году был покрашен. Он поддерживается 32 колоннами, отделанными мраморным порошком. Крышу этого здания венчают мраморные chhatris (небольшие куполообразные павильоны).

В глубине залы возвышается постамент, на котором находился знаменитый Павлиний трон. Он был изготовлен из золота и украшен самоцветами. Можно вообразить себе находившиеся там фигуры павлинов с распущенными хвостами, инкрустированные сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями, что символизировало многоцветье жизни.

А между павлинами была фигура попугая, вырезанного из цельного изумруда! Понадобилось семь лет, чтобы изготовить этот трон длиной в 3 метра и высотой 4, 5 м. Знаменитый бриллиант Кох-и-Нор украшал тогда этот трон, а сегодня он является частью короны Матери-королевы, которая выставлена в Лондонском Тауэре. А сам трон был в 1739 году похищен Надир Шахом.

Затем идет череда частного дворца Кхас-Махал: в его скромных помещениях ночевал, молился и вкушал пищу Шах-Джахан. Частный дворец украшен росписями, позолотой и прекраснейшими решетками на окнах. Особенно красивой была тончайшая мраморная ширма, на которой изображены «Весы правосудия» и звезды вокруг них в обрамлении декоративных цветов, расположенных полукругом.

Сухие строки путеводителей не могут передать всю красоту беломраморных зданий, украшенных цветочным орнаментом и изысканную вязь межкомнатных ширм. Говорят, что даже хвосты рыб, плававших в фонтанах Красного форта, были украшены драгоценными камнями. Мы были не одиноки, когда в восхищении делали кадр за кадром, пытаясь ухватить прекрасный миг.

Кхас-Махал (Khas Mahal) состоит из трех частей. Помещения служили, соответственно, для сна или молитвы, а длинный зал с потолочной и стенной росписью использовали для приема пищи. А небольшой выступающий балкон использовался для утренней аудиенции. В эту восьмиугольную «царскую башню» были вхожи только принцы крови и самые доверенные лица, и именно здесь решались главные вопросы. С балкона этой башни император показывался подданным, и если по каким-то причинам, император не выходил, то слабонервные посетители бежали узнать о его здоровье.

Через ворота из Кхас-Махала можно было пройти в идущий далее Ранг-Махал, или Цветной дворец, предназначенный для монарших супруг. Свое название дворец получил благодаря пышному орнаментальному интерьеру, ныне утраченному. Здание было сильно повреждено во время Восстания, когда его использовали под офицерские казармы. В этом дворце размещалась главная жена императора.

Теперь можно только читать о том, что потолок дворца был инкрустирован серебром и расписан золотыми цветами. На полу в центре дворца находится, к счастью сохранившийся, бассейн, высеченный в мраморе в виде цветка лотоса. Первоначально здесь даже был фонтан, а бассейн был украшен самоцветами, вырезанными в форме цветов и листьев, и покрыт стеклом. Струящаяся в него вода создавала чарующую глаз иллюзию движения чудесных цветущих растений.

На информационном стенде написано, что часть комнат называлась Шиш-Махал благодаря тому факту, что потолок был украшен крошечными кусочками зеркала. Кое-где все еще можно увидеть зеркальную инкрустацию на потолке.

Последнее здание (как часть императорского зенана, или женской половины), находящееся чуть в стороне, это дворец Мумтаз (Мумтаз-Махал). Сейчас здесь располагается археологический музей форта, вход в который бесплатен. Музей состоит из серии галерей с экспонатами могольской эпохи, включающими рукописи, небольшие миниатюры, одежду, портреты, литографии, ковры и фарфор.

Жаль, что мало что осталось сегодня от интерьеров дворцов, в некоторые из них даже нельзя войти.

Благоухающие сады, окружающие дворцовые павильоны, радуют глаз не только цветами, но и многочисленными бурундучками, юрко снующими между туристами в надежде на подачку. А в углу одного павильона мы увидели великолепного попугая ярко-зеленой окраски.

Все частные покои императора находятся на приподнятой платформе и расположены вдоль восточного края форта лицом к реке Ямуне. Все павильоны соединены мраморным желобом, по которому текла вода. Он был известен как Nahr-i-Behisht, Нахр-и-Бихист (Райский ручей). Вода поступала в него из Ямуны от башни Shah Burj, расположенной на северо-восточном углу форта. И мы завершаем своей осмотр этой трехэтажной башней - Shahi Burj, простой восьмиугольной башней, которая служила императору Шах-Джахану в качестве библиотеки.

К западу от башни расположен большой симметричный сад Hayat Bakhsh Bagh (жизнеутверждающий сад), который пересекает водный канал. На южном и северном конце каналов стоят павильоны. Третий павильон, построенный в 1842 году последним императором Bahadur Shah Zafar, стоит в центре водоема, где встречаются оба канала.

Надо сказать, что дворец был задуман как имитация рая, каким он изображен в Коране. План дворца основан на исламских традициях, но каждый павильон хранит черты индуистского влияния, что характерно для могольской архитектуры. Безусловно, дворцовый комплекс делийского Красного Форта является лучшим примером могольского стиля.

На обратном пути долго раздумывали о покупке сумок из бисера в сувенирной зоне Красного форта (Чатта-Чоука). Торговались, уходили и возвращались, благодаря чему цену за 2 сумки сбили с 300 рупий до 250. Хотелось пить, и мы, тщательно обследовав бутылки на предмет их целостности, за 15 рупий купили воду. Какое же это наслаждение, холодная вода!!! Крышки бутылок следует внимательно проверять, чтобы они повторно не были использованы, а крышка не была свинчена.

Обратной дорогой возвращаемся к Masjid-i Jahan-Namaa, известную как Jama Masjid (Джама Масджид) в надежде все же посетить ее до того, как стемнеет. По дороге на мосту увидели замечательную повозку, всю украшенную гирляндами живых цветов. Получилась очень красочная фотография.

Крупнейшая в Индии мечеть была закончена в 1656 году, и стала одной из последних построек Шах - Джахана. Сегодня здесь можно увидеть тысячи возносящих молитвы мусульман.

Джама Масджид («Пятничная мечеть») стоит на высоком основании, а ее силуэт – луковицы трех куполов и два стройных минарета – четко вырисовывается на фоне делийского неба. Три широких лестницы ведут к воротам мечети, выходящим на север, восток и запад. Восточные ворота открывались только для императора. Мечеть – это своего рода духовное дополнение к Красному Форту, вместе они составляли грандиозный центр столицы империи. Прославляющее мощь ислама здание находится на единственном в Дели холме.

Поднявшись по лестнице наверх, мы были снова остановлены «хранителем входа» с бегающими глазками. Сперва он объявил нам, что надо снять обувь, потом не разрешил нести ее с собой. А затем, когда мы решили пройти по очереди без вещей в бахилах на ногах, он возвестил нам, что время для неверных истекло, то есть приходите завтра. Но не на тех напал, мы напирали на него, что только сделаем обзорный осмотр внутреннего двора, и никуда дальше не пойдем. Вредный парень зорко следил за нами и не позволил взять с собой фотоаппарат, не говоря уже о видеокамере.

За пятиминутные съемки он потребовал 200 рупий (100 рублей), каков наглец! Вот как надо блюсти веру! Просочившись-таки внутрь, мы увидели посредине обширного двора водоем. В нем правоверные должны осуществить омовение и только затем приступать к молитве, стоя лицом к нише (михрабу), которая указывает направление Мекки. Пятничной эта мечеть называется потому, что пятница – это священный день для мусульман. С башни минарета муэдзин сзывает верующих к молитве.

Мраморные купола сооружения достигают 61,3 метра в высоту. Здесь хранятся реликвии мусульманского мира: туфля пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана, написанная по преданию, под его диктовку, рыжеватый волос из бороды пророка и осколок надгробия, когда-то стоявшего над могилой святого.

Сделать фотографии внутри не удалось, да и осмотреть мечеть толком тоже, но возвращаться сюда завтра не будет времени…

На улице уже стемнело, и мы в темноте проделали обратный путь до гостиницы, купив по дороге гранат и апельсин. Вернувшись в отель, сразу же обменяли по 100 долларов, и не задерживаясь в номере, решили сегодня же посетить знаменитый Коннот-Плэйс. По вопросу обмена валюты: хождение иностранной валюты в стране запрещено также как и вывоз рупий за пределы страны. Так что при любом обмене требуйте квитанцию, она может пригодиться для обратного обмена при отлете из страны.

Расстояние в 1,1 километра мы преодолели за полчаса, так как по дороге не сразу сориентировались. Эта дорога на несколько дней стала для нас родной и знакомой. Отличительной ее чертой был ж. д. вокзал, автобусная станция и находящийся рядом туалет открытого индийского типа. О!.. Об этом отдельная песня… Приближение к сему атрибуту отправления естественных потребностей отмечено ужасающим запахом такой концентрации, что его капля уж точно могла бы убить лошадь.

Стены сего заведения, по-видимому, покрыты кафелем, небольшой экран отгораживает прохожих от самого туалета. Экран настолько небольшой, что сама суть его непонятна, так как он ничего не прикрывает. Обычная для Индии сцена – стоящая спиной к улице шеренга писающих мужчин. Странно, при этом женских писсуаров мы нигде не наблюдали, снова дискриминация? При этом мужским писсуаром может послужить любая стенка, поэтому специфичный запашок преследовал нас повсеместно. Этакая простота нравов!!!

Пункт назначения, Коннот-Плейс (Connaught Place), знаменит средоточием хороших магазинов. Названная по имени дяди Георга Y, эта круглая площадь кажется амфитеатром благодаря своим зданиям с колоннадой, а ее архитектуру даже сравнивают с английским городом Батом. От площади в разные стороны отходят 8 радиальных трасс, соединенных тремя окружными дорогами.

Основной радиальной улицей является Джанпатх, которую южнее пересекает Раджпатх, ведущий к Президентскому дворцу. Вечером мы смогли обойти по окружности только первый круг. Магазины большей частью были закрыты, витрины тоже забраны решетками, можно было только увидеть наименования знаменитых спортивных и обувных брендов.

Вернувшись в номер, после бесполезных попыток наладить температуру душа, так и не помывшись толком, мы легли спать. Шум кондиционера и вентилятора в первую ночь не смог помешать нам.

Итог дня: посетили Красный форт, мечеть Джама Масджит и Коннот-Плейс. Потратили 250 рупий на входной билет в форт.
Опубликовано: 11 Января 2010





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.