Однодневная поездка в Рязань - Константиново - Коломну

Другие отзывы автора
  • Однодневная поездка в Рязань-Константиново-Коломну. Часть 2
Москва–Рязань–Константиново–Коломна-Москва.

18 октября 2009г.

Часть 1. Рязань.

Маршрут пройден командой в составе: водитель – Виктор, штурман – Светлана. Транспортное средство – Mitsubishi Karizma, хэтчбек, 1,6 литра, 2003г. выпуска. Пробег на момент старта 118853 км.

Столь торжественное начало отчета о простенькой однодневной поездке объясняется своеобразным штампом, к которому мы привыкли, описывая свои гораздо более продолжительные и сложные путешествия. Эту форму решили сохранить и здесь.

Эта познавательно-туристическая поездка, предположительно, последняя в 2009 году. Устойчивый снежный покров, по сообщению руководителя Гидрометцентра РФ г-на Вильфонда, в Москве и области ожидается в конце ноября. А в том месте, где мы катаемся несколько последних лет, с помощью снежных пушек, надеемся, склоны будут подготовлены еще раньше. Были бы морозы. Так что, будем переключаться с поездок туристических на поездки со спортивным уклоном.

Итак, 18 октября в 640 мы стартовали. Как всегда, суточный счетчик на нуле. На одометре 118853км, за бортом +2оС, а в нашем гараже-пенале было +4оС. Еще темно, небо закрыто облаками, но видны также и просветы темно-синего цвета. На старом павильоне метро ВДНХ термометр показывает 0оС.

Из Москвы выехали без проблем, хотя движение в это время было уже достаточно интенсивное. Проспект Мира, Садовое кольцо, улицы Таганская, Нижегородская, Рязанский проспект и Новорязанское шоссе. Федеральная трасса М5.

За МКАДом пошел дождь, который сопровождал нас всю дорогу, то ослабевая, то усиливаясь до ливня. Путь до Рязани прошел без особенностей, дорога, вернее, её состояние – вполне приличное. Основные промежуточные пункты в направлении Рязани, периодически упоминаемые дорожными указателями, следующие: Люберцы, Жуковский и Быково, Бронницы, Коломна, Луховицы, Рыбное. Генеральное направление трассы М5 обозначалось, также нередко упоминаемым дорожными знаками, Челябинском. Перед каждой развязкой неизменно стояли вполне четкие указатели направлений, периодически попадались также и указатели расстояний.

В общем, все хорошо. Но было бы удивительным, чтобы наши дорожные службы безукоризненно сработали бы на всем протяжении трассы.

Вот очередная развязка. Прямо – Москва, налево – Жуковский. Ну, Москва нам вроде бы сейчас не нужна, мы оттуда едем. Жуковский – лишь промежуточный пункт на направлении Москва-Рязань, да и тот, судя по карте, находится в стороне от М5.

Предполагаем, что нужно ехать в сторону Жуковского и что вскоре должна быть еще одна развязка, где Жуковский будет прямо, а дорога на Рязань уйдет правее – на юг. Но не тут-то было. Через несколько минут убедились, что ехать нужно было прямо, а указатель "Москва" всего лишь информировал о том, что впереди есть развязка, позволяющая развернуться и поехать в обратном направлении, т. е. на Москву. Но это знают лишь те, кто знает. А как об этом догадаться впервые здесь оказавшимся?

Так что на наших дорогах заблудиться можно и в самом густонаселенном районе всего в 30-40 километрах от Москвы и знание языка, которым "изъясняются" дорожные указатели, не поможет.

Но вот мы опять на М5. В 803 на 74 км – Бронницы. За бортом +3оС. На 134км в 8-50 проезжаем мост через Оку. Она в этом месте широкая, на реке стоят, очевидно, на якорях несколько барж, причем почему-то поперек реки. Вскоре указатель (съезд) на Коломну, затем указатель "Коломна-порт" и почти сразу, на 137км, мост через речку Черную.

149км, Луховицы. Вновь переезжаем реку Черную. По Луховицам приходится ехать достаточно долго, город вытянулся вдоль трассы. В основном дома вполне приличные, хотя изредка попадаются и развалюхи.

Вот в пределах города мост через реку с весьма оригинальным названием – Вобля. Само название нас не очень-то заинтересовало, на сайте можно и не такое встретить. Но реку с таким же названием мы уже встречали в этом году в июне во время поездки в Карелию и на Соловки. А это уже совсем другой регион.

Неужели эта река столь длинная, что, встретившись нам гораздо севернее, "дотянулась" и до Рязанской области? И где конкретно мы её пересекли в июне?

Как я ни старался - вспомнить не смог, а в дорожных записках это событие мы не отразили. Полез в Интернет, но кроме этой, протекающей через Луховицы реки с названием "Вобля", Яндекс ничего не нашел. Больше того – длина этой луховицкой реки составляет всего-то 36км.

А ведь точно помню, что такая река во время июньской поездки была. Больше того, в октябре слушал на радиостанции "Эхо Москвы" передачу, в которой Татьяна Фельгенгауэр рассказывала о своем участии в автопробеге на каддилаках (участвовало что-то более десятка машин) по маршруту Архангельск – Сочи. И там она упоминала о пересечении реки с названием Вобля и это было вовсе не в Рязанской области, а где-то на маршруте, который мы тогда прошли. Надо бы посмотреть в архиве "Эха".

В 9-15 на 170-м километре проезжаем Гавриловское и реку "Малявка"; дождь несколько поутих, за бортом все те же +3оС. Проезжаем реку "Меча".

В 9-20 на 182км пересекаем границу Рязанской области, вскоре слева видим кафе "Есенин" и пересекаем реку Пилис.

На 185км перед деревней Высокое вдоль обочины слева вытянулся огромный рынок изделий из керамики: скульптуры, фигуры, куклы, горшки, вазы и т. д. и т. п. Размеры самые разные - от очень маленьких до огромных. Здесь же продают и плетеные корзины разных размеров.

До Рязани остается примерно 15км, проезжаем поворот на село Константиново – родину Есенина. До Константиново от федеральной трассы М5 23км. Решили заехать, также как и в Коломну, на обратном пути. Тем более, что дождь возобновился и осматривать достопримечательности в такой ситуации не очень-то комфортно. Решение оказалось правильным, так как по прибытии в Рязань дождь полностью прекратился и не возобновлялся до конца дня.

В 9-35 на 199км въезжаем в Рязань. За бортом +4оС. Город расположен на правом берегу Оки при впадении в неё реки Трубеж. И опять возникают ассоциации с этим названием – Трубеж. Ведь на реке с таким названием стоит город Переславль-Залесский, но это 140 км на северо-восток от Москвы, а здесь 200км от Москвы и на юго-восток. Это та же река???

Проведенное "расследование" показало, что на территории бывшего Союза существует, как минимум, три реки с таким названием и на каждой из них стоит город, называющийся, или называвшийся в древности, Переяславль.

Это Переяславль-Рязанский (нынешняя Рязань), Переяславль-Залесский в Ярославской области, о котором мы уже упоминали выше, и Переяславль (ныне называющийся Переяславль-Хмельницкий) в Украине.

Считают, что наименование рекам "Трубеж" и городам "Переяславль" в Рязанской и Ярославской областях в незапамятные времена дали выходцы из наиболее древнего Переяславля – нынешнего Переяславля-Хмельницкого. А само слово "переяславль" означает переял, то есть перенял славу.

Переяславль или Переяславль Русский впервые упомянут в 907 году в договоре киевского князя Олега с Византией. По легенде, в 993 году, на месте города русское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».

Вскоре справа на прилегающей к дороге площади видим высокую стелу с установленной на её вершине ажурной фигурой всадника с копьем в руке. Позади стелы внушительное здание похожее на крупный кинотеатр. Уточнять who is who за неимением времени не стали. Объехали здание "кинотеатра", сфотографировали стелу с всадником (ракурс и освещение были явно неудачными) и двинулись дальше к центру.

Надо отдать должное властям города, которые позаботились о том, чтобы приезжие могли без проблем найти центр города. Знак "центр" был установлен на каждом перекрестке, кроме одного, где вместо "центр" был указатель "автовокзал". На Западе установка указателя "центр" – общее правило.

Так мы, руководствуясь дорожными указателями, без проблем, по Московскому шоссе доехали до центра. На перекрестке, где главная дорога поворачивает направо, проезжаем прямо, так как в первую очередь хотим попасть в рязанский Кремль.

Вот здание "Живагобанка" и перед ним памятник Ленину. Начинается Соборная улица, которая вскоре выходит на Соборную площадь. Кремль рядом, но удобного места для парковки мы не увидели. В поисках его проезжаем дальше. Дорога идет на спуск, поворот налево-направо и - мы уже удаляемся от Кремля.

Попадаем на широкий проспект, название которого не запомнил. Вспоминается присказка: "Все, что ни делается – к лучшему".

Огромные придорожные щиты информируют о знаменитых земляках рязанцев. Иначе мы может быть никогда не узнали бы о том, что Федор Полетаев – гордость именно рязанской земли. Хотя имя это одно время было на слуху. Он участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Но прославился, как я думаю, тем, что попав в плен и сбежав от немцев, принял самое активное и деятельное участие в партизанском движении в Италии. Национальный Герой Италии. Другой знаменитый рязанец –Уткин, конструктор ракетно-космических систем.

Развернувшись, вновь едем в сторону Кремля. В том месте, где спуск-подъем-поворот, видим указатель вправо – Кремль. Въехать сюда можно было и когда мы проехали мимо этого места в первый раз. Но то ли при движении в этом направлении не установлен указатель, то ли мы его не заметили из-за достаточно напряженного здесь движения; одним словом - проехали мимо.

Теперь же по неширокой идущей на подъем дороге въезжаем прямо на территорию Кремля. Сразу за въездом небольшая парковочная площадка, которой мы и воспользовались.

Считается, что рязанский Кремль заложен в 1095 году. Он стоит на высоком мысу при слиянии рек Трубеж и Лыбедь.

Возможно, здесь к месту будет сказать, что нынешняя Рязань, несмотря на свой почтенный возраст, все же не является первой столицей Рязанского княжества. Первая столица, ныне называемая Старая Рязань и, как я понимаю, сейчас это не населенный пункт, а археологический объект, городище – находится в 50км от города Рязань – административного центра Рязанской области. Там мы, к сожалению, не побывали.

Город "Старая Рязань" был первым, оказавшим серьезное сопротивление вторгшимся на Русь монгольским войскам под командованием хана Батыя.

Вопреки устоявшемуся в обществе мнению о том, что на Русь вторглись несметные монгольские полчища, в серьезных исторических исследованиях общая численность монгольского войска, отправившегося в Великий западный поход, определяется в 30-40 тысяч всадников. Не будем здесь излагать соображения историков, позволившие им сделать такой вывод, но он представляется вполне реалистичным.

Более того, этот 30-ти или 40-ка тысячный отряд после разгрома поволжских булгар разделился и основные силы под командованием Мункэ-хана устремились на половцев, оттесняя их к Венгрии. А другая часть отряда под командованием Бату-хана (для нас более привычно его имя звучит как хан Батый) подошла к границе Рязанского княжества.

С рязанцами Батый воевать не собирался, но ему, для продолжения похода, нужны были свежие лошади и продовольствие. Он послал в Рязань (Старую Рязань) парламентеров с соответствующим ультиматумом. Рязанским князьям еще не приходилось встречаться с монголами. На ультиматум Батыя они ответили отказом, но открытого сражения с монгольской конницей не выдержали, с поля боя бежали и укрылись за крепостными стенами города.

Однако, оказать серьезное сопротивление осаждавшим не смогли, так как в 1208 году Старая Рязань была разрушена в междуусобной войне суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо и к моменту нападения монголов город не был достаточно укреплен.

Рязань (Старая Рязань) была захвачена и в наказание за сопротивление сожжена, а все оставшееся в живых население уничтожено. Это произошло в 1237 году.

Разъяренный сопротивлением рязанцев, Батый пошел на Суздаль и Владимир, намереваясь покорить всю русскую землю.

Рязанский боярин и воевода Евпатий Коловрат узнал о нападении монгольского войска на Рязань, находясь в Чернигове. С небольшой дружиной он тут же двинулся на помощь рязанцам. Но, прибыв на место, Евпатий застал землю рязанскую уже опустевшей и разоренной, людей убитыми, а церкви сожженными. Та же ужасная картина предстала перед его глазами и в самой Рязани.

Узнав о прибытии Евпатия, уцелевшие воины присоединяются к нему и с отрядом в 1700 человек он бросается в погоню за Батыем.

Настигнув его, Евпатий внезапной атакой полностью истребляет татарский аръегард и сминает задние полки монголов. Ужас и паника охватили их. Монголам показалось, что это мертвые рязанцы ожили и мстят им. Сам же Евпатий, насквозь проезжая сильнейшие монгольские полки, бил их беспощадно, истребляя лучших воинов армии Батыя.

Батый послал против Евпатия отборные полки во главе со своим шурином Хоставрулом, который хвастливо заявил, что приведет Коловрата живым. Окружив Евпатия, монголы попытались захватить его в плен. Сам Хоставрул выехал против него один на один. Русский богатырь рассек хвастливого завоевателя пополам до седла. Схватка возобновилась.

В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из множества пороков (камнеметов).

Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского воеводы, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя никакого вреда.

О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Разоренный город так никогда и не смог возродиться, тем более, что набеги кочевников неоднократно происходили и после 1237 года. Центр княжества постепенно перемещается в город Переяславль-Рязанский, унаследовавший с годами и название прежней столицы.

Нужно сказать, что первая битва князей Руси с монголами произошла еще в 1223 году на реке Калка. Причем монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. В этот период главными врагами монголов были половцы, которые в 1216 году приняли преследуемых монголами кровных врагов Чингисхана меркитов.

Как известно, Чингисхан родился в 1162 году в роду Борджигинов. Его отец - Есугей, мать звали Оэлун. Есугей с братьями отбили Оэлун в степи у меркитского воина, который видя численное превосходство монголов, просто ускакал (правда Оэлун сама умоляла его бежать, так как в противном случае он был бы безусловно убит). Чингисхан был первенцем у Есугея и Оэлун, его назвали Тэмуджин.

В 9-ти летнем возрасте Тэмуджин потерял отца, которого вероломно отравили татары, пригласив в степи к своему костру.

Есугей, по монгольскому обычаю, отвез 9-ти летнего Тэмуджина для помолвки с 10-ти летней девочкой Бортэ из соседнего племени хонкират и оставил его там, чтобы мальчик привык к своим будущим родственникам и невесте. Возвращаясь домой, он увидел в степи нескольких человек, сидевших у костра, которые, как и положено в степи, пригласили его разделить трапезу. Подъехав ближе, Есугей понял, что это были татары, с которыми у монголов были сложные отношения. Бежать было поздно, так как конь Есугея устал и татары, погнавшись за ним, безусловно догнали бы его и убили. А по степной традиции гостя у походного костра никто не мог тронуть.

Закончив трапезу и благополучно покинув пригласивших его, Есугей почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. На 4-й день, добравшись домой он умер, завещая родне отомстить татарам. Естественно, сейчас никто не может утверждать, что явилось действительной причиной смерти отца будущего великого полководца, создателя огромного государства, под руководством которого был создан Свод степных законов - Яса.

Родственники привезли 9-ти летнего Тэмуджина домой и он, как старший сын, стал главой рода. В последующие годы Тэмуджину пришлось претерпеть много невзгод и лишений, в том числе разгром его кочевья меркитами, захватившими его любимую жену Бортэ.

Но уже в 1180г. во главе небольшого отряда он напал на кочевье меркитов, находившихся в это время к востоку от Байкала, разгромил их и освободил похищенную ими Бортэ. К Тэмуджину стали присоединяться степные удальцы и в 1182 году они избрали его ханом с именем Чингис.

Но вернемся к первому столкновению русских с моголами. В 1222 году монголы, чтобы окончательно разгромить половцев, предприняли большой поход на запад. Они прошли через Кавказ, разгромив по пути грузинского царя Георгия Лаша и, захватив проводников, вышли через Дарьяльское ущелье в верховья Кубани.

Половцы, обнаружив врага у себя в тылу, отошли к русской границе и попросили помощи у русских князей. Союз с половцами был заключен русскими князьями: галичским князем Мстиславом Удалым, Мстиславом Киевским и Мстиславом Черниговским. Монголы же, узнав об этом союзе и не желая воевать с Русью, послали к князьям парламентеров с предложением разорвать союз с половцами и заключить мир с ними, монголами.

Русские князья отказались нарушить свои союзнические обязательства, совершив при этом непростительную ошибку. Они убили монгольских парламентеров. А по степному закону, упорядоченному созданной Чингиз-ханом Ясой, обман (тем более убийство) доверившегося тебе считается непрощаемым грехом и подлежит отмщению чего бы это не стоило.

Сражение произошло на реке Калке в 1223 году. 80-ти тысячное русско-половецкое войско было полностью разгромлено 20-ти тысячным монгольским отрядом. 4-х кратное численное превосходство было полностью низведено поразительной неспособностью русских князей к управлению войсками. Князья бежали с поля боя, бросив свои войска на произвол судьбы, фактически обрекая их на полное уничтожение.

Задача похода была выполнена и монголы направились на восток, домой. Но при переправе через Волгу были атакованы из засады волжскими булгарами, при этом большая часть монгольского отряда погибла.

Именно поэтому первым сражением Великого западного похода, предпринятого монголами в 1235-1237 годах, был разгром волжских булгар и уничтожение их столицы города Булгар. После этого монгольское войско разделилось на два отряда, один из которых устремился на половцев, а другой пошел на Рязань, о чем и было сказано выше.

Таким образом, отряд Батыя, выполнявший далее в этом походе вспомогательную роль, никак не мог быть больше половины общего войска, т. е. не более 15-20 тысяч человек. В качестве подтверждения этой гипотезы можно упомянуть о нападении на войско Батыя отряда Евпатия Коловрата.

Численность отряда Евпатия составляла всего 1700 человек, но он сумел остановить монголов и принудил их развернуть против своего отряда лучшие силы Батыя. Если бы монгольское войско действительно исчислялось сотнями тысяч, то нападение отряда Евпатия Батыем было бы просто незамечено.

Но вернемся к рязанскому Кремлю. Вот фотография плана Кремля.

Рязанский Кремль расположен на площади в 26 га, на его территории сосредоточены 18 памятников истории и культуры XI – XIX веков. Его опоясывает земляной вал, остатки которого сохранились до сих пор.

Небольшая площадка в правом углу плана это и есть парковка, на которую мы пристроили свой автомобиль. Если пройти по дороге прямо, то справа на плане видны, порой очень нужные любому путешественнику, спасительные буквы WC. Там действительно находятся вполне приличные и бесплатные стационарные туалеты.

Территория, на которой мы оказались – это Спасский (называют также Спасо-Преображенский) монастырь. Но об этом мы узнали позднее, а сейчас воспринимали эту территорию как единое целое с самим Кремлем. На территории Спасского монастыря находятся церкви Богоявления (пятиглавая с трапезной и шатровой колокольней, 1647г.) и Спасо-Преображенский собор (1702г.).

В Спасо-Преображенском соборе шла служба, даже на улице у входа был хорошо слышен голос батюшки. В этом соборе хранится мироточивая икона "Спас Нерукотворный" и мироточивый образ Пресвятой Богородицы, а также ковчег с частицей мощей Блаженной Матроны Московской.

Фото не отражает красоту этого собора, так как сделано со стороны, так называемого, дворового фасада, фото со стороны главного фасада у нас почему-то не обнаружилось.

Здесь же, на территории монастыря находится длинное 2-х этажное здание, высота которого ступенями увеличивается от краев к центру. Над серединой здания возвышается барабан, увенчанный луковицеобразным куполом с православным крестом. На плане это здание обозначено как "Гостиница знати", очевидно в противовес "Гостинице черни", которую мы еще увидим. Но на табличке, закрепленной у центрального входа в это здание, было написано:"Иоанно-Богословский храм Спасо-Преображенского мужского монастыря".

Этот храм, очевидно, для "внутреннего, служебного" употребления. Так нам показалось.

Мы решили осмотреть Кремль, пройдя по его территории справа налево (против часовой стрелки) и продолжили свой путь к административному корпусу. В нем размещался также милицейский пост. Далее был Певческий корпус, построенный в 1658г.

Отсюда открывался прекрасный вид на огромное здание Архиерейского дома или, как его еще называют - Дворец Олега.

Во времена правления князя Олега Ивановича (1350-1402) Рязанское княжество достигает наибольшего расцвета и могущества, с переменным успехом соперничавшего с московскими князьями.

Особенности географического положения Рязанского княжества, вызывавшие необходимость постоянного лавирования между Ордой, Литвой и Москвой, определяли действия этого незаурядного воина и политика. После смерти Олега Ивановича его потомки не преуспели в противостоянии Москве, и Рязанское княжество в 1521 г. официально вошло в состав Московского государства. 29 февраля 1778 года Указом Екатерины II была образована Рязанская губерния. Тогда же Переяславль-Рязанский был переименован в Рязань.

Через проход в мощной стене мы вышли к 2-х этажному внушительных размеров зданию, называемому на плане Кремля "Гостиницей черни", которое изначально служило для хранения запасов зерна, т. е. было житницей.

На фото видно сохранившееся одно из семи деревянных крылец, по которым можно было попасть в помещения 2-го этажа. Несмотря на принятые меры (крыльцо крепится к стенам здания стальными скобами), оно того и гляди упадет.

Наиболее ранним из сохранившихся в Рязани считается Архангельский собор. Он был построен на княжеском дворе Переяславля-Рязанского в XV веке. Но в начале XVI века собор был перестроен с участием итальянских зодчих.

Дворец Олега, Певческий корпус, Архангельский и Успенский соборы (1693-1699 гг.) и Консисторский корпус (XVII век) образуют своеобразную площадь. В этом нетрудно убедиться на местности, а также взглянув на план Кремля.

Здание Консисторского корпуса имело служебный характер и предназначалось для нужд управления епархией. Консисторский корпус являлся центром и резиденцией рязанских владык. Слева, если смотреть на главный фасад, к нему примыкают постройки бочарни, кузницы и сараев XVII века.

За Дворцом Олега в створе Гостиницы черни расположена церковь Святого духа. Эта двухшатровая церковь была построена на княжеском дворе рязанского Кремля в XVII веке архитектором Василием Зубовым.

В объектив, к сожалению, попал лишь небольшой фрагмент этой церкви. А на переднем плане виден какой-то бесформенный поросший травой холм. Это отвал грунта из раскопов археологических исследований и по сей день ведущихся на территории рязанского Кремля.

Впрочем вот обнаруженный в нашем архиве другой ракурс Церкви Святого духа, где она видна целиком.

Из исторических объектов, расположенных на территории Кремля, необходимо упомянуть о еще одном очень красивом и, очевидно, совсем недавно отреставрированном храме – Христорождественнском, построенном в XV веке и перестроенном в XIX (в 1826 году).

Когда мы подошли к нему - в храме шла служба. На информационном щите, установленном на подходе к храму, сообщалось, что в храм доставлен и в течение какого-то времени будет там находиться чудодейственный образ, если мне не изменяет память, Николая Чудотворца.

В храме было много народа. Чудодейственный образ оказался достаточно грубо выполненной и раскрашенной деревянной куклой, выполненной в масштабе примерно 1:3. Она была установлена перед иконостасом, люди то и дело подходили и "прикладывались" к ней. Нам это показалось странным, напоминающем о поклонении в Древней Руси деревянным статуям Перуна, Даждьбога и другим языческим идолам. Что это – возврат к язычеству? Вряд ли. Но как объяснить то, что мы видели – не знаем.

Женщина, собиравшая перед входом в храм милостыню на лечение тяжело больного сына и подсказавшая нам, как пройти к памятнику Есенину, спросила – приложились ли мы. Пришлось сказать – конечно.

Памятник Есенину оказался совсем рядом. По Глебовскому мосту, переброшенному через ров перед земляным валом, прошли на набережную реки Трубеж и через пару сотен метров увидели выполненную из бронзы фигуру Есенина как бы вросшего по пояс в землю, а может быть наоборот – вырастающего из вскормившей его русской земли.

Возможно, это звучит высокопарно, но именно такие мысли пришли в этот момент. Памятник великому лирику России был открыт 2 октября 1975 года, в день восьмидесятилетия со дня рождения поэта.

Отсюда видны и те привольные окские просторы, задушевно воспетые Есениным. Поэт изображен вдохновенно читающим стихи. Его лицо одухотворено, широк жест рук, ворот рубашки расстегнут.

Позади памятника в особом углублении постамента растут любимые поэтом березки, рябины и клены. Составная часть монумента — особый монолитный камень, на котором высечена фигура летящего журавля. На открытии памятника присутствовали сестры поэта Александра Александровна и Екатерина Александровна и его сын Константин Сергеевич.

Несколько странный наряд Светланы на фото у памятника Есенину объясняется тем, что к памятнику мы прошли из совсем рядом находящейся церкви Спаса на Яру (1695г.). Юбка на ней, которую она забыла снять, правда, своя. Она предусмотрительно взята из дому для соблюдения правил посещения монастырей и храмов.

Пятиглавая церковь, построенная на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж, имеет по углам здания пучки колонн, придающих ей особую стройность и даже некоторое величие. Особенный облик Спасоярской церкви определяет также ее колокольня, представляющая восьмигранный крытый изящным шатром столп, вырастающий над западной стеной трапезной.

На набережной по пути к памятнику Есенину (набережная устроена на кромке крутого заросшего кустарником и небольшими деревьями откоса, спускающегося к берегу р. Трубеж) обратили внимание на проявление несколько нелепого, на наш взгляд, свадебного обычая. Металлическая решетка ограждения набережной была усеяна закрытыми висячими замками.

Подобное нам приходилось видеть где-то и раньше. Так вот он какой - гарант прочной семьи (см. фото).

В начале набережной установлен обелиск в память о героях гражданской войны.

Глебовский мост переходит в аллею, ведущую к Соборной площади. Чем отмечен день 18 октября 2009 года – нам неизвестно, кроме того, что это было воскресенье. Тем более странно было наблюдать, как со стороны Кремля через Глебовский мост в сторону Соборной площади один за другим шли, построенные в колонны, отряды солдат в полном вооружении. Все они были в беретах. Десантники что ли? Отряды шли один за другим с небольшими разрывами во времени и в ту, и в другую сторону. Что означал этот ритуал – мы так и не поняли.

Но вот и мы вышли на Соборную площадь. Вход с площади на аллею, ведущую к Кремлю, обрамлен колоннадой.

К сожалению, в этом месте предусмотрена стоянка туристических автобусов, которые прикрывают колоннаду и ухудшают условия для фотографирования.

Мы же, перегнав машину с парковки Спасо-Преображенского монастыря, припарковались на тихой выходящей на площадь улочке напротив обувного магазина. Много времени на осмотр Соборной площади не потребовалось.

Наиболее интересным зданием на Соборной площади является рязанский Государственный театр для детей и молодежи.

Правда, на противоположной стороне площади стоит также неординарное здание, назначения которого не помню. Возможно, это, хотя бы в какой-то своей части, жилой дом.

Рядом с площадью стоит еще одно здание. Мне показалось, что раньше в нем располагался какой-либо орган советской власти, а сейчас здесь самый народный Сбербанк.

Рязань гордится еще одним своим знаменитым земляком. Здесь родился и больше 20 лет жил великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. В доме, где он родился и жил с 1849 по 1870 год на улице, теперь носящей его имя, сейчас размещается музей. Во дворе музея установлен бюст великого ученого.

Напротив здания музея-усадьбы находится административное здание музея, которое по размерам вполне сопоставимо с самим музеем. Сколько же народа работает здесь? Кстати, ни одной экскурсии мы здесь не заметили. Интересно, чем занимается народ, населяющий это административное здание?

Нам хотелось побывать еще на ул. Циолковского и у драмтеатра. Выяснилось, что свой маршрут по Рязани мы построили, мягко говоря, нетехнологично. Чтобы попасть с Соборной площади к музею И. П. Павлова нужно ехать обратно, в сторону Москвы. Ну а улица Циолковского находится в центре города.

Едем опять в сторону Соборной площади, но, немного не доезжая до нее, поворачиваем направо по указателю "главная дорога". Проспект (забыл его название) упирается в областной драмтеатр, а если, продолжая движение вперед, проехать площадь перед театром, оставляя его слева – попадаем на ул. Циолковского.

Улица вполне современная, но, в то же время, и историческая. Здесь есть памятник знаменитому земляку рязанцев, основоположнику теории реактивного движения Константину Эдуардовичу Циолковскому. Памятник установлен в 1982 году.

Циолковский родился не в Рязани, но в Рязанской губернии в обедневшей дворянской семье. Это произошло 17 сентября 1857 года в селе Ижевское под Рязанью. Дом, где родился Циолковский на улице Польной (ныне ул. Циолковского), сохранился до наших дней и по-прежнему находится в частном владении.

Его отец, Эдуард Игнатьевич, окончил Лесной и Межевой институт в Санкт-Петербурге, затем служил лесничим в Олонецкой и Петербургской губерниях. В 1843 году был переведён в Пронское лесничество Спасского уезда Рязанской губернии. Проживая в селе Ижевском, встретился со своей будущей женой Марией Ивановной Юмашевой (1832—1870), матерью Константина Циолковского. Имея татарские корни, она была воспитана в русской традиции. Предки Марии Ивановны при Иване Грозном переселились в Псковскую губернию. Её родители, мелкопоместные дворяне, владели бондарной и корзинной мастерскими. Мария Ивановна была образованной женщиной: окончила гимназию, знала латынь, математику и другие науки.

У Эдуарда Игнатьевича начались неприятности на службе — начальство было недовольно его либеральным отношением к местным крестьянам.

В 1860 году отец Константина получил перевод в Рязань на должность делопроизводителя Лесного отделения, а вскоре стал преподавать естественную историю и таксацию в землемерно-таксаторских классах Рязанской гимназии и получил чин титулярного советника. В Рязани на Вознесенской улице семья прожила почти восемь лет.

В Калуге, с которой неизменно связывают имя К. С. Циолковского, Константин Эдуардович поселился лишь 1892 год, переменив не одно место жительства и претерпев немало невзгод и лишений.

Есть на улице Циолковского и очень красивая пятиглавая церковь с колокольней.

А вот так, вполне современно, выглядит и сама улица. А вот и здание областного драматического театра. См. фото).

Отсюда мы двинулись в сторону дома в Москву, но с намерением в обязательном порядке заехать в Константиново и Коломну.

Еще раз едем по Рязани в сторону Москвы. На ул. Ленина рассмотрели, наконец, памятник, установленный перед Концертным залом им. Есенина. Здесь, выполненный во весь рост, стоит памятник И. П. Павлову.

Продолжение следует: Часть2. Константиново. Часть 3. Коломна.
Опубликовано: 7 Декабря 2009





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.