Автостопом к мечте

Другие отзывы автора
  • Черноморские заметки
  • Турецкая сказка о бетонных пляжах, веселых барменах и роскошных видах из окна
2005 год, мне 17 лет, моему попутчику – 19, мы свободные души, уже успевшие ощутить горький вкус разочарования и к моменту старта совершенно запутавшиеся в паутине «взрослых» проблем. У каждого из нас уже есть прошлое, сплетенное из вереницы разных событий, добрых и злых людей, разбившихся надежд и несбывшихся желаний; у каждого из нас уже есть будущее, суть которого – перекресток дорог, уходящих в непроглядную тьму.

Сейчас уже сложно сказать, что именно заставило нас светлым июльским утром выйти на федеральную трассу M-5 и отправиться в долгое путешествие по большим и малым дорогам России. Скорее всего, это было желание оставить все утраты и сожаления в родном уральском городе и вновь почувствовать радостный и игристый, как шампанское вкус жизни и молодости.

Конечной целью нашего пути (не считая возвращения на Урал живыми и здоровыми))) был визит в Северную столицу страны. Мы ехали в Питер не столько для того, чтобы увидеть и влюбиться в великолепие архитектурных ансамблей, просторных площадей, набережных, мостов и прочие чудеса, ранее доступные нам только на экране телевизора, сколько ради осуществления нашей мечты – увидеть море, пусть даже в варианте Финского залива. Дело в том, что ни мне, ни моему спутнику, в отличие, допустим, от наших сверстников, до 2005 года не доводилось быть на море.

Надо сказать, что на протяжении всего пути до Питера нас сопровождала великолепная погода, общительные и дружелюбные водители, по-доброму подтрунивающие над всей армией автостопперов и над нами в частности, с удовольствием выслушивающие наши веселые истории из студенческой жизни и с не меньшим удовольствием рассказывающие свои собственные байки.

Мы не были ни хиппи, ни «спортивными» автостопперами, видящими своей единственной целью первыми добраться до пункта назначения. Мы были обычными живыми студентами, на небольшой отрезок времени превратившими существование в абсолютный вектор, в белую стрелку в синем круге, в беспрерывное безумное движение. Мы жадно вдыхали вольный ветер дорог и с выдохом отпускали тревоги и разочарования.

Наша первая остановка, а с ней и первая ночевка состоялась в Уфе, волшебном городе, раскинувшемся в междуречье Агидели и Караидели. До Уфы мы добрались очень быстро, сменили трех «драйверов», стояли на точках максимум 15 минут, то есть удивительно легко вошли в контакт с трассой. Город встретил нас теплым дождем, закрутил в лабиринте улиц и в головоломке трехзначных номеров автобусов с загадочными буквенными индексами, хаотичной нумерации домов центральных улиц.

На городском автобусе мы добрались до памятника Салавату Юлаеву (дамы и господа, здесь прошу внимания! Если вы никогда не были в столице Башкортостана и собираетесь туда поехать, найдите время, доедьте до Телецентра и посетите этот великолепный памятник!!). Примечателен оказался не только сам монумент, но и его окрестности: памятник, изображающий всадника, расположен на возвышенности, с которой открывается совершенно чудесный вид на реку и холмы и на гопников, испражняющихся на ближайшую ель.

Эта возвышенность соседствует со сквериком и площадью Телецентра, где мы дождались сумерек и отправились на вокзал переждать ночь. Не знаю, как сейчас, но тогда вокзал в Уфе был отвратительной дырой, наполненной бомжами, человеческими запахами и неудобными, непредназначенными для сидения, а тем более для сна креслами в зале ожидания. Мы, конечно, были не в восторге от контраста, создаваемого величием природы, красотой человеческих творений и убогостью этого жалкого вокзала.

На следующий день мы уже спускались к Волге по террасам Самарской набережной. В Самаре я была не в первый и не в последний раз и уже успела влюбиться в Набережную. Да и как тут можно не влюбиться? Уютные зеленые парки, прохладные фонтаны, многокилометровые променады, лестницы, подъемы и спуски, песчаные пляжи, синее небо, отражающееся в Волге, неспешно прогуливающиеся веселые самарцы и, такие же как мы, гости города. Мы до посинения накупались в Волге, потом еще некоторое время валялись на песчаном пляже, слушая крики чаек, смех людей и плеск воды, и отправились на дальнейшую прогулку по Самаре.

Время наше было ограничено, поэтому помимо Самарской набережной, мы успели посетить всего два «культовых» в нашем понимании места: 1) Храм Пресвятого Сердца Иисуса, известный также как Польский костёл – великолепное здание, построенное в начале прошлого века в неоготическом стиле, в форме креста; 2) Самарскую государственную академию культуры и искусств. На тот момент мы являлись студентами одной ГАКИ, поэтому нам очень интересно было посетить самарского побратима нашей alma mater.

Следующей остановкой путешествия был город Ульяновск, в котором проживала тетя моего попутчика, замечательный человек, просто ангел-хранитель (их на протяжении нашего путешествия будет несколько)… до конца жизни ей буду благодарна за теплый прием, вкусную еду и комфортный ночлег. Ульяновск, как и Уфа, расположен в месте максимального сближения двух рек, только здесь это Волга (Куйбышевское водохранилище) и Свияга. Два берега Волги соединены между собой длиннющим автодорожным мостом, и по моему скромному мнению, этот мост – главная достопримечательность города.

Ульяновск – город с особенной атмосферой, пронизанной забавным говором (ульяновцы, кстати, так же забавились над моим уральским!) и засильем каменных изваяний Ильича, посматривающего на нас то с укоризной, то с отцовской любовью. Но надо сказать, что полнее мы узнали Ульяновск, когда заехали туда на обратном пути во второй раз. Тогда же под чутким руководством сестры моего спутника состоялась экскурсия по центру города, прогулка по ульяновским бульварам (сейчас помню только длинную и широкую улицу Гончарова) и поход в кинотеатр «Луна», где в то время показывали фильм «Война миров».

О Нижнем Новгороде – четвертом городе нашего «тура» - можно говорить очень долго, я постараюсь быть краткой. Город очень светлый и позитивный, расположен по берегам Оки, в месте ее впадения в Волгу. Как и в Самаре, и в Уфе, в Нижнем я была не первый раз, и точно знала, как можно потратить остаток регламентированного времени. Конечно же, провести его на Покровке! Покровка – это большая пешеходная улица НН, летом и зимой наполненная веселыми неформалами, уличными музыкантами и перфомансерами.

Мы отправились на Покровку, и там, слушая игру маленького оркестра, примкнули к компании нижегородских неформалов, один из представителей которой вызвался побыть нашим экскурсоводом. Вместе с ним мы посетили знаменитый Нижегородский кремль, Чкаловскую лестницу, состоящую из 560 ступенек (удивительное зрелище; она, кстати, находится на правом берегу Волги и ведет к реке). Также веселый экскурсовод проводил нас к местам не столь знаменитым, однако не менее интересным, например, к стене памяти Цоя или к какому-то особенному дому, где из подъезда есть выход на чердак и на крышу и где все обычно собираются с гитарой и вином.

Финалом Нижегородской истории были хаотичные покатушки на автобусе и на метро, пробуждение ранним утром, покупка альбома «Коварство и любовь» группы «Агата Кристи» и долгий и нервный поиск выезда из города. До сих пор не понимаю, почему так трудно было покинуть Нижний? Может быть, просто уезжать не хотелось?

Покинув, наконец, Нижний Новгород, мы отправились во Владимир. Впечатлениями об этом славном городе, к сожалению, поделиться не могу, поскольку задерживаться в нем мы не планировали, и наше посещение Владимира ограничилось проездом из одного его конца в другой и нехитрой трапезой в одном из его двориков. Солнце уже садилось, а в это время я и мой попутчик пересекали границу Владимира на трассе, уходящей в сторону г. Иваново. Машины мы стопили уже в темноте, очень долго стояли на точке, пробовали передвигаться дальше, искать более подходящие места – бесполезно.

Мы уже были на грани отчаяния. Питер, который до сих пор казался таким близким, снова отдалился от нас и тут, наконец, рядом с нами остановилась «Газель» с фургоном, за рулем «Газели» сидел человек, которого мы впоследствии окрестили вторым ангелом-хранителем нашего путешествия. С виду обычный трудяга-водитель, он оказался удивительно эрудированным, начитанным, образованным (!) и мудрым человеком, который оставил в нашей памяти самые положительные воспоминания. Он держал путь в Иваново, там находился его дом.

Мы попросили его добросить нас до ивановского вокзала, чтобы смогли переночевать там, на что он сообщил нам, что вокзал в Иваново еще хуже уфимского и предложил переночевать у него. В принципе, мы были противниками ночевок у малознакомых людей, но к этому человеку пошли в гости без тени сомнения насчет его порядочности. Перед сном мы поели хоть и купленной в магазине, но чертовски вкусной еды, выпили по стакану легкого грузинского вина и продолжали вести задушевные разговоры экзистенциальной направленности. Спали мы как убитые, а утром ангел добросил отдохнувших путешественников до трассы, а сам поехал в обратном направлении – в Нижний.

Мы же с попутчиком уже ехали в Ярославль. В этом городе мы ночевать не остались (потому что уж очень торопились в Петербург!), однако успели погулять по городу и осмотреть некоторые его достопримечательности. Исторический центр Ярославля, куда мы, собственно, и держали путь, расположен у слияния двух рек: Волги и Которосли. Очень яркой картинкой сохранился в памяти момент, когда мы сидели на набережной, свесив ноги, курили, разговаривали о чем-то, под нами плескалась Волга, вся искристая на солнце и синяя, как глаза моего попутчика; я теперь понимаю, что это был один из самых счастливых моментов нашего путешествия.

Во время пешей прогулки по центру Ярославля мы увидели множество соборов, церквей, храмов, отдыхали на скамьях уютного тенистого бульвара на проспекте Ленина, накупили сувениров для друзей на пешеходной улице, там же познакомились с двумя девушками – уличными музыкантами, которые очень уверенно и правдиво исполняли песни Янки Дягилевой и рассказывали нам свои автостопперские истории.

Далее следовал довольно утомительный и не богатый на яркие впечатления путь от Ярославля до Вологды, от Вологды до Череповца (его мы проделали на пригородной электричке), затем от Череповца до Тихвина (это город уже в Ленинградской области) и, наконец, на грохочущей фуре под веселые разговоры с ее владельцем мы торжественно въехали в город нашей мечты.

Я не сразу поверила, что приехала в Питер. Это место я привыкла воспринимать с благоговейным трепетом, воспринимать как столицу, культурный центр, красивейший город страны. А мы будто въезжали в душный промышленный городок, похожий на мою малую Родину: те же трубы, однотипные панельные дома, бетонные заборы, в общем, на тот Петербург, который я все время путешествия несла в сердце, эта местность была совершенно не похожа.

Настоящий Санкт-Петербург начался для нас только тогда, когда, расставшись с дальнобойщиком, мы доплелись до троллейбусной остановки, залезли в переполненный салон и, из-за давки не имея возможности видеть город из окон, доехали до нужного места. Нужным местом являлась станция метро «Нарвская», где нас ожидали наша челябинская подруга, которая отдыхала в Петербурге цивилизованно с родителями и ее питерский друг. Соответственно, первым впечатлением от города-мечты стали знаменитые Нарвские триумфальные ворота, возобновленные в металле, зеленые-презеленые.

В Питере мы провели четыре волшебных дня (очень-очень мало!!!), и, конечно, мы стремились обойти как можно больше объектов, побывать в самых разных местах. Мне даже показалось, что мое зрение улучшилось от того обилия визуальной информации, которое накрыло меня с головой на улицах, площадях и проспектах Петербурга. Рассказывать обо всем подробно сейчас достаточно сложно, более того – бессмысленно, поскольку многие читатели знакомы с Петербургом.

Поэтому перечислю посещенные нами места в назывном порядке: Невский проспект, Дворцовая Площадь, Казанский собор, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Александро-Невская лавра и ее некрополи, Марсово Поле, Эрмитаж, крейсер Аврора, Адмиралтейство, памятник Медный всадник, гостиница Астория, мосты, мостики и мостищи (нет-нет, я даже не пыталась запомнить все их названия, одно помню хорошо – мост Кораблестроителей, но о нем чуть позже!), Русский музей и проходящая в тот момент выставка произведений Марка Шагала.

Встреча с Финским заливом произошла на третий день нашего пребывания в Питере. Мы втроем поехали на метро до станции «Приморская» на Васильевском острове. От одного названия станции меня, чающую поскорее увидеть море, бросало в великолепную дрожь! Затем пешком топали по набережной речки Смоленки, дошли до пресловутого моста Кораблестроителей (ничем не приметный мост, очень маленький, но помнить его я буду похоже всю жизнь), вышли на Морскую набережную… и увидели залив.

Да, он сильно отличался от изображений моря на красивых курортных картинках. Да, все побережье тогда оказалось завалено битыми бутылками, пластиком, старыми шинами, высохшими водорослями и прочим мусором. Да, вместо белоснежного песка, и пальм были бетонные плиты с точащими кусками арматуры, хаотично разложенные по набережной и уходящие в воду… Но это было МОРЕ, настоящее, синее, соленое (сама пробовала!), с волнами и шуршащим прибоем, это было мое первое море, из-за того такое особенное, из-за того такое любимое, из-за того такое вечное…

Обратно мы ехали уже без остановок, почти без отдыха и сна, от этого дорога домой казалась долгой и трудной. Зато не подводили хорошие люди, веселые водители и отличная погода. Дома мы были 19 июля.

Всем юным и отчаянным искренне желаю хоть раз испытать тот восторг, который испытали мы, и который возможен только в путешествиях автостопом. А автостопперам, большим и маленьким, от всей души хочу пожелать побольше новых маршрутов, приветливых водителей и, конечно же, теплой трассы!
Опубликовано: 23 Октября 2009





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.