Италия и Неаполитанское побережье 22.07-05.08.2009 (3 часть)

Другие отзывы автора
  • ВЕНА - город, в котором мне хочется жить! (Часть IV)
  • ВЕНА, город в котором мне хочется жить! (Часть II)
  • ВЕНА - город, в котором мне хочется жить! (Часть III)
Все отзывы

Содержание:Часть 1·Часть 2·Часть 3·

Продолжение:АссизиБазилика Св.ФранцискаВот и наступило утро 3 августа. Еще раз окидываю взглядом ставшие родными пейзажи моря, сосен, крыш домов. Хочу остаться, хочу вернуться, буду скучать. Вот с такими мыслями я грузила в автобус свои вещи. Ну что, поехали? А впереди нас ждет знакомство с тремя необычными городами. Первый из них Ассизи. Слышу впервые, а потому интереса по мере приближения все больше и больше.

Ассизи расположен в самом сердце одной из наиболее красивых провинций Италии - Умбрии. Мы проехали значительную часть Умбрии, и невозможно было оторвать глаз от мелькавших пейзажей - горы, равнины, опять горы. Город расположен на северо-западном склоне горы Субазио. Мы сразу же увидели громаду монастыря и базилики Св. Франциска. Нас высадили на парковке и по эскалатору мы поднялись верх (вот ведь, ну все для удобства туристов). Перед нами средневековый городок, в котором кажется остановилось время, и город навсегда застыл в своих средневековых формах.

Везде нас окружают дома из серого камня, окна украшены цветами, узкие улочки уходят вверх или вниз. Выходим на площадь у Базилики Санта Кьяра. Эта базилика сооружена в честь Св. Клары – «сестры» и друга Франциска Ассизского. Внутрь мы не смогли зайти, потому как францисканцы в своих коричневых рясах не пускали посторонних в Храм, они занимались приготовлениями в Храме к службе. Выходим через улочки к площади Пьяцце дель Коммуне. На этой площади мы можем посмотреть на Храм Минервы, Ратушную башню, красивый фонтан и городскую ратушу.

Неспешно проходим по узенькой и необыкновенно уютной улочке и выходим к фасаду Верхнего Храма Св. Франциска. С первого взгляда может показаться, что это сооружение очень скромное, но ведь он и призван иллюстрировать призыв Франциска к простоте, не скрывая своего внутреннего богатства. В этом Храме так же охранники очень ревностно оглядывают одежду вошедших -закрытые плечи, закрытые колени обязательны, нельзя снимать и фотографировать. Входим, затаив дыхание.

Ассизская базилика оказывается известна всему миру (а я узнала об этом впервые), благодаря синтезу искусства, архитектуры, скульптуры и духовности. Верхний Храм расписан от потолка до пола непередаваемой красоты фресками самого непревзойденного и великолепного Джотто. Только при упоминании этого имени, разум отказывается верить, что мы можем видеть эти сокровища. Джотто впервые применил прием, когда стенопись выполнялась техникой фрески, т. е. по мокрому грунту. Также Джотто отошел от византийских и готических канонов, придав своим героям большее жизнеподобие и пластичность.

Вспоминаю при этом его «Мадонну Всех Святых» в Уфицци. Фрески Джотто задумывались специально для этой базилики, они состоят из 28 сцен о жизни святого. Большие панно, хорошо обозримые и освященные ровным светом, придают всему интерьеру нарядный, праздничный вид. Этому способствует и колорит росписи: голубой, розовый, белый, золотой. В Верхнем Храме Джотто работал со своими учениками- джоттистами, а вот Нижний Храм он уже расписывал после своих работ в Риме, Падуе, Флоренции будучи известным мастером.

Но именно работы Джотто в Ассизи являются ключевыми для понимая творчества величайшего художника. Без тени колебания можно сказать, что Джотто восславил Св. Франциска… но и Св. Франциск восславил Джотто. Я осталась в таком восторге от увиденного, который можно сравнить только с потрясением от картин Эль Греко в Толедо. Какие разные, но какие яркие два великолепнейших мастера. Их работы настолько завораживают, что создается эффект присутствия и ты уже сам действующее лицо происходящих событий, изображенных художниками.

Базилика Св. Франциска достигает вершин великолепия, когда в нее сквозь цветные витражи льется солнечный свет. Произведения французских, немецких, итальянских витражистов сохранились не полностью. Тем не менее, 28 дошедших до нас витражей преобразуют для нас свет и создают в интерьере базилики восхитительную игру красок. Ассизские витражи являются также самыми ранними витражами в Италии. По лестнице спускаюсь в Нижний Храм базилики. Главным акцентом всего зала является изящный главный алтарь из белого мрамора, украшенный живыми букетами цветов. И вот здесь мы уже видим работы Джотто более позднего периода, они великолепны.

Также в Нижнем Храме я впервые знакомлюсь с работами знаменитого Чимабуэ - учителя Джотто. Он приехал в Ассизи для росписи Нижнего Храма. Его прославленная фреска изображает задумчивую и чуть печальную Деву Марию с Младенцем, восседающую на престоле, в окружении прекрасных ангелов. Но при сравнении работ учителя и ученика, по моему мнению ученик далеко превзошел своего учителя. Я это видела в Уфицци при сравнении двух Мадонн, я это видела и в Ассизи. Для меня Джотто это просто полнейший восторг и восхищение. В украшении Нижнего Храма участвовали художники из Сиены – Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти.

Когда я рассматривала знаменитый полиптих Симоне Мартини, трудно было поверить, что этим фрескам почти 700 лет. Изображенные на нем фигуры как живые, они искоса смотрят на нас, наблюдают и разговаривают с нами. Постепенно начинаем рассматривать левую сторону Нижнего Храма, здесь мы видим работы двух братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Их работы насыщены драматизмом и высоким религиозным чувством. Самая значимая работа этих художников это великолепный образ Девы Марии с Младенцем и святым Франциском и Иоанном Богословом, которую прозвали «Мадонна на закате» из-за золотых лучей закатного солнца, освящающего сцену.

Свежесть лиц, мягкость красок, изящество линий и великолепие золотого фона сделали эту фреску одной из самых популярных картин в Италии. И это одно из самых лучших произведений в Ассизи. С этой работой может поспорить только «Распятие» Джотто, но из-за своего повреждения она проигрывает «Мадонне на закате». Все представленные здесь работы Лоренцетти просто великолепны. Рассказывать о них…трудно. Их надо видеть, это как чтение книги. По еще одной лестнице спускаюсь в крипту, которая была раскопана в 1818 году, а в 1820 году Папа Пий XI объявил об идентичности мощей Святого.

Останки Святого поместили в плексиглазовый гроб вместе с предшествующей металлической ракой и вложили в первоначальный каменный саркофаг XIII века. Именно такую гробницу за алтарем крипты можно видеть и теперь. В крипте все очень и очень скромно. Только серый камень, свечи, скамьи темного дерева и люди…. Люди сидят на скамьях, вокруг гробницы на полу, стоят вокруг гробницы, держась за решетку. У многих закрыты глаза, склоненные головы… Атмосфера непередаваема.

Как написано в путеводителе: «Даже краткий визит в Ассизи навсегда останется в памяти – как посещение оазиса духовности и ясного мира, как паломничество к святому месту, снимающее с нас стресс повседневности и сообщающее заряд душевной энергии.» Ни добавить, ни убавить. Мы пробыли в базилике не очень долго, потому как на город нам отвели всего лишь около 3-х часов. А по хорошему только на базилику надо не менее 4-5 часов, чтобы рассмотреть все как следует. Выходим в состоянии эйфории. Эта самая короткая поездка в такой очаровательный уголок Умбрии произвела на меня едва ли не самое большое впечатление. Очень хочу вернуться сюда еще раз.ПеруджиДворец деи ПриориСадимся в автобус и через несколько минут подъезжаем к столице Умбрии – Перуджи. При подъезде к городу нас застал сильнейший дождь. На побережье дождя ни разу не было, а здесь все-таки небольшие, но горы. На наше счастье при выходе из автобуса дождик заканчивается и больше нам не мешает. В старый город мы поднимаемся на монорельсе. Обслуживающего персонала нет, билеты продаются автоматически, вагоны разворачиваются тоже автоматически, настолько здорово, нас это очень развеселило.

Выходим на конечной остановке и сразу же попадаем на панорамную площадку, откуда открывается замечательный вид на долины Умбрии и на далекий Ассизи, еле видный отсюда. Перуджи обычный город, в центре которого как всегда старый серый город с очень узенькими и темными улицами, большой площадью. На площади перед нами роскошный Дворец деи Приори (Городской Совет). Здание было построено на рубеже XIII и XIV веков и считается шедевром итальянского Средневековья. Вход в помещение украшен бронзовыми Грифом и Львом, символами города.

Сейчас это копии, а оригиналы можно увидеть при входе в музей, но они сохранились гораздо хуже. Национальная Галерея Умбрии расположена на третьем этаже Дворца деи Приори. Здесь очень хорошая коллекция предметов искусства, относящихся к периоду времени с XIII по XVII век, включает роскошные ювелирные украшения, бронзовые изделия, поделки из слоновой кости, деревянные, мраморные статуи и, конечно же, изумительные картины итальянских мастеров.

Работы Перуджино, Пьеро делла Франчески, Бернардино ди Бетто, Луки Синьорелли, Беноццо Гоццоли считаются жемчужинами экспозиции. Напротив дворца мы видим замечательный главный фонтан города. Он считается лучшим местом для встречи. Год «рождения» фонтана — 1277-й, а «родителями» архитектурного памятника называют Николо и Джованни Пизано. Композиция фонтана состоит из двух расположенных друг под другом многоугольных бассейнов. На нижнем многоугольнике расставлены статуи персонажей Эзопа, знаки зодиака.

Фигуры-символы главных добродетелей — Веры, Надежды и Милосердия — украшают верх сооружения. А сразу же за фонтаном мы попадаем в Собор Сан Лоренцо. Возведение этого величественного строения было завершено в XV веке, хотя первый камень заложили еще в 1345 году. Самое яркое впечатление производит таинственная работа «Снятие с креста» известного мастера Бароччи, которая была написана после попытки отравления художника.

Вообще внутри Собор очень красив, украшен картинами, потрясающей красоты расписной потолок. Но почти все храмы и соборы Италии являются миниатюрными картинными галереями, в каждой есть свой шедевр знаменитого и не очень художника. Собор знаменит своими роскошными венчаниями, посмотреть на которые всегда собирается множество людей. Здесь же в Перуджи очень много магазинов истинно итальянской одежды, обуви, есть и магазины брендовых марок. Цены в них ну очень приятно удивили. Скидки до 70% - мечта шопоголика.

Одним только было омрачено наше пребывание в Перуджи – мы были в этом городе с 15-00 до 17-00, а в это время сиеста, т. е. все закрыто. А я так хотела напоследок объесться знаменитой итальянской пастой. Обошла все рестораны в районе площади, у всех работали только бары. Пришлось довольствоваться банальным яблочным пирогом и кофе. Уезжаем из Перуджи. Наш путь лежит к Ферраре. Отель у нас на окраине города, и нам было даже предложено погулять по ночному городу. Мы все-таки решили, что знакомство с городом лучше начинать утром, при свете солнца.ФеррараСобор Св.Георгия в ФеррареФеррара-один из множества замечательных итальянских городов эпохи Возрождения с хорошо сохранившимися памятниками архитектуры средневековья. В 1995 году исторический центр Феррары был внесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО!

При знакомстве с городом мы опять проходим по истинно итальянским узким улочкам мимо живописных домов и церквей, тесных и полукруглых портиков. В период эпохи Возрождения в Ферраре были возведены великолепные дворцы, церкви и площади. Сейчас в городе запрещено автомобильное движение и очень много жителей пользуется велосипедами. На велосипедах могут покататься и туристы. В центре города расположен величественный замок д, Эсте XIV-XVI вв. - символ герцогского господства. Поскольку моя программа шоппинга в Италии выполнена, решаю этот день полностью посвятить прекрасному - знакомству с достопримечательностями Феррары.

Сразу же направляюсь в замок д, Эсте. Замок очень большой, с толстыми стенами и с квадратным посторным внутренним двором. По периметру замок окружен рвом с водой, во рву маленький фонтанчик. Мы ступаем по плитам XIII века. Входим в зал, видим печи для приготовления пищи, судя по количеству печей, людей здесь жило много. Проходим в узкие казематы, которые служили скорее всего тюрьмой, поднимаемся по лестнице и здесь уже попадаем в роскошные, большие и светлые залы.

Но служители замка просят нас сначала подняться на главную башню замка, а после уже продолжить экскурсию. Сначала выходим на небольшой балкончик на котором в кадках растут апельсиновые деревья, полюбовавшись панорамой города, поднимаемся еще выше. Наверх ведет очень крутая железная лестница. Зато оказавшись на верху, видим весь город, внизу все тот же фонтанчик, но насколько красивее он выглядит сверху. Везде, где хватает взора перед нами красные черепичные крыши и больше ничего, просто море крыш. А все потому, что улочки очень и очень узкие.

Полюбовавшись и сделав красивые снимки, спускаемся в залы. В первых залах очень красиво расписанные потолки, для удобства здесь же стоят огромные зеркала под наклоном, и потолок отражается в зеркалах. Это сделано для удобства туристов-не нужно держать голову вверх для того, чтобы рассмотреть расписанные потолки. В следующих залах представлены фрески на стенах, очень красивый гербовый зал. Конечно, не хватало главного - интересного рассказа гида.

После посещения замка я решила найти пинакотеку в Ферраре, и тут на моем пути встретились мои соседи по автобусу Сергей и Маша. Они то и указали мне дорогу. Быстренько иду по указанному направлению. Прохожу мимо ботаническго сада и попадаю к пинакотеке. Она распоожена в Палаццо деи Диаманти. Посетителей почти нет. Начинаю обходить залы. Здесь представлены работы художников эпохи Возрождения, в основном феррарской школы. Феррара известна не только своими памятниками архитектуры, но и школой живописи.

Центром феррарской школы живописи был двор герцогов д, Эсте. Для творчества большинства феррарских художников таких как Козимо Тура, Франческо дель Косса, Бальдассарре Эстенсе - характерны изысканная декоративность и эмоциональность рисунка. Большинство этих живописцев родилось в Ферраре. Художники не очень известные, но не самые известные, не значит самые плохие. Просто в эпоху Возрождения в Италии был такой всплеск, такой расцвет творчества, что каждой провинции хватало своих великолепных мастеров.

Мне очень понравились представленные здесь иконы, картины, фрески, части алтарей. А потом я увидела четыре маленькие миниатюрки на стене, и что-то повело меня посмотреть имя художника. Каково же было мое удивление, когда я увидела знакомое имя Эль Греко. Неужели? Но около имени художника стоит знак "?". Рассмотрев миниатюры по-лучше, тоже в состоянии вопроса - краски не те, линии отличны, а что же здесь от Эль Греко? Вопрос? Но тем не менее, если кого то интересует творчество этого интереснейшего художника, то знайте, что в пинакотеке Феррары есть, а может и нет Эль Греко.

Решать вам. Осматривала залы, а сама все время поглядывала на часы - как быстро бегут стрелки, как все меньше и меньше остается времени до отъезда. Но почему мне всегда его так не хватает? Все, больше времени нет, нужно бежать на место сбора, а ведь у меня еще осмотр Собора запланирован. Вылетаю пулей из пинакотеки, настроение хоть пляши - супер, сказочное. По пути захожу в еще один небольшой Собор и вот наконец передо мной главный Собор Феррары - Собор Святого Георгия (XII - XV) вв.

Он является одним из самых значительных примеров романо-готического зодчества. Внутри как и все Соборы Италии украшен великолепными полотнами художников, мраморный пол, цветные мраморные колонны, несколько капелл в которых молились прихожане, очень много зажженых свечей. В Соборе многолюдно - большая группа пожилых итальянцев с интересом разглядывает Собор, фотографируется на фоне статуй. На выходе из Собора на ступеньках сидела молоденькая девушка и просила подаяние.... Ну как пройти мимо? Иду к месту сбора нашей группы. Все. Экскурсии закончились.Дорога домойАльпыНам предстоит переезд до Нюрнберга к месту нашей транзитной ночевки. На душе и радость от всего увиденного, сожаление от расставания с прекрасным, но и надежда на возвращение. Италия не может оставить кого-то равнодушным к себе. Она влюбляет в себя сразу и навсегда. Это и необыкновенная природа, и старинная архитектура, и выдающиеся шедевры мирового искусства, и религиозные объекты, и великолепнейший шоппинг, и замечательная итальянская кухня.

Переезд до отеля прошел отлично, опять мы любовались Доломитовыми Альпами, не уставая щелкать затворами фотоаппаратов, опять нас остановили в ресторане «Розенбергер» на ужин, пришлось напоследок оторваться по полной программе. Единственно на немецком автобане мы попали в приличную пробку (я впервые) и в отель приехали с очень большой задержкой в 2,5 часа. Я ожидала обычный транзитный отель, а нас привезли в отличный отель 3 *, поэтому, когда мы уставшие вошли в свой номер, удовольствие от интерьера номера развеяло всю усталость. Наутро нас накормили великолепным завтраком и остался один день до родного дома.

День пролетел незаметно: обед, ужин на парковках. Польскую границу прошли очень быстро, зато на нашей российской границе как всегда - наш автобус не пустили на территорию РФ, сообщив, что на границе мероприятия, т. е. стойте и ждите чего непонятно и сколько неизвестно. Ну а поскольку всем уже страстно хотелось домой, по автобусу начали раздаваться нервные смешки. Хорошо, что время ожидания растянулось всего лишь на 30 минут и через 2 часа мы выгружали свои вещи на площади перед Южным вокзалом Калининграда.

Поездка закончилась, но я безмерно благодарная моей знакомой Владлене из Черняховска за ее отзыв о таком же путешествии в прошлом году, благодаря которому я решилась на этот тур. Я благодарна фирме «Бон Вояж» и Любочке Васильевой за великолепную и очень интересную программу путешествия, за четкую организацию, за отличное сопровождение по всему маршруту, за бесподобные отели по всему пути следования, за отличных гидов в Праге, Зальцбурге и в Италии.

Мой рассказ является полезным прежде всего для меня самой, как осмысление всего увиденного и услышанного. Без этого рассказа в голове осталась бы каша от многочисленных полученных знаний. А так все по полочкам. Я знаю, что этот рассказ будет интересен моим друзьям и знакомым, может кому-то пригодится в выборе страны для путешествия. Если кому-то он покажется скучным, длинным или неинтересным, то, пожалуйста, не тратьте своего времени на его прочтение. С уважением ко всем любителям путешествий!
Опубликовано: 7 Сентября 2009

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.