Балтийская соната

Другие отзывы автора
  • Поднебесные истории
  • Греческие каникулы. Крит
  • Тунистические заметки
Мой километровый отзыв на этот раз посвящен Эстонии и еще трем странам, которые я имела возможность посетить с кратким визитом. Это Швеция, Финляндия и Латвия. (следуя этике, ссылаюсь, что я уже публиковала эту статью в родном журнале "Velvet" за декабрь 2009 года.)

"Балтийское море.… Произнесешь, и в голове невольно возникает коллаж из бравых матросов-революционеров, белоснежных парусников, кильки пряного посола и политического термина «страны Балтии». В одну из этих стран, а именно в Эстонию, я поехала нынешним летом, когда оно достигло своей классической календарной середины. В последнее время все, что связано с этим небольшим государством, зачастую имеет эффект красного полотнища на международной корриде.

Однако я думаю, что политические распри и, местами, проявляющиеся националистические настроения - это не повод, чтобы отказаться от визита к добрым друзьям, проживающим в Таллинне. И вот, через три года, после обещания «заглянуть на огонек», я стою на перроне самого настоящего эстонского столичного вокзала. Впечатление от 16-часового путешествия в общем вагоне поезда «Москва-Таллинн» вполне приятное. Уже привычен легкий акцент безукоризненно вежливых тетушек-проводниц, которые желают мне удачи.

Слегка поеживаясь от утренней сыроватой свежести, достаю из сумки… небольших размеров флажок характерного российского окраса. Никто особо не обратил внимания на этот патриотичный жест, кроме встречавшей меня подруги, которая тут же была торжественно награждена развевающимся триколором. Впереди меня ждал полноценный отпуск и новые впечатления в компании моих супер гостеприимных друзей, Катерины и Дмитрия.

Заграница? Заграница!

После московской броуновской лихорадки Таллинн кажется просто тихим районным центром. Размеренное движение, малолюдные улицы. Поначалу испытываю легкую неопределенность. С одной стороны, я в столице страны ближнего зарубежья, где повсеместно слышна родная речь. С другой стороны – многоярусные торговые центры, уютные развлекательные заведения, величавые паромные терминалы, сверкающие стеклом и металлом деловые районы, сугубо эстонские надписи на указателях, а также названия улиц – все это совершенно точно говорит о том, что я в одной из европейских стран.

Даже старые улицы с деревянными домами выглядят как-то буржуазно. Мои друзья оба русские, живут в 5 минутах ходьбы от пляжа Штрооми, который все попросту называют Штромкой. Дети – Виктория и Александра учатся в русской школе неподалеку от дома, но в обязательном порядке посещают курсы эстонского языка. В целом жилой массив не выделяется чем-то особенным – привычные пятиэтажки, правда, качественно оштукатуренные, так что им не страшна никакая сырость. Подъезжаем к дому, спрашиваю – а где гараж?

Катерина терпеливо объясняет, что лично у них гаража нет (хотя многие жители владеют данным объектом собственности). Погодные условия допускают стоянку под открытым небом круглый год. Поэтому одну машину они ставят на огороженной придомовой территории с легкими воротцами с дистанционным управлением с тыльной стороны здания. Место парковки было куплено одновременно с квартирой и обошлось единовременным платежом в 10 000 эстонских крон (по состоянию на февраль 2009 года курс примерно 3 р. за 1 кр.).

А второй автомобиль загорает бесплатно со стороны фасада, прямо у подъезда, сколько угодно времени. Мне, человеку, проживающему в городе, где чуть не каждый божий день угоняют автомашины незадачливых покупателей, зашедших на полчаса в супермаркет, было сложно переварить эту информацию. Тот факт, что мусорные контейнеры либо стоят на той же огороженной прилегающей территории к дому, либо, при неимении заборчика, оснащены кодовым замком, привел меня в замешательство.

И снова экскурс в эстонский порядок: жильцы сами оплачивают содержание дома, от смены лампочки до ремонта фасада и крыши, сюда же входит немалая плата за вывоз мусора, поэтому логично, что каждый заинтересован тратиться только на лично им произведенные отходы. Опять же хорошая защита чистоты и порядка от народа без определенного места жительства. Здесь я ни разу не встретила подобных личностей. А вообще зачастую попадались весьма колоритные и до боли знакомые персонажи на трамвайных и троллейбусных остановках и, если абстрагироваться от реальных декораций, порой казалось, что я ожидаю транспорт в каком-нибудь районе Читы.

Как-то в троллейбусе я тщетно пыталась пропечатать проездной талон в электронном компостере. Сидевшая рядом добродушная тетушка с двухкомнатными сумками прониклась моей ситуацией и тут же предложила свою помощь. Мы разговорились, я узнала, что она недавно ездила с мужем к родственникам на свадьбу не то в Воронеж, не то в Ростов, что была проездом в Питере и колбаса тамошняя совершенно нехороша, что грязновато на улицах и жить дороговато.

Потом она немного помолчала и проронила зерно истины: «Господи, но как же здорово гуляют на свадьбах у вас в России! А тут совсем по-другому…». Эх, милая моя, это вы еще в Забайкалье не были. Я долгое время пытала друзей – почему здесь так мало улыбаются? Отчего все такие тихие? На что мне было сказано, что это просто такая манера поведения, исторически сложившаяся и обоснованная. С чем я и смирилась.

Здесь Старый город заложён

В первый же день мне удалось охватить несколько достойных примечательностей столицы. Самая главная и важная - море. Мы приехали на пляж Пирита в цивилизованно-городскую его часть. Общая протяженность пляжа около 4 км, а заканчивается он неподалеку от монастыря Святой Бригитты (Биргитты), в частично сохранившихся стенах которого, частенько проводятся музыкальные мероприятия. Несмотря на июль, температура воздуха довольно умеренная, всего +20 и небо затянуто молочно-серыми облаками.

От того цвет балтийского чуда был мрачноват, седоват и хмуроват, но стоило паре солнечных лучей скользнуть по водной глади, как картина тут же преобразилась! Весь залив засиял, переливаясь серебристо-небесными красками, а белоснежные борта пассажирских паромов вдалеке, еще ярче отразились на предгрозовом горизонте. Зрелище достойное первого свидания! По известному всем закону, именно в этот момент выяснилось, что аккумуляторы в фотокамере давно не ели, поэтому пришлось ограничиться лишь живым взглядом.

Здесь же на набережной стоит знаменательный памятник погибшим русским морякам броненосца «Русалка», затонувшего в 1893 году. К стоянке, где припаркован автомобиль, прогуливаемся через знаменитое Певческое поле с символичной сценой-ракушкой. Теперь едем к сердцу Таллинна, в Старый город. Несмотря на то, что его можно спокойно обойти за один раз, всякий последующий визит открывает тебе что-то новое. Изобилие витиеватых вывесок, фонарей, башен и шпилей, но главное, что меня привлекло – двери.

Мои спутники поначалу с удивлением наблюдали мои фанатичные кидания с фотоаппаратом то к одному, то к другому парадному. Высокие и гипер низкие, словно созданные для лилипутов, дверные проемы, стрельчатые и полукруглые, с бронзовыми и мозаичными орнаментами – и мне ж все их надо! Через пару дней ребята уже привыкли к своей сумасшедшей постоялице и, более того, сами заразились дверным дизайном. Впоследствии я еще неоднократно гуляла одна и в компании по узким извилистым улочкам Старого города, где вся атмосфера пропитана духом древности, загадочности и… спокойствия.

Переулок Святой Катарины – здесь на каждом шагу лавки и мастерские художников, ювелиров и стеклодувов, причем вы сами можете по желанию изготовить себе хрупкий сувенир на память. Храм Святого Николая, основанный Ярославом Мудрым в XI в., церковь Нигулисте, в которой довольно часто проходят концерты органной музыки…. А под крышу 124-метровой башни Олевисте мы забирались, в буквальном смысле, высунув язык – очень узкие ступени, идущие по спирали не дают возможности остановиться и отдышаться.

В аккурат, после высотного марафона, мы с Катериной стали свидетелями съемки исторического фильма - Старый город, как в добрые советские времена привлекает российских кинематографистов. Мне посчастливилось пройти по всем этажам самой мощной артиллерийской башни XVI в. Кик-ин-де-Кёк (дословно «Смотри в кухню») до закрытия ее на реставрацию. Название свое она получила благодаря тому, что с ее верхнего яруса можно было заглянуть через трубу на любую городскую кухню (и выбрать, к кому напроситься на обед).

А по соседству с башней не так давно при реконструкции площади Свободы было обнаружено древнее поселение. Стены сооружений можно спокойно обозревать, стоя в паре шагов от участка раскопок. Как оказалось, история Таллинна, возможно, началась за несколько тысяч лет до 1143 года. Видимо Старый город раскрыл далеко еще не все свои тайны.

Средневековые рыцари и современные опилки

Хотите знать, как издавна жили на эстонских хуторах, уклад и быт простого люда на протяжении веков, надышаться луговыми травами, послушать плеск воды под крыльями белых лебедей и просто устроить пикник на свежем воздухе подле старой мельницы? Я все это хотела, поэтому с нескрываемой радостью посетила музей под открытым небом Рокка-аль-Маре (название итальянское и переводится как «Скала у моря»). Скажу честно, что я не смогла осилить все 79 гектаров этого этнического парка, который просто создан для умиротворенного и, вместе с тем, познавательного отдыха.

Но по возможности посидела на краю всех колодцев, лично осмотрела мельничные крылья ветряных гигантов и заглянула в местную церковь 17-го века, где до сих пор проводят свадебные церемонии – правда, сама в них участия не приняла по причине отсутствия платья и жениха. Да что свадьба, когда в крестьянских дворах стоят самые настоящие сеялки-веялки и прочие нехитрые технические приспособления, собранные за 400 лет! Мои друзья, увидев столь явное рвение к старине, предложили углубиться еще на несколько веков назад, поэтому на другой день мы навестили небольшой городок Раквере, в ста километрах от Таллинна.

Построен он на месте древнего эстонского городища Тарванпеа, что в переводе означает Голова Тура. У города три главных достопримечательности: профессиональный драматический театр, огромная символичная бронзовая статуя тура, установленная в 2002 году к 700-летию города (кстати, уже есть народная примета – если семья бездетна, нужно ночью этому туру покрасить его достоинство и будет вам счастье), и сам средневековый замок Раквере, ради которого мы и приехали.

За семь столетий этот шедевр, построенный из подручного известняка, неоднократно менял хозяев, прямо, как переходящее красное знамя! Им владели и датчане, и ливонские рыцари, и русские, и шведы. Теперь это величественное сооружение оккупируется исключительно туристами и любителями средневековых состязаний. Пасмурным субботним днем мы втроем стояли перед внушительными воротами, на которых была прибита деревянная дощечка с надписью на нескольких языках: «Постучи!», что и было сделано с большим энтузиазмом.

Дверь отворилась, и нашему взору открылся большой внутренний двор замка, по которому разгуливал народ в одеждах времен госпитальеров. На редкость гармоничный симбиоз древности и современности. Нам тут же выдали соответствующий реквизит, причем мое одеяние по цветовой гамме больше напоминало форму игрока бразильской сборной, нежели представителя клана реформаторов. За то время, что мы провели в обществе вольнонаемного экскурсовода по имени Елена, было услышано столько подробнейшей и интереснейшей информации, что к концу третьего часа мой мозг отключился и на прием уже не работал.

Но помимо теории, мы вдоволь напрактиковались на старинных снарядах в лице мешков с сеном, побродили по тренировочным рыцарским залам, залезли на все мыслимые башни и переходы крепостных стен, были прикованы к позорному столбу, и я самолично скрутила свечку из воскового листа. За моими манипуляциями с воском наблюдали две девушки-статистки, одетые крестьянками. На их лице не дрогнул ни один мускул под натиском моих саркастических комментариев процесса.

Я вновь оглядела двор с позорным столбом, вспомнила про камеру пыток, а также гнетущую экспозицию в артиллерийской башне с изображениями ужасов чумы и бесконечных войн – и поняла слова про исторически обоснованную безэмоциональность. Действительно, на протяжении веков поводов для радости в этом регионе было маловато. Тем не менее, мы покидали замок в прекрасном расположении духа, напоследок поднявшись к бронзовому быку, правда, красить ничего не стали.

Город на четырнадцати островах

По обоюдной договоренности с Катериной, мы решили, что основное время проведем в Таллинне, а, благодаря вхождению Эстонии в Шенгенский союз, совершим краткие и мирные набеги в соседние государства. Первой по плану была Швеция. А точнее город Стокгольм. Мы купили турпакет, в который входит трехдневное проживание в отеле и комфортабельная доставка до шведской столицы и обратно десятипалубным пассажирским паромом. При слове «паром» в моем воображении человека, живущего в "диких степях Забайкалья", всегда рисовался эдакий объект технического прогресса из старых кинофильмов – деревянная платформа, которая скользила вдоль троса, управляемая каким-нибудь Михалычем или дедом Василием.

Мы прошли регистрацию и поднялись на борт… Что сказать? Зеркальные палубы, лифты, магазины, казино, громадный двухъярусный развлекательный центр и пара дискотек - и ни одного Михалыча с самокруткой…. Лично я впервые совершала столь серьезную морскую прогулку с ночевкой на борту. На палубе пассажиры в основном зарубежного производства. Через пару часов после отплытия, из алкогольных отделов магазина беспошлинной торговли вывозились тележки, груженные характерными упаковками. - Домой везут, в Стокгольм, у них цены на этот товар просто невероятные, - пояснила Катерина.

Ночь прошла относительно спокойно, несмотря на то, что все же какую-то часть из стеклянных упаковок пассажиры не смогли довезти до дома, а применили по назначению прямо на пароме. Утром я с восхищением смотрела, как мы лавируем среди шхер и крохотных островков с мостящимися на них почти игрушечными красными домиками. Где только люди не живут! Стокгольм целиком и полностью – островной город, где каждый район индивидуален и неповторим, где тебя не покидает ощущение вечного праздника и чувства, что здесь может исполниться любое твое желание.

Столичный архипелаг встретил нас солнцем, криком чаек и каким-то невероятным духом свободы, проявляющимся, как внутренне, так и внешне. Мы с удивлением заметили, что истинно шведских белокурых, голубоглазых типажей здесь встретишь нечасто – их очень разбавили представители афроамериканского и арабского мира. Так что не сразу можно догадаться, в какой стране находишься. Но здесь все воспринимается легко и естественно. Наш высотный отель "Scandic Ariadne" находился прямо в порту, в 15 минутах ходьбы от терминала.

Стилизованный под белый пароход, с морскими флажками и белоснежными штурвалами, он был, казалось, совершенно безлюден. Хотя на другой день за завтраком мы поняли, что жестоко ошиблись. А пока мы, наскоро бросив свой скромный багаж, спешили на соседний остров Лидингё в музей скульптора Карла Миллеса. Еще довольно плохо ориентируясь в городе, мы доверились карте метро, скачанной из Интернета. Из нее следовало, что движение поездов проложено прямо к искомому месту, о чем явно свидетельствовала красная линия схемы.

Отдельное слово надо сказать о стокгольмском метро. С московским подземным спрутом оно имеет не много общего. Линий всего три, расстояния небольшие, т. к. и сам город довольно компактен (мы совершали поездки в пределах 3-4 станций), утомительных переходов с одной ветки на другую нет, а нужно лишь дождаться поезда с необходимым номером, о подходе которого информирует электронное табло. Людей тоже не густо. Вот так в полупустом вагоне мы доехали до предпоследней (как нам казалось) станции и… состав надолго замер.

Одни пассажиры сменили других, и только поехав в обратную сторону, мы поняли, что до музея этот поезд не идет.… Вопрос – куда делась еще одна станция ярко-красной ветки и, что курил автор карты? Найдя нормальную схему подземки, мы обнаружили, что к острову ведет тоооонкая серая линия – наземная железная дорога, на которую нужно было сделать переход на «предпоследней» станции метро. И вот, после недолгих транспортных мытарств, мы в садах Миллеса. Именно так называется музей.

Это настолько невероятное зрелище, что слова едва могут передать ощущения, которые мы испытали, оказавшись в мире авторской фантазии. На трех живописных, утопающих в зелени и цветах, террасах над морским заливом располагается действительно настоящий сад бронзовых скульптур. Большинство из творений изображены в движении и закреплены на высоких тонких опорах. От того создается впечатление полной невесомости, и фигуры выглядят парящими в воздухе. Все произведения великого скульптора, пронизаны иронией, сатирой и легким сарказмом.

Присоседившись к русскоязычной группе туристов, мы узнали немало интересного о Карле Миллесе. На обратном пути, мы уверенно прошли пешком через мост, соединявший два острова. Более всего меня выбивали из колеи треньканья звонков велосипедистов, по чьей дорожке я то и дело шагала, отклонившись от пешеходной тропы. Кстати, я рисковала, т. к. здесь вполне могут оштрафовать за такие вот нарушения правил пешеходного движения.

И сказка, и простая быль

В центральной части Стокгольма, в районе Остермальм уже нет и следа загородной атмосферы отдаленного, усеянного частными домами Лидингё. Мы попали в город-дворец. Вдоль набережной, самого популярного променада, высятся здания, фасады которых достойны, быть выставленными, в музее искусства. На водной глади вальяжно раскачиваются яхты и парусники, сверкающие в солнечных лучах белизной бортов и яркими надписями. Покатавшись на трамвае № 7, который, было похоже, попал сюда из прошлого века, вместе с заплутавшим во времени кондуктором, едем на остров Гамла Стан, это и есть Старый город. Попадаем в мир сказки.

Дома, словно сошедшие с иллюстраций к произведениям Астрид Линдгрен и господина Андерсена, узкие, петляющие переулки, аромат свежеиспеченных вафель и кофе и причудливые тени заходящего солнца, дополняющие атмосферу таинственности и нереальности. Выйдя на набережную, слышим звуки сирен – что-то произошло на пассажирском прогулочном катере, и встречать его подъезжают машины скорой помощи, пожарные и полиция. Но, более нас заинтересовала реакция жителей на этот тревожный автопарк: они с нескрываемым восторгом приветствовали людей в форме (и не только пожарных), радостно размахивая руками, а дети с округленными от восхищения глазами с придыханием сообщали друг другу: «Police! Police! ».

Мы поняли, что в этой стране граждане, отвечающие за порядок и безопасность общества, заслуженно пользуются безграничным уважением и доверием. Несбыточная русская мечта! Кстати, на другой день на острове музеев и развлечений под названьем Юргорден, стало ясно, что, и полиция с доверием относится ко всем членам общества. После посещения потрясающего детского музея «Юнибаккен», в котором все просто создано для маленьких граждан мира – от миниатюрных декораций до игровых площадок, не говоря уже про волшебный тоннель сказок Астрид Линдгрен – по нему проедет с удовольствием даже любой взрослый, мы направились посмотреть на легендарный флагман Васа.

Самый большой (высота - 52,5 м, длина - 69 м) и красивый корабль своего времени затонул через полчаса после отплытия из гавани в 1628 году. Его можно рассмотреть, поднимаясь по лестницам в полумраке (того требуют условия содержания корабля) ярус за ярусом. Всего 6 этажей. При входе на экспозицию мы прочли честное объявление: «Осторожно! Карманные воры!» Гениально простое предупреждение и ни одного служителя порядка в громадном сумеречном ангаре – везде камеры видео наблюдения и полное доверие, впрочем, как и везде в этом городе.

Так что волею судьбы, присев отдохнуть на самом верхнем этаже, мы оказались по соседству с интеллигентного вида ребятами. Стоило мне на минуту, выпустить из поля зрения свою брезентовую дамскую сумочку, величиной с Австралию, как к ней тут же потянулись наши «приличные» соседи. Слегка испугав криминальных ценителей старины резким броском к своей собственности, мы поспешили выйти из музея на солнечный свет. Бедняги и не подозревали, что даже в случае удачи, в награду им достались бы лишь детские флажки из «Юнибаккена».

За этот день наш адреналин повышался уже во второй раз. Впервые это произошло утром, в Старом городе, когда придворная гвардия совершала свой блистательный развод караула перед Королевским дворцом. Увлеченные разговором, мы с Катериной неспешно спускались по лестнице, к нижнему уровню здания, как вдруг за спиной раздались четкие печатные шаги караула, неумолимо шествовавшего со штыками наперевес.

Не успев крикнуть «Мама!», мы буквально слетели со ступеней, чудом избежав досадного столкновения с хоть и более бутафорским, но все же вооруженным отрядом. Гвардейцы выглядели весьма сурово. А ведь еще полчаса назад мы обедали на Дворцовой площади за соседним столиком с начальником караула, и он казался таким душкой! На следующий день мы с чувством глубокого сожаления покинули этот гостеприимный, светлый город, так и не успев посетить то место, где живет «маленькое привидение из Вазастана». Мы уплываем, но обещаем вернуться, милый, милый Карлсон!

Суоменлинна, она же Свеаборг

После приезда из Стокгольма, я сделала недельный перерыв для приема солнечных ванн на уютных таллиннских пляжах и в единственном числе направилась на один день в Хельсинки, столицу Финляндии. Паром уже гораздо скромнее, но не менее комфортабельный. Ситуация с алкогольным закупом в точности повторилась. Через пару часов причаливаем к портовому терминалу. Город с частично питерской архитектурой, характерными местными краснокирпичными зданиями и вездесущими чайками.

Из всех увиденных на Балтийском море – хельсинские были самые наглые. Моя главная цель – Волчьи шхеры. Несмотря на зловещее название, это всего лишь архипелаг скалистых островов, на одном из которых находится знаменитая крепость Суоменлинна или, что привычнее для нашего уха – Свеаборг, т. к. с 1808 года она долгое время принадлежала России. К причалу путь пролегает вдоль центральной набережной, откуда открывается вид на море. С другой стороны ровный ряд зданий – Президентский дворец, городская ратуша, музей города Хельсинки, за ними виднеется купол Кафедрального собора.

Я стою на торговой площади. Уровень продуктовых цен вызывает легкий нервный тик и подтверждает звание Финляндии, как одной из высокоразвитых стран мира. Если (по слухам) жители Питера едут сюда за покупками, как же они вообще живут на свои российские зарплаты в Северной Пальмире? Меня финский шоппинг волновал мало, поэтому большую часть времени я провела на острове, вписавшем в военную историю свою яркую страницу. Трехчасовое исследование мощных береговых укреплений, подземных тоннелей, толстостенных казарм, редутов и крепостного музея, слегка подкосило меня.

Какое-то время я просто провела на скамейке, сидя неподалеку от березки, почти в чистом поле, которое так напоминало наш родной ландшафт, что даже цветочно-травяной запах был до боли знакомым. Здесь все пропитано русским духом… и пушки стоят тоже наши. Наряду с экскурсионными группами, люди сюда приезжают просто отдохнуть с семьей, с друзьями, устроить пикник и позагорать, если с погодой повезет. Гармоничное соседство старых военных сооружений, жилых домов, проселочных дорог – все абсолютно в том же виде, как и много лет назад, никакого вмешательства урбанизации.

Остров притягивает к себе магнетизмом простора, покоя, простоты и какой-то душевности.… Дойти до отправной точки катера, на который у меня уже был куплен билет, сил не было, поэтому я села на первый подвернувшийся морской транспорт, где оказалась в группе глухонемых туристов, за которых было централизованно оплачено их руководителем. При всем желании, меня невозможно принять за глухую, а уж за немую тем более, поэтому пришлось приобрести билет еще раз. Я вернулась в город, центр которого почти каждым зданием напоминал Россию (многие из них были построены нашим царским правительством).

Очень кстати подвернулся экскурсионный автобус "Open Tours", на котором я прокатилась по самым значимым местам финской столицы. Полюбовалась на церковь, пристроенную прямо к скальному ландшафту, на акустический памятник композитору Сибелиусу и монументальное здание вокзала, которое само по себе представляет большой архитектурный интерес и находится в двух шагах от Сенатской площади. Мне казалось, что вечерами на ней обязательно должны тусоваться молодежь и подростки.

К восьми часам я насчитала человек 10, тихо сидящих на ступенях лестницы, ведущей к Кафедральному собору. Люди, ау! Вообще как-то мне не слишком повезло увидеть праздно шатающихся финнов, то ли я не по тем улицам гуляла, то ли к моему приезду народ засекретился. Одно скажу – финские девушки самые шумные в мире. И, пожалуй, самые незацикленные на своем внешнем виде. От того, наверно, и совершают набеги на спиртные лавки горячие финские парни.

Остается надеяться, что меня в Таллинне принимали за финнку исключительно по причине эмоциональности и яркой помады.

Тайна рижанки

За пару дней до моего возвращения в родные пенаты был совершен заключительный международный выезд. На этот раз наш путь лежал в Ригу. Четырехчасовой переезд в комфортабельном автобусе с кофейным автоматом и санитарными удобствами на борту и мы въехали в город духов «Дзинтарс», «Рижского бальзама» и «Семнадцати мгновений весны». Внутри что-то екнуло. Даже через стекло автобусного окна, я почувствовала нечто НАШЕ. Неуловимое, но трогательное присутствие.

У Кати и здесь есть готовый ответ – в Риге процент русского населения наиболее высокий, чем в остальных прибалтийских странах, этим многое объясняется. Все ж таки менталитет наш везде неизгладимый след оставляет... В плане цивилизации и уровня инфраструктуры Рига проигрывает Таллинну, но в архитектуре нисколько не уступает и даже местами превосходит. Конечно, первым делом визит в старую часть города, на Ратушную площадь, к Дому Черноголовых (общество такое), покровителем которых был св. Маврикий.

По пути спросили дорогу у немолодого мужчины с арбузом в руках. Он словоохотливо пояснил, что «вам прямо, прямо и держитесь потом правой стороны». Мы поблагодарили и взяли указанный курс, а через пару секунд товарищ с арбузом нас снова догнал, видимо не поверив, что мы правильно его поняли, и еще раз объяснил дорогу, затем посмотрел недоверчиво и шел еще порядка 50 метров рядом, проверяя, в верном ли направлении мы идем. Просто верх гостеприимства и доброжелательности!

Когда же мы поднялись на лифте на смотровую площадку Собора святого Петра, слов вообще не осталось – столь хороша рижская панорама, раскинувшаяся вдоль берегов Даугавы. Жаль, что времени отводится на это зрелище всего 15 минут, так как лифт уже поднимает следующую партию желающих посмотреть на старую и новую Ригу. Учитывая, что до отъезда у нас было всего пять часов, для более рационального знакомства с городом мы воспользовались аналогом двухэтажного хельсинского «Open tour».

Вообще практически во всех европейских столицах существуют такие экскурсионные автобусы, где билет действителен в течение 24 часов с момента покупки, вместо гида – наушники и запись информации на нескольких языках. Можно выходить на любой остановке в понравившемся районе и затем продолжать свой путь с той же точки, дождавшись очередного транспорта этой линии. Очень удобно, когда нет личного автомобиля, а время на прогулки ограничено. За полтора часа мы осмотрели практически все основные достопримечательности латвийской столицы, с высоты второго этажа.

Нам очень импонировала страсть горожан разрисовывать здания, причем не сомнительными надписями, а весьма интересными изображениями. Тут и «фальшивые» окна, оживляющие стены домов, и целый городской квартал, украшающий вход в кафе, фантазия художников преобразила даже самые скучные крыши. Был субботний день, а потому мы часто встречали свадебные пары в окружении немногочисленных компаний друзей и родных.

Почти во всех соборах шли венчания - мы и в этом городе попали в праздничную атмосферу. Торжественные звуки органа Домского Собора доносившиеся с одноименной площади, гармонично завершили общее приподнятое впечатление, и мы задорно поспешили на автовокзал. Вслед нам смотрела знаменитая рижская черная кошка с высоты своей черепичной крыши.

Многоточие

Три отпускные недели промчались быстро, напоследок мы съездили к печально известному Бронзовому солдату. Теперь он установлен на Военном кладбище, где покоится не одна сотня погибших. Поначалу я хотела ехать на автобусе, но Катерина категорически настояла лично отвезти меня. Здесь, среди зеленых аллей и ровных рядов серого гранита, царит звенящая тишина и покой, сюда не долетают лихие споры о том, кто прав, кто виноват, мои хризантемы уютно устроились среди множества свежих букетов у подножия памятника…

В день отъезда погода совсем испортилась, ветер беспощадно хлестал прохожих холодным дождем, настоящая осень в начале августа. Балтийское море было седым, слегка сердитым и швыряло волны о берег с явным раздражением. Но я-то знаю – стоит лишь паре солнечных лучей скользнуть по водной глади, как море ласково засияет, переливаясь серебристо-небесными красками, а белоснежные борта пассажирских паромов вдалеке, будут ярко светиться на предгрозовом горизонте."

И еще немного информации:

В любой из стран вы можете приобрести гостевую карту туриста. По ней вы получите существенные скидки и льготы, а также право на бесплатное на посещение многих культурно-исторических и развлекательных мест и проезд во всех видах городского общественного транспорта. Мы купили такую карту при поездке в Стокгольм, прямо на борту парома, стоимость на 72 часа - около 50 евро. Время отсчитывается с момента первого использования карты - мы предъявили ее в первый раз в метро и контролер поставил дату и время.

В прошлом году по этой карте были следующие услуги:

1. Бесплатный вход в 75 музеев и различные культурные мероприятия

2. Бесплатный проезд на городском общественном транспорте - в метро, на автобусе и электричке

3. Бесплатная экскурсия на теплоходе вокруг парка Юргорден и острова Кунгсхольмен по специальным маршрутам

4. Предложения со скидкой на теплоходную экскурсию в Дроттнингхольм, автобусную экскурсию по городу «Панорама Стокгольма» и экскурсию по городу на открытом двухэтажном автобусе (Open Top tour)

5. Скидки на оплату билетов, например, при посещении панорамного кинотеатра Космонова

6. Путеводитель по городу с картами и информацией на нескольких языках

Если возникнут вопросы, спрашивайте, не стесняйтесь, отвечу с удовольствием (в пределах моих знаний сути дела):)
Опубликовано: 24 Марта 2009

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.