Вологда - Scharbeutz

Первый раз мы посетили Германию в декабре 2003 года перед самым Рождеством. Это путешествие запомнилось теплой, вовсе не декабрьской по российским меркам, погодой, а также сказочным предрождественским убранством городка, где мы отдыхали. Было и многое другое, что мы увидели и попробовали в первый раз. От Москвы до Гамбурга мы добирались на автобусе через Белоруссию и Польшу.

Наши надежды посмотреть на Европу из автобусного окна не оправдались (большую часть Польши и Германии мы проехали ночью). К концу дороги автобус так утомил, что о возвращении этим же маршрутом старались не думать. После приезда домой мы для себя решили, что больше не повторим подобное путешествие на автобусе. О планировании новой поездки в Германию было решено в начале этого года в январе.

Мой друг, постоянно живущий в Германии, давно звал в гости и пообещал прислать частное приглашение. Выбор транспорта для путешествия был непростым. В первую очередь хотелось сэкономить на дорожных расходах, но при этом получить приятные впечатления от путешествия. После долгих дискуссий решили поехать на собственной машине через Финляндию, Швецию и Данию. Это не самый экономный способ путешествия (как предполагалось первоначально), но… плюсов оказалось все же больше чем минусов, кроме того, хотелось заехать к старым знакомым, которые живут в Швеции.

Сроки путешествия наметили на середину июля. После изучения «истории вопроса» в сети Интернет, был выбран маршрут, предусматривающий ночной переезд на пароме от Турку до Стокгольма. Билеты на паром забронировали еще задолго до того как получили вызов и визы. Такой шаг был оправдан, поскольку предварительный заказ давал возможность получить 20% скидки, а билеты, если что-то не получится, можно было возвратить паромной компании без потерь за 2 недели до отправления парома.

Прикинули, что к этому сроку у нас уже будет полная ясность с визами. Билеты на паром туда и обратно с ужином в одну сторону для двух взрослых, ребенка 10 лет и машины KIA Spektra обошлись в 17 251 рублей. Простота бронирования и выкупа билетов порадовала. Заказ на билеты был сделан по Интернету прямо на сайте паромной компании (www.paromy.ru.). На следующий день паромная компания связалась с нами по телефону и, получив устное подтверждение о намерениях, прислала по электронной почте счет, который я оплатил через Сбербанк.

Примерно через три дня после оплаты на мой адрес по электронной почте были высланы билеты. Собственного говоря билетами их в прямом смысле назвать нельзя, это такой документ, где указывается индивидуальный номер заказа, название паромов, даты и время отправления, стоимость по каждой позиции и прочая информация для посадки на паром (все на английском языке). Инструкции по применению этого билета следующие: его надо распечатать и предъявить при посадке на паром …

Паромная компания была выбрана Tallink Silja Line. Причиной выбора именно этой компании стало то, что уже имелся приятный опыт плавания на паромах Silja Line. А также то, что в стоимости билетов разных паромных компаний мы не нашли существенной разницы, уровень сервиса предлагался примерно одинаковый. Билеты были куплены в четырехместную каюту эконом класса без иллюминатора. За визой необходимо было обращаться в Генеральное консульство Германии в Санкт-Петербурге.

У немцев действует система предварительной записи на прием в визовый отдел, без соблюдения которой вы рискуете потерей большого количества времени для попадания в консульство. Предварительная запись осуществляется по телефону специально нанятой для этого фирмой под подозрительным названием ООО «ИКС». Услуга предварительной записи платная – 365 рублей. На сайте консульства () размещены реквизиты для оплаты и способы платежа. Самый удобный - через Сбербанк, можно еще по кредитной карте.

Оплату я произвел заранее, еще до того как пришел вызов. Где-то спустя неделю после платежа (14-15.05.2008), имея на руках долгожданный вызов, я набрал заветный номер. Поставленный женский голос сообщил много разной информации, предвещающей разговор непосредственно с оператором. Оператор подтвердила поступление моего платежа и сообщила мой цифровой код (ПИН) на тот случай если разговор прервется. Далее я услышал подробную информацию о том, какие документы предоставляются и как они должны быть оформлены.

Затем девушка записала имена, фамилии и данные загранпаспортов всех путешественников, после чего сообщила ближайшую дату записи на подачу документов. Можно было выбрать и другую более позднюю дату, что я и сделал, записавшись на пятницу (23.05.2008), на вторую половину дня. Далее я также услышал, что раз мы семья и едем все вместе, то мне можно приехать на подачу документов одному без жены и ребенка. Эта информация меня насторожила, поскольку на сайте консульства указано, что на сдачу документов для получения визы необходима личная явка каждого претендента, имеющего загранпаспорт.

Переспросив оператора, я получил подтверждение, что могу приехать один. В дальнейшем оказалось, что меня, мягко говоря, ввели в заблуждение. Приехав в назначенный день в Санкт-Петербург я легко попал в консульство именно в то время на которое был записан. На улице созерцал длиннющую колонну людей (вероятно, тех, кто предварительно не записался и рискнул попасть в визовый отдел в порядке живой очереди). В помещении визового отдела шесть или семь окошек принимающих документы.

До того как тебя подзовут к одному из них, следует ждать, не переступая белой линии расчерченной на полу. Вскоре моя радость по поводу успешного прохода в визовый отдел, сменилась разочарованием, смятением, а затем и гневом. Это произошло тогда, когда от приятной девушки в окошке № 6, взявшей мои документы на обработку, я услышал, что без личного присутствия моей жены (или ее нотариального согласия) она не сможет оформить визу моему сыну… Просьбы, потом уговоры, и, наконец, требования ситуацию не исправили.

Слезный рассказ о разговоре с оператором во время предварительной записи также на девушку не подействовал. В результате документы приняты не были, и я вышел из консульства ни с чем. С пунктуальностью работников немецкого посольства я сталкивался и раньше, но сейчас я был ею очень возмущен… собственно о том, что моя жена не приехала, знали только я и эта девушка, заявление-анкета и все остальное было подписано с ее стороны. У любого русского (неработающего в немецком консульстве) дрогнуло бы сердце после моих рассказов о том, как меня жестоко обманули, как неправильно проинформировали и т. д.

Эта дама была непреклонна, и я понял, что публично бьюсь головой о стену. До этого момента у нас шло все как по маслу, никаких промахов не было. Ничего не оставалось делать, как заново пройти процедуру предварительной записи и визита в консульство. Материальные потери выразились в затратах на железнодорожные билеты от Вологды до Питера и обратно, необходимых расходах в Питере (метро, еда, пиво для снятия стресса и восстановления веры в победу и пр.), а также в стоимости повторной оплаты предварительной записи, поскольку на споры с фирмой осуществляющей такую запись времени уже не было. В минус ушло около 2500 рублей.

В дальнейшем я запланировал разобраться с этой фирмой «ИКС» в суде. Как было сказано во время телефонной записи на прием, все разговоры с клиентами записываются во избежание недоразумений. При получении такой записи можно будет доказать в суде, что в результате неправильной информации мне были причинены убытки. В следующий раз, спустя ровно две недели (06.06.2008), мы приехали в консульство в полном составе выезжающих. В назначенное время свободно прошли в визовый отдел и успешно сдали документы на получение Шенгенских виз.

Готовые паспорта с визами было предложено получить через 5 дней (с учетом одного выходного). Из Вологды до Питера и обратно доехали на машине, что на троих обошлось дешевле, чем на поезде (расходы на бензин туда обратно 2500 рублей). Теперь о документах. Вся информация о том, какие нужны бумажки для получения Шенгенской визы, опубликована на сайте консульства и посольства Германии в России (). В режиме on-line там можно оформить заявление-анкету для получения визы.

Заполнять анкету необходимо русскими словами, которые пишутся латинскими буквами. Очень удобная вещь, которой мы воспользовались. Все понятно и просто, даны советы по заполнению и много всякого в помощь желающим посетить Германию. Для подтверждения платежеспособности представили справки о доходах по форме 2НДФЛ. Если доходы имеются, то этого вполне достаточно. Консульский сбор за оформление визы на частную поездку составляет 35 Евро на человека. Оплачивается он сразу же при сдаче документов в рублях по текущему курсу, прямо в окне, куда вы сдаете документы. За оформление трех виз мы потратили чуть меньше 4000 рублей.

На медицинские страховки на 14 дней пребывания в Шенгенской зоне было потрачено 1000 рублей. Про медицинские страховки следует сказать, что приобретены они были заранее, поскольку это требовалось для оформления частного приглашения в Германию, приглашающее нас лицо не брало на себя расходов на наше лечение во время пребывания в странах Шенгенского договора. В середине июня наша знакомая из Питера сообщила, что благополучно получила наши загранпаспорта (для этого мы ей оставляли нотариально оформленную доверенность).

Но эта была не единственная новость, она также сказала, что решила к нам присоединиться. При этом вся сложность сложившейся ситуации заключалась в том, что у нее не было билетов на паром, а Шенгенская виза была получена для поездок в Финляндию в Финском посольстве. И опять хочется положительно отозваться о паромной компании (.), которая без проблем решила вопрос с оформлением билета на паром. Четвертый пассажир был оформлен в нашу четырехместную каюту и вписан в наш электронный билет всего за 38 Евро куда входила доплата за топливо туда обратно и ужин в одну сторону (30 Евро).

Основным при подготовке к поездке был вопрос о том, сколько потребуется денежных знаков на оплату дорожных расходов, а именно бензина. Поэтому финансовый план был разработан заранее и неоднократно корректировался, поскольку наши финансовые возможности не позволяли нам об этом не думать. В итоге решено было зарезервировать на бензин 500 Евро плюс еще 200 Евро на оплату паромов от Швеции до Германии (через Данию) и обратно. Примерно половина этой суммы в рублях была дополнительно оставлена на счете в банке с возможностью ее использования при оплате пластиковой банковской карточкой.

При покупке валюты кроме Евро были приобретены также 1500 Шведских крон, поскольку Швеция сохранила свою национальную валюту, и на ее территории расчеты были возможны только с помощью крон. Кроны планировалось потратить на заправку перед заездом в Данию и на покупку билета на паромы от Швеции до Германии. В местном филиале страховой компании Ингосстрах была приобретена так называемая «Green Card», аналог нашего ОСАГО для лиц, въезжающих на автомашине в страны Европейского союза.

Очень удачным было то, что Ингосстрах распространял «Green Card» одной крупной немецкой страховой компании, что для поездки в Германию было идеальным вариантом. За «Green Card» было заплачено 1300 рублей сроком действия на 14 дней. Подготовка машины особых трудностей не вызывала. Пришлось немножко повозиться с резиной, поскольку на левой передней покрышке имелась деформация, в результате которой немного вибрировал руль. На ее место была установлена запаска. Все шины были закачаны азотом.

В отличие от обычного традиционного способа накачки шин, использование азота позволяет предотвратить потери давления, что в дальнейшем полностью подтвердилось на практике. За день до отъезда я приобрел две 12 литровые пластиковые канистры, которые после использования намеревался выбросить. В канистры было залито 24 литра бензина А-92. Вообще-то ввозить в Финляндию можно только 10 литров (кроме того, что в баке), но я решил рискнуть, что в последствии позволило нам существенно сэкономить на топливных расходах в пути.

В бак было залито чуть больше 40 литров. В субботу 5 июля в 14 часов 08 минут мы выехали из Вологды в сторону Питера. Единственное, что немного нас расстроило, был прогноз погоды на севере Германии, дожди и не очень тепло (+18 +20). Но мы все же рассчитывали, что сможем искупаться в Балтийском море. Дорога до Питера дело утомительное. Где-то километров через 50 после Череповца начинаются участки, которые называют «стиральной доской». Езда по такой дороге удовольствия не доставляет, не раз вспомнишь крепким словом тех чиновников, которые причастны к такому состоянию дорог.

Конечно, ремонты идут по всему протяжению трассы, но общая картина все равно складывается удручающая. В Ленинградской области самый проблемный участок в районе Пикалево. Средняя скорость на нем не более 60 км. в час. Возможно, именно там мной и была деформирована резина во время поездки за визами в Питер. После Новой Ладоги до Питера тоже имеются «стиральнодосковые» участки. Ближе к Питеру трасса приобретает европейские черты. С небольшими остановками мы доехали да Питера за 8 часов 10 минут.

Возле Новой Ладоги была вторая заправка. В еще не пустой бак влезло 38 литров бензина. Выехать в сторону границы планировали 7 июля около 6 часов утра, чтобы пройти границу до пересменки, которая бывает в 8 часов. Этим планам не суждено было реализоваться, поскольку выяснилось, что в санаторий под Питером едут родственники, с которыми уже давно не виделись. В итоге выехали из Питера в сторону пограничного пункта Торфяновка в 9 часов 20 минут. На месте были в 11 часов 50 минут.

Перед проходом границы я в третий раз долил бак до полного, вошло 22,77 литров. Лукойловская заправка имеется перед Торфяновкой, сразу после шлагбаума, где у нас первый раз проверили паспорта. Это еще российская территория и здесь видимо начинается пограничная зона. На контрольно-пропускном пункте очередь была небольшая, что предвещало быстрое прохождения границы. От первого шлагбаума перед заездом непосредственно на территорию КПП нас отделяло четыре машины.

Удивил следующий факт: некоторые наши соотечественники, игнорируя очередь, протискивались вперед и в наглую пытались прорваться через этот шлагбаум. И что самое интересное, после недолгих разговоров с пограничниками машины этих товарищей пропускали без очереди. Прохождение границы процедура волнительная. При выезде из России водителем транспортного средства должна быть заполнена таможенная декларация. Я заранее заготовил бланки деклараций, которые легко нашел на необъятных просторах Интернета.

Еще в Питере я, не спеша, эти бланки заполнил, рассчитывая не тратить на это время на границе. Получилось, что сделал это напрасно. Пришлось вновь заполнить точно такие же бланки, но с официальным текстом на английском языке. Процесс заполнения декларации особых трудностей не вызывает. Главное не ошибиться в описании вывозимого транспортного средства. Впрочем, я сделал одну маленькую ошибочку в названии машины, на которую никто не обратил внимания. Образцы заполнения деклараций размещены на будках, где собственно и происходит процесс их заполнения. Торопиться не надо.

Впрочем, советую заранее изучить, что собой представляет таможенная декларация и как ее заполнять. В Интернете я нашел специальный сервис по заполнению декларации, там даны подробные разъяснения со ссылками () Кроме транспортного средства и количества мест сопровождаемого багажа мы более ничего не декларировали. Когда вам разрешат подъехать к будкам, то можно все успеть сделать. После того как были заполнены таможенные декларации, следовало пройти паспортный контроль, первый – водитель, за ним все остальные.

Из всех документов, кроме загранпаспорта было предъявлено свидетельство о регистрации транспортного средства, ни права, ни страховки никто не потребовал. После паспортного контроля следует таможенный контроль. Эта следующая будка, куда и предъявляются два экземпляра таможенных деклараций, один из них потом возвращается с разрешающей отметкой таможни. Беспокойство у меня вызвало наличие в багажнике бензина, который я ввозил в Финляндию с превышением допустимого количества.

Таможенник осмотрел наш багажник, не обращая внимания на канистры. Попросил лишь передвинуть чемоданы для обзора и все. Когда багажник закрылся, я вздохнул с облегчением. На нейтральной полосе заехали в магазин беспошлинной торговли «Дьюти фри» и купили там спиртного и каких-то сладостей. В магазине можно рассчитаться рублями, но нам нужна была мелочь в Евро, поэтому платили последними. К финскому КПП очередь машин была уже побольше. Мы заняли место в крайнем правом ряду, где собственно и должны стоять машины не граждан евросоюза (что следует из указателя). Но подобное разделение не соблюдается, наши стояли во всех трех полосах ожидания.

Организация пропускного режима у финнов выглядела более цивилизовано. Сигналы к движению подавал светофор, а не пограничник жестами как у нас, и в целом машины двигались быстрей. Специальный человек проверял соответствие тонировки действующим в Финляндии требованиям (которые немногим отличаются от российских). Делал он это на глаз без всяких приборов. Просто осматривал передние боковые стекла. При мне одного нашего попросили снять тонировку, пока он это делал его загранпаспорт на всякий случай взял себе пограничник. Я ситуацию с тонировкой предвидел и снял ее еще дома.

Паспортный контроль был пройден с одним вопросом на русском языке «Куда следуете?», с финским акцентом это звучало смешно, и я не сразу понял, о чем меня спрашивают. Из документов были предъявлены загранпаспорт и свидетельство о регистрации автомашины. На этом все наши волнения закончились, граница была пройдена. На территорию Финляндии мы въехали в 13 часов 20 минут по российскому времени. Далее мы перевели часы на час назад и двинулись в сторону Хельсинки. Финляндия встретила нас ухоженными окрестностями, отсутствием мусора у обочин, ну и конечно великолепной дорогой.

Где-то километров 15-20 по ходу движения мы наблюдали очереди грузовиков, ожидающих въезда на границу. На трассе были установлены электронные знаки, ограничивающие скорость движения до 80 км в час. Первый привал мы сделали через час в уютном месте, где был столик и карта окрестностей. Вскоре мы выехали на автомагистраль Е-18 и помчались в сторону Хельсинки. Знаки сообщали нам, что можно двигаться со скоростью не более 120 км в час. Из-за ремонта Е-18 несколько раз съезжали с трассы на второстепенные дороги.

При въезде в Хельсинки я видимо пропустил отворотку на объезд города, и через некоторое время мы заехали в самый центр города. Осмотр Хельсинки не входил в наши планы, боялись опоздать на паром. Не останавливаясь, мы покружили по городу и заехали в какой-то тупичок у самого моря, что позволило нам остановиться, собраться с мыслями и поинтересоваться у одного пожилого дядечки направлением дальнейшего движения. Далее каким-то способом удалось выехать из города. Еще некоторое время кружили по дорогам, чтобы попасть на нашу автомагистраль. Когда это было сделано, я вздохнул с облегчением.

Пригороды Хельсинки просто изрезаны самыми разными дорогами, разобраться по какой из них ты едешь, с первого раза было сложно. Дорожные указатели, в конечном счете, вывели нас на правильный путь и после привала на обед мы тронулись в сторону Турку. В 19 часов 48 минут мы въехали на причал, откуда отправлялся наш паром. Первоначально я ожидал некоторые трудности с проездом через Турку и поиском нужного причала. Все оказалось гораздо проще, следуя указателям с корабликами мы легко добрались до места.

Поворот к причалу Silja Line я поначалу проскочил, но проезжая часть позволяла развернуться, не нарушая правил. Времени на осмотр города уже не было. В сторону причала была очередь машин, ожидающих регистрации и погрузки. Подъехав к одной из будок перед причалом, я подал наш электронный билет, а взамен получил четыре именных электронных ключа от каюты и один электронный ключ от палубы, где будет припаркована машина. Далее я проехал в одну из очередей на погрузку, которую указал встречающий нас регулировщик порта.

Наш паром должен был отойти в 20 часов 15 минут (по финскому времени), на погрузку следовало прибыть не менее чем за один час. По времени мы уложились с запасом, встав в свою полосу, мы стали ожидать прибытие парома. О пароме следует немного написать отдельно. В сторону Швеции нам предстояло плыть на пароме «Silja Europa». «Европа» является одним из самых больших пассажирских паромов в мире. Корабль был построен в Германии по заказу одного из подразделений компании Viking Line.

Однако на завершающем этапе строительства, это подразделение (Rederi AB Slite) было куплено финской компанией Silja Line. Свежепостроенный паром «Европа» был поставлен на маршрут Турку - Стокгольм в 1995 году. Порт приписки парома - Мариехамн (Финляндия). Длина парома - 202 метра, ширина - 32 метра. Максимальная скорость - 21,5 узла (40 км/ч). Максимальная вместимость пассажиров - 3013 человек. Количество кают – 1153, мест для автомобилей – 328. Поскольку «Европа» хоть и выполняет регулярные рейсы, этот паром все же является круизным по своей сути.

Это означает, что на борту «Европы» есть все, что только может понадобиться пассажиру для комфортного путешествия - спа-салоны, сауны, бары и рестораны, кафе и магазины, ночные клубы, дискотеки, казино. Швартовка парома и выгрузка прошли довольно быстро. Это зрелище следует обязательно посмотреть, особенно для тех, кто совершает подобное путешествие впервые. Грузовики на фоне двенадцатиэтажной «Европы» кажутся игрушечными. Машины выезжают из самого чрева парома, словно освобожденные из плена гигантского дракона.

Вскоре пошли на погрузку колонны с грузовиками и автобусами, а затем в это чрево заехали и мы. Автомобильное отделение занимает всю третью палубу парома, непосредственно под ним располагаются каюты С класса или Турист II. Наша каюта под номером 2307 находилась на второй палубе. Оставив машину и взяв с собой необходимые вещи, мы двинулись в каютные отсеки. По указателям номеров и схемам мы нашли свою каюту довольно быстро. Во всех каютах есть гардероб, кондиционер, душ, туалет, обогрев пола в душе, радио, и внутренний телефон (автоматическая побудка, вызов персонала через справочную).

Для 10 часового морского круиза вполне достойное место расположения. После размещения в каюте, душа и небольшого отдыха, мы осмотрели паром и двинулись на ужин (шведский стол). На ужине удивило не просто разнообразие блюд, а разнообразие блюд из семги. Всё естественно попробовать не удалось по причине отсутствия места в желудке. В неограниченном количестве можно было пить вино (белое и красное), пиво (светлое и темное), а также есть мороженное.

Сам буфет располагался в носовой части судна с панорамными окнами по ходу движения. Приятному ужину сопутствовали изумительные виды многочисленных островков и шикарный закат. После ужина мы разошлись по парому в зависимости от интересов. Живая музыка, игровые автоматы, обзор окрестностей с палубы. Примерно такое было распределение. Вечер на пароме был наполнен приятными впечатлениями, а сон был крепким и сладким. По утру в различных местах парома наблюдались пьяные «местные жители», которые просто «лыка не вязали» и видимо бухали всю ночь напролет.

Паром прибыл в порт точно по расписанию в 6 часов 30 минут. Выехав с территории причала, мы довольно быстро проскочили Стокгольм. Этому способствовали указатели нужной нам автомагистрали, которые довольно часто повторялись по ходу движения и заехать «не туда» было просто невозможно. Город удалось посмотреть только из окна машины, надеялись, что на обратном пути мы сможем по нему побродить, поэтому и не стали съезжать с трассыДорогаЗаправка в ШвецииИз Стокгольма выехали в начале восьмого (по шведскому времени). Выехав из города, сделали получасовую остановку на завтрак на заправке «Shell». Там же я третий раз заправился, оплатив заправку шведскими кронами. Перед тем как заправиться понаблюдал за процессом со стороны.

Оказалось все просто: выбираешь соответствующий вид топлива (каждый вид имеет свой цвет) снимаешь шланг, нажимаешь зеленую кнопочку старт и наполняешь бак, потом останавливаешь когда тебе нужно, табло при этом показывает и литры и стоимость, затем идешь в помещение заправки (где и магазин и кафе и прием оплаты за топливо) и там платишь. Бензин марки А-92 в продаже отсутствует, 95-й легко узнаваем. Бак у меня еще не был пуст, поэтому залил я всего 25 литров, за что заплатил 349 крон.

Пунктом нашего назначения был город Хельсинборг, который находится в 583 км от Стокгольма. Автомагистраль Е-4 один из лучших образцов европейских дорог, движение по ней доставляет удовольствие. Прекрасное дорожное покрытие, разметка и, конечно же, дорожные знаки и указатели. Предупреждения о поворотах, парковках, кемпингах, заправках, населенных пунктах и пр. появляются за 2 км до места и затем повторяются через каждые 500 метров. Погода во время движения менялось с солнечной на пасмурную, несколько раз были ливни.

После движения по автомагистрали со скоростью 120 км во время сильного дождя, при отсутствии на дороге какой-либо пыли и грязи, днище и подкрылки моей машины просто сверкали. Такими я их видел последний раз при покупке машины в автосалоне. Добавлю также то, что за все время нашего путешествия машина сохранила чистый вид и не требовала какой-либо мойки. Такому состоянию способствовала чистота дорог и улиц в городах, через которые мы проезжали. Поначалу я предполагал, что причиной повсеместной чистоты машин является тщательный уход. Даже попадающиеся нам «фуры» выглядели игрушечными от непривычного блеска.

По дороге до Хельсинборга сделали два привала. Один на обед, второй перед самым Хельсинборгом для того чтобы залить в бак припасенный запас «контрабандного» бензина. Эта была четвертая и последняя заправка в пути. Залитого из канистр топлива хватило, чтобы проехать через Данию и добраться до конечного пункта назначения в Германии.

В районе Йенчепинга немного поплутали по городу, неудачно съехав с Е-4. Впрочем, достаточно легко выехали на автомагистраль, следуя указателям. Архитектура шведских провинциальных городов сдержана и приятна. Небольшие малоэтажные домики с ухоженными двориками выглядят просто и уютно.

Самые живописные места автомагистрали Е-4 проходят возле озера Веттерн. Это озеро второе по величине озеро Швеции, уступает по площади лишь своему соседу – озеру Вянерн.

Тут же рядышком хорошо известный нам по своей одноименной продукции город Хускварна.

До места отхода парома на Данию мы доехали без труда, следую указателям с пароходиками, которые появились заблаговременно. Видимо сам причал находится в пригороде Хельсинборга, поэтому через город мы не проезжали, а увидели его только с палубы отходящего парома. При подъезде к причалу несколько полос движения и будочек, где продаются билеты на паром. Для того, чтобы купить билеты на паромы необходимо заранее знать названия конечных пунктов. Нам нужно было добраться до немецкого порта Путтгарден. Поэтому после парома Швеция-Дания нас ожидал еще один Дания-Германия.
Когда покупаешь билеты на два парома сразу (автопакет), то имеется небольшая скидочка в цене. Девушке, продающей билеты, я сказал только два слова «Германи, Путтгарден». Этого было достаточно. Она посмотрела количество пассажиров и выдала нам билет до Германии, за который я заплатил 865 шведских крон (около 3400 рублей). Здесь необходимо сказать, что если перевозишь на пароме машину, то стоимость билета определяется в первую очередь не от количества пассажиров, а от параметров транспортного средства, в основном от длинны т/с. Мы подпадали под категорию «транспортные средства до 6 метров длиной и 1-9 пассажиров».

Далее мы проследовали на территорию порта и встали в очередь, указанную нам при покупке билета. Ожидание было не долгим, паромы ходят через каждые 30 минут. После погрузки мы вышли из машины и направились на осмотр парома. На пароме множество заведений, где можно перекусить и магазины. С палубы открывается прекрасный вид на море и береговые окрестности. Переправа до Дании заняла около 20 минут (12 км). При подходе к датскому порту Хельсингёр с палубы открывается вид на город и береговую линию, что стоит обязательно посмотреть.

На территорию Дании мы въехали в 15 часов 30 минут по местному времени. Следуя указателям, без проблем выехали из города на нужную нам трассу и двинулись в сторону порта Рёдбю (или Рёдбюхван), расстояние до которого составляло 182 км. Дания небольшая страна и населенных пунктов по пути попадалось достаточно много.

С сожалением проехали мимо Копенгагена… День подходил к концу, а до Германии мы хотели добраться еще за светло. Автомагистраль Е-47 вызывала те же похвалы, что и предыдущие трассы. Отличие ее состояло лишь в том, что через каждый километр в видном месте у трассы были установлены телефоны для экстренной связи в случае чрезвычайных ситуаций. Прекрасные виды на море открывались при проезде мостов в последней части нашего пути по Дании.

Перед самым портом сделали привал и въехали в Рёдбю в 18 часов 20 минут. Предъявив в будке при въезде на причал уже купленный билет, мы встали в очередь на погрузку. Предвкушение долгожданной встречи с Германией переполняло нас, и ожидание парома прошло незаметно. На этот раз нам предстояло преодолеть по морю расстояние около 20 км через пролив Фемарн-Бельт. Поскольку пролив достаточно широкий, то берегов с его середины практически не видно.

Погода была пасмурная и ветреная. На верхней палубе наблюдали полеты огромных чаек, которые парили за паромом и брали корм с рук прямо на лету. Видимо привыкшие к такому кормлению птицы совсем не боялись людей и охотно позировали фотографам. Чайки старались парить со скоростью хода парома, складывалось впечатление, что они не двигаются, а висят в воздухе на невидимой ниточке.

В 20 часов 10 минут мы выгрузились с парома в Путтгардене и двинулись по единственной автомагистрали Е-47 в сторону нашего пункта назначения. По дороге попался легковой автомобиль с российскими номерами из Мурманской области, двигавшийся с нами в одном направлении. Эта была наша не последняя встреча с соотечественниками в Германии.

Если отсутствуют знаки, ограничивающие скорость, то на немецких автобанах можно двигаться очень быстро и выжать из машины все на что она способна.

Вечером в середине десятого мы уже пили шампанское по поводу нашего приезда в город Scharbeutz и долгожданной встречи!ScharbeutzScharbeutzЭто небольшой немецкий город находится у самого Балтийского моря в Любекской бухте. Поскольку городок курортный, то главная тема здесь отдых. Небольшие, уютные домики, частные пансионаты и мини гостиницы повсюду. Архитектура города в прямом смысле слова сказочная. Складывается ощущение, что ты оказался на съемочной площадке среди декораций, какой-то старой сказки, которые забыли убрать. Береговая линия - это сплошной пляж. Белый балтийский песочек с пляжа можно засыпать в песочные часы.

Для купания и отдыха у моря сделано все, что возможно сделать. Кафе и пункты проката пляжного инвентаря на каждом шагу. Для оплаты пользования шезлонгами установлены специальные аппараты по типу автоматов для оплаты автопарковки. Пляжные туалеты приятно радуют своей чистотой и комфортом, при этом никакая плата за пользование туалетом не взимается, вход туда свободен независимо от того с пляжа ты или просто проходил мимо по набережной. К большому сожалению, за все время нашего пребывания в Scharbeutzе погода не позволила покупаться в море и позагорать на пляже.

Было прохладно и дождливо. Поэтому водные процедуры мы принимали в местном водном центре Ostsee Therme (). На первом этаже центра находятся бассейны для детей и взрослых, водная горка и джакузи. Большой центральный бассейн - с возможностью выплыть из здания на улицу под открытое небо. На этажах выше и на крыше расположены парилки. В основном это сауны с различной степенью нагрева, а также турецкая парная. Русской парилки обнаружено не было.

Самая жаркая сауна «Артик сауна» (с температурой нагрева 110 градусов по Цельсию) в виде отдельного домика расположена на улице во дворе центра. Для обмыва после парилок – душ и множество маленьких бассейнов, несколько из них прямо на крыше под открытым небом. Ну а для отдыха после бани повсюду лежаки, шезлонги и специальные комнаты для сна, где утомленные немцы похрапывают и читают. Неожиданностью для тех, кто ни разу не бывал в немецких банях, будет то, что в них нет разделения на женские и мужские отделения. Раздельные только туалеты.

При этом в банном комплексе не принято ходить в бикини. Ты можешь укутаться в полотенце или халат, а можешь и просто ходить нагишом. Привыкшие к этим правилам постоянные посетители парилок принимают процедуры в основном голые, причем и старые и молодые. Поэтому банные процедуры были приятны не только телу, но и отчасти взору тоже. В водном центре находится заведение быстрого питания, где мы попробовали спагетти с мясом и очень вкусным соусом (типа наших «макарон по флотски»).

В кафе можно попить пиво и напитков покрепче. При входе в водный центр на кассе, при покупке билетов, каждому посетителю выдается браслетик в виде часов. Этим браслетом ты можешь закрыть и открыть свой шкафчик в раздевалке, а при расчете у касс ты предъявляешь этот браслетик вместо денег. Затем при выходе из центра кассир озвучивает сумму произведенных покупок, и ты ее оплачиваешь.

Наличие отличных велодорожек в Scharbeutzе располагает к прогулкам на велосипедах, что мы неоднократно делали. Если у вас нет велосипеда, то можно взять его на прокат. Причем разнообразие моделей просто удивляет. Имеются тандемы различных модификаций, и даже четырехколесные транспортные средства на велосипедной базе. Вдоль набережной велодорожка (с двухполосным движением и разметкой!!!) особенно живописна. Открываются прекрасные виды на море, а на береговой линии сплошная череда многочисленных частных гостиниц, пансионатов, кафе и маленьких ресторанчиков.

Вечером, когда начинает темнеть, все велосипедисты ездят с включенными передней фарой и задними габаритными огнями. Кроме того, большая часть велосипедистов катается в полной экипировке: с велошлемом, в перчатках и пр.

В прекрасном парке у моря в самом центре Scharbeutzа находится пресный водоем в котором живут дикие утки и гуси. В полном смысле слова их назвать дикими нельзя, это что-то типа наших голубей в городах. Они свободно плавают и перемещаются по парку, принимая корм с рук многочисленных посетителей. Впрочем, такую же картину можно наблюдать в последнее время и во многих российских городах, однако здешние птицы упитаны, вальяжны и, кажется, даже воспитаны.

Они не бегут толпой на корм, не устраивают давки, а не спеша, вперевалочку, подходят и едят, с таким видом, будто их заставляют это делать, отвлекая от других очень важных дел. В этом же парке ранним утром попадаются дикие кролики, с которыми немцы воюют как мы с грызунами. Непонятно только как дикие кролики могли завестись в городском парке, видимо там отсутствуют их естественные враги – бездомные собаки. У нас дикие кролики точно не заведутся.

В городе находится всего одна автозаправка, где также имеется мойка и автосервис. Супермаркеты компактно расположены в одном месте при въезде в город. Для тех, кто хочет купить продукты подешевле - супермаркет «Penny». Так говорят немцы. Мы сравнением цен не занимались, просто покупали и там и там то, чего хотелось попробовать. Все европейские вина здесь значительно дешевле, чем у нас по известным причинам, поэтому была возможность попробовать разных. Ассортимент пива на любой вкус, про его качество не стоит и писать.

Наши гостеприимные соседи несколько раз устраивали вечерние застолья, на которых угощали немецкими блюдами собственного приготовления, а также мясом, приготовленном на открытом огне. Выяснилось, что картошка и соленая сельдь это традиционная еда здешних мест! Мы тоже не ударили в грязь лицом и угощали их голубцами и конечно русской водкой, которая здесь очень ценится. Еще одним местом недалеко от Scharbeutzа, которое мы посетили, был океанариум SEA-LIFE (). Что-то подобное мы видели в Питере. Отличие здешнего океанариума в идеальной чистоте и детальности проработки экспозиций.Hanza parkВход в паркНа посещение городка аттракционов «Hanza park» был запланирован целый день. Hanza park - один из прекраснейших в мире развлекательных парков (). От Scharbeutzа это около 20 км в западном направлении по побережью. День выдался солнечный и жаркий, поэтому настроение было хорошим уже из-за этого. Все что мы увидели в парке, оставило только приятные впечатления и восторг. Чистота, порядок и немецкая дотошность в мелочах - все это мы наблюдали и в городке аттракционов.

При входе приобретается билет, который стоит около 24 Евро и предъявляется только один раз. По этому билету доступны все аттракционы парка неограниченное количество заходов в течение всего дня. Интересно, что месячный абонемент на посещение парка стоит всего 35 Евро. Думаю, что напрасный труд - заниматься описанием аттракционов и впечатлениями. Все это надо испытать на себе. И взрослым и детям там есть, чем заняться.

Впрочем, одному развлечению парка стоит уделить несколько слов. Это просмотр 4D фильма в кинотеатре. К трехмерному изображению добавляются специальные эффекты, сопровождающие события на экране. Например, если на экране брызги, то они реально летят в зрителей, если дует сильный поток ветра, то он и в зале поднимает дыбом волосы зрителей и т. д. Если с вами дети, то впечатления от посещения парка останутся у них надолго.LiubiceЗнаменитые башниПосещение города Любека было главным пунктом в нашей программе отдыха. Название города (Liubice означает «прекрасный») говорит само за себя. Это действительно очень красивый североевропейский город, уникальный тем, что весь его исторический центр находится под охраной ЮНЕСКО, как часть мирового культурного наследия.

Кроме осмотра достопримечательностей в Любеке мы намеревались устроить большой шопинг. Единственной трудностью было то, что в город предстояло въехать на машине без штурмана. При этом предоставленная нам карта города мало, чем помогла бы в пути, поскольку ее размеры не позволяли развернуть карту в машине и сверять с ней маршрут движения.

Обнадеживало то, что мы уже бывали в этом городе раньше и то, что он не такой уж большой. Задача была проста - заехать в город и припарковаться поближе к центру. В первый день посещения города эта задача был выполнена лишь наполовину. После долгой езды по городу в поисках свободных мест на парковках мы остановились в жилой зоне, что как потом стало понятно, было далековато от центра.

Утешало то, что парковка была бесплатной и без ограничения времени стоянки. Дойдя до центра и быстро окинув взглядом достопримечательности, большая часть нашей группы побежала по магазинам. И этот порыв было не остановить никакими преградами. Вся оставшаяся часть дня ушла на шопинг. Я, воспользовавшись моментом, приглядел на будущее прекрасное место для парковки в самом центре старого города рядом с кабинками платных туалетов. На левом фото снизу - это туалет. Стоимость его посещения 50 центов за 40 минут. Две кабинки и все необходимые удобства, включая приятную музыку. Можно зайти вдвоем, только сделать все дела вы сможете по очереди, одновременное использование, например сушки рук и их мытья не предусмотрено.

Следующий день в Любике также был полностью посвящен шопингу. В этот раз мы припарковались на платной стоянке на набережной.

Парковочные автоматы содержат полную информацию о стоимости парковки и периодах времени для стоянок. Даже если вы не знаете языка, разобраться в информации не составит большого труда. На набережной стоимость парковки за 2 часа обошлась нам в 1,5 Евро. Когда это время истекло, я перегнал машину на ту парковку, которую приглядел. Здесь стоянка стоила 2 Евро за один час. Однако после 18 часов можно было стоять без оплаты.

Старый город расположен на острове, туда ведут несколько мостов. Самый, пожалуй, известный из них – мост перед воротами Хольстентор. Две массивные башни ворот, построенных в XV веке, стали символом Любека, известным во всем мире.

Не менее известное, чем славен город – это знаменитый любекский марципан. Легенда гласит, что когда в 1407 году в Любеке был голод, в городских амбарах не было ни грамма муки. Огорченные этим пекари решили выпекать хлеб из миндаля. Так появился знаменитый Маркус-пан, хлеб святого Марка. Этот удивительный деликатес из миндаля, сахара и розовой воды сегодня можно купить не только в Германии. Самый известный производитель марципана фирма Niederegger.

Нужно сказать, что середина июля это время скидок на одежду летнего сезона. Все магазины пестрели сообщениями о скидках. Лотки с одеждой заполонили тротуары и, проходя мимо невозможно было не обратить на них внимание. Обычная одежда (не дизайнерская) в Германии стоит недорого, при этом, в отличие от ситуации в России, где даже в фирменном магазине тебе запросто могут втюхать контрафакт, здесь ты застрахован от всевозможных подделок и действительно покупаешь качественную вещь. Даже одежда китайского производства достаточно качественна. Из тех магазинов, которые мы успели посетить, больше всего покупок было сделано в магазинах сетей KARSTADT и HM.

Магазины немецкой сети KARSTADT () торгует практически всем: от бытовой техники до товаров для дома. Универмаги KARSTADT представляют собой популярный в Германии формат розничной торговли. По сути, это знакомый для нас по застойным временам, но практически забытый в наше время формат магазина. Кое-где в провинциальной России еще можно встретить универсальные магазины, чудом сохранившиеся с советских времен. Эти универмаги работают по принципу открытой выкладки товаров на едином торговом пространстве: на первом этаже располагаются товары для дома, на следующих – одежда, обувь и так далее. Все что вы пожелаете, есть в этих универмагах. В центре Любека их два один общей направленности, второй спортивный.

Шведская HM () одна из крупнейших сетей магазинов одежды в Европе. Компания Hennes Mauritz открыла первый магазин женской одежды Hennes в 1947 году. Позже сеть присоединила магазины мужской одежды Mauritz Widforss. Сейчас под вывеской HM работает около 1100 магазинов в 20 странах. В центре Любека мы обнаружили только один магазин сети HM. Там продавалась недорогая молодежная одежда современных фасонов, расцветок и моделей. Большей частью вся представленная в HM одежда была пошита в Китае. При этом качество одежды очень высокое, даже на первый взгляд это бросается в глаза.

По дороге в Любек проезжаешь город Bad Schwartau (). Известен этот город, прежде всего своим продовольственным концерном «Schwartauer Werke AG». Наиболее знакомой нам продукцией этого предприятия являются фруктово-ягодные конфитюры, варенье и мармелад. Все это есть в наших магазинах.Дорога домойСтоим на паром в ДаниюКак не печально, но время пролетело быстро, и надо было ехать домой. Наш обратный паром из Стокгольма отправлялся 17 июля вечером. Первоначально мы планировали выехать из Германии рано утром 17 июля и к вечеру поспеть к парому. Потом передумали, поскольку не осталось бы времени на осмотр Стокгольма, который мы планировали на обратном пути.

Решили поехать утром 16 июля, переночевать где-нибудь в окрестностях Стокгольма в гостинице или в кемпинге, чтобы следующий день посвятить осмотру города. В итоге выехали из Scharbeutzа около 12 часов дня. Перед отъездом последний раз прогулялись на пирс и бросили монетки в море. Уезжать не хотелось, расставание было печальным. В брошенных монетках каждый из нас оставлял здесь частичку себя, а увозил теплые воспоминания и надежду когда-нибудь еще раз вернуться сюда…

Перед отъездом я залил полный бак на заправке в Scharbeutzе. Следующую заправку предполагал сделать в Швеции, где-нибудь на пол-пути к Стокгольму.

К Путтгардену подъехали в 13 часов 25 минут. Билеты на паромы до Швеции обошлись в 94 Евро. Очередь машин на паром выглядела внушительной, но это не беспокоило, поскольку мы не спешили и наслаждались обстановкой предвкушая приятное путешествие по знакомому маршруту.

Обратное движение по Дании мы начали в 14 часов 40 минут. При подъезде к порту Хельсингёр мы были приятно удивлены звонком наших знакомых, которые уже много лет живут в Швеции. В результате мы были приглашены в гости с ночевкой. По прибытию в Хельсингборг нам предстояло повернуть в сторону Гетеборга, что мы без особых проблем сделали. Наши друзья жили неподалеку от города Буроса в местечке Вискафорс.

Добираться до их дома надо было по второстепенным дорогам. Нужно сказать, что статус дороги в Швеции никак не отражается на ее состоянии, оно такое же отличное. Ехать по таким дорогам можно со скоростью до 80 км в час. Очень часто попадаются фотокамеры, снимающие нарушителей превышающих допустимую скорость. О наличии фотокамер водителей заранее предупреждают дорожные знаки!

Мы бы конечно поплутали по проселочным дорожкам, разыскивая нужный нам дом, если бы нас не встретили еще на дороге. Плотность заселения в пригородах Буроса довольно большая и, не имея карты окрестностей и не зная языка, найти нужный объект было бы нелегко. Приехали мы уже в десятом часу вечера, спать легли далеко за полночь.

Утром, плотно позавтракав, в начале двенадцатого мы выехали в сторону Йенчепинга и дальше уже по известной нам автомагистрали Е-4 до Стокгольма. После Буроса была вторая заправка, где мы выложили все имеющиеся у нас шведские кроны. На 200 крон залили 14 литров бензина. Третья заправка была когда мы проехали большую часть пути до Стокгольма. На этот раз я решил заправиться по карточке.

После нескольких попыток сделать это самостоятельно ко мне подошел служащий заправки, и все доходчиво объяснил (на английском языке), сопровождая объяснения действиями. В итоге в бак было залито 30 литров 95 бензина по цене 13,69 шведских крон за литр, какая сумма в рублях была списана с моего счета, я узнал только в России. Обычно об этом меня информировали СМС сообщением, но в этот раз мой мобильник был отключен, поскольку к концу путешествия баланс оказался не в мою пользу.

Наши планы по осмотру Стокгольма не были реализованы, поскольку приехали в город мы в 16 часов 35 минут, а паром отправлялся в 19 часов 10 минут. Причал, откуда отходила наша Silja Festival расположен достаточно далеко от центра города и это не оставляло нам никаких шансов. Предъявив вышеописанный электронный билет на паром, мы получили ключи от каюты, которая располагалась на 4-ой палубе. Оставшееся время в Швеции мы провели на причале в ожидании погрузки.

Паром Silja Festival поменьше и постарше Европы. Корабль был построен в 1986 году в Германии. Длина корабля - 168 метров, ширина - 28 метров. Максимальная скорость - 22 узла. На пароме может разместиться до 1858 пассажиров в 588 каютах и до 300 легковых автомобилей. Эти данные впечатляют.

Отход от причала был точно по расписанию. Хорошая погода способствовала пребыванию на палубе, где мы любовались прекрасными видами берегового Стокгольма, а затем морскими пейзажами и изумительным закатом солнца.

Вечер на пароме был приятным, мы долго гуляли и слушали живую музыку. Обратный билет у нас не включал ужин, поэтому мы воспользовались кафе, где попробовали знаменитые шведские фрикадельки и много всяких других вкусностей. Обошелся такой ужин в 12 Евро на человека.

На следующий день при выгрузке с парома в Турку, непосредственно в порту, все выезжающие транспортные средства останавливали полицейские и просили водителей «дуть в трубочку», т. е. проверяли на наличие алкоголя. Совсем не лишнее мероприятие, поскольку хорошо известно как ведут себя некоторые «местные жители», добравшись до парома. Здесь необходимо сказать, что и наши туристы тоже любят расслабиться на пароме. В этот раз я наблюдал, как винный отдел магазина беспошлинной торговли на Silja Festival был атакован нашими, которые, уже, будучи очень хорошенькими, продолжали скупать спиртное. Как-то не очень хорошо все это смотрелось…

В 7 часов 40 минут мы выехали из Турку в сторону Хельсинки и в 10 часов уже были на месте. Далее до 12 часов был запланирован осмотр города. Таким городам как Стокгольм и Хельсинки необходимо посвящать целый день, для того не спеша посмотреть хотя бы основное.

Парковку в Хельсинки нашли подальше от центра во второй парковочной зоне. За два часа стоянки заплатили 3 Евро. В поисках хорошего местечка пришлось немного покружить по городу. Осмотр города у нас опять получился в перерывах между заходами в магазины.

В начале первого мы успешно выехали из Хельсинки и двинулись в сторону границы. Для того чтобы заправиться в 15 часов заехали в г. Котка, где также собирались перекусить. На одной из заправок Neste автомат по непонятным причинам отказался принять к оплате мою банковскую карточку «Маэстро» Сбербанка, пришлось искать заправку, где автомат принимает наличные. На заправочных автоматах в Финляндии имеется меню на русском языке, поэтому особых сложностей заправка не вызвала. Эта была четвертая и последняя заправка. В бак было залито около 6 литров бензина ровно на 10 Евро. Этого хватило, чтобы доехать до границы.

К Торфяновке мы подъехали в 17 часов 54 минуты. Ожидание было недолгим. Финские КПП прошли очень быстро, а у наших пришлось постоять. После заполнения деклараций нас ожидала таможенная проверка машины. Багажник был полностью забит вещами, покупками и разной всячиной. Кое-что валялось просто россыпью. Молодой парнишка таможенник, взглянув на все это, махнул на нас рукой и ограничился только расспросами - откуда мы все это везем, проверять соответствие вещей декларации не стал.

Нужно сказать, что при въезде в Россию все эти пограничные мероприятия формальны и уже не испытываешь такого волнения как при выезде.

На Лукойловской заправке в Торфяновке я залил полный бак и дальше мы тронулись в сторону Питера.

Россия встретила нас плохой дорогой и полным игнорированием ПДД со стороны наших водителей. Мы сразу почувствовали себя дома! Вождение по дороге до Питера стало настоящим испытанием после спокойных европейских трасс. Мы ехали в сторону города в пятницу в конце дня. По встречной полосе двигался нескончаемый поток выезжающих на выходные. Некоторые умудрялись обгонять этот поток, двигаясь по встречной полосе не смотря на то, что она была занята. Пару раз в таких случаях меня окатывало холодным потом, приходилось даже съезжать к обочине. До Питера добрались почти в одиннадцать вечера.

В субботу 19 июля после полудня выехали из Питера в Вологду. Напоследок заехали в городок гипермаркетов на самом выезде из Питера и там провели почти три часа.

На Новой Ладоге я долил бак до полного, а потом мы посетили там рыбный рынок. Трасса Новая Ладога-Вологда за время нашего последнего проезда по ней не изменилась и была все такой же ужасной. На каждой колдобине вспоминалось идеальное дорожное покрытие автомагистралей Скандинавии и Германии и все время хотелось спросить у наших «отцов народа» когда же, когда и у нас так будет???

Уже почти в полночь мы подъехали к подъезду нашего дома. Только тут я обнаружил, что спущено переднее правое колесо. Оно сохраняло форму лишь за счет закаченного в него азота. Это позволило нам доехать до дома, и я почти не чувствовал, что с колесом что-то неладно. Вторым сюрпризом было то, что заклинило замок багажника, а он был полон вещей. В результате в багажник пришлось проникать через салон. Через некоторое время нам удалось достать все необходимое и поставить машину в гараж. Все ремонты были отложены на следующий день.

Так закончилось наше автотурне. Заряда полученных впечатлений вполне хватит до следующего.
Опубликовано: 12 Декабря 2008





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.