Венский вальс на воде

Наверное, великий Иоганн Штраус страдал дальтонизмом: где он увидел голубой Дунай? Он на самом-то деле зеленый. Особенно если смотреть на реку с палубы речного круизного теплохода. Хотя все равно красиво, особенно в сочетании с голубым весенним небом, зелеными холмами, серыми или розоватыми развалинами замков и красными черепичными крышами домов в неторопливо проплывающих мимо старинных городах — немецких, австрийских, словацких, венгерских...

От Черного леса до Черного моряПротянувшийся почти на 3000 км Дунай — от Черного леса (немецкого Шварцвальда) до Черного моря — представляет собой идеальную возможность совершить "галоп по Европам". За неделю плавания перед глазами путешественника пролетят века и культуры. Нет, все-таки не пролетят, а вальяжно, неторопливо провальсируют. Вверх-вниз по течению, от правого берега к левому. Тирьям, тирьям, тирьям — пам-пам...

Гениальные люди придумали круизы по Дунаю. Поезд проносится быстро — что там разглядишь за окном! Про автомобиль я вообще не говорю: шоссе — оно и есть шоссе, а если заезжать в колоритные маленькие городки, то придется там останавливаться на один-два дня. То ли дело речной круиз! За неделю пароходик, ставший вам домом, успевает обернуться от немецкого порта Пассау на границе с Австрией до Будапешта и обратно. За это время есть возможность погулять по Вене, Будапешту, Братиславе, съездить на экскурсию в завораживающий Зальцбург и старинный австрийский городок Мельк. Не считая уже праздного, вводящего в транс с последующей нирваной любования проплывающими видами за бортом. А для совсем уж изощренных туристов-сластолюбцев на обзорной палубе есть бассейн-джакузи, из которого вид на плывущие горы, луга и деревушки — самое оно!

Ну и наконец, решительно никаких забот о ночлеге, питании и культурной программе: все включено, все в одном флаконе, называемом круизным речным теплоходом. Удобные каюты — все с "видом на воду", как правило, отличный ресторан, бары, бассейн (открытый, а на некоторых судах даже закрытый) или джакузи, сауна, танцпол по вечерам, автобусные экскурсии. И самое главное — покой и нега, о которых можно только мечтать в переполненных курортных отелях и на борту морских круизных гигантов. В речных европейских водных путешествиях все камерно, неторопливо, тихо и умиро­творенно — под стать проплывающей мимо старушке Европе.

Однако хватит лирики — ее во время путешествия будет выше крыши. Что же в сухом остатке, то есть как и когда можно обеспечить себе такой незабываемый отдых и сколько это будет стоить?

Крупнейшие европейские водные артерии в сезон с апреля по сентябрь (вообще же круизы не прекращаются до самого Рождества) напоминают городскую автомагистраль в час пик. Обычно в течение дня обязательно увидишь сразу несколько круизных судов, следующих в том же или в противоположном направлении. Самый внушительный флот (три десятка теплоходов) принадлежит немецкой компании Viking KD, организующей путешествия по Рейну, Эльбе, Мозелю, Роне, Сене, Дунаю и даже по российским рекам.

Популярнее всего недельные речные круизы, но для желающих оттянуться на полную катушку предусмотрены и десятидневные, и двухнедельные. Маршруты и графики составлены таким образом, чтобы плавание совершалось главным образом в дневное время — когда есть что разглядывать по сторонам. Ближе к вечеру судно обычно причаливает к очередному пирсу и становится для пассажиров отелем на ночь. А рано утром оно отчаливает. С тем расчетом, чтобы самыми красивыми видами туристы смогли любоваться, хорошо выспавшись и позавтракав.

Те, кому посчастливилось совершить и морские круизы, сразу сообразят, что для речных график составлен с точностью до наоборот. Потому что океанские суда передвигаются в основном ночью, а днем в порту они стоят — ждут, когда пассажиры возвратятся с экскурсий.

Включено, да не всеКонечно, речные суда уступают морским не только размерами, но и шиком, и разнообразием развлечений на борту. С этим, кстати, связан и главный недостаток соответствующих круизов — их (на мой субъективный взгляд) неоправданная дороговизна.

Скажем, недельное плавание по Дунаю на теплоходе упомянутой компании Viking KD в прошлом году стоило от 790 евро на человека. Это если заказывать тур прямо у "викингов" — у турагентов может получиться дешевле, но ненамного. Но примерно за ту же цену можно было совершить и недельный круиз по западному Средиземноморью на океанском лайнере, где развлечений и бортовых достопримечательностей столько, что за неделю всего не осмотришь и не перепробуешь. О питании и говорить нечего: лукулловы пиры морских путешествий — это святое, тема для отдельного разговора. По сравнению с ними отличное в общем-то питание речников представляется всего лишь скромным перекусом.

Однако за все нужно платить. В речных круизах, как я понимаю, большинство пассажиров отстегивают деньги за ту самую умиротворенность, которую морские компании при всем желании гарантировать отдыхающим не могут — разве что если покупать сверхдорогие эксклюзивные туры. Основной части морских круизеров, оккупировавших многоэтажный плавучий отель, покой будет только сниться!

Что роднит морские и речные круизы, так это идеальная система сервиса. Видимо, так уж исстари повелось, что пассажир на борту — не безликий клиент, а гость, причем желанный. Во всех смыслах. Но о меркантильной составляющей ни капитан, ни вышколенные судовые стюарды, ни обслуживающий персонал не дадут знать даже едва заметным движением бровей. Между прочим, турист для экипажа не только покупатель определенных услуг, но и пассажир, за безопасность которого весь коллектив несет ответственность. И такой подход вырабатывался веками. Неважно, что спокойный Дунай глупо сравнивать с открытым морем: плавсредство есть плавсредство — и капитан даже маленького уютного двухэтажного суденышка в ответе за все, что происходит на борту.

Так же одинакова и для морских, и для речных круизов система "все включено". На самом деле слово "все" в обоих случаях не следует принимать слишком буквально: отдельно оплачиваются вся выпивка на борту (включая воду и безалкогольные напитки), некоторые дополнительные услуги (к примеру, работа судового фотографа и массажиста), экскурсии на берегу.

Можно заранее сдать деньги за весь пакет экскурсий, но лично я противник каких бы то ни было "пакетов". Предпочитаю сам выбирать, в каких случаях отправиться со всей группой на автобусе, а в каких — погулять по неизвестному городку самостоятельно. Все круизные компании настойчиво предупреждают, что, если не купить все экскурсии заранее, в автобусе может не оказаться свободных мест. Однако собственный опыт показывает: кресло для туриста найдется всегда.

Здесь был Вольфганг АмадейА теперь конкретно: что ждет путешественника, решившего сплавать по Дунаю на теплоходе?

В сезон 2006 года можно было заранее ожидать, что темой дунайского круиза станет Моцарт, 200-летие со дня рождения которого торжественно отмечали во всем мире. И действительно, главным хитом прошлого года, скажем, на теплоходе Viking Star, по праву считалось дунайское путешествие "Мелодии Моцарта".

Как и большинство таких туров по Дунаю, этот стартует в баварском городке Пассау, который сам стоит того, чтобы перед отплытием провести в нем один-два дня. Расположенный на слиянии трех рек — темно-бурого Ильца, желтоватого Инна и зеленого Дуная, город словно сошел с иллюстрации к сказкам братьев Гримм. В древней крепости, развалины которой словно нависают над старыми кварталами, тысячелетия назад стоял римский легион. Еще в Пассау есть образцовая средневековая площадь с ратушей, величественный собор с самым большим в Германии органом и, конечно, бесчисленные старинные дома-фахверки, ресторанчики и пивные. Это уж как положено: орднунг, то есть порядок!

Осмотрев все красоты и сказав им "ауфвидерзеен", к вечеру можно отправляться на причал и грузиться на борт своего судна. Обильный "отвальный" ужин и первая ночь в каюте пролетят незаметно, а когда проснетесь, в окнах — уже Австрия.

Первая остановка на пути — город Линц. Столица Верхней Австрии вообще-то мало интересна для туристов: крупный промышленный центр — какие там достопримечательности! Но вот в Линце-то как раз и стоит отправиться на автобусную экскурсию на целый день. Потому что цель ее — Зальцбург. Это не только родина великого Моцарта (от лика которого, запечатленного на вывесках, конфетах, ликерах, миллионах сувениров, уже к концу дня вас будет трясти), но и просто один из самых прекрасных австрийских городов. Круизеров еще ждет встреча с холодновато-напыщенной имперской Веной — вот и почувствуйте разницу.

Зальцбург в отличие от Вены (пусть простят меня ее жители) компактнее, уютнее и — не побоюсь этого слова, — душевнее. Достопримечательностей в нем, правда, поменьше. Но зато один замок зальцбургских архиепископов Хоэнзальцбург чего стоит! Он будто надвигается над городом, словно мистическое здание в одноименном романе Кафки. Ни с чем не сравнимое удовольствие — погулять по узким улочкам примыкающего к замковой горе старого города. Там, к примеру, есть ресторанчик, который скоро отпразднует — задержите дыхание! — 1200-летнюю годовщину. И много ли вы встречали городов в мире, где городские власти запретили всякую наружную рекламу? Во всяком случае, бродя по старому городу, через какое-то время начинаешь изумленно озираться по сторонам, не обнаруживая и признаков существования данного явления. Все вроде бы как в любом городе на Земле — и однако что-то явно не так. Нет рекламы!

На следующий день плавания — остановка в Вене. Первая из двух запланированных, что тоже разумно: в сем городе столько всего, что одной обзорной экскурсии явно недостаточно. Это все равно что заказать в одном из бесчисленных венских кафе фирменный кофе меланж с таким же фирменным тортом Sacher и ограничиться лишь беглым осмотром принесенных официантом сладостей, после чего расплатиться и откланяться.

Описывать подробно Вену, как и запланированный на следующий день круиза Будапешт, смысла нет. Во-первых, это тысячи раз делали до меня, а во-вторых — все равно никаких журнальных полос не хватит. Да и глупо думать, что предусмот­ренных программой тура автобусных обзорных экскурсий (из Будапешта можно съездить и в императорский дворец в Гьодольо) хватит, чтобы насладиться лицезрением сотой доли того, что таят в себе две блестящие столицы некогда могучей империи — Австро-Венгрии.

Но экскурсии могут стать отличным первым знакомством с этими городами для тех, кто еще не был в Вене и Будапеште и кто, держу пари, обязательно туда вернется. Но даже после первого — беглого, круизного — знакомства все равно будет чем похвастаться. Потому что многие туристы, не раз гулявшие по Вене и Будапешту, но не удосужившиеся рассмотреть оба города с реки, с палубы прогулочного катера или круизного теплохода, можно считать, главного-то и не увидели.

Бокал вина на десертПосле Будапешта теплоход поворачивает назад и на следующий день делает остановку в Братиславе. Там организаторы круиза гуманно предлагают пассажирам свободу на полдня — чтобы просто погулять по старинным улочкам и немного восстановиться после организованного отдыха.

Утром следующего дня вас снова встречает Вена. До обеда — милости просим на автобусную экскурсию во дворец Шенбрунн, во второй половине суток туристам предоставлена возможность самостоятельно поискать венских впечатлений, а на вечер запланирован концерт. Программа соответствующая: Моцарт, Штраус. Вена, одним словом!

В последний день плавания, перед возвращением в Пассау, организаторы круиза дарят всем десерт-сюрприз — поездку в красивейший старинный австрийский городок Мельк с его знаменитым бенедиктинским монастырем и расположенными поблизости, в Кремсе, не менее знаменитыми виноградниками. Это маленькое путешествие, я уверен, запомнится гостям навсегда. После блестящих, бурлящих и несколько давящих своим культурным богатством Вены, Будапешта и Братиславы посещение этого заповедного уголка австрийской провинции кажется легким и пикантным фруктовым мороженым, поданным к бокалу шампанского после обильных основных блюд.

В целом же если не вся жизнь, то дунайский круизный пир определенно удался!

Туризм и отдых

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.