Автобусные туры: будь готов!

Когда разговор заходит об автобусных турах, любая дружеская компания разделяется на два лагеря. Выясняется, что для одних такие поездки - стиль жизни, а другие настроены резко отрицательно - никогда и ни за что! - и любят рассказывать печальные повести об "ужасных" путешествиях на колесах.

Зачастую эти истории отсылают нас к середине 1990-х, смутному времени становления туристического бизнеса. Неискушенные россияне были готовы на все, лишь бы хоть одним глазком взглянуть на "красивую жизнь", прежде чем железный занавес снова опустится и скроет от их взора вожделенную Европу. Основными достоинствами тогдашних автобусных туров считались дешевизна и насыщенность. О комфорте речи не шло - люди были готовы "трое суток шагать, трое суток не спать", лишь бы посмотреть все европейские страны за десять дней и за 200 долл.

С тех пор прошло больше десяти лет. Европа из "хрустальной мечты" стала явью - местом отдыха, шопинга и развлечений. Противоестественно дешевые автобусные туры ушли в прошлое, былой максимализм уступил место разумной требовательности. Наши соотечественники уже не жаждут "увидеть Париж и умереть" - они настроены на отдых со всеми удобствами. "Сейчас люди хотят и Европу посмотреть, и покупки сделать, и в "Мулен Руж" сходить, некоторые даже берут вечерние платья. В Вену едут - заказывают билеты в оперу", - рассказывает директор автобусного отдела DSBW Галина Хаминок.

Широкий охват стран также перестал считаться неоспоримым преимуществом. Сравнительно мало осталось суматошных туров "по всей Европе". (Их хорошо характеризует следующий анекдот: "В автобусе на обратном пути туристы смотрят фильм об Италии. На экране возникает изображение Пизанской башни. Жена толкает мужа: "Слушай, мы это видели?" - "Не помню, напечатаем фотографии - посмотрим...".) Очень много появилось тематических поездок - развлекательных, исторических.

Но и у нынешних автобусных путешествий есть своя специфика. Многие туристы, впервые отправляющиеся в дальнюю дорогу, не совсем четко представляют себе, что их ожидает, и не знают элементарных правил поведения в такой поездке. Это влечет за собой разочарования и беспочвенные обиды на турфирму. Однако неприятных впечатлений можно избежать, если удачно подобрать программу и должным образом подготовиться к путешествию.

Разброс цен на автобусные туры достаточно большой - от 250 до 1000 евро. Многое зависит от того, какой именно вариант вы выберете. Предпочтете недорогой - будьте готовы к ночным переездам и проживанию в загородных гостиницах. Нормально поспать в автобусе удается не всем - это примерно то же самое, что провести ночь в самолете или в общем вагоне. Неслучайно спрос на дешевые поездки постоянно падает, а на дорогие, напротив, растет: средние автобусные путешествия по цене постепенно приближаются к авиатурам.

Кстати, некоторые программы уже предусматривают доставку гостей самолетом в центр Европы (как правило, в Люксембург), откуда автобусы уже разъезжаются в разные стороны. Это позволяет сберечь время и силы, и стоят такие комбинированные программы ненамного больше, чем стандартные автобусные. Многие фирмы полностью отказались от ночных переездов и проживания за городом, а ряд из них даже расселяют гостей в трех- и четырехзвездочных отелях.

Как подготовиться к поездкеНе стоит покупать путевку в последний момент, особенно если вы планируете путешествовать в высокий сезон. Места бронируют заранее: чем раньше вы подаете заявку, тем больше у вас шансов занять самые удобные. Поэтому тур на первое мая предусмотрительные туристы покупают в ноябре. Лучшими местами считаются пятое и шестое - там отличный обзор, худшими - места за кофеваркой, где кресла откидываются незначительно или не откидываются вообще (обычно в шестом или седьмом ряду). Предпочтительнее занимать места в начале салона с правой стороны - в этом случае в окно вы будете видеть дома, а не встречную полосу шоссе.

При подаче заявки постарайтесь узнать, каким будет состав группы. Хотя в автобусные туры ездят и стар и млад, существуют возрастные ограничения: не берут детей младше шести-семи лет (дошкольники не выдерживают длительных переездов) и людей старше 80 лет (на них не распространяется страховка). Как правило, школьников отправляют отдельно, но бывают и смешанные группы. "Если вы едете во время каникул, нужно быть готовыми к тому, что в одном салоне с вами поедут дети. Мне кажется, с детьми ехать лучше, чем со взрослыми: ребята не столь притязательны, меньше скандалят. А баловство сопровождающий быстро пресекает", - считает генеральный директор "БВЛ" Альбина Астахова. "Мы предупреждаем туристов, если с ними едет молодежная группа. Право клиента - перенести свою поездку на другую дату", - рассказывает исполнительный директор фирмы "Туртранс-вояж" Марина Фоминцева.

Если вы едете один, спросите в турфирме, кто будет вашим соседом по автобусу и с кем вас поселят в номере. "Турист всегда может узнать, какого пола и какого года рождения у него сосед. Контактные данные, конечно, не даем", - говорит Г.Хаминок. "Если человек едет один, подбираем ему пару. Одинокие мужчины путешествуют реже, поэтому им найти компанию намного сложнее, чем женщинам. Мы предупреждаем туриста, что если не подберем ему попутчика, он должен будет выкупить одноместный номер для ночевки", - отмечает А.Астахова. Кстати, такой поисковый сервис есть на сайтах большинства туристических фирм.

Запрос в отель, как правило, отправляют заблаговременно, и заранее известно, кого с кем поселят. "До выезда людей это мало волнует, а потом иногда возникают проблемы: с той не буду жить, этот храпит… Бывают уникальные случаи: однажды мужчина с женщиной вместе пришли оформляться, купили одну путевку, а в поездке выяснилось, что они друг другу совсем чужие и не хотят жить в одной комнате", - вспоминает А.Астахова. Как правило, в таких случаях сопровождающий отдает кому-то свой номер. Иногда возникают накладки по вине отеля: как-то двух малознакомых людей поселили в комнате с одной кроватью, и они всю ночь вынуждены были делить одеяло. Подобные проблемы решают за счет отеля: например, клиенту дают номер в соседней гостинице и предоставляют такси.

Перед поездкой узнайте у организаторов, сколько денег взять с собой, и заранее их обменяйте. Универсальный вариант - это, конечно, евро. В Англию можно взять фунты. В некоторых странах своя валюта. Перед поездкой гид обычно проводит инструктаж, и вся группа считает расходы на музеи и сувениры. По словам представителей турфирм, россияне иногда зачем-то берут с собой родные "деревянные" и потом тщетно пытаются их обменять. В Польше это еще удастся, а на территории Западной Европы - уже вряд ли. "Если вы берете с собой кредитную карту, ни в коем случае не пользуйтесь банкоматами, - предупреждает А.Астахова. - Можно платить по карте в ресторанах, снимать деньги в банке или обменном пункте, но ни в коем случае нельзя отдавать карту банкомату. В европейских странах было очень много случаев, когда аппарат съедал кредитную карту и человек оставался вообще без денег. Достать ее за короткий срок невозможно".

Собираем чемоданы...Тщательно продумайте свой гардероб. "Захватите с собой побольше одежды, чтобы всегда можно было переодеться и чувствовать себя комфортно. Автобус преодолевает около 6000 км, бывают значительные перепады температуры. Например, ­в Париже - 35 °С, Испании - 20, а потом в Люксембурге - 12. Даже летом иногда требуются куртка и свитер", - рекомендует А.Астахова. Возьмите несколько пар удобной обуви на случай, если вы промочите или натрете ноги, и практичную одежду: джинсы, один-два свитера, несколько футболок.

"Универсальный вариант - белая свежая рубашка. Ее можно надеть и на экскурсию, и в "Мулен Руж" - вы будете выглядеть вполне по-европейски. Наряды и туфли на каблуках лучше не брать - путешественницы в них смотрятся нелепо. Возьмите брюки, джинсы, пиджак, красивый шарф", - советует М.Фоминцева. Также вам понадобятся зонт, тапочки для автобуса, надувная подушка под голову, даже если вы выбрали тур без ночных переездов. Пригодится и плед, чтобы укрываться в автобусе, - там работает кондиционер и бывает прохладно, особенно ночью. И, конечно, не забудьте документы и фотоаппарат.

Из еды можно взять с собой продукты, которые долго хранятся: чай, кофе, шоколад, печенье, орешки. Очень удобна пища быстрого приготовления: автобус делает остановки у баров и кафе - можно заварить суп или кашу. Брать с собой мясные и молочные продукты не имеет смысла - все равно их у вас отберут при въезде в Евросоюз. В принципе можно вообще никакой еды с собой не тащить и питаться в закусочных - обед обходится в 7–15 евро.

Будьте взаимно вежливы!Автобусное путешествие, как уже говорилось выше, имеет свою специфику. Во-первых, это групповой экскурсионный тур. Во-вторых, салон на время становится вашим вторым домом. Поэтому необходимо знать, как себя вести, чтобы избежать нелепых конфликтов. К примеру, многих удивляет требование пользоваться автобусным туалетом только в экстренных случаях или для переодевания. На самом деле здесь нет никакого злого умысла. Во-первых, биотуалет рассчитан максимум на 40 посещений, затем его необходимо опорожнить, а сливы есть далеко не во всех точках Европы. Во-вторых, вскоре он начинает распространять неприятный запах. Массовое посещение туалета предусмотрено на остановках, которые автобус должен делать каждые три с половиной, четыре часа (в некоторых турах интервал сокращают до двух-трех часов). Продолжительность санитарных остановок - около 20 минут, обеденного перерыва - порядка 40 минут.

Очень много споров возникает из-за кофеварки: часто туристы жалуются, что им не хватило горячей воды. "Автобус - это не полевая кухня", - замечает А.Астахова. "Кофеварка предназначена для того, чтобы пить кофе и чай, а не заваривать супы и принимать душ… Во время длительных переездов мы дважды предлагаем чай и кофе. Тем, кто пьет чаще, нужно брать с собой термос, на всех остановках можно бесплатно налить кипятка, перекусить. Емкость кипятильника - пять литров, то есть примерно полстакана чая или кофе на каждого. Если кто-то заварит литровую кружку супа, хватит на пять человек, кто-то помоет руки - на одного человека", - объясняет генеральный директор "Транстур-вояж" Д.Фоминцев.

В общем, если использовать кофеварку по назначению, никаких проблем не возникает. И еще: кипятильником можно пользоваться только на остановках, с разрешения водителя. "Во время движения нельзя ходить по салону и наливать чай-кофе: если автобус резко затормозит, можно облиться кипятком или облить соседа. Сейчас в Европе все больше ужесточаются правила дорожного движения. Думаю, следующим шагом станет оснащение автобусов ремнями безопасности", - говорит М.Фоминцева.

Так что путешественники подчас сами создают искусственные трудности, а потом жалуются, что поездка не оправдала их ожиданий. Хотя, конечно, ее успех во многом зависит еще и от того, насколько полно фирма выполняет свои обязательства. Вас непременно должны обеспечить картами городов, по которым будут проходить экскурсии. "На схеме туристы отмечают расположение объектов, маршрут пешеходной экскурсии, место стоянки автобуса. Если кто-то заблудится, он сможет просто показать карту, и ему объяснят, как пройти", - замечает М.Фоминцева. Кроме того, сопровождающий должен сообщить подопечным номер своего телефона, по которому они сумеют позвонить в экстренном случае.

Душа компанииОчень многое определяет личность гида, ведь именно сопровождающий задает общий тон поездки и следит за тем, чтобы всем было комфортно. Его задача - неукоснительно выполнять программу и поддерживать хорошее настроение. Если гид постоянно спорит с водителем: как проехать, где лучше припарковаться - и не обращает внимания на туристов, он своих обязательств не выполняет. Правда, бывает, летом, в высокий сезон автобусных туров, группе иногда дают водителя, который совершенно не знает дороги, и сопровождающему приходится брать на себя функции лоцмана - тут уж ничего не попишешь.

Один из способов создания хорошего настроения в дороге - демонстрация видеофильмов. Набор лент у каждой фирмы и у каждого сопровождающего свой. Туристы вправе рассчитывать на путевую экскурсию с рассказом о каждом городе и просмотр тематических фильмов по каждой стране, а также надеяться, что гид прислушается к их мнению. Сопровождающие обычно берут с собой большой запас кассет и стараются подбирать фильмы по настроению группы. Кто-то показывает сюжеты об интересных людях - государственных деятелях, режиссерах, актерах, музыкантах, прославивших страну, кто-то закупает авторское кино. Наименее удачный выбор - боевики. И дело тут не только в их содержании. Шумные фильмы плохо воспринимаются в автобусах, так как видеосистема не рассчитана на их воспроизведение: звук получается то слишком громкий, то слишком тихий. Лучше всего смотреть в автобусе кино спокойное и нейтральное. Но всем не угодишь, поэтому советуем взять с собой плеер - на случай если ваши вкусы не совпадут со вкусами коллектива.

На сопровождающем лежит ответственность и за прохождение границы. Гид должен предупредить людей, чтобы они успели сходить в туалет, пока автобус стоит в очереди, проверили документы и взяли из багажа все необходимое. Он должен напомнить туристам, что на границе запрещено снимать, пограничники имеют право изъять фотоаппарат и камеру.

Может случиться и так, что кого-то из путешественников не пропускают через границу. Но вообще у туристических фирм технология оформления виз и подготовки документов хорошо отработана. "Если едут представители наших бывших союзных республик - нужно оформлять польскую и белорусскую визу. Очень много наших бывших соотечественников из Израиля и Америки, у кого-то два паспорта. Мы предупреждаем, что для Белоруссии нужен один паспорт, для Европы - другой", - объясняет Г.Хаминок.

"На границе бывают разумные задержки, как правило, на 15–50 минут, которые требуются для решения той или иной проблемы. Если гиду удается за это время решить вопрос - хорошо, если туриста не пропускают в принципе, группа продолжит путь без него", - рассказывает М.Фоминцева. Дальнейшее развитие ситуации определяется тем, кто допустил ошибку - турист или фирма. "Если недосмотр наш - помогаем вернуться, приобрести билеты через представителей компании, возвращаем стоимость, предлагаем в виде компенсации подобное путешествие. Но ошибок практически не бывает. Мы тщательно, по несколько раз, проверяем документы и обычно не берем тех, кто получал визу самостоятельно, чтобы не было сомнений в ее подлинности, а если берем - человек сам несет ответственность за прохождение границы", - продолжает М.Фоминцева. Если ошибка произошла по вине клиента (к примеру, у него есть непогашенный штраф за превышение скорости или за какое-то другое правонарушение), то фактически понесенные расходы не возвращаются. "Если турист заказывал одноместный номер, возвращаем стоимость отеля. Если можно сдать обратный билет на поезд, возвращаем деньги", - говорит М.Фоминцева.

То, сколько автобус простоит на границе, от гида в большинстве случаев не зависит. В среднем это два-три часа, но в пиковые дни - Новый год, майские праздники - ожидание может затянуться и на шесть часов. На экскурсионную программу задержка не повлияет, а вот свободное время будет немного сокращено.

Полчаса на чудесаИногда туристы жалуются, что им не хватило времени на осмотр города. Зачастую это ощущение чисто субъективное. Действительно, экскурсии проходят в быстром темпе (на основную, как правило, отводят три-четыре часа), но в идеале гид должен сделать так, чтобы туристы не почувствовали спешки. Его задача - успеть заехать во все города, зайти во все музеи. "Мы никогда не закладываем в программу то, чего не можем выполнить. Цель сопровождающего - правильно расставить акценты, рассказать, что лучше осмотреть в первую очередь. К примеру, в Берлине вы можете пойти в Пергамон-музей и зоопарк, но тогда у вас не останется времени на шопинг", - замечает М.Фоминцева. Теоретически гид вправе изменить программу по желанию группы: к примеру, если все дружно не хотят идти в один музей, а желают посетить другой. "Такое вполне реально, но при условии, что все туристы дадут свое согласие (в том числе немного доплатить) и это не повлияет на дальнейшую программу. Если хоть один человек из автобуса отказался, сопровождающий возвращается к первоначальному плану", - объясняет А.Астахова.

Некоторые путешественники высказывают недовольство тем, что гид не проводит с ними свободное время. Но это не входит в его обязанности, да и невозможно одновременно развлекать 40 человек, которые разбрелись в разные стороны. Задача руководителя - правильно провести инструктаж, рассказать, где находится тот или иной объект, отметить его на карте. Вообще, по мнению организаторов автобусных поездок, нынешние туристы в большинстве своем люди вполне самостоятельные. Многие путешествуют три-четыре раза в год и, предварительно подготовившись, два-три часа свободного времени используют очень продуктивно. Но попадаются и люди, которые не знают иностранного языка и теряются в незнакомой стране. Сопровождающий должен распознать таких "слабых" туристов и уделить им побольше внимания, поддержать их.

Некоторые гиды грешат тем, что навязывают группе "отличные магазинчики", поскольку получают от их владельцев комиссию. По идее, туристов никто не заставляет заниматься шопингом, но, как правило, все идут - за компанию. "Гид обязан давать правдивую информацию, у клиента должен быть выбор. Если тур экскурсионный, он не может превращаться в поездку по магазинам, выгодную для гида", - комментирует Д.Фоминцев. Иногда путешественники сетуют, что, хотя гид водил их по дорогим кафе, их невкусно кормили. Хотя такие жалобы обычно безосновательны: каждый сопровождающий и водитель знают места на трассе, где быстро и достаточно дешево накормят всю группу.

В городе руководитель обычно рекомендует несколько кафе на выбор - с местными блюдами, фастфудом, китайской едой. Бывает, что люди куда-то идут по совету гида и, "не распробовав" национальную кухню, винят во всем его. Иногда доходит до смешного. К примеру, одну группу туристов привезли в итальянский отель, где их угостили макаронами "альденте", иначе говоря, немножко недоваренными - в этом, по мнению итальянцев, и есть самый смак. После ужина гости подошли к сопровождающему и дружно заявили: "Вы им скажите, чтобы они в следующий раз доварили макароны…"

В каждой группе бывают любители опаздывать, из-за которых приходится задерживать отправление. Кто-то не умеет рассчитывать свое время, кто-то сознательно задерживается в городе своей мечты. Опоздавшего туриста ждут от 20 до 40 минут. Иногда и больше, но лучше не рисковать: если вы отстали от автобуса перед длительным переездом, придется самостоятельно искать группу (каждому выдают маршрутный лист с адресами и телефонами отелей) - подобная игра в догонялки обойдется в 100–300 евро. Редко, но бывает и так: российский гражданин, разлюбивший дым отечества, решает незаконно эмигрировать и убегает с вещами. В этом случае сопровождающий составляет заявление в полицию и сообщает в посольство: если беглеца найдут, в шенгенскую зону его больше не пустят.

Как видите, многие сложности, возникающие в дороге, на самом деле проблемами не являются. Главное - знать свои права и соблюдать правила поведения в автобусе и на остановках. Добросовестные и дальновидные фирмы, дорожащие своей репутацией и постоянной клиентурой, всегда стараются войти в положение туристов. "Претензии клиента - подарок для фирмы. Как только ты решил вопрос туриста (например, оказалось два билета на одно место в автобусе или стекло разгерметизировалось и запотело) - этот клиент твой и все его знакомые тоже твои. Человек расскажет о хорошо организованной поездке родным, друзьям, соседям, и кто-то из них непременно обратится в агентство", - уверена М.Фоминцева.

Справедливые претензии нужно высказывать в том случае, если организаторы не выполнили программу, не предоставили все заявленные услуги. Если же в этом плане придраться не к чему, не стоит расточать свою наблюдательность на поиск скрытых подвохов и несправедливостей, а энергию - на конфликты по мелочам. Смотрите широко открытыми глазами по сторонам и наслаждайтесь поездкой.

Туризм и отдых





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.