В отпуск - на каторгу

10.4.2009

В отпуск - на каторгу

Туристов заковывают в кандалы и гонят по Сибирскому тракту. Сельчане надеются, что каторжный маршрут вытащит деревню из нищеты, а переживающие кризис сибиряки поймут, что их проблемы - ничто по сравнению с тем, что выпало на долю ссыльных. Кандальным путем прошел и корреспондент «РГ».

От Омска до Больших Ук свыше трехсот километров по расхлябанной трассе. Плюс двадцать километров до деревушки Становка. Именно здесь сохранился в первозданном виде отрезок Московско-Сибирского тракта длиной в восемнадцать верст. Той самой дороги, по которой путешествовал Чехов, ехали в ссылку Радищев и Чернышевский, шли декабристы и их жены. По краям узкой колеи топкие болота, мутные омуты и непроходимый ельник. \"Великие грязи: лошади тонут, а конвоиры с горя неделями пьют\", - писал о здешних краях в XVIII веке путешественник Иоганн Гмелин.

С тех пор здесь мало что изменилось, признают местные жители. По всей области частушки поют: \"Хочешь грязи, хочешь муки - приезжай в Большие Уки\". Район по площади второй в Прииртышье, а по численности населения - тридцать второй. Один житель на квадратный километр.

Кому-то из них пришла идея делать деньги «из грязи». Было решено извлечь из местных географических особенностей хоть какую-то пользу. «Экстремальный туризм сегодня пользуется популярностью во всем мире, - говорит директор музея истории Московско-Сибирского тракта Евгений Зензин. - А Большие Уки - самое подходящее место для того, чтобы приобщиться к истории и при этом получить изрядную дозу адреналина. Почувствуйте себя каторжником XIX века, и вы поймете, что сегодняшний кризис - не самое худшее, что может с вами произойти».

Повторить путь декабристов каждый желающий может всего за тысячу рублей. Для горожан - смешные деньги. Для большеуковцев - шанс на выживание.

Евгений Зензин защелкивает на руках журналиста пятикилограммовые железные кандалы - точную копию тех, что надевали когда-то на ссыльных. Вдвое больше весит овечий зипун. Вместе с компанией туристов из соседнего района предстоит одолеть восемнадцать верст этапа до Форпоста. За этой деревней жизни уже нет. Впереди - Аевский волок с волками и медведями и сотни километров болот до самой Тюмени.

Марш-бросок с экипировкой в пятнадцать килограммов и по колено в грязи. Пьяный конвоир предлагается за дополнительную плату.

«Раньше эти браслеты защелкивали прямо на арестанте, и снимать их разрешалось только в двух случаях - если человек умирал или освобождался на временное поселение», - авторитетно объясняет экскурсовод Леонид Жигаров, по совместительству - механизатор из Становки. Кандалы Леонид мастерит собственноручно, в свободное время. Причем не за деньги, а исключительно для того, чтобы вписать имя своей родной деревушки в страницы новой истории. Вся выручка пока идет на развитие оригинального промысла.

«Мы даже и не предполагали, что вокруг Сибирского тракта поднимется такой ажиотаж, - признается Евгений Зензин. - Первые туристы для местных были в диковинку. Толпы зевак сбегались поглазеть на звенящих кандалами чудаков. Теперь же телефон раскален добела - звонят из Украины, Казахстана, Германии. Просят принять группы по пятьдесят человек. А у нас только грязи на всех и хватит. В поселковой гостинице всего пятнадцать мест, да и кандалы с зипунами нарасхват, надо срочно мастерить еще несколько экземпляров экипировки».

А настырные туристы, между тем, находят в Больших Уках все новые достопримечательности. Икону в становской часовне, которая, по слухам, уже избавила не один десяток сельчан от пристрастия к зеленому змию. Избушки с настоящими русскими печками, где можно погреться на полатях. Комаров и слепней в пол-ладони, которых группа экстремалов из Грузии летом сперва приняла за маленьких воробьев.

«Уже в следующем году туристический маршрут может дать поселку около сотни новых рабочих мест, - считает глава Больших Ук Сергей Казначеев. - В дальнейшем на его основе можно создать своеобразное золотое кольцо Прииртышья. Ведь в Омской области немало изюминок для экстремального отдыха». // RATANews







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.