"Ямал" идет на помощь "СП-34"

24.5.2006

"Ямал" идет на помощь "СП-34"

Атомный ледокол "Ямал", идущий к дрейфующей станции "Северный полюс-34", преодолел 87-ю параллель. Как передал с борта атомохода специально для ИТАР-ТАСС вице- президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий, сегодня в 9.30 мск на станцию с "Ямала" отправился вертолет с руководителем экспедиции Владимиром Соколовым и капитаном ледокола Станиславом Румянцевым. Вместе с ледоисследователями и начальником станции Томашом Петровским они определят места швартовки и погрузку станционного имущества.

Сейчас по расчетам до СП-34 остается 85 миль. "Но это, - уточнил полярник, - если считать по прямой. К сожалению, среди столь мощных льдов всегда двигаться приходится зигзагами - "выписывать пируэты", как говорят ледокольщики. А потому сколько предстоит идти до станции - сказать точно никто не может".

За две ночные вахты атомоход смог продвинуться всего на тридцать шесть миль. "Всю ночь шли среди тяжелых полей почти двухметрового льда, - рассказал Стругацкий. - Ледокол наваливался на них всей своей громадой в 24 тыс тон, движимой атомными реакторами, общей мощностью 75 тыс лошадиных сил. Но льды не уступали, и часто продвигаться приходилось ударами. Чем выше "Ямал" поднимается на север, чем ближе к полюсу, тем мощнее и коварнее льды. Поэтому ночью пришлось проводить ледовую разведку, чтобы отыскать разводья и полыньи".

Стругацкий напомнил, что лишь однажды во всей истории мореплавания в столь ранние сроки - весной - ледокол эвакуировал дрейфующую станцию. Это было в мае 1987 года во время высокоширотного рейса атомохода "Сибирь", снимавшего СП-27. Но сами походы ледоколов в высокие широты для эвакуации дрейфующих станций предпринимались уже не раз за всю их почти семидесятилетнюю историю. Первый из них был организован в 1938 году для снятия экипажа первой в мире дрейфующей станции. Экспедицию папанинцев помогал снимать со льда знаменитый "Ермак" - "дедушка русского ледокольного флота". С помощью судов эвакуировали пять дрейфующих станции в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века - от СП-27 до СП-31. В этих морских операциях принимали участие самые мощные дизельные и атомные ледоколы. В прошлом году научно-экспедиционное судно "Академик Федоров", флагман научного полярного флота России, снимал СП-33. Ее льдина тоже шла в сторону пролива Фрама и превратилась в десятки осколков разделенных трещинами.

На самой же станции пока продолжаются научные исследования. Идут они одновременно с разборкой части домов. "Живем в обычном своем режиме, - сообщил начальник СП-34 Томаш Петровский. - Авралов пока никаких нет. Морозец небольшой - всего восемь градусов. Сейчас поедем откапывать занесенные снегом бочки. Хотим льдину оставить после себя чистенькой".

Петровский рассказал, что "выход "Ямала" из Мурманска 15 полярников отметили последней баней, и уже на следующий день баня стала первым из двадцати домиков, который начали разбирать".//ИТАР-ТАСС.

 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.