В Крыму есть объекты интереснее, чем Атлантида

30.5.2006

В Крыму есть объекты интереснее, чем Атлантида

За неделю гидролокатор отсканировал морской шельф от Херсонеса до Кара-Дага, обнаружив 412 объектов, из которых 141 напоминает подводные лодки и суда от античности до Второй мировой войны.

Величайший подводный музей

Преодолев за три недели Атлантический океан, американское научное судно «Эндевер» подошло к острову Крит, где взяло на борт украинских археологов. С их помощью легендарный профессор Род-Айлендского университета Роберт Баллард, нашедший «Титаник», планировал исследовать затонувшую Атлантиду, которая, по версии многих ученых, погрузилась в морскую пучину недалеко от острова Санторино. Однако незадолго до начала подводных работ у археологов вышли из строя глубоководные аппараты, что вынудило американцев проследовать в Стамбул для устранения неполадок. Пополнив запасы продовольствия, корабль вырулил в Черное море и сразу перешел ко второй части экспедиции. Одной из ее главных целей был поиск античных торговых путей, ведущих по большей части от пролива Босфор к Херсонесу. Баллард надеялся обнаружить там уцелевшие корабли из дерева и бронзы, которым более двух тысяч лет. Цель хоть и грандиозная, но вполне выполнимая, ведь в Черном море столько сероводорода, что можно «законсервировать» целые флотилии. В этом американец уже убедился в минувшем году, найдя у берегов Турции четыре византийских суда с прекрасно сохранившимися деревянными мачтами. – Черное море – величайший подводный музей, - признался «КП» Роберт Баллард. – В античные и средние века его вдоль и поперек бороздили сотни кораблей. И можно не сомневаться, что в этом природном консерваторе они сохранились в том виде, в каком погрузились на дно тысячи лет назад.

Турция и Болгария отдыхают

Вообще-то поиск судов бронзового века – дело неблагодарное. Места кораблекрушений известны только из древних летописей, и привязка к сомнительным координатам чревата ошибкой в сотни километров. Другое дело - местонахождение затонувших объектов, на которые имеются данные в государственных архивах. В основном это касается боевой техники Второй мировой войны. Разыскать сохранившиеся экземпляры и стало главной задачей украинских коллег Балларда, руководивших ходом экспедиции. Надо отметить, что раньше из-за отсутствия техники украинские археологи никогда не исследовали морское дно глубже чем 100 метров. Теперь у них впервые появилась возможность попасть на глубину 2 километра. Ведь подводные аппараты с «Эндевера» (в переводе с английского «Старательный») прошли серьезную школу на дне Атлантического океана во время исследования «Титаника» и способны погружаться до 4 тысяч метров. Так что Черное море для них еще мелководье. Кстати, кроме интересных находок, наших соотечественников ожидали и менее приятные сюрпризы. – Море оказалось настолько замусоренным, что мы до сих пор в некотором шоке, - поделился впечатлениями с «Комсомолкой» директор Департамента подводного наследия НАН Украины и руководитель экспедиции Сергей Воронов. – А вообще Баллард, работая в Турции и Болгарии, не сталкивался с подобным количеством объектов. Настоящий Клондайк подводной археологии!

«Екатерину Вторую» спутали с «Прутом»

Но даже самые совершенные приборы - только машины. Эхолот рисовал на мониторе лишь очертания предметов, которые на самом деле могли оказаться просто кучей металлолома. Например, возле Севастополя сонар якобы обнаружил затонувший в 1942 году эсминец «Дзержинский». Причем именно в том месте, которое было указано в официальных документах. Да и внешние характеристики точь-в-точь соответствовали эсминцу. А когда погрузили подводный аппарат «Геркулес» с камерами, то увидели… макет военного судна, потопленного во время учений. Потом, правда, «Дзержинский» таки нашли, но в 5 километрах от официальных координат. Подобная ошибка случилась и с обнаруженным в этом же районе военным судном Черноморского флота Российской империи «Екатерина Вторая». Вначале было решили, что это минный заградитель «Прут», героически погибший в 1914 году в битве с немецким крейсером «Гебен». Да и не мудрено: корабль лежал на дне килем кверху, и даже по видеокартинке, передаваемой «Геркулесом», можно было определить лишь принадлежность судна к российскому флоту и дореволюционный тип постройки. В конечном итоге ни одна из 112 архивных координат не оказалась верной. Создавалось впечатление, что советские чиновники специально все перепутали, чтобы никто ничего не нашел. В один из дней обнаружили обломки советского вертолета «К-25» примерно 1970-х годов с огромными пятиконечными звездами. Буквально раскромсанные части были сильно разбросаны по дну на глубине 1600 метров: корпус, хвост и отдельно - винты. Сразу родилась версия, что вертолет разлетелся на части еще до удара о поверхность воды. Что интересно, в архивах вообще нет никакой информации о крушениях военных вертолетов в Черном море. Из крупных находок, сделанных в последние дни, экспедиции можно выделить такие: теплоход «Ленин», советская подлодка С-32, сторожевой катер типа «морской охотник» и немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88».

Будут ли поднимать фрагменты?

К сожалению, мечта Роберта Балларда отыскать корабль бронзового века так и не воплотилась в жизнь. Но украинские археологи уверяют, что для двух недель экспедиции, рассчитанной на пять лет, открытий и так очень много. – Раньше мы и знать не знали обо всех этих объектах, - признался Сергей Воронов. – Наконец-то мы опередили черных дайверов и ушли на такие глубины, какие им и не снились. Впервые создана подробная археологическая карта подводного наследия Южного берега Крыма, куда будут включены все обнаруженные объекты. По словам Воронова, поднимать какие-либо фрагменты со дна в этом году они не будут: в Украине еще только создается Морской музей с лабораторией по консервации и реставрации. – Цель этой экспедиции – только «охота», - заметил Роберт Баллард. – А вот в следующем году мы, скорее всего, придем на еще большем корабле, сможем поднять объекты на поверхность и изучить их более подробно.

КСТАТИ

Искать «Армению» помогут россияне Место гибели известного санитарного транспорта, подбитого немецким самолетом-торпедоносцем в 1941 году, - крупнейшее морское кладбище в Черном море. Там покоятся 7 тысяч женщин, детей и раненых. Но, к сожалению, его координаты до сих пор недоступны украинским археологам. В прошлом году было предпринято три попытки разыскать «Армению» у берегов Ялты. Однако ни официальные координаты, ни свидетельства очевидцев не подтвердились. Американцы судно тоже найти не смогли. По словам Сергея Воронова, идентифицировать его было бы несложно: «Армения» настолько огромная, что заняла бы пол-экрана гидролокатора. – К сожалению, американцы так и не вернулись на траверз Аю-Дага. Но мы обязательно поищем «Армению» на украинском судне в августе. Для этой цели россияне обещали передать нам достаточно мощный телеуправляемый аппарат.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Роберт Баллард родился в 1942 году в городе Уичито, штат Канзас. Во время войны во Вьетнаме служил морским геологом на флоте. Получил ученую степень доктора геофизики в университете штата Род-Айленд. В 1985 году был руководителем экспедиции, отыскавшей на морском дне "Титаник".

Автор 18 книг, почетный доктор 13 высших учебных заведений, кавалер шести военных наград. В 2000 году экспедиция Балларда обнаружила на дне Черного моря четыре затонувших корабля. Несмотря на возраст в полторы тысячи лет, один из них в превосходном состоянии. Кстати, Баллард считает свою находку остатками Ноева ковчега и свидетельством Великого потопа.//Денис СИМОНЕНКО «КП» - Крым

 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.