Необычное божество скифов - «верблюдогрифон» - обнаружено на Алтае

09.8.2006

Необычное божество скифов - «верблюдогрифон» - обнаружено на Алтае

Последние 33 могилы скифской эпохи обнаружила экспедиция алтайских археологов на границе с Казахстаном, на берегах Гилевского водохранилища. Вода отошла от берегов и обнажила пляжи, на песках которых покоились сотни человеческих костей из старинных погребений.

Там же обнаружилось и несколько старинных изделий из бронзы. Древнейший могильник был открыт еще шесть лет назад. В 2006 году решили доисследовать эти исторические места и, как оказалось, не напрасно.

Это первая находка, по которой удалось достоверно реконструировать конскую сбрую с кожаными ремнями. Ведь бронза, служившая скифам 7 века до нашей эры основой всего, с течением времени окисляется и окисляет все, что находится рядом. В найденной могиле бронзовые удила и другие элементы лежали на шкуре барана сверху. Это и позволило им сохраниться. Нагрудные ремни, подпружная часть седла, уздечка – все это почти полностью сохранилось до наших дней.

Целых два набора конской сбруи скифской эпохи – это настоящий клад для археологов. По восхищенным словам Петра Шульги, набор, обнаруженный в 2006 году, самый красивый, из тех, что ему приходилось встречать прежде. Бронзовые уздечка, бляхи, псалии, подвески украшены спиралевидным орнаментом, выполненным в едином стиле. Все это сияло на скифском коне, переливаясь в лучах солнца. На носу у коня располагалась сверкающая бронзовая фигурка лося с неестественно большими ушами и грустными глазами.

Удивили экспедицию и найденные подпружные пряжки, изображающие грациозных ланей с вытянутыми мордашками, раскосыми глазами и тоже огромными ушами, смыкающимися в кольцо. Но самым главным сокровищем для археологов стали уцелевшие нагрудные кожаные ремни.

Известно, что кожа быстро гниет, а эта странным образом разжижилась, превратившись в своеобразное желе. Немного просохнув, кожа вновь приобрела форму ремня, по которой ученым предстоит восстановить конскую сбрую скифского коня.

Еще одна странная вещица из бронзы потрясла археологов: сначала появился клюв, потом глаз, хохолок (или уши?). Пришлось поломать голову исследователям над изобретательностью предков. Думали, грифон с огромным клювом, присмотрелись, нет – это же верблюжья морда! Причем изображение глаз животного четко повторяет спиралевидный орнамент, украшающий все сбруйное снаряжение.

"Верблюдогрифон" – так назвали участники экспедиции необычного зверя. До этого часто встречались в скифской культуре орлы, грифоны, – им поклонялись наши предки как божествам. А тут появляется некое ушастое животное, но не грифон персидский, а новое мифическое существо, созданное на базе верблюда. Использовалось оно как украшение, оберег, наделенный магическими силами, защищающий всадника и коня в опасности. Такие же элементы, как правило, были и на поясе наездника.

"Всего 33 могилы осталось, – с грустью говорит руководитель экспедиции, заместитель заведующего лабораторией археологии Южной Сибири при АлтГУ Петр Шульга, – а было их не менее 50. Это самый крупный могильник в Алтайском крае, обычно находятся два-три захоронения. В Горном Алтае больше, но не такие роскошные. А это богатое племя и, судя по находкам, достаточно влиятельное, раз так долго жили на одной территории. Сразу же после их ухода или разгрома, эти могилы были разграблены и жестоко осквернены".

Умерших лишали черепов, кости разбрасывали, а вещи, служившие покойному проводником в иной мир, забирали для собственного обогащения. Причем грабили и оскверняли почти сразу после захоронения. Конское снаряжение – наиболее важный, показательный для ученых материал. Конская сбруя и пояс являлись священными, их погребали вместе с хозяевами. Они помогали скифу после смерти найти свой путь. Считалось, что человек приходит в этот мир с конем и уходит с ним. Но он не безвозвратно отправлялся в царство мертвых, постоянно поддерживал связь со своими соплеменниками, становясь в какой-то степени для них тоже богом. Живые постоянно общались с умершими родственниками, просили защиты. Именно по этой причине вражеские племена и оскверняли могилы, чтобы лишить помощи живых. В те далекие скифские времена могила предка являлась законным правом на владение землей.

Петр Шульга давно занимается исследованием сбруй и поясов скифского времени. Эти находки дают ответ на важный вопрос: какое значение имели пояс и конская сбруя в жизни людей той эпохи? Сбруя не только помогала управлять конем, но и была сакральной, священной вещью. Ведь, по большому счету, от лошади зависела жизнь скифа: быстрый конь помогал справиться с врагом, спасал скот, был средством передвижения, то есть всем. Лошадь и всадника связывал священный пояс, который полностью копировал сбрую. Для скифского времени характерны определенные типы удил, псалий, бронзовых и костяных блях. Поэтому для эпохи, где еще не было письменности, а исследования радиоуглеродом не могут дать точной информации, конское снаряжение – наиболее важный материал.

В этой же экспедиции удалось заполучить еще одну находку. За 2 дня до отъезда какой-то рыбак сообщил, будто на противоположном берегу Гилевского водохранилища встречались ему наконечники стрел и бляшки, украшенные гроздьями винограда. Естественно, археологи, хотя уже и нагруженные уникальными находками, не могли упустить этой возможности. Прошли десятки километров в поисках исторического клада, а нашли бронзовую серьгу, возраст которой - 3 тысячи лет. Позже тот самый рыбак и принес бляшки, которые находил он в этих местах в течение многих лет. Как выяснилось позже, эти предметы относились к одному поясному набору периода средневековья, примерно 9 века уже нашей эры. Конечно, по сравнению, со скифскими находками этот поясной набор еще совсем “новенький”, на 1500 тысячи лет моложе. Нет уже того зеленого налета, и того запаха древней старины, который исходил от конской упряжи 7 века до нашей эры.

Пояс, состоящий из квадратных бляшек, крепившихся на ремне средневекового всадника, выполнен со вкусом. Каждая бляшка украшена необыкновенным узором из закрученных виноградных гроздей, повторяющим каждую прожилку растения, каждую ягодку. По словам Петра Шульги не все так просто.

"Виноградные листья напоминают глаза, гроздья – раздутые щеки, веточки – ноздри, а заклепка-отверстие – раскрытая пасть неведомого существа".

Такой орнамент присутствовал на всех деталях пояса и, скорее всего, тоже служил защитой от напастей.

"Раньше всадника и коня всегда рассматривали отдельно, а благодаря этой находке стало понятно, что это единая система, целая вселенная. Сложный мир изображений скифской культуры нам многое объясняет. Но грустно и больно, что великая культура скифов фактически разграблена".

 



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.