Сколько стоит спасти туриста?

17.8.2006

Сколько стоит спасти туриста?

Активный туризм, в том числе горный, в России становится все более популярным. Но любители горной романтики не всегда умеют позаботиться о собственной безопасности,поэтому вопрос безопасности любителей экстрима стоит особенно остро, передает Казинформ со ссылкой на РИА «Новости».

Сегодня профессионалов МЧС, специализирующихся на работе в горах, практически не готовят. Некоторые субъекты Федерации ведут работу по подготовке профессионалов этого профиля, однако на федеральном уровне подобной задачи не стоит. В итоге складывается такая ситуация, что "не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь", говорят специалисты.

Кроме того, МЧС не может "не пустить" любителей экстрима на опасный маршрут и контролем деятельности турагентств не занимается.

Изучением маршрутов и анализом несчастных случаев занимается Туристско-спортивный союз России. По словам исполнительного директора этой организации Александра Моисеева, в рамках ТССР действуют маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) по каждым видам спорта, которые, в том числе, контролируют прохождения спортсменов по маршрутам. Однако деятельность ТССР в области обеспечения безопасности горных туристов, во-первых, ограничивается контролем за соблюдением контрольных сроков, а во-вторых, распространяется лишь на спортсменов, оформивших маршрутные книжки.

Туристам, отправляющимся в горы, как поясняют в пресс-службе МЧС, лишь "рекомендуется" зарегистрироваться в поисково-спасательных формированиях ведомства, однако закона, обязывающего их это делать, не существует.

По мнению главного редактора и учредителя специализированной газеты для любителей активных путешествий "Вольный ветер", мастера спорта по туризму, действительного члена Национальной и Международной академий туризма Сергея Минделевича, основная проблема в горах - отсутствие связи: зона покрытия обычной мобильной связи часто ограничивается населенными пунктами.

Работу спасателей, вынужденных порой неделями разыскивать пропавших без вести туристов или альпинистов, могло бы значительно облегчить распространение переносных буев международной космической системы спасения "КОСПАС-САРСАТ", использующейся сегодня для поиска и спасения потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов.

Не лучше обстоит дело и с другим вариантом решения проблемы связи - карманными радиостанциями. Надежность связи, которую можно было бы установить с помощью переносных радиостанций, как признает эксперт, хуже, чем буев системы "КОСПАС-САРСАТ", однако "подать сигнал бедствия в пределах радиовидимости", в принципе, возможно. Стоимость такого оборудования, как утверждает главный редактор "Вольного ветра", составляет около 300 долларов, и позволить его себе может не каждый турист. Прокатом же радиостанций никто не занимается.

В итоге - МЧС вынуждено проводить дорогостоящие и не всегда эффективные поисковые операции, причем даже не на деньги страховых компаний, а на средства бюджета, то есть налогоплательщиков. По данным Минделевича, только аренда вертолета стоит около 50 тысяч рублей в час. А арендовать их приходится порой не на одни сутки.

Надо признать, впрочем, что какое-то время назад МЧС выступило с инициативой ввести особое лицензирование турагентств, занимающихся "экстремальным" отдыхом. Участники рынка выступили против, опасаясь, что их обяжут покупать очередную лицензию. Ни обязательного страхования туристов-экстремалов, хотя бы иностранных (спасаемых пока что на деньги российских налогоплательщиков), ни обязательной сертификации туристских маршрутов в России до сих пор нет. 







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.