Культура Гамбии

Начальное образование (6 лет) не является обязательным, дети могут его получить с 7-летнего возраста. Обучение в начальной школе – бесплатное. Среднее образование начинается с 13-ти лет и проходит в два этапа – 5 и 2 года. По данным ЮНЕСКО, в Гамбии начальным образованием охвачено 69% детей соответствующего возраста (71% мальчиков и 66% девочек), а средним – 29% детей (34% мальчиков и 23% девочек) – 2001. Работают коранические исламские школы. В начальной школе преподают ок. 4,6 тыс. учителей, в средней – 1,9 тыс. учителей (2000). В систему высшего образования входят Университет Гамбии (г.Серрекунда, открыт в 1999, находится под государственным контролем) и технический колледж. В структуру Университета Гамбии входят 4 факультета – медицинский, аграрный, экономический и факультет гуманитарных наук. С 1997 на всех уровнях обучения введено изучение Корана. Работают два НИИ по исследованию проблем в области медицины, а также научное орнитологическое общество. В то же время, значительное число жителей неграмотны, в 2003 грамотными считались 40,1% гамбийцев (47,8% мужчин и 32,8% женщин).

Очень высокий риск заболевания инфекционными и паразитарными болезнями, в т.ч. бактериальной диареей, брюшным тифом, гепатитом-А, желтой лихорадкой, малярией, менингитом, оспой, туберкулезом, трипаносомозом («сонная болезнь») и шистоматозом. Нехватка чистой питьевой воды (постоянный доступ к ней имеют ок. 62% населения) приводит к вспышкам кишечно-инфекционных заболеваний. В 2000 доступ к медицинскому обслуживанию имели 37% населения, расходы на здравоохранение составили 4,1% от ВВП. В 2001 на каждую тысячу жителей приходилось 0,14 врача.

Традиционные жилища у местных народов в основном встречаются двух видов. Прямоугольные в плане деревянные дома под двухскатной крышей ставятся на каркасе из бревен пальмы, а круглые глинобитные постройки покрыты кровлей, имеющую коническую форму. В качестве кровельного материала могут использоваться листья пальмы, прутья деревьев, солома или листовое железо. Как правило, дома возводятся на высоком глинобитном фундаменте, а крыши имеют большой свес для защиты стен от перегрева. Поддерживающие кровлю деревянные столбы часто покрываются резьбой.

Дома в современных городах и отели для иностранных туристов возводят из кирпича, железобетонных конструкций и стекла. Улицы столицы и городов на западе страны имеют правильную планировку.

Зарождение изобразительного искусства на территории современной Гамбии началось задолго до н. э. В долине р.Гамбия археологами найдены остатки керамических сосудов, датируемые 5–4 тысячелетиями до н. э. В насыпных курганах недалеко от г.Джорджтаун (8–6 вв. до н. э.) обнаружены украшения, оружие и др. предметы из золота, железа и меди. Некоторые находки представлены в экспозиции Национального музея Гамбии в г.Банжул.

Современное изобразительное искусство начало развиваться после получения страной независимости. Имя художника Момоду Сисея известно за пределами Гамбии – он иллюстрировал выходящие в США детские книги об Африке.

Из ремесел и художественных промыслов распространены резьба по дереву (изготовление статуэток, зоо- и антропоморфных масок, предметов домашней утвари) и слоновой кости (браслеты, кольца и серьги), а также плетение из соломы корзин и циновок, украшенных цветным орнаментом. Особой популярностью у иностранных туристов пользуется продукция мастеров народа волоф – домотканая одежда, украшения из золота и серебра, а также изделия из кожи. Налажена постройка лодок, которые украшаются деревянными композициями зооморфного характера.

Основана на традициях устного творчества (легенды, песни и сказки) местных народов. Фольклор тесно связан с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). У народа мандинго их называют джали, у фульбе – гауло, а у волоф – гевел. Широко известны сказки фульбе. Их письменность, основанная на базе арабского и латинского алфавитов, была создана намного раньше, чем у других местных народов. Сказки гамбийских фульбе были опубликованы, в т.ч. Дэвидом Гамби. Профессиональные писатели появились в 1960-е. Поэта и новеллиста Питера Ленри литературные критики считают одним из самых значительных поэтов Тропической Африки. Первый сборник его рассказов под названием «Вторая комната» опубликован в 1962. Другие писатели и поэты – Габриэль Робертс, Кбабоу Конате, Кинте Раматолла, А.Г.Салим, Теджан М.Салах, Шериф Саве и Эбу Дилба.

Национальная музыка имеет давние традиции, она сформировалась на базе музыкального искусства гриотов. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью местных народов. В традиционной музыке широко используются разнообразные барабаны (бантаро, кутиро, памиела, тама) и лютни (коалам, континге, халам, ходду). Музыкальный инструментарий – арфы (симбане, болон, симбинг), бало (ксилофон), гнугнур (струнный), кора, музыкальный лук, нгаринья (трубчатый колокольчик), ньяаньюру (скрипка), погремушки (лала, хорде), рога, трещотки и флейты. Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат кожи животных и рептилий, металл, тыквы и рога животных. Игра на музыкальных инструментах существует как отдельный жанр и в качестве аккомпанемента. Развито пение, которое является обязательной составной частью многочисленных ритуалов и праздников. У диола широко распространено хоровое пение. В песнях народа волоф заметно влияние арабской музыки. На развитие музыкальной культуры существенное влияние оказывает ислам.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.