«The New York Times»: Exxon идет в Арктику с Роснефтью

Компания Exxon Mobil во вторник получила крайне желанный в мировой нефтяной индустрии приз, подписав соглашение об освоении российского сектора Арктики, который открывается для разработки, в то время как воды у Аляски  все еще остаются недоступными.

Соглашение заменило похожее, но теперь прекратившее свое существование партнерство между российской нефтяной компанией «Роснефть» и британской компанией ВР. Соглашение, объявленное во вторник, заменяет ВP ее американским соперником.

В то время как BP обменялась акциями с российской компанией, компания Exxon согласилась передать «Роснефти» неназванные активы в других частях света, включая некоторые глубоководные владения в Мексиканском заливе и некоторые владения в штате Техас, где и базируется компания.

Пока не ясно, получит ли «Роснефть» оперативный контроль за некоторыми владениями в Мексиканском заливе или Техасе, или же она получит лишь часть акций проектов.

В любом случае, уступки компании Exxon в соглашении лишь способствуют достижению давней цели российской нефтяной индустрии по международной диверсификции, используя доступ к запасам дома как механизм влияния для получения необходимых для диверсификции капитала и технологической экспертизы.

Во время объявления о подписании соглашения, которое последовало после неожиднной встречи в Сочи, премьер-министр Владимир Путин описал крупный мировой альянс и возможные крупные инвестиции Exxon в российскую Арктику.

Путин заявил, что общая сумма инвестиций может достигнуть 500 миллиардов долларов, включая прямые инвестиции, которые могут составить 200-300 миллиардов долларов. Временные рамки инвестиций пока не ясны.

В сообщении, выпущенном компаниями, сказано, что первоначальное соглашение предполагает инвестиции в размере 3,2 миллиарда долларов на исследование в Карском море, которое находится между северным побережьем европейской части России и островами Новой Земли.

Когда-то считавшееся бесполезным и забитым льдинами, Карское море стало привлекать внимание нефтяных компаний отчасти из-зи того, что льда в море становится меньше, возможно, в связи с глобальным потеплением, облегчая исследование и последующую разработку. Российские ученые говорят, что размер ледовой массы сильно отличается каждый год, а в месяцы полярной ночи условия остаются крайне трудными.

Российский газовый гигант «Газпром» установил буровую установку в неглубокой части моря. В водах недалеко от Аляски разработка месторождений по большей части невозможна в связи с экологическими запретами и судебными исками от организаций по охране природы.

Для компании Exxon, которая является крупнейшей американской компанией, соглашение означает более глубокое погружение в рискованный российский бизнес-климат. В результате, безопасность инвестиций компании и будущих доходов будет зависеть от политики Кремля.

Россия отказывалась от достигнутых соглашений и раньше. До этого года главной инвестицией компании Exxon в России было совместное производство на Сахалине. Подобная форма соглашения отменяет местные налоги, предоставляя правительству принимающей стороны долю в добытой нефти, и считается менее рискованной.

После провалившегося соглашения с ВР ответственность за то, чтобы продемонстрировать, что она может выполнить соглашение, лежит на России, сказал в интервью по телефону Клифф Купчан (Cliff Kupchan), аналитик из Eurasia Group.

«Им удалось отделаться в случае с ВР, так как то соглашение выглядело, будто у ВР было две российских жены», — сказал он. Компания Exxon же не имеет никаких соглашений с конкурентами в России, которые могли бы всплыть в суде.

В совместном проекте с «Роснефтью» Exxon будет вести исследование в трех блоках. Соглашение с ВР предполагало два блока. В соглашение также был включен предыдущий договор, подписанный в в начале года с «Роснефтью», по разработке в Черном море.

«Масштабы инвестиций очень большие, — заявил Владимир Путин на церемонии подписания. — ExxonMobil, безусловно, одна из ведущих компаний, в том числе в работе в сложных арктических широтах».

Соглашение является модифицированной версией соглашения между ВР и «Роснефтью», которое было отменено арбитражной панелью в Стокгольме после того, как российские партнеры ВР подали в суд с требованием заблокировать сделку.

Согласно той сделке, ВР и «Роснефть» согласились обменяться акциями, что позволило бы «Роснефти» владеть 5% акций ВР. Соглашение с Exxon подразумевает широкомасштбный обмен активами.

Несостоявшуюся сделку с ВР также поддерживали Путин и его главный помощник в нефтяных и газовых сделках, вице-премьер Игорь Сечин. Аналитики кремлевской политики отмечают, что растущие разногласия между лидерами и борьба между российскими бизнес-кланами привели к срыву сделки, несмотря на эту явную поддержку сверху.

Эндрю Крамер