Дмитрий Лекух: Суэцкий канал - выгодный маршрут

Пока внимание изумленного человечества приковано к событиям на неспокойном юге, в арабском мире -- на севере континента Евразия довольно тихо и не так уж сильно заметно делаются дела, которые могут вызвать в мировой экономике и, следовательно, политике изменения не менее фундаментальные, чем любая «арабская весна».

Дело в том, что Ближний Восток, господа, - это не только и не столько нефть, к тому же, как показывает ливийский опыт, гражданская война нефтедобыче - не самая большая помеха. А поставщик, в принципе, не так уж и важен: нефтедоллары если и пахнут, то весьма приятно для их обладателя. А на остальное - плевать.

Но есть на Ближнем Востоке одна штука, которая ценна не меньше, а может и больше, чем вся ближневосточная нефть, и при этом - куда более уникальна.

И эта штука называется Суэцкий канал. Маршрут по которому настолько выгоден, что судовладельцы готовы даже смиряться с наличием в Аденском заливе сомалийских пиратов, и, фактически, не имеющий экономических альтернатив: и это при том, что морские перевозки и так совершенно справедливо считаются самыми дешевыми в мире, намного дешевле и автомобильных и железнодорожных. Альтернатив, повторюсь, - нет.

Точнее - не было. Потому как именно в эти дни Россия готовится к проводке по Северному морскому пути самого крупного за всю историю танкера водоизмещением 162 тысячи тонн с грузом газового конденсата из Норвегии в Таиланд: даже с учетом того, что проводка будет осуществляться двумя атомными ледоколами, «Ямал» и «50 лет Победы» - это должно, согласно расчетам, оказаться прилично выгоднее проводки танкера с аналогичным водоизмещением через Суэц. И это может обернуться очень и очень серьезным переделом рынка транспортных перевозок.

Я бы даже сказал - колоссальным переделом. Потому как Северный морской путь пролегает исключительно через территориальные воды России.

При этом именно Россия обладает необходимыми технологиями, чтобы этот маршрут обслуживать: атомные ледоколы строить мы умеем, и неплохо - еще с советских времен (то, что не разучились, доказывает ведущееся прямо сейчас строительство). Береговая инфраструктура, включая незамерзающий мурманский порт и порты в устьях великих сибирских рек в наличии, и, хотя вних надо будет еще вкладывать и вкладывать, - это в любом случае будет много проще и дешевле, чем все делать «с нуля».

В настоящее время строят девять центров экстренного реагирования, от Баренцева моря до Чукотки, которые должны будут гарантировать полную безопасность «проводок», после чего Северный морской путь можно будет считать такой же грубой экономической реальностью, каким сейчас считается совсем еще недавно вызывавший насмешки газовый «Северный поток».

Словом, Северный морской путь Суэц, безусловно, - полностью не заменит. Но весьма прилично «разгрузит», а учитывая масштабы строительства автомобильных и железных дорог в последнее время, Россия, похоже, уже в самое ближайшее время сможет претендовать на статус не только энергетической, но транспортной сверхдержавы, которая способна, фактически, в одиночку контролировать трансевразийские транспортные потоки.

А это, что называется, - совсем другой коленкор. Особенно если учитывать тот медицинский факт, что безопасность этих трансевразийских перевозок через территорию России, в том числе и через идущий вдоль ее побережья Северный морской путь, обеспечивается в том числе и российской ядерной траидой: так что - плывите спокойно, господа.

В добрый путь.

Дмитрий Лекух





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.