Арктика не останется без ледоколов

У России на Севере особое место, такого грузопотока в высоких широтах у других стран нет и ещё нескоро предвидится. Отсюда складывается аксиома – круглогодичные ледоколы в российском флоте должны быть в достаточном количестве.

Атомный ледокольный флот – сильный козырь России в конкурентной борьбе за освоение последней кладовой планеты. Но реализовать его можно только в том случае, если Северный морской путь будет работать круглогодично.

По подсчётам Минтранса РФ, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году увеличится до 64 млн тонн в год, а ещё через десять лет возрастёт до 85 млн тонн. При этом удастся сократить срок доставки грузов из Европы в Азию в среднем на 10 суток. Но это при условии, что все планы правительства по развитию СМП будут реализованы.

А вот с этим дальше начинаются проблемы. Сейчас на трассах Севморпути работают десять ледоколов, но только два из них – «Ямал» и «50 лет Победы», построенный в 2007 году, – не выработали ещё свой ресурс. У ледокола «Ямал» ресурс заканчивается в 2011 году. Заменять эти суда пока нечем.

Последний раз атомные ледоколы закладывались на верфях страны двадцать пять лет назад.

В бюджете страны на будущий год запланированы средства на постройку ледокола нового поколения. Как заявил министр транспорта Игорь Левитин, скорее всего, отвечать за его постройку будет Объединённая судостроительная корпорация.

Всего до 2015 года правительство планирует построить четыре ледокола – один универсальный атомный мощностью 60 МВт и три линейных дизельных мощностью по 25 МВт.

Игорь Левитин не видит возможностей, при которых на Северном морском пути можно будет использовать ледоколы других стран.

Ведь в России ледоколы задействованы не только в проводке судов по Северному морскому пути, «они ещё находятся в графике по спасению и оказанию помощи терпящим бедствие судам и людям», замечает министр. Как ледокол из другой страны можно использовать в случае возникновения ЧП? Непраздный вопрос – кому должен подчиняться капитан иностранного ледокола, если судно находится в наших территориальных водах? «А если возникнет нештатная ситуация, например, техническая неисправность самого иностранного ледокола?» – заметил Левитин. По его словам, у России хватит атомных ледоколов не только для вывоза своих грузов, но и для обслуживания транзитного потока.

Северный морской путь долгое время был «забытой дорогой» – здесь практически отсутствует контроль навигационной обстановки на значительном участке трассы. Установленное ещё во времена СССР навигационно-гидрографическое оборудование изношено до крайности. Конечно, моряки определяют координаты с помощью ГЛОНАСС и GPS, но эти данные не обеспечивают необходимой точности в высоких широтах. Спутниковая и сотовая связь там тоже не работают, поэтому для переговоров используют примитивные УКВ-передатчики.

Проблема ещё и в том, что спасатели могут работать не на всей трассе Севморпути – на некоторых участках просто нет необходимой спасательной техники. Однако в Минтрансе обещают исправить эту ситуацию – к 2015 году будет построено 37 аварийно-спасательных судов.

Сергей Томский





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.