Бизнес на разрушении Арктики

Арктика на греческом языке означает медведь. К ней имеют прямое отношение Созвездия Большой и Малой Медведицы, находящиеся рядом с Полярной звездой.

Большая часть Арктики – это огромный океан, покрытый льдами и окруженный землями без какой-либо растительности. Недра также представляют собой зону мерзлоты. В Арктике бурлит жизнь. Это рыбы, морские млекопитающие, живые организмы, обитающие во льду, птицы и отдельные сообщества людей.

С точки зрения физического, химического и биологического баланса Арктика занимают ключевую позицию. Она особенно остро реагирует на изменения климата, в которых отражается состояние мировой окружающей среды. Если говорить об исследованиях изменений климата, то Арктику можно рассматривать как систему раннего предупреждения.

Арктика является одним из районов земного шара, которые испытывают на себе наиболее тяжелые последствия данного изменения. Температура здесь уже поднялась на два градуса, и согласно последним исследованиям, к 2100 году поднимется еще на восемь. Особо следует отметить то, что в августе 1979 года площадь полярных льдов составляла 8,1 миллиона  квадратных километров, а в том же месяце 2007 года сократилась до 5,32 миллиона. А в 2010 году она уже не достигала 4,5 миллиона квадратных километров. Ситуация просто катастрофическая. Это часть Земли, для которой потепление климата несет наиболее тяжкие последствия. Некоторые ученые полагают, что при сохранении нынешних темпов таяния к 2040 году исчезнет весь ледяной покров Арктики. Другие исследователи считают, что это произойдет в 2070 году. Марк Серрезе (Mark Serreze), научный сотрудник Национального исследовательского центра льда США, утверждает, что таяние арктических снегов ускоряется и подходит к точке невозврата.

Адмирал ВМФ США Дэйв Титлей (Dave Titley) утверждает, что к 2030 году в Арктика станет судоходной, а к 2040 году этот период увеличится до трех месяцев, что повлечет за собой значительно увеличение морских грузоперевозок.

Арктика – это территория, которая никому не принадлежит. Никому не принадлежит и ее акватория. Во времена холодной войны между США и СССР она представляла собой идеальное пространство для запуска ракет, но при этом они договорились не поднимать вопрос о ее принадлежности.

В докладе Геологической службы США, подготовленном в 2000 году, утверждается, что в Арктике сосредоточены 25% мировых запасов нефти и газа. В сложных условиях нехватки энергоносителей это сообщение пробудило интерес государств и многонациональных корпораций и пробудило страсть к наживе и спекуляциям, свойственные капиталистическому миру.

Какие последствия это будет иметь в Арктике?


В 1982 году вступила в силу Конвенция ООН о Морском праве.

Данный договор устанавливает ширину территориальных вод в 12 морских миль и предоставляет странам экономическую зону в 200 морских миль с исключительными правами на эксплуатацию морского дна.

Россия обладает самым протяженным арктическим побережьем и заявляет о своих правах на почти 1,2 миллиона квадратных километров морского шельфа.

Конвенция ООН о Морском праве устанавливает срок, истекший в 2009 году, после которого сопредельные страны могут обратиться с запросом о придании 200-мильной зоне статуса территориальных вод. Для обращения с подобным запросом соответствующей стране необходимо предварительно подписать Конвенцию ООН о Морском праве.

Ким Колмен (Kim Colmen), директор Полярного института Норвегии, поясняет: «Если какая-либо страна докажет, что ее континентальный шельф, то есть продолжение материка, находящееся под слоем воды, простирается более, чем на 200 миль, то она может требовать признания своего суверенитета над этой зоной». Выдвигая свои территориальные требования, Россия использует именно эти доводы.

Все вовлеченные в этот процесс страны – Норвегия, Дания, США и, как мы только что видели, Россия – ведут активные геологические изыскания, чтобы на основании их результатов потребовать установления своего суверенитета над арктическими территориями вплоть до Северного полюса.

В течение 27 лет США отказывались подписывать Конвенцию ООН о Морском праве, как будто бы не замечая ее. Однако как только появились сообщения о богатствах Арктики, они тут же ее ратифицировали, чтобы благодаря этому иметь возможность заявить о своих территориальных притязаниях.

Разрешить разгорающийся в этой части земного шара спор должна ООН. В конце концов Россия и США подпишут соглашение в рамках Арктического совета и передадут его в ООН.

Все это повлечет за собой целый ряд серьезных экологических и экономических последствий.

1.    Последствия для окружающей среды

На страны, заявляющие о своих правах на арктические пространства, приходится 28% мировых выбросов двуокиси углерода. Это те самые страны, которые проявляют беспокойство в связи с изменениями климата. Тем не менее, они стремятся побыстрее завладеть огромными запасами нефти и газа, которые становятся доступными в результате таяния льдов. И этот процесс лишь усугубляет остроту проблемы.

Сокращение поверхности льдов ускоряет этот процесс, повышая температуру воды. Исчезновение льда в Гренландии приведет к повышению уровня моря, в то время как увеличение наносов на мелководье и почве приведет к высвобождению огромного количества газа метана (очень вредного для атмосферы), в результате чего парниковый эффект достигнет очень опасного для человеческой жизни уровня.

Таяние льда вызывает увеличение свободных потоков воды, а также потерю огромного количества питьевой воды. В результате возникает вероятность нарушения системы морских течений, ответственных за поддержание климатических режимов во всех районах Земли.

Повышение температуры приведет к гибели северных лесов и осушению торфяников с последующим их возгоранием и выбросом в атмосферу огромного количества углекислого газа. В настоящее время в Арктике отмечено присутствие шести химических компонентов, способных вызвать большую нестабильность и резкие изменения на планете.

Как видим, экологическая обстановка, которая возникнет в результате разрушения Арктики, носит весьма драматичный характер.

2.    Экономические последствия

В первую очередь будут эксплуатироваться три крупных экономических фактора.

В области энергетики мы видим, как многонациональные компании Statoil (Норвегия), Total (Франция) и Gaz de France (Франция) уже добывают газ из месторождения Хаммерфест (Hammerfest) в Норвегии. Самый крупный в Европе завод по сжижению газа использует подводную систему, с помощью которой голубое топливо добывается на глубине 250 метров и на удалении 130 километров от берега.

Крупнейшие нефтяные компании мира бурят скважины в районах поиска вожделенного газа. Российская государственная компания «Газпром» начинает геологоразведочные работы на месторождении Штокман, где находятся огромные запасы газа.  Однако проблема заключается в том, что данное месторождение находится в российских водах, на которые претендует Норвегия.

В ближайшие годы мы станем свидетелями множества конфликтов, поскольку в отношении данных территорий не существует каких-либо законоустанавливающих актов. В конце концов, спор между Россией и Норвегией будет разрешен участием государственной норвежской компании Statoil в разработке данного месторождения. Как всегда, деньги в итоге решают все.

У Испании также есть свои интересы в Арктике. Энергетическая компания Iberdrola только что приобрела долю в добыче газа у норвежской компании Snolvit, а строительная компания ACS, руководимая Флорентино Пересом (Florentino Pérez), возводит нефтяные платформы для этой зоны.

Другим важным аспектом этой части земного шара является рыболовство. Арктика богата рыбой, и рыболовецкий флот Испании ведет здесь масштабный промысел трески и палтуса, особенно в районе Канады.

Таяние снегов приведет к ускоренному развитию морских коммуникаций в мире. В качестве примера можно сказать, что путь от Токио до Гамбурга по Суэцкому каналу составляет около 21 600 километров, в то время как по Северо-Восточному морскому пути это будет около 13 000 километров. Путь от Токио до Нью-Йорка через Панамский канал составляет 18 200 километров, по Северо-Восточному морскому пути – 14 000 километров.

Эти новые морские маршруты позволят без особых трудностей добыть все богатства по вполне разумной цене и быстро выставить их на рынок.

Северо-Восточный морской путь, используемый Россией с помощью ледоколов, в настоящее время не является судоходным. Он огибает северную часть Сибири и мог бы связать Европу с Беринговым проливом, обеспечив нам выход к Тихому океану.

Россия только что объявила о создании Росатомфлота, мощного флота атомных ледоколов, который обеспечит судоходство по Северо-Восточному морскому пути вдоль всей Сибирской равнины. За проход по этому пути будут взиматься немалые пошлины.

Если двигаться по Северо-Восточному морскому пути, проходящему через Гренландию и северные канадские острова, то можно достичь также Берингова пролива. В 2007 году этот пролив был впервые открыт. Канада выдвигает на него свои претензии, а США и Евросоюз хотят, чтобы у него был международный статус.

Идет также и процесс милитаризации Арктики, где свои военные базы строят Канада, США и Россия.

Чтобы избежать катастрофы в Арктике, необходимо защищать ее всем миром и всеми силами. Сохранить этот жизненно важный район как для планеты Земля, так и для нашей с вами жизни.

До тех пор, пока существует капитализм, добиться этого невозможно. Я только хотел бы обратиться с просьбой о том, чтобы освоение Арктики проходило в условиях, не наносящих большого ущерба окружающей среде, большая часть полученных от этого доходов была направлена на сохранение и улучшение окружающей среды. Ведь на карту поставлено будущее планеты и нашей цивилизации.

Эдмундо Файанас Эскуэр





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.