Театр Сент-Джеймс (St. James Theatre, Wellington) — AtlasMap.ru
Театр Сент-Джеймс (St. James Theatre, Wellington)
Театр Сент-Джеймс (St. James Theatre, Wellington)
Сент-Джеймс, несмотря на не столь уж и впечатляющий по меркам европейских театров возраст, может похвастаться весьма и весьма впечатляющей историей. Когда-то на месте театра стояла церковь.
Автор: Иван Матковский
Статья: Театр Сент-Джеймс (St. James Theatre, Wellington)
Сайт:
Театр Святого Джеймса, он же Театр Святого Иакова, он же Сент-Джеймс, он же Театр Его Величества (The St. James Theatre, His Majesty’s Theatre) – театр, расположенный в самом центре Веллингтона, Новая Зеландия (Wellington, New Zealand). Проект существующего на данный момент здания был разработан в 1912-м австралийским театральным дизайнером Генри Элаем Уайтом (Henry Eli White). Фасад театра смотрит на Кортни-Плэйс, главную улицу развлекательного района города. Новозеландский Траст исторических мест (New Zealand Historic Places Trust) относит здание театра к 1-й категории – т.е., к зданиям, представляющим особую историческую или культурную ценность.
Сент-Джеймс, несмотря на не столь уж и впечатляющий по меркам европейских театров возраст, может похвастаться весьма и весьма впечатляющей историей. Когда-то на месте театра стояла церковь.
23-го декабря 1899-го эти земли выкупил известный эстрадный артист Джон Фуллер (John Fuller). Во многом Фуллеру – построившему по всей Новой Зеландии более 60 театров – Сент-Джеймс и обязан своей славой.
В 1903-м зал был существенно переработан; Фуллер нарек свое детище Театр Его Величества. В то время на местной сцене ставили в основном пантомимы да постановки о Клеопатре (Cleopatra) – кстати, именно ради них в Новую Зеландию в первый (и в последний) раз были завезены живые змеи.
Оперы ставить в Сент-Джеймсе Фуллер позволял редко – для них у Джона был Оперный Театр Веллингтона (Wellington’s Opera House).
Старым зданием Фуллер продолжал пользоваться до ноября 1911-го; в дальнейшем театр был признан пожароопасным и снесен.
Новое здание по задумкам Джона должно было стать лучшим театром Новой Зеландии; помочь Фуллеру в этом честолюбивом начинании должен был Генри Элай Уайт – уже разработавший для Джона немало театров. Сент-Джеймс стал первым в мире театром, построенным целиком из железобетона на стальной раме. Число колонн в зале было сведено к минимуму, что позволило обеспечить практически идеальный обзор. Украшено здание было мраморной крошкой, высеченными масками и херувимом на потолке и цветными витражами. Штукатуркой и гипсом заведовал сам Уильям Лесли Моррисон (William Leslie Morrison); именно он укрепил использованную известняковую штукатурку коровьим волосом. Моделью для херувима послужил внук Моррисона. Деревянные полы театра были изготовлены из кипариса и эвкалипта; на оконные рама пошла древесина тотары, а на двери – сосна. Строительство началось в марте 1912-го; дабы ускорить процесс, Уайт лично разработал два электрических крана, благодаря которым удалось поднять более 500 тонн стали.
В общей сложности Сент-Джеймс обошелся в 32000 фунтов и был построен за 9 месяцев.
Первые месяцы работы новый театр использовался для показа немых фильмов; затем здесь начали демонстрировать обычные спектакли.
В 1930-м в Сент-Джеймс вернулось кино; впрочем, живые актеры практически сразу начали понемногу отвоевывать место на сцене у целлулоидной пленки.
Долгое время театр пользовался успехом, однако к 70-м слава его несколько потускнела. Оперный Театр Веллингтона и Центра Майкла Фаулера (Michael Fowler Centre) перехватывали почти всех зрителей; немногих оставшихся отпугивали слухи о проживающих в театре призраках.
7-го мая 1987-го в Сент-Джеймсе прошел последний показ; после этого театр был закрыт.
В 80-х и 90-х здание чуть было не снесли; инициативная группа, однако, сумела отстоять Сент-Джеймс – и даже возродить его былую славу.
22-го сентября 1993-го здание выкупил специальный траст; в 1997-м были завершены восстановительные работы. В обновленном виде театр Сент-Джеймса продолжает радовать зрителей и сейчас. Интересно, что наряду с обычными театралами сюда часто приезжают и любители сверхъестественного – фирменные призраки театра, вроде духа русского актера Юрия (Yuri) или Воющей Дамы (Wailing Woman) продолжают периодически пугать посетителей и персонал.