«Голод» — абсолютная цена голодовки
Обесценивание поступка может наступать благодаря часто повторяющимся ложным действиям. Люди подрывают доверие к себе и форме выражаемого ими протеста. Меняется смысл поступка. Например, за последние годы «эстафетные» голодовки стали настолько частым и нерезультативным явлением, что на них мало кто обращает внимание, даже из политического бомонда. Голодовка не вызывает общественного резонанса, а «эстафеты» не прекращаются, принимая всё более извращённые формы.
Фильм режиссёра Стива Маккуэна «Голод» (2008) показывает абсолютную цену голодовки – человеческую жизнь. Главный герой «Голода» Бобби Сэндс (ред. известен как Роберт Сэндз) с другими боевиками ИРА (Ирландской Республиканской Армии) заключён тюрьму как уголовник, на 14 лет. Цель активистов — получить статус политических заключённых и военнопленных, тем самым изменить для себя правила содержания в тюрьме. Этого не желает делать британское правительство под управлением Маргарет Тэтчер.
Тут и начинается борьба за свои права «человеческой плотью» как «политическим оружием».
Маккуэн без лишних слов показывает отношения между заключёнными и тюремщиками: быт, проверки, избиения и постоянные пытки, время, формы сопротивления таким отношениям со всеми выходящими «прелестями», гигиена, дерьмо на стенах, моча, разлитая по тюремному коридору, паразиты в постели, гной и кровь в камере.
Исчерпав все способы влияния на власть имущих, Бобби с другими единомышленниками начинает голодовку, которая в итоге забирает его и жизнь ещё 9 активистов. Но они добились своего — тюремные правила для заключённых ИРА впоследствии были изменены.
Слабый свет, рубленые звуки, скрежет, звяканье железа, удары дубинок, скрип, стук постоянно сопровождают видеоряд. Зритель — отстранённый наблюдатель,
но только до момента, когда главный герой начинает выполнять своё обещание. Тут мало кого не затянет в вихрь смерти Бобби Сэндза. Тут становишься не только сопереживающим, но и вовлечённым…
Этот фильм больше, чем история политической борьбы. Это философский труд о жизни духа и смерти тела. Он для всех. Но особенно для тех, кто вступает на путь идейного радикализма, где отвечать за свои слова часто приходится ценой жизни.