«Маркина балка» на Великом шелковом пути
На Нижнем Дону продолжены раскопки раннесредневекового сельского поселения, жители которого производили товарное зерно и коптили рыбу, участвуя в движении товаров по торговой магистрали.
«Маркина балка» – небольшое сельское поселение, расположенное в Усть-Донецком районе Ростовской области, датируется примерно VIII в. н.э. Осенью 2011 г. археологическая экспедиция «Южархеологии» провела исследование памятника на площади около 1 га на участке строительства автодороги Шахты-Цимлянск. Строительство магистрали начато еще в 1990-е годы, но затем на долгие годы заморожено. Во время строительства около трети территории древнего поселения было полностью разрушено. «Маркина балка» относится к сельской округе одного из крупных торгово-экономических центров на правом берегу Дона. Почти равное расстояние отделяет его с юго-востока от Крымского городища, а с юга запада от городища Золотые горки.
Возникновение таких городищ и поселений сельской округи связано с военно-административной системой кочевников-тюрок, господствовавших в то время в степи. Политика расселения на степных просторах различных групп оседлого населения, попавшего в зависимость в результате военных походов, была начата ханами Западного тюркского каганата и продолжена правителями Великой Болгарии и Хазарского каганата. Сельские поселения, возникшие в VII в., связаны с процессами развития северной ветви «Великого шелкового пути», проходившего через донские степи. В V-VII вв. шелк становится осью, вокруг которой вращаются интересы великих держав того времени: Китая, Византии и Ирана, превращаясь в инструмент достижения мирового господства. Шелковые караваны шли от Китайской стены, через среднеазиатские оазисы Согдианы и северный Иран к пограничной крепости Нисибис в Междуречье, где его принимали византийские купцы. Постоянные войны между Византией и Ираном, а в VII веке – арабские завоевания резко ограничивали эту трансконтинентальную торговлю.
Но во второй половине VI в. степные пространства от Желтого до Каспийского моря стали территорией Тюркского каганата. В 570-571 г. тюрки овладевают Северным Кавказом и выходят на границу Византийской империи в районе Керченского пролива. Торговая магистраль через степи становится более безопасной, чем дороги на южном участке шелкового пути, где шли военные действия. Возникают две новые ветви доставки шелка в Византию: вдоль Северного Кавказа и через донские степи, а Дон, Азовское и Черное моря используются как главная транспортная артерия.
Возрождается поселение у античного Танаиса, погибшего в начале V в., возникают новые поселения и укрепления на ранее пустовавшей территории. Это такие крупные торговые, административные и ремесленные центра как Правобережное Цимлянское городище и «Саркел 3», Крымское городище, а западнее устья реки Мокрый Керчик – городище Золотые горки. Вокруг этих центров образуются многочисленные сельские поселения.
Как известно, в 553 году, в разгар шелкового кризиса два греческих монаха тайно доставили с Востока личинки шелковичных червей внутри выдолбленных дорожных посохов. Но только к концу VIII в. импорт шелка для Византии потерял прежнее значение, так как производство этой дорогой ткани было налажено на мануфактурах Константинополя, Бейрута, Тира и Антиохии.
К этому времени евразийская империя тюрков распалась и Подонье оказалась частью территории Хазарского каганата. И уже не столько шелк, а продвижение других товаров стимулировало жизнедеятельность поселений. К примеру, на городищах Золотые горки и Крымское возникают «аллеи пифосов» – большие складские территории для хранения вина, поставлявшегося из северных провинций Византии (современный Крым). В обмен на вино шли не только транзитные импортные товары – шелк и пушнина из лесной зоны, но и местная продукция: рыба, икра и зерно. Именно направленность на товарное зерно имели поселения типа Маркиной балки. Характерная находка на этих памятниках – жернова ручных мельниц, изготовленные из песчаника или ракушечника.
Для хранения зерна использовались специальные ямы. Их конструкции различаются в расположенных рядом поселениях. Например, в 3 км южнее Маркиной балки, где 1988-89 гг. вела раскопки Новочеркасская археологическая экспедиция, зернохранилище представляло собой округлую яму, расширяющуюся к дну. Стенки ее укреплялись глиняными жгутами и поверх жгутов жидкой глиняной обмазкой, после чего внутри ямы разводился костер и глина обжигалась. Очевидно, это был прием борьбы с грызунами. На «Маркиной балке» стенки ям не были укреплены. Разрушающиеся сооружения быстро заменяли вновь вырытым хранилищем, а предыдущую яму использовали как мусорник.
Найденная керамическая посуда, прежде всего кухонные горшки, служит важнейшим признаком для определения этнической принадлежности местных жителей. Эти поселения сложились на территории Тюркского, а затем Хазарского каганата – государств, созданных кочевниками. Для контроля основных транспортных магистралей население разного этнического состава переселялось (часто насильственно) на новые необжитые места. Властители кочевых империй получали (создавали) значительное число податного населения, и доходы в виде таможенных, транспортных сборов. Пока невозможно ответить на вопрос, кто были жители раннесредневековых поселений: это могли быть жители Северного Кавказа – аланы, касоги – и славянские племена – вятичи, северяне. Жилища обитателей «Маркиной балки» представляли собой полуземляночные постройки. В одном из раскопанных жилищ прямоугольной конструкции 5,2х3,4 м на полу в центре был устроен открытый очаг. Ниже уровня пола находились две ямы-погреба. Оригинальная особенность постройки – два входа в виде желобов-спусков со ступеньками, вырубленными в грунте, один из которых находился напротив ямы-погреба, возможно, для ссыпки зерна на зиму.
В части хозяйственных ям обнаружены жертвоприношения животных: лошади и барана. Судя по сохранившемуся тлену шкуры и составу костей лошади, подобное жертвоприношение при камлании шамана видел на Алтае в XIX в. этнограф и востоковед В.В. Радлов. Жертвоприношение барана сходно по костным остаткам с жертвоприношением лошади. Кроме того, найдены захоронения специально умерщвленных собак.
Одна из загадок поселения – значительное количество костей и чешуи крупных рыб в мусорных заполнениях. Рядом с поселением расположены водотоки — Мокрый Лог и Маркина балка всего лишь небольшие ручьи, где не могли обитать сазаны и судаки, длина которых составляла от полуметра и более. Ближайшая крупная река Дон находится почти в 10 км. Видимо, рыбной ловлей занимались особые артели. Часть рыбы заготавливалась впрок: раскопаны остатки коптильни. Для этого сооружения использовалась зерновая яма, на дне которой устраивалась траншея для подачи топлива. Саму топку вырубали под одной из стенок ямы, а затем облицовывали камнем и обмазывали глиной. Сверху над топкой в грунте пробит дымоход, выходящий в коптильную камеру – полусферическую глинобитную конструкцию.
На снимках (сверху вниз): раскопки поселения «Маркина балка» – печь-коптильня; жилище с очагом; расчистка костей барана; скелет собаки – древнего жертвоприношения.
Павел Ларенок