Молога вдоль и поперек, или Джиперу и 7 верст – крюк — AtlasMap.ru
Молога вдоль и поперек, или Джиперу и 7 верст – крюк
Молога вдоль и поперек, или Джиперу и 7 верст – крюк
Как мало мы порой знаем о местах, не так уж и сильно удаленных от столиц и крупных центров. И тогда даже небольшое, но яркое путешествие может принести массу удивительных открытий. Знакомьтесь: Тверское Верхневолжье, река Молога.
Автор: Татьяна Павлова
Статья: Молога вдоль и поперек, или Джиперу и 7 верст – крюк
Сайт: 100 дорог
Моя встреча с рекой оказалась явно необычной. Я узнавала Мологу в 3-х совершенно разных жанрах: то в кабине могучих «вездеходов» тверского джип-клуба «Лебедушка», то в экипаже байдарки, то в пеших радиалках по лесам и селам. Удачное разнообразие способов познания объяснялось просто: таков был нынешний формат известной в регионе научно-поисковой экспедиции «Волчина-Молога. Поможем Волге» под эгидой газеты «Тверская жизнь».
Молога хорошо известна историкам как один из древнейших путей «из варяг в персы», т.е. на Каспий. Это и сейчас крупный приток Волги.
Необычно ее течение в верховьях. Река начинается из болотца под Максатихой и, сделав огромную петлю против часовой стрелки протяжённостью почти в 150 км, возвращается «на родину». Хотелось пройти пешком путь от моложского истока до полноводной в среднем течении реки, ведь между ними всего-то 7 км, а это каких-нибудь полтора часа ходу.
Страна Помоложье
Долина извилистой Мологи — это безусловный рай для рыбака, грибника и охотника. Ну и для туриста, конечно же, тоже… Бесчисленные речные старицы и тихие заводи всерьез угрожают срывом всего маршрута человеку, который вдруг расчехлил удочку. Но для кого-то ведь это и есть отдых…
Самым крупным пунктом на нашем участке пути стал поселок Максатиха (120 км от Твери, 297 от Москвы). Здесь были последние гостиница и кафе, последний асфальт и даже мобильная связь. Телефоны впредь оживали лишь в следующих райцентрах Лесном и Сандове, а если учесть, что оба они лежат в стороне от реки, то можно с уверенностью сказать, что после Максатихи на Мологе можно надеяться лишь на рации да спутниковую связь. Если таковые , конечно, есть в запасе… Итак, все блага цивилизации исчезли из виду, и нас обступили августовские теплые сосны, моря иван-чая и заросли алеющей брусники.
Места здесь столь малонаселенные, что весьма привольно чувствуют себя их лесные обитатели. Знатные плотиностроители бобры встречаются повсеместно, иногда создавая при этом своими запрудами большие проблемы и путникам, и машинам. Однако в этой глухомани необходимо держать ухо востро: на полянку с палатками в поисках чего-нибудь вкусненького совершенно спокойно может забрести кабан или лось. А кое-где нередки и косолапые, но такие проворные хозяева русского леса, о чем частенько и красноречиво напоминают их следы.
Так что все красоты природы и ягоды-грибочки все же не должны усыплять бдительность, поэтому, отходя от машины в лес, лучше не забывать класть в карман самое лучшее из надежных «пугалок» — фальшфейер. Этот ярчайший сигнальный огонь продается теперь без проблем в любом магазине яхтенного снаряжения.
Пить иль не пить?
Бестранспортная, т.е. пешая часть экспедиции методично обследовала малодоступные памятники природы и истории в стороне от русел рек. Какие растения из Красной книги встречаются в этих местах? Какие следы оставляют разное редкое или не очень редкое зверье? Что уцелело от усадеб? Все тщательно описывалось и фотофиксировалось сотрудниками ТвГУ и их верными помощниками.
«Водоплавающая» часть группы тестировала, иногда на собственном опыте, степень годности потенциальных стоянок для туристов по давно разработанной шкале. Также интересовала степень замусоренности берегов и русла — это большая проблема в России повсеместно, где есть автомобильные подъезды к красивым местам. Родники — особая забота, они досконально обследуются и наносятся на карту… Но вот как решается вопрос, где можно, а где категорически нельзя пить из реки? Одна из потенциальных турстоянок встретила, например, нерадующей табличкой с информацией о находящемся здесь старом скотомогильнике, что, конечно, сильно повлияло на рейтинг с виду в общем-то симпатичной полянки в соснах с песчаным бережочком…
Участники экспедиции планируют издать буклет о туристических возможностях этого участка Мологи от оз. Молдино до п. Пестово, куда войдут независимые данные экологов, биологов, историков, картографов, краеведов.
Дорога как жанр: и разочарования, и находки
Открытием для многих стал чудом уцелевший Николо-Теребенский монастырь, что раньше был в д. Теребеньки, а ныне на окраине п. Труженик, на левом берегу реки. Внушительных размеров и очень качественной классической архитектуры монастырь сегодня удивительно мало известен даже в пределах Тверской земли. А ведь раньше он был одним из самых представительных и часто посещаемых паломниками!
В нач. XX в. он удостоился внимания императорской семьи, своды огромного Никольского храма помнят бас Шаляпина… Недавно усилиями двух монахинь здесь затеплилась молитвенная жизнь, и, по словам очевидцев, дивные росписи в соборе стали проявляться все ярче и ярче.
Лесная дорога уже правобережьем Мологи приведет к Спас-Загорью, старинному селу над рекой, где на холме ждет — не дождется спасения красивый храм XVIII в. Место это, однако, гораздо более древнее, ведь храм явно построен на дохристианском городище. А у стены его лежит белокаменная плита с надписью вязью, которую по стилю датируют аж 15-16 веками; это настоящий памятник русской эпиграфики.
Есть в этих краях и любопытнейший пример совершенно нового храма. В д. Зараменье местный священник недавно возвел целый комплекс построек в лучшем стиле русского деревянного зодчества. Это замечательных пропорций церковь с резным декором, часовня и крещальня, строится трапезная и гостевой дом. Храм освящен во имя прп. Амвросия, и все, кому не чужда тема Оптинских старцев, найдут в тверской глубинке единомышленников.
Этот маршрут в окрестностях Максатихи оказался по силам и обычной «Газели», дороги здесь вполне проходимые. А вот дальше….
Брод как явь, или Джиперские будни
Дальше пришлось вспомнить, что полный привод в России — это не роскошь, а философия жизни, элемент ментальности, если хотите. Карта рисовала грядущий маршрут сплошной зеленой пустыней с удручающими рисочками болот. Последний мост остался далеко в Максатихе, отсюда выглядящей оазисом цивилизации. Дабы встретиться на ночевку с остальной частью группы, да еще и подвезти ей необходимое тяжелое снаряжение, путь следования машин прокладывался уже с учетом цели, а отнюдь не наличия мостов и прочих факультативных атрибутов. Это означало, что реку приходилось пересекать столько раз, сколько требовалось, причем под изумленные взгляды и незабываемые комментарии местных мужичков.
Старинный брод перед бывшей мельницей в Спас-Загорье и в Борисовском оказались вполне преодолимыми. Для по-настоящему подготовленной, однако, машины…
Каменные тайны Мологи
Добраться до загадочных каменных святилищ, спрятанных в лесах правобережья Мологи, было одной из целей экспедиции. Несколько экипажей на внедорожниках пробрались к околице д. Кочки, где лежит один из самых известных камней-следовиков.
Вообще таких чудо-камней сохранилось в области несколько, а сообщения о них поступали еще с XIX в., когда пробудился интерес к старине. Как появляются на камнях отпечатки ступней, до сих пор остается вопросом. Наука не может ни доказать, ни опровергнуть версии происхождения загадочных следков. Но зато известно, что поклонялись подобным камням тысячелетия до христианства, после принятия его и вплоть до нач. XX в. И даже сейчас многие считают такие камни священными и идут к ним с самыми сокровенными просьбами. Православная церковь «на всякий случай» такие места запечатывает крестами, коих мы обнаружили у камня в Кочках целых 5.
Пешей части группы, совершившей многокилометровый марш в районе д. Труфанково, удалось увидеть еще несколько ритуальных камней. Без проводника их обнаружить в густом лесу весьма непросто, но экспедиции помогали знающие сотрудники местной администрации. И у каждого камня мы всегда находили мелкие подношения — монетки, еду, украшения…
При этом ярко запомнился тянущийся вдоль правого берега Мологи мощный вал, вдоль которого на большом протяжении растут красавцы дубы. Вы когда-нибудь видели валы вдоль реки? Стоит ли говорить, что дубы совсем не характерны для лесов Тверской области, а у древних дуб почитался священным деревом. Ученые предполагают, что в этом районе в древности никто никогда не жил постоянно, а многочисленные святилища, жальники и курганные группы (а их здесь сотни!) имели исключительно сакральное значение. Мир живых на другом берегу реки и особо чтимый мир предков на этом разделяла, как и полагается, водная преграда — Молога.
Тайны древних названий
Навевают на серьезные размышления и топонимы в этих местах. В названии селения Мокшицы совершено отчетливо слышно имя Макоши (Мокоши), главной богини в пантеоне славянских (а возможно, и гораздо более древних) богов, божества Судьбы и плодородия Земли, Матери урожая, от которого полностью зависела жизнь человека на земле. Но ведь Мокошь также хранила и тайну перехода от земной жизни к миру усопших… Сегодня высказываются смелые предположения, что именно в этих краях, на Мологе, находилось самое крупное потаенное святилище в Северной Руси, только не сохранилось о нем достоверных для науки сведений. Что ж, порой настоящие открытия совершают увлеченные туристы, и вполне возможно, что завеса загадочности этих мест еще приоткроется.
В лесах Лесного
Верхневолжье также таит в себе достопримечательности, не то что не исхоженные туристами, а и специалистам-то порой плохо известные. Прочитать о них негде, нет до сих пор по этим местам ни одного подробного путеводителя!
К примеру, в д. Застижье похоронен уроженец этой земли лейтенант Ильин, которому удалось в знаменитом сражении при Чесме практически в одиночку сжечь флот турок. Имя его выбито на мраморе в зале славы Московского Кремля. От имения Ильиных ничего не сохранилось, но не так давно здесь восстановили изящный обелиск на его могиле, поставленный лично по указу Александра III.
А село Борисовское может гордиться замечательным образцом храма в стиле палладианского классицизма, постройками в котором прославил тверскую землю архитектор Н.А.Львов. Величественная Казанская церковь с колокольней над Мологой сейчас в не лучшем состоянии, но уже начато их восстановление, и появилась надежда, что редкий памятник будет спасен.
Медовый Спас по-Сандовски
Прощание с экспедицией совпало с днем рождения п. Сандово и праздником «Слава Пчеле», на который мы все оказались приглашены. Музейно-досуговый центр «Музей пчелы» открыл обновленную экспозицию, посвященную своему геральдическому символу — пчеле и старинному промыслу многих сандовчан. Недаром ведь день района отмечается строго в праздник Медового Спаса, причем при большом скоплении гостей.
Здесь можно отведать мед всевозможных сортов и самых разных продуктов из него, включая напитки. Причем мед в этих местах оказался такой, что от покупки его не удержались даже те, кто обычно к нему равнодушны. Но аромат праздника захватывает, да и гостинец для домашних просто замечательный!
Картинка наблюдалась редкостная: преодолевший все бездорожье серьезный джип, в грязевых ваннах заляпанный по самый люк и с потешной бородой из речной тины под брюхом после всех преодоленных бродов, стоит в эпицентре праздника, постепенно заполняясь многими литрами меда. Потом спелых ягод, потом снова меда… Сандово нас явно не отпускало.
Ведь мы не успели побывать ни на знаменитом плавучем острове в его окрестностях, ни на редком даже по признанию археологов городище с сопками, ни в Софьиных горах… Итак, мечты увидеть красоты Помоложья за один приезд оказались явно утопическими. А это значит, что путь в эти окраинные пределы Тверской области непременно проляжет снова.