Добрые духи Таиланда — AtlasMap.ru

Добрые духи Таиланда

Добрые духи Таиланда

Вообще-то эти домики особых вопросов не вызывают. Они возвышаются перед каждым тайским отелем, жилым домом, офисом какой-либо компании, больницей или магазином, как маленькие храмы. Ясно, что это как-то связано с религией. Ясно, что миниатюрные домики часть тайской культуры… Но это не храмы. Это самые настоящие дома. Дома, в которых живут духи.

Статья: Добрые духи Таиланда

Сайт: turist.rbc.ru

У них несколько названий. Домики санпрапум предназначены, собственно, для духов. Домики сантайяй — для душ предков. В домиках санпрапром обитает дух Брахмы. А в санпрапиканет — слоноподобного божества Ганеши.

У этих культовых сооружений существует своя табель о рангах, которая выражается не в какой-то особой роскоши обустройства этого жилища духов, а в высоте домика. Самым высоким обладает Ганеша. В домике пониже приютился Брахма. Еще ниже — те самые духи, с которых началась наша история. И самый низенький отведен для душ предков обитателей большого дома.
Количество культовых домиков может разниться. Домика Ганеши может и не быть. То же касается домиков Брахмы и домиков для душ умерших родственников. Но домик для духов возводится даже тогда, когда другим претендентам на место перед входом в настоящий дом не находится места. То есть если перед входом в отель (жилой дом, офис компании и так далее) стоит всего один культовый домик, то там обитают именно духи…
Кстати, само наличие этих домиков расходится с канонами буддизма, как в нашей культуре с православной религией расходятся блины или, к примеру, рождественская елка. То есть церковь в принципе любви к домикам духов не поощряет, но и не возражает против их возведения. Буддизм, вообще, не столько вера ограничивающая и запрещающая, сколько разрешающая и стимулирующая. Где, в какой еще вере человека призывают к самосовершенствованию, а не только к слепому повиновению и поклонению?
Домики духов — следы древних добуддистских верований, которые некогда были распространены на территории Таиланда. Буддистская традиция постаралась встроить эти обычаи в собственную систему. Так родилась легенда о возникновении этих культовых сооружений. Якобы после распространения буддизма духи, которые перестали получать от людей привычные подношения, обратились к Будде за помощью. И тот призвал своих последователей к поклонению архаичным духам, дабы те покровительствовали людям.
Как бы там ни было, но каждое утро тайцы начинают с того, что убирают и украшают домик духов. И выставляют плошки с едой и стаканчики с напитками. Вечером эта нехитрая церемония повторяется — у духов должна быть свежая еда и курящиеся благовония.
Чем обычно питаются духи? Они любят сладкое и красное. Поэтому для них выбираются фрукты с яркой мякотью и сладкие напитки красного цвета. Хотя среди подношений можно обнаружить и вполне обычную крестьянскую еду, например, плошку риса. Кто чем богат.
Как у духов с аппетитом? Да ничего, не жалуются. К вечеру плошки, случается, пустеют. А уж под утро у домиков вообще шаром покати. И дело, конечно, не в мифических духах (их называют здесь Прапумтьяути), а в многочисленных спутниках человека, обитающих в деревнях и городах — в животных. К домикам духов частенько наведываются гекконы и прочие ящерицы, змейки и насекомые, собаки и коты. Последним тайцы особенно рады, поскольку в собак и кошек вселяются души людей (как, собственно, и во все живое — все зависит от того, на какой стадии реинкарнации находится душа, вселение в собаку предшествует вселению души в тело человека либо человек становится в другой жизни псом в наказание за какие-то провинности). Если кошка лакомится подношением для духов, значит, хозяин дома стал свидетелем того, как его угощение принял… сам дух-покровитель, через эту бездомную хулиганистую и крайне разбалованную кошку (а тайцы обожают этих животных).
О том, какое значение придается домикам духов, говорят такие факты. Возведение культового домика предшествует строительству настоящего дома. При этом расположение домика рассчитывает приглашенный астролог. Домик должен находиться рядом с входом в будущий дом. И тень от домика духов не должна падать на большой дом. Впрочем, справедливо и противоположное — никто никому не должен мешать наслаждаться бытием, ни люди духам, ни духи людям…
Азию принято считать краем не самым благополучным и уж точно не идеально чистым. Но те, кто хоть немного знает Таиланд, убеждены — чище страны не сыскать на всем свете. Тайцы большие аккуратисты. Более того, чистота тела и помыслов здесь возведена в культ и давно стала общепринятой нормой (исключения лишь подтверждают правило — грязи хватает и у нас в России и, скажем, в супер-пупер чистенькой Германии).
Посмотрите на домики санпрапум. Они образец изящества, чистоты, аккуратности. По этим домикам можно судить и о внутреннем убранстве тайского дома, и о чистоплотности его владельцев. Если перед отелем возвышается пыльный, грязноватый домик духов, то и внутри отеля будет полная катастрофа. А если перед бедным на вид гестхаусом стоит аккуратненький и чистенький домик духов, то внутри этого скромного заведения вам будет вполне комфортно. Проверено на себе многократно.
Откуда эти домики духов берутся? В Тае их производством занимаются и маленькие частные мастерские, и ничего себе фабрики. Разъезжая по дорогам страны на автобусе или в легковом автомобиле, то там, то сям видишь рыночки, на которых продают домики духов и сопутствующую атрибутику — статуэтки Ганеши, Брахмы и других божеств. В Европе примерно на таких же рынках продают садовых гномов, вазоны и уличные фонарики…
Домики духов иногда представляют собой настоящие произведения искусства и затмевают своей красотой те здания, перед которыми они установлены. Фарангов-европейцев поражает душевность тайцев, с которой они обихаживают санпрапум. Эти духи, оберегающие жилища, экзотика только для нас. Для них, жителей славной теплой страны, они самые что ни на есть реальные, живые души, которым тоже должно быть комфортно, сытно и спокойно. Действительно, право на свое маленькое счастье — сабай — имеет каждый. Даже бестелесный дух, который когда-то тоже был человеком.