Старый Город (The Old City)
Старый Город (The Old City)
Старый Город (The Old City) – район Иерусалима (Jerusalem). Представляет собой огороженный стенами участок площадью примерно в 0.9 квадратного километра. До 1860-го Старый Город фактически и представлял собой весь Иерусалим. Именно в Старом Городе находятся важнейшие религиозные святыни Иерусалима – еврейские Храмовая Гора (Temple Mount) и Стена Плача (Western Wall), христианский Храм Гроба Господня (Church of the Holy Sepulchre) и мусульманские Купол Скалы (Dome of the Rock) и мечеть Аль-Акса (al-Aqsa Mosque).
Автор: Иван Матковский
Статья: Старый Город (The Old City)
Сайт:
Старый Город разделен на четыре неравных части – Мусульманский Квартал (Muslim Quarter), Христианский Квартал (Christian Quarter), Еврейский Квартал (Jewish Quarter) и Армянский Квартал (Armenian Quarter); следует, впрочем, отметить, что их нынешнее значение окончательно определилось лишь к XIX веку. После арабо-израильской войны 1948-го Старый Город оказался целиком на иорданской стороне демаркационной линии; во время Шестидневной Войны 1967-го (в ходе которой солдаты противодействующих сторон сходились врукопашную на склонах Храмовой Горы) район – вместе с остальной частью Восточного Иерусалима – перешел под контроль Израиля.
В 1980-м представители Иордании предложили включить Старый Город в перечень Объектов Мирового Наследия ЮНЕСКО (UNESCO World Heritage Site List); сделано это было уже в следующем году.
Согласно библейским текстам, еще до завоевания Иерусалима войсками Давида (David), город находился в руках иевусеев. Сам Иерусалим в то время был настоящей крепостью; стены его по тем временам просто потрясали своей прочностью.
Мусульмане взяли Иерусалим в 637-м году; войска калифа Умара ибн Аль-Хаттаба (Umar Ibn al-Khattab) присоединили город к исламской арабской империи. Патриарх Софроний Иерусалимский (Sophronius) тепло принял новых правителей – Умар идеально подходил под библейское пророчество о ‘бедном, но справедливом и могучем муже’, который станет защитником и союзником иерусалимских христиан. По приглашению патриарха Александрии Умар даже посетил Церковь Гроба Господня – впрочем, на дневную молитву не оставшись, дабы не дать повода своим братьям по вере превратить церковь в мечеть.
В 1099-м Иерусалим перешел в руки европейских крестоносцев; лишь 2-го октября войска Саладина (Saladin) вернули его мусульманам. Именно при Саладине в город вернулись евреи.
Город еще не раз переходил из руки в руки; в жестоких боях страдали и прекраснейшие его строения. Неоднократно разрушались и стены Старого Города – их нынешняя версия был воздвигнута лишь в 1538-м году, во времена султана Оттоманской Империи Сулеймана I Великолепного (Suleiman the Magnificent). Общая протяженность стен составляет 4.5 километра; высота их колеблется от 5 до 15 метров, а толщина достигает 3 метров. Всего на стенах 43 наблюдательных башни и 11 ворот, 7 из которых сейчас функционируют.
Мусульманский квартал – крупнейший (и наиболее населенный) из четырех кварталов Старого Города; расположен он в северо-восточной части района. Растянулся квартал от Львиных Ворот (Lions’ Gate) на востоке, вдоль северной стены Храмовой Горы на юге и до Ворот Дамаска (Damascus Gate) на западе. По данным на 2005-й год здесь проживало 22 000 человек. Большая часть местных жителей, разумеется, проповедует мусульманскую веру; встречаются, однако, здесь и евреи.
В северо-западной части Старого Города расположен Христианский Квартал; именно здесь и находится одна из главных святынь христианской веры – Храм Гроба Господня.
Жители Армянского квартала – меньшего из четырех – также проповедуют христианство; несмотря на малочисленность, армяне отказываются вливаться в общее христианское движение и делают все, чтобы окружающие принимали их всерьез. Сейчас в Иерусалиме проживает всего 3 000 армян – 500 из них обитают именно в Армянском Квартале.
Последний из четырех кварталов Старого Города – Еврейский – находится в юго-восточной части района, в промежутке между Воротами Сиона (Zion Gate), Стеной Плача и Храмовой Горой. Определенный процент евреев жил в Иерусалиме почти всегда; официально разрешение на проживание им дал, как уже упоминалось выше, Салах-ад-Дин. Нельзя сказать, что это сильно упростило жизнь местным – погромы продолжались и далее; так, в 1948-м арабы изгнали из квартала почти 2 000 евреев, почти полностью уничтожив все здешние здания – в том числе, древние синагоги. После Шестидневной Войны квартал вернулся к своим изначальным хозяевам – тогда же, кстати, был уничтожен квартал марроканцев. Евреи понемногу восстановили былую инфраструктуру района – не забывая параллельно проводить археологические раскопки в наиболее интересных местах. Раскопки эти сохранились и по сей день – для туристов действует целый ряд музеев и открытых парков, расположенных существенно ниже уровня самого города.