Люди Будды — AtlasMap.ru

Люди Будды

Люди Будды

Уникальный мир Таиланда, Камбоджи и Лаоса сложился под воздействием господствующей в этих странах религии — буддизма. Причем здесь исповедуют одну из самых древних, самых консервативных форм этой религии — Тхераваду. Это течение единственное сохранившееся до наших дней из 18 форм раннего буддизма.

Статья: Люди Будды

Сайт: turist.rbc.ru

Различия с другими формами — наиболее поздней Махаяной, распространенной в Индии, Непале, Китае, Тибете, Вьетнаме, Японии, Корее, и Ваджраяной, получившей распространение в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, частично в Китае и Японии — разительны. Не обремененный глубокими познаниями в области религии турист их заметит сразу — хотя бы по памятникам, скульптурным изображениям Будды и убранству храмов. Для архаичной Тхеравады характерны простые архитектурные формы, но при этом храмы благодаря тончайшим и сложнейшим узорам на их стенах выглядят, словно ювелирные украшения.

На каждом шагу в Таиланде встречаются ступы — особые погребальные сооружения, в которых хранится пепел кремированных усопших. Ступы совсем не похожи на христианские захоронения и расположены не на кладбищах, а рядом с храмами, по соседству с жилыми кварталами городов, в непосредственной близости от исторических достопримечательностей Бангкока и других мегаполисов этой страны (попутно заметим, что больших городов в Таиланде предостаточно).
Что касается скульптурных изображений Будды, то их здесь очень много. И все они на взгляд непосвященного (и, добавим, неверующего человека) выглядят… одинаково. Нет, различий хватает. Просто изображения Будды в традиции Тхеравады нарочито упрощены. Они символичны и очень нарядны. Если китайские статуи, выполненные по канону Махаяны, поражают своей индивидуальностью, подчеркнутым антропоморфизмом, словно каждую из них высекали, лепили, вытачивали, используя в качестве модели живого, конкретного человека (возможно, так и есть), то статуи, выполненные в традиции Тхеравады, почти схематичны. Лица неразличимы, как будто выполнены по одному шаблону. Пальцы рук и ног имеют одинаковую длину (чего у человека, понятное дело, не бывает). Пропорции тела несколько искажены.
Но — материалы! Для изготовления тайских буддистских скульптур щедро используется золото и драгоценные камни. Китайские скульптуры — царство черного и серого цветов, тайские — всех оттенков золотого и белого. Таиланд традиционно считается страной небогатой, поэтому роскошное убранство храмов поначалу ввергает в шок. А что вы скажете об облепленном листочками сусального золота метровом Будде, к которому подходят посетители храмового комплекса и пальцем переносят золотые следы на свои лица — на счастье, здоровье, удачу? Говорят, что в год для этих целей используется около 37 килограммов чистого золота. И в это легко поверить — небольшая статуя трепещет тысячами тончайших листочков золота. А поток верующих и туристов к этому чуду не иссякает никогда…
Буддизм своеобразная и очень любопытная религия — как, впрочем, и любая другая. Для Таиланда и стран региона, исповедующих Тхераваду, это основа культуры, мировоззрения, истории. Для туристов — нескончаемый источник впечатлений. Но… вспомните, как вы посещали православный или католический храм. Как снимали головные уборы или, наоборот, (если вы женщина) покрывали голову платком. Как старались не произносить ни слова, чтобы не нарушить печальную торжественность храма — верите вы в Бога или нет. В буддистском храме действуют свои правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Более того, эти правила в значительной степени объясняют многие «странности» чудесной страны и особенности жизненного уклада ее народа. И действуют они не только в стенах храмов и рядом со священными для буддистов местами.
Главное, что стоит помнить туристу, — в буддистском храме нельзя делать то, что запрещено в любых других храмах: шуметь, смеяться, разговаривать в полный голос. Нельзя входить в храм с обнаженными руками и ногами, поэтому при посещении крупных храмовых комплексов здесь обычно выдают полотняные рубахи, брюки, платья, которыми нужно прикрыть футболку и шорты.
В храм нельзя входить в обуви. У входа обычно устроены стеллажи для шлепанцев и кроссовок. Опасаться за свою обувь не стоит — воровство здесь исключается. Святое же место.
К статуе Будды нельзя поворачиваться спиной. Нельзя приближаться в полный рост — последние метры вы должны пройти на коленях. Или… вовсе не приближаться — смотреть можно и на почтительном расстоянии, чтобы «не рассердить Будду». Нельзя показывать Будде ступни ног — это здесь считается не просто неуважением, но оскорблением. То же, кстати, касается и общения с тайцами, они тоже воспринимают обнаженные ступни как попытку обидеть.
По буддистским верованиям, вместилищем души является не сердце, как у христиан, а голова. Поэтому прикасаться к ней здесь не принято. И такое естественное стремление европейца погладить по голове тайского малыша может быть расценено его родителями как проявление невежливости и даже агрессии…
Буддизм религия кармическая. Здесь нет христианского прощения грехов. Если уж напортачил в своей непутевой жизни, то в конце пути отвечать придется за все. Поэтому буддисты стараются не грешить. И это, пожалуй, лучшее, к чему должен стремиться любой человек вне зависимости от вероисповедания. Не греши — и не будешь грешен.
Но в жизни случается всякое. И наворотивший в течение жизни человек, по буддистским верованиям, обречен на череду перерождений. Все живое проходит через бесконечную цепь реинкарнации. Если заслужишь — в следующей жизни станешь человеком. Если нет, то быть тебе… кем-нибудь еще. Именно этим (добавим — как говорят знающие люди) обусловлено аккуратное и даже нежное отношение тайцев к собакам и кошкам, в телах которых живут души… преступников. Обидишь собаку — после перерождения так же обидят и тебя. А шанс угодить в тело собаки есть у каждого — жизнь штука затейливая.
Вообще, тайский менталитет у нас, европейцев, вызывает удивление. Достаточно осмотреться вокруг, обратить внимание на мелочи.
Вот по улице идет монах в оранжевом одеянии. Туристы обычно сторонятся этих людей (а монахов в Таиланде колоссальное количество — все взрослые тайцы хотя бы раз в жизни становятся на некоторое время монахами), считая их, подобно нашим схимникам, людьми особого сорта, чья миссия — скорбеть. Однако буддистские монахи в общении оказываются людьми открытыми, улыбчивыми и вполне контактными. Стоит ли удивляться — до принятия монашеского сана они были самыми обычными людьми. А когда пройдет положенное время этой добровольной схимы — станут такими же, какими были до своего монашества, но более просветленными, чистыми, счастливыми.
v
Улыбка — часть менталитета тайцев. Они улыбаются легко и непринужденно, по поводу и без. Хорошее настроение — улыбаются. Устали — тоже улыбаются. Если чего-то не понимают в настойчивых расспросах туриста — отвечают извиняющейся улыбкой. Начинаешь разбираться в причинах этой улыбчивости и внезапно вспоминаешь изображения Будды в местных храмах. Он тоже едва заметно… улыбается.
Сердечность буддистов Таиланда выражается в их отношении к животным и нищим. Собак и кошек, которых здесь полным-полно, кормят все, кому они попадаются на глаза. И туристы, которые побывали на радоновых источниках по пути с реки Квай, обязательно вспомнят пару песиков, которые подходят к автобусам и лижут ноги фарангов. Ничего не выпрашивают, кроме разве что мимолетного поглаживания. Старые и вполне сытые собачки, которых никто и никогда не обижал.
А однажды довелось стать свидетелем необычной картины. Макашник (уличный продавец съестного) готовил блинчики с бананами. За этим лакомством выстроилась целая очередь туристов. Однако, таец с улыбкой остановил следующего покупателя, быстро приготовил очередной блинчик, полил его сгущенкой, посыпал сахаром и… предложил собаке, смиренно сидящей в стороне. Собака вежливо слизнула сгущенку и была такова. А таец продолжил обслуживание фарангов.
У тайцев не принято униженно просить подаяния. Этим на улицах туристических городов занимаются приезжие (в основном, лаосцы). Но даже неблагополучному человеку пропасть в Таиланде с голоду довольно затруднительно. В шумной, бурлящей Паттайе приходилось видеть, как макашники подкармливали стариков. Без лишних разговоров протягивали порцию свинины с рисом или початок вареной кукурузы. Да, без каких-то изысков — соусов и приправ. Но это была настоящая еда, именно то, в чем нуждался несчастный человек…
Буддизм, безусловно, самым непосредственным образом влияет на жизнь и мировоззрение тайцев. Во время очередной поездки по этой дивной стране один из русскоговорящих гидов (наш соотечественник) коротко поведал суть их философии. Этот рассказ настолько нас поразил, что мы вспоминаем его вот уже много лет.
Понятие счастья для тайцев имеет двоякое значение — санук и сабай. Санук — это всеобъемлющее, глобальное счастье. Мир во всем мире — санук. Дети успешны, родители живы и здоровы — тоже санук. Хорошая зарплата, лад с самим собой, любовь в семье — санук «два раза».
Сабай — это маленькое ежедневное счастье. Вкусно поел — сабай. После работы прилег отдохнуть — тоже сабай. Друга встретил, которого не видел целую неделю — сабай. С хорошим человеком поговорил — очень даже сабай. То есть речь идет о маленьком человеческом счастье, которое длится недолго, но самим своим наличием делает жизнь лучше.
Так вот, без маленького сабая не бывает большого санука. А наоборот — бывает. Ну какой в жизни бедного человека может быть санук? С его-то безденежьем, заботами и тревогами за будущее детей? Но сабай делает счастливым и его. И улыбка ребенка, доброе слово или мимолетная, крошечная удача пусть и ненадолго, но дают ему надежду, что все будет хорошо. А там, глядишь, и до санука можно дотянуться.
Вот чему можно позавидовать — умению тайцев радоваться малому. Оттого на улицах городов Таиланда, как и в совсем глухих деревнях, столько улыбающихся людей. Они умеют жить сегодняшним днем и умеют ценить каждое мгновенье своего маленького счастья…
Да, а храмы в этих странах строят исключительно на народные деньги. Собирается деревенский сход и решает — будем строить еще один храм Будды. И выбирают место, сбрасываются — кто чем может. И начинают строить.
В иных селениях и школы-то может не быть. Но чтобы не было храма — такое невозможно в принципе. Причем, буддистский храм самое чистое и самое богатое место в деревне или городе. Место, где все равны.