Пистойя
Пистойя
Пистйя (итал. Pistoia) — город в итальянской области (регионе) Тоскана, административный центр одноимённой провинции. Население — 85 273 чел. (31 декабря 2004 года).
Статья: Пистойя
Сайт: Википедия
Название Пистойя Виллани, происходит от итальянского peste (лат. pestis) — «чума». Есть и еще одна версия — в древности город назывался Писторией, и возможно, название возникло от латинского pistor — пекарь.
Покровителем города считается Иаков Зеведеев. Праздник города 25 июля.
История
На месте города сначала было этрусское, затем галльское поселение, ставшее в VI в. до н. э. римской колонией.
В 62 г. до н. э. армия заговорщика Катилины была разбита правительственными войсками Кв. Метелла и консула Антония, а он сам пал в битве. Город возник месте лагеря разбитого войска.
Расцвета средневековый городок достиг, будучи резиденцией короля лангобардов: городу были дарованы привилегии, доходы от торговли приносили значительные прибыли, стало развиваться искусство, здесь даже чеканили собственную золотую монету. В конце VII века был построен первый круг городских стен, фрагменты которых существуют до сих пор рядом с пьяцца Дуомо. В начале XII века Пистойя была крупнейшим художественным центром Тосканы. В 1117 г. Пистойя стала свободным городом, в 1144 г. тогда же было возведено второе кольцо городских стен.
В 1254 г. гибеллинская Пистойя была взята гвельфской Флоренцией в первый раз, в XIV веке на короткий период ее захватил Каструччо Кастракани (Castruccio Castracani), в 1401 году Пистойя окончательно была присоединена к флорентийским землям.
Экономика
Пистойя является центром садоводства, город известен своим цветочным рынком.
Культура
По словам Данте «город самая удобная берлога для такого зверя, как Ванни Фуччи, грабившего церкви.»
Макиавелли описывает семейство Паландра, «происходившее из деревни, которое как и прочие уроженцы Пистойи было вскормлено ради кровопролития и войн».
Из всех тосканских городов именно с Пистойей связано больше всего темных страниц средневековой истории.
До появления огнестрельных пистолетов словом пистоль назывались крошечные кинжалы, которые в свою очередь получили такое название от имени города, то ли потому, что их там изготавливали, то ли потому, что их там часто пускали в ход.
В Пистойе в конце XV был изобретён курок.
Достопримечательности
Torre di Catilina Единственная башня, уцелевшая от первого кольца стен, возведенного в VII веке. Красивая городская легенда гласит, что на этом месте в 62 г. до н. э. погиб знаменитый римский кондотьер Катилина.
Piazza del Duomo Место очень аутентичное — здесь была и главная площадь этрусского поселения, подтверждением чему служат найденные недавно при раскопках этрусские саркофаги. Сейчас на соборную площадь выходят фасадами несколько больших и значимых дворцов, но главное украшение ее — все же Баптистерий и Дуомо.
Battistero di San Giovanni in Corte Восьмиугольный Баптистерий, увенчанный пирамидкой не столь пышно украшен, как пизанский, но впечатляет не меньше. Построил его на развалинах церкви мастер Cellino di Nese (по проекту Николо Пизано) в XIV веке. Фасад сделан из бело-зеленого мрамора. Над входом — полукруглый портал со скульптурными изображением Мадонны с младенцем, Святого Джона (Saint Jacopo) и Святого Петра. Портал украшен снизу — каменной каймой со сценами из жизни святых, сверху — треугольным фронтоном с розеткой и резьбой. Купол Баптистерия изнутри поражает величием замысла. Купель изготовлена в 1226 г. Ланфранко да Комо (Lanfranco da Como), и, как и золоченый деревянный алтарь XVI века, была перенесена сюда из церкви Madonna dell’Umilta, чей огромный купол высится над городом (есть еще одна версия, согласно которой купель была перенесена из старой церкви Santa Maria, стоявшей на этом самом месте). Статуя Святого Джона Баптиста выполнена мастером Андреа Вачча (Andrea Vacca) из каррарского мрамора в 1724 г.
Кампанилла Напротив Баптистерия — Дуомо с кампаниллой. Башня построена в романском стиле в XII веке на месте более старой ломбардской башни и устремляется на высоту 67 метров. Верхняя часть колокольни выдержана в стиле этой части площади: арочные галерейки с колоннами, отделка бело-зеленым мрамором. Колокола башни выполняли не только роль часов, отбивая точное время, но и предупреждали горожан об опасности. Поднявшись по 200 ступенькам, можно увидеть город с высоты птичьего полета.
Fortezza di Santa-Barbara Окруженная парком крепость Санта-Барбара расположена в юго-восточной части города, была построена в XVI веке согласно повелению Козимо I Медичи, и в разное время кроме своего прямого назначения, использовалась как барак, военная тюрьма и плац.
Chiesa di San Giovanni Fuorcivitas Старая церковь (XII—XIV вв.), название которой буквально переводится как «Св. Иоанна за пределами города», выстроена из красного кирпича. С одной стороны стена церкви полностью облицована бело-зеленым мрамором, и украшена аркадами. Над входом расположен романский рельеф с изображением Тайной вечери работы мастера Груамонте (Gruamonte). В полумраке видны полихромное деревянное распятие XII века, фрески XIV века, терракотовое «Испытание» 1445 г. работе Лука делла Робиа (Luca della Robbia). Очень красивы чаша для святой воды с высеченными в мраморе фигурами Добродетелей, выполненная Джованни Пизано (Giovanni Pisano) и кафедра, украшенная рельефными сценами из Нового Завета, — работа фра Гульельмо да Пиза (fra‘ Gugielmo da Pisa, 1270 г.).