Датчане и их Дания
Датчане и их Дания
Датчане — может быть, один из самых законопослушных народов в мире. Вмешательство полиции в мирную жизнь граждан Дании — явление редкое. Полицейских в Дании датчане уважают и побаиваются.
Статья: Датчане и их Дания
Сайт: Туры и отдых
Датчане — может быть, один из самых законопослушных народов в мире. Вмешательство полиции в мирную жизнь граждан Дании — явление редкое. Полицейских в Дании датчане уважают и побаиваются. Чтобы утихомирить не в меру разбушевавшегося жителя этой страны, достаточно намекнуть ему, что в случае чего вы прибегнете к помощи стража порядка. Поэтому прогулка по ночному Копенгагену может грозить разве что встречей с хиппи «под кайфом», сшибающем деньгу на очередную дозу. Но даже под кайфом хиппи остается вежливым. Как и изрядно подвыпивший грязный бомж (такие в Дании тоже встречаются). Никакой агрессивности. Дело вовсе не в темпераменте. Не более горячие шведы почти каждую ночь устраивают в Копенгагене потасовки, не обходящиеся без вмешательства полиции.
Приверженность датчан букве закона доходит иногда до абсурда. Одна моя знакомая датчанка долго мечтала о том, чтобы у нее украли велосипед. И все время оставляла его в самых подходящих для кражи местах. «Он уже старый, а если его украдут, то мне выплатят страховку и я куплю новый». При этом она никогда не забывала повесить на него замок. «Ты замок-то сними, — говорила я, — кто ж его с замком потащит! Облегчи ворам работу». — «Но если я его оставлю без замка, то мне не полагается страховка». И я никак не могла втолковать ей, что когда велосипед уже украден, трудно проверить, был на нем замок или нет. «Но я же буду знать, что не было».
Датчане исправно платят огромные налоги, идущие, главным образом, на выплату социальных пособий, и относятся к этому, как к неприятной, но безусловной необходимости. Такая система плодит бездельников. Найти высокооплачиваемую работу в Дании трудно, а за неквалифицированную платят столько, что после вычета налогов заработанная сумма не превышает пособия. Естественно, что люди, не наделенные страстью к труду, предпочитают ничего не делать. Кстати, поэтому в этой стране очень высок процент алкоголиков. Пособие вполне позволяет не отказывать себе хотя бы в пиве. Почти половина публики в многочисленных датских пивных — матерые «социальщики». Потрепанные алкаши часами катают бильярдные шары в местных питейных заведениях, носящих странное название «Bodega».
Конечно, датские власти пытаются разорвать этот порочный круг. Даже выработали прогрессивную системы выплаты пособий. То есть, чем дольше ты на нем сидишь, тем меньшую сумму тебе платят. (Нижняя планка, дающая возможность не нищенствовать, все равно существует, и если в Дании и есть бездомные, то исключительно по собственной воле.) Но в ответ на вводимые строгости социальщики тут же стали принимать контрмеры.
Во-первых, по датским законам, если ты месяц-другой учишься на бесплатных курсах, где получают какую-нибудь специальность, то ты не только получаешь стипендию, но и приравниваешься к работающим. Большинство закончивших курсы не обременяет себя трудоустройством, а предпочитает и дальше сидеть на пособии. Тем более, что после курсов его размеры вновь на некоторое время достигают максимальных.
Во-вторых, социальщики создали датский национальный спорт. Задача заключается в том, чтобы из социальной конторы выбить побольше денег сверх полагающегося пособия. Методов для этого множество. Кто-то заявляет, что он чувствует в себе большой живописный талант, и для его реализации необходимы деньги на мольберт, холсты, краски, кисти и прочее. Кто-то заявляет, что он — великий музыкант, и что для адаптации в этом буржуазном обществе ему просто необходим синтезатор.
За каждой группой сидящих на пособии закреплен свой социальный работник. И хотя они довольно часто меняются, подопечные успевают хорошо изучить все их слабые места. Каждые три месяца безработный должен приходить в контору, чтобы доложить, какие шаги им предприняты для нормальной интеграции в общество и по поиску работы. Как правило, все красноречие подопечного направляется на то, чтобы показать уникальность своей натуры, не втискиваемой ни в какие социальные и профессиональные рамки. Многие социальщики — люди с незаурядными актерскими способностями. Эти «свободные художники», поплакавшись своему куратору, почти всегда выходят из его кабинета с чеком.
Налогоплательщики прекрасно понимают, куда и на что идут их деньги. Но особого возмущения не выказывают, полагая, что если человек в принципе не способен или не хочет работать, то его все равно не заставишь. А если ему не давать денег, то он пойдет воровать или, чего доброго, еще и убивать. От чего сами же работающие и пострадают. Так что им кажется, что дешевле лишиться части заработанных денег без лишней нервотрепки. Зато датчан мало беспокоит довольно бедственное положение собственных студентов (стипендия раза в два меньше, чем самое маленькое пособие). Они справедливо полагают, что студент, даже самый бедный, разбоем заниматься не станет, а значит, никакой угрозы не представляет.
Гуманностью датского общества пользуются иммигранты. К тому же они не страдают особой законопослушностью. Конечно, и среди них есть официально работающие люди. Но их — меньшинство. Особенно среди наших, поселившихся в Дании в последнее десятилетие. Именно в их числе достаточно много безработных «по убеждению». Часть же пошла по традиционному «польскому пути». Большинство поляков, хорошо освоивших Данию, работает нелегально. То есть получает и пособие, и зарплату. Естественно, не платя налогов.
Вносят свою лепту в «черный бизнес» курды и арабы. Им принадлежит большинство лавчонок, круглосуточно торгующих мелким ширпотребом, продуктами и напитками. Сами датчане подобной торговлей не занимаются — ввиду ее неприбыльности. Деньги можно сделать только на продаже спиртных напитков в ночное время. Но поскольку для этого нужна специальная лицензия, которая стоит очень дорого, то прибыль все равно остается минимальной. Арабы же обычно обходятся без лицензии, продавая спиртное «из-под полы». В таких магазинчиках бутылки прямо под стойкой аккуратно упаковываются в пластиковые пакеты. Процесс упаковки сопровождается вполголоса произносимой просьбой не вскрывать пакет до прибытия на место.
Другие традиционные средства зарабатывания «черных денег» — извоз, уборка квартир, сельскохозяйственные работы и фиктивные браки. Последний способ стоит отдельного рассказа.
Фиктивный брак в Дании наказуем. Он грозит или огромным штрафом, или несколькими месяцами наказания жителю страны. Иностранцу — немедленной высылкой. Датчане своих комфортабельных тюрем боятся как черт ладана. Наверное, поэтому тюрем в стране настолько мало, что приходится стоять в очереди, чтобы отбыть свой срок. И на фиктивные браки коренные жители решаются редко.
Государство все браки с иностранцами проверяет на предмет их истинности. Для чего полиция нравов устраивает набеги на квартиры супругов. Причем, если брак заключен между соотечественниками, то набег совершается днем, если между выходцами из разных стран — ночью. Статус постоянного жителя иностранец получает по истечении пяти лет жительства в Дании, и хотя бы раз в течение каждого года полиция наносит визит. Узнать заранее дату ее прихода невозможно, но аферисты научились прибегать к хитростям. Об их эффективности говорит тот факт, что случаи высылки из страны фиктивного супруга крайне редки.
Как правило, супруги обмениваются телефонами, чтобы в случае прихода незваных гостей можно было дать знак, что нужно срочно появиться по официальному адресу. Кроме того, в доме «основного» супруга всегда есть несколько вещей второй «половины». И непременно — зубная щетка. Почему-то для блюстителей порядка наличие этого предмета является самым неопровержимым доказательством того, что муж и жена живут вместе. В принципе, доказать фиктивность брака очень сложно, и только страх перед словом «полиция» мешает самим датчанам зарабатывать на этом немалые деньги (обычно «соискатель» датского гражданства на протяжении всех пяти лет целиком отдает партнеру свое пособие). Даже если у полиции возникли подозрения и она решила наказать нарушителей, всегда можно оспорить решение в суде, приведя парочку соседей, готовых подтвердить, что супруги действительно живут вместе.
Бывают, конечно, и нетрадиционные способы обеспечения жизненного благополучия. Одна русская эмигрантка добилась того, что ей дали «статус беженца», признав психически неполноценной. (Датчане давно признали Россию страной, не представляющей угрозы для жизни, и это был едва ли не единственный способ остаться в Дании.) Довольно скоро она научилась извлекать выгоду из своего нового положения. Оказывается, удостоверение «психа» дает массу преимуществ. Во-первых, никто не будет заставлять работать. Во-вторых, не грозят всяческие наказания и штрафы. Она теперь регулярно ворует одежду и продукты из супермаркетов — к большому удовольствию своих друзей. А если когда и попадается, то ее отпускают с миром. Что сделаешь с больным человеком!
Но зато спокойствия коренных жителей не нарушают даже иммигранты. Возможно, право на спокойную жизнь — это единственное право, внушающее уважение пришельцам. Собственно говоря, оно — одно из главных, делающих Данию столь привлекательной для иностранцев.