Бело-синий город и античные призраки
Бело-синий город и античные призраки
Сиди Бу Саид — одно из самых ярких и романтичных мест в Тунисе. Городок, расположенный рядом со столицей, называют «белая жемчужина, зависшая над лазурным заливом». Все это — правда. Белое и синее — цвета этого селения с узкими извилистыми улочками. Если бы не разноцветье многочисленных сувенирных лавок, апельсиновые и лимонные деревья и сочные розовые бугенвильи, то это бело-синее марево могло бы просто свести с ума. Два цвета так нарочито подчеркнуты, что порой затмевают другие прелести этого чудесного места. Например, легкий, воздушный вид на залив или узорчатые с коваными гвоздями двери в виде арок с массивными подковообразными ручками.
Статья: Бело-синий город и античные призраки
Сайт:
Интересно, что даже в новые дома вставляют старые двери, под которые делается специальный проем. Но дом все равно будет белым, резные ставни – мушарабье, синими, и обязательно синий балкон-веранда с решетчатыми жалюзи. Такие балконы делались для того, чтобы женщины могли наблюдать сквозь решетчатую резьбу все, что происходит на улице, а их самих видно не было.
Деревня Сиди Бу Саид названа в честь мусульманского отшельника, который поселился здесь в XIII веке и проповедовал суфизм – довольно мистическое движение в исламе, здесь же он и похоронен. Во все времена на этом живописном холме обустраивали себе виллы богатые и известные люди Туниса. Поселился здесь и знатный сановник барон Рудольф д`Эрланже, построив на вершине холма прекрасный дворец в андалузском стиле. Сегодня это музей и национальное достояние Туниса. Все желающие могут его посетить. Именно Рудольф д`Эрланже обратился к тогдашней правящей верхушке с призывом сохранить историческую ценность городка. И в 1915 году указом бея было объявлено, что Сиди Бу Саид – архитектурный памятник, и все дома должны быть белоснежными, а окна синими.
Всем приезжающим в этот прелестный городок непременно советуют посетить два «культовых» места: старинное кафе De natte и кафе «Сиди Шебаан», откуда открывается самый прекрасный вид на залив. Ни то, ни другое кафе мы не посетили, потому что нас ждали на обед в ресторане Dar El Jeld. Он находится в старом городе Туниса – медине (именно так во всех арабских странах называют исторический центр или старый город). Дом, где расположен ресторан, тоже историческое здание, которых в тунисской медине немало. Когда-то в нем жил богатый бей. Дом построен и расписан в типичной манере того времени, когда арабы потеснили коренных жителей Туниса берберов и занялись строительством города, используя при этом камни древнего Карфагена. Помимо прекрасной национальной кухни ресторан примечателен роскошным интерьером: расписные потолки и стены, украшенные цветными изразцами и резной штукатуркой, антикварная мебель и старинные люстры (фото).
Медина в Тунисе – одна из самых больших и интересных. Шумные и пестрые запутанные улицы – это бесконечный восточный базар. Чем только не торгуют! Керамика, сувениры, ткани, чеканка, зеркала, кожа, ковры, парфюмерия… И каждый торговец обращается к тебе так вежливо, по-французски – «мадам», «бонжур», «оревуар» вместо раздражающего «Наташа, давай-давай». Официальный язык в Тунисе сегодня – арабский, но еще совсем недавно французский тоже имел такой же статус. Поэтому по-французски в Тунисе говорят все, его изучают в школе. Многие тунисцы общаются между собой на французском, даже рыночные торговцы.
Побывали мы и в музее Бардо, расположенном в 5 километрах от столицы. Правда, пока там идут реставрационные работы и для широкой публики он закрыт. Бардо – один из самых крупных и знаменитых музеев в Африке. В бывшем, совершенно великолепном, дворце беев хранится одна из лучших в мире коллекций: древняя античная мозаика, памятники времен Карфагена, византийское и римское искусство, подводные находки из Махдии. А еще образцы арабского искусства – музыкальные инструменты, оружие, ковры, украшения из разных уголков страны, монеты, гравюры XV и многое другое.
Короткая прогулка по роскошным пустынным залам была просто мистической. С древних мозаичных панно на нас с удивлением взирали боги и герои древних мифов, сирены, нереиды, кентавры, тритоны, морские кони и другие аллегорические фигуры. Изображения персонажей мозаичных шедевров выглядели настолько живо и свежо, что невольно возникло ощущение реального их присутствия. Мы – единственные посетители музея – были случайными гостями в этом ушедшем в прошлое мире.