Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre). — AtlasMap.ru

Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre).

Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre).

Императорский Михайловский театр, расположенный в историческом здании на Площади искусств (Arts Square), открыл свои двери в 1833-м году по указу императора Николая I.

Автор: Алексей Булатов

Статья: Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre).

Сайт:

Свое название театр оперы и балета получил от князя Михаила, младшего сына императора Павла I. Михайловский дворец на площади Искусств был резиденцией князя. Театр служил камерной сценой, где принимались высокопоставленные гости, включая членов императорской семьи и приближенных.

Проект здания разрабатывал старший брат Карла Павловича Брюллова, А. П. Брюллов, которому помогал архитектор А. М. Горностаев. Главный архитектор прекрасно справился с поставленной перед ним задачей, органично вписав фасад в ансамбль площади, созданный российским архитектором итальянского происхождения К. Росси (Carlo Rossi). Когда в 1859-м закончились реконструкционные работы, которыми руководил А. Кавос, зрительный зал увеличился на один ярус, равно как расширение коснулось и самой сцены. Интерьеры театра были дополнены богатой лепниной, великолепными плафонами и фигурами кариатид, которые по сей день украшают портал над авансценой.
До Октябрьской революции у Михайловского театра не было постоянной труппы, впрочем, как и определенного репертуара. В его стенах выступала труппа Александринского театра, а также часто приезжали с гастролями французские артисты и реже немецкие. Помимо этого, в помещении проходили оперные спектакли. С 1859-го до 1918-го Михайловский театр был родным домом французской драматической труппы. Лирические оперные спектакли не пользовались особым спросом, устраиваясь по большей части исключительно силами Императорской русской оперы из Мариинского театра. Зато на ‘Ура!’ шли французские оперетты, к примеру, авторства Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach). И все же в середине 1890-х, когда двери Мариинского театра временно закрылись по случаю ремонта, Михайловский театр еженедельно радовал публику операми.
На сцену театра оперы и балета выходил оркестр под управлением Иоганна Штрауса (Johann Strauss), Люсьена Гитри (Lucien Guitry), Федора Шаляпина, труппа Сары Бернар (Sarah Bernhardt) и мн. другие. Частыми гостями же были А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой и др.
Наконец, в 1918-м у театра появилась постоянная труппа. В 20-м веке в театре работали известные деятели культуры с мировой репутацией, в том числе дирижеры Э. Грикуров, народный артист РСФСР, и Ю. Темирканов, народный артист СССР. Среди именитых режиссеров были ‘биомеханик’ В. Мейерхольд, Б. Зон и И. Шлепянов, среди балетмейстеров – Дж. Баланчин (George Balanchine), Ю. Григорович, Ф. Лопухов и др.
С 1989-го Михайловский театр носил имя М. П. Мусоргского, до этого сменив название Ленинградского малого театра оперы и балета и Петербургского. В 2001-м театр вернул себе первоначальное имя. В 2007-м должность генерального директора театра занял российский бизнесмен В. А. Кехман, председатель совета директоров компании ‘JFC’. Он сменил на этом посту народного артиста России С. Л. Гаудасинского, заявив, что последний останется художественным руководителем.
И все же после этого Кехман поколебал некоторые русские традиции тем, что разделил полномочия, введя отдельных руководителей для балетной и оперной труппы. Балетную труппу возглавил танцовщик Фарух Рузиматов, выпускник Академии русского балета им. Агриппины Вагановой, тогда как художественным руководителем оперной труппы была выбрана Елена Образцова. Образцова отказалась от должности в сентябре 2008-го, объяснив уход напряженным графиком творческих проектов и гастролей. Впоследствии она перешла на работу в качестве советника генерального директора Михайловского театра, отвечая за художественные вопросы. Итальянец Даниэле Рустиони (Daniele Rustioni) стал главным дирижером Михайловского театра.
Первые гастроли балетной труппы театра в Лондоне (London) прошли в 2008-м. Труппа стала номинантом на премию британских критиков в категории ‘Лучшая международная труппа’. И все же, пусть и с небольшим отрывом, приз выиграла Нью-Йоркская балетная труппа (NYCB).
В 2009-м году главным балетмейстером театра был выбран Михаил Мессерер, сын Суламифи Мессерер, а главным дирижёром и музыкальным руководителем театра – словак Петер Феранец (Peter Feranec). В октябре того же года Рузиматов заявил, что реанимирует свою исполнительскую карьеру – и оставил пост художественного руководителя, после чего в июне 2010-го появилась информация о том, что с 1 января 2011-го балетную труппу возглавит испанец Начо Дуато (Nacho Duato), кавалер французского Ордена искусств и литературы.