Тунис цветущий
Тунис цветущий
Группа российских журналистов побывала в Тунисе по приглашению национального туристического офиса страны. Поездка была организована при содействии туроператора «Нувель транс» и Российского союза туриндустрии. Представители прессы посетили туристические и административные районы наиболее популярных у россиян курортов Сус и Хаммамет, познакомились с главными историческими достопримечательностями страны – Карфагеном, Сиди Бу Саидом, крупнейшим в Африке амфитеатром в Эль Джеме. Посетили журналисты также курорты и исторические места острова Джерба.
Автор: Алла Добровольская
Статья: Тунис цветущий
Сайт:
Началось путешествие в центральном городе страны – Тунисе. Столица встретила нас буйством весеннего цветения. И аэропорт, и дорога к отелю, и территория гостиницы просто тонули в трогательном, ослепительно желтом пуху цветущей мимозы. Хотелось подойти к этим согнувшимся под тяжестью цветов душистым веткам и погладить, как новорожденных цыплят.
После по-восточному неторопливого и обильного обеда, который организовали для журналистов в отеле, нам предстояло знакомство с одной из известных достопримечательностей страны – Карфагеном.
Российский МИД в целях безопасности пока не рекомендует нашим гражданам посещать столицу Туниса и, соответственно, отправляться на экскурсии в Карфаген. Что довольно обидно, потому что каждый уважающий себя турист должен побывать в этом заповеднике древностей. Тем более что мы не заметили ни малейших признаков опасности или напряженности ни в самой столице, ни в ее туристических местах.
Археологическая зона Карфаген включена ЮНЕСКО в список культурного достояния человечества. История Карфагена одновременно величественна и трагична. Город основали финикийцы и, как рассказал наш экскурсовод, журналист и писатель Николай Сологубовский, среди ученых нет единодушия, относительно времени его возникновения. Одни считают, что город был заложен в 825 году до н.э., другие называют 814 год до н.э. Но, как бы то ни было, история его основания царицей Элиссой (или Дидоной, как ее назвал поэт Вергилий) дошла до нас прекрасной легендой об умной и отважной женщине. Легенда эта известна, но она настолько поэтична, что хочется поведать ее еще раз.
На территории Тира (столицы Финикии) после смерти царя Мутона власть унаследовали его дочь – красавица Элисса и семилетней сын Пигмалион. Верхушка тирской влиятельной знати раскололась на два лагеря: одни поддерживали малолетнего Пигмалиона, другие присоединились к лагерю Акебарса, мужа Элиссы. И тогда Пигмалион, подстрекаемый своими сторонниками, приказал убить Акебарса. Элисса, опасаясь неминуемой гибели, была вынуждена покинуть Тир и после долгих скитаний прибыла к берегам Северной Африки в Нумидию. Удачное место на возвышенности и бухта, закрытая от ветров, наводит ее на мысль купить участок земли у местного нумидийского царя Гиарбу. Тот соглашается, но с условием, что этот участок будет «не больше, чем может обнять воловья шкура». И тогда мудрая царица приказала своим спутникам разрезать воловью шкуру на мельчайшие полоски, и, связав их концы, обвила тонкими нитками основание холма. Условие было выполнено, и на возвышенности финикийцы стали строить новый город Карфаген. Холм этот и сегодня называется Бирса, что в переводе с финикийского означает «воловья шкура». Но нумидийский царь не оставил в покое Элиссу. Плененный ее умом и красотой, а также движимый желанием пресечь самостоятельность колонистов, он предложил царице брачный союз. Однако, оставаясь преданной памяти мужа и во имя процветания и благополучия города, Элисса предает себя самосожжению.
История Карфагена знала и другой случай героического самосожжения во славу города. Во время третьей Пунической войны, после которой Карфаген перестал существовать, гордая его жительница, жена полководца Гасдрубала, бросилась в огонь со своими детьми. Удивительно, история создания финикийского Карфагена началась легендой об одной необыкновенной женщине и закончилась легендой о другой.
Между этими событиями – столетия жесточайшего соперничества и войн Карфагена и Рима. Карфаген, используя выгоды своего положения, стал центром мощной державы, вокруг которого объединились другие финикийские колонии. В период расцвета пунический Карфаген был самым крупным, богатым и процветающим городом античного мира. Но именно это и не давало покоя набирающей силу Римской империи. Римляне каждый раз находили предлог, чтобы развязать новую войну. «Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delendam esse)», – так римский полководец и государственный деятель Порицием Катонон заканчивал все свои речи в сенате. Слова римского чиновника пережили века. Сегодня это выражение стало крылатым, и означает оно настойчивый призыв к борьбе.
В результате Третьей Пунической войны Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Место, где располагался город, римляне засыпали солью, чтобы там ничего не могло вырасти. Однако не такие уж воинствующие безумцы были римляне, они прекрасно понимали стратегическое значение места, где располагался Карфаген. Как рассказал наш экскурсовод, разрушив сам город и уничтожив его жителей, римляне сохранили хозяйственную систему Карфагена, которая была более совершенна, чем римская. Спустя совсем немного времени римляне вновь заселили Карфаген, назвав город Юнонии. Африка превратилась в одну из самых урбанизированных провинций римской империи, и ее поставщиком сельскохозяйственной продукции – «житницей Рима». Сам же Карфаген стал городом, где «царят роскошь и удовольствие», во всяком случае, именно так говорят историки.
Именно ко II-V векам римского периода относятся многочисленные сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники Карфагена, от финикийцев мало что осталось. После распада римской империи Карфаген захватили вандалы, потом византийцы, арабы, турки. После красочного рассказа нашего гида все развалины, прямо скажем не слишком веселого вида, наполнились смыслом, даже обрели некоторую реальность. А воодушевляющим был вид с холма Бирса на белоснежный Тунис, раскинувшийся на противоположном берегу бухты.