Рижский бальзам — лечит вывихи и колотые раны — AtlasMap.ru

Рижский бальзам — лечит вывихи и колотые раны

Рижский бальзам — лечит вывихи и колотые раны

В качестве сувениров из Прибалтики принято привозить янтарь, керамику, текстиль и… рижский черный бальзам (Rīgas Melnais balzams). Правда, последний — не столько сувенир, сколько вещь, которая вполне способна спасти ваше горло при простуде, если вы добавите ее в чай. Или взбодрить вечеринку — если в коктейль. Но в первую очередь бальзам известен все-таки своими целебными свойствами. Приведенная в эпиграфе цитата — это рекламное объявление создателя бальзама Абрахама Кунце. Впрочем, все по порядку.

Автор: Наталия Полянская

Статья: Рижский бальзам — лечит вывихи и колотые раны

Сайт: turist.rbc.ru

Шел XVIII век, век перемен и больших потрясений, закончившийся, как известно, Великой французской революцией. Жил в те времена в Риге аптекарь Абрахам Кунце, немецкий эмигрант, весьма и весьма преданный своему делу. Как и все люди достатка среднего, он стремился подзаработать, насколько известно, легальным путем. В таком веке, как восемнадцатый, кругом было беспокойно, люди болели, много переживали, а иногда их даже приносили в аптеку с колотыми ранами в боку и слезно просили специалиста сделать операцию. Короче, чудодейственное средство по заживлению ран, успокоению депрессивных и затыканию недовольных очень бы всем пригодилось. В те времена существовало некоторое количество снадобий на спиртовой основе, а многие считали горячительные напитки лучшим лекарством. Аптекарь Кунце, по всей видимости, знал потребности аудитории, поэтому сначала изобретенный им черный бальзам продавался в бутылях емкостью больше литра, и им можно было как лечиться, так и праздновать (если вылечиться удалось) или поминать (если не удалось).

Как он его изобрел, неизвестно, наверное, что-то втихаря гнал у себя в подвальчике, основываясь на чужих придумках, а затем, будучи не только изобретателем, но и предпринимателем, начал продавать получившийся бальзам способным оценить пациентам. Пациенты оценивали положительно, что в условиях жесткой конкуренции (город маленький, а аптекарей пруд пруди) было весьма на руку Абрахаму. Но бальзам не был бы бальзамом, если б с ним не произошла история, в которой засветилась коронованная особа. Вот ведь беда с этими национальными продуктами: без коронованных особ при их изобретении, дегустации и рекламе обычно не обходится. Так вот, в данном случае повезло Екатерине II.
Явившись в Ригу, императрица почувствовала себя плохо (есть несколько версий, что у нее болело, но какая верна — неведомо), и так как ее личный врач, некуртуазно говоря, облажался и ничем не смог ей помочь, Екатерина решила рискнуть и попробовать подсунутое ей местное средство. Средством оказался, как мы все догадываемся, рижский бальзам. Эффект плацебо, не эффект плацебо, черт его разберет, все-таки бальзам действительно хорош, так что императрица выздоровела и потом много и хорошо о бальзаме отзывалась. После этого было уже как-то неприлично оставаться в тени, и драгоценное питье, которое, может, вывихи и колотые раны и не лечило, но головную боль точно успокаивало, заняло причитающееся ему место среди вкусных и полезных напитков мира. Потом уже начали говорить, что Кунце изготовил его специально для Екатерины, однако вряд ли — бальзам не так прост, чтобы можно было его состряпать за одну ночь.
А каков рецепт, никто не знает толком до сих пор, кроме производителей. В Латвии бальзам выпускается теперь в промышленных масштабах, и несмотря на то, что в России его любили прямо с XVIII века, остается национальным напитком, который довольно редко можно встретить на полке в обычном супермаркете. Денационализация не случилась, даже когда в том же веке русский предприниматель Семен Лелюхин выкупил у Кунце рецепт и стал поставлять бальзам в российские трактиры. Все равно все вернулось к истокам.
Рижский бальзам — не сладкий, а горьковатый. Во многих ликерах и других напитках горечь появляется оттого, что в рецепте используется полынь, но с этим бальзамом не так. Один из компонентов — почки бальзамической березы, дерева, занесенного в «Красную книгу» и произрастающего во глубине латвийских болот. До него ж еще и добраться надо! Latvijas Balzams, который производит напиток, по специальной лицензии добывает определенное количество этих почек. Специалисты добираются до березок и, почтительно вздыхая, собирают материал.
Но, похоже, с березками там все хорошо, потому что бальзам по-прежнему есть на латвийских прилавках. Кроме труднодобываемых почек, в состав его входят 23 компонента, среди них — липовый цвет, валериана, мелисса, мята и многие другие. Туда добавляют сиропы и морс, масла и мед. Все это смешивается в бог знает каких пропорциях. Затем бальзам 30 дней «дозревает» в дубовых бочках, а потом его разливают в керамические бутылки, где он томится еще две недели. И уже после этого он окончательно готов, стоит на полочке, и к нему тянется любопытный турист…
Пользу рижского черного бальзама преувеличить трудно — он действительно хорош для организма и не зря получил здоровенную кучу различных наград. Latvijas Balzams выпускает его также и в сувенирной упаковке. Впрочем, всем известная керамическая бутылочка говорит сама за себя — этот напиток считался дефицитным в советские времена и до сих пор любим русским народом. Так что будучи в Риге, не упустите возможность приобщиться к латвийским традициям — и для души польза, и для тела.
В конце концов, как же не доверять Екатерине II?