Опера Монте-Карло (Opéra de Monte-Carlo)
Опера Монте-Карло (Opéra de Monte-Carlo)
Опера Монте-Карло (Opéra de Monte-Carlo) – оперный театр, расположенный в княжестве Монако (Monaco).
Автор: Елена Мурзина
Статья: Опера Монте-Карло (Opéra de Monte-Carlo)
Сайт:
В Монако 70-х годов 19-го столетия наблюдался явный недостаток культурных развлечений, и по этой причине неугомонный князь Карл (Шарль) III (Prince Charles III) из дома Гримальди (House of Grimaldi) в сотрудничестве с компанией ‘Société des bains de mer de Monaco’ решил заняться возведением оперного театра. Забавно, что первым знаменитым детищем Карла III на почве приятного времяпрепровождения стало известное на весь мир казино в Монте-Карло (Monte Carlo Casino), где в одну ночь создавались и проматывались целые состояния.
Первоначально это был частный театр Карла III, главный вход которого был отведен для семьи, — так называемый Зал Гарнье (Salle Garnier), возведение которого началось в 1879 году. Во время реконструкции Зала Гарнье в 2004 и 2005 годах, труппа театра давала оперные представления в Княжеском зале (Salle des Princes), который расположен в местном Форуме Гримальди (Grimaldi Forum), современном конференц-центре, где также регулярно выступают Балет Монте-Карло (Les Ballets de Monte Carlo) и Филармонический оркестр Монте-Карло (Monte-Carlo Philharmonic Orchestra).
Зал Гарнье, строившийся по проекту французского архитектора Шарля Гарнье (Charles Garnier), который широко известен как автор Парижской оперы (Opéra de Paris) или Опера Гарнье (Opéra Garnier) в Париже (Paris), был закончен за восемь месяцев. Оперный театр в Монако стал точной копией в миниатюре Парижской оперы (он вмещал всего 524 зрителя) и, как и его предшественник, относится к столь распространенному во время ‘прекрасной эпохи’ стилю боз-ар. Торжественное открытие театра состоялось 25 января 1879 года и было отмечено спектаклем при участии великой Сары Бернар (Sarah Bernhardt), одетой как нимфа. Первой оперой, поставленной на сцене театра 8 февраля 1879 года, стала оперетта ‘Кавалер Гастон’ (Le Chevalier Gaston) композитора Робера Планкетта (Robert Planquette), за которой в том же сезоне последовали еще три оперы.
Благодаря первому директору театра, Жюлю Коэну (Jules Cohen), которому удалось привлечь в Монако Аделину Патти (Adelina Patti), одно из самых прославленных сопрано своего времени, а также удачному сочетанию таланта и деловых качеств Рауля Гюнсбурга (Raoul Gunsbourg), директора Оперы с 1892 года, и страсти к оперному искусству княгини Алисы (Princess Alice), богатой американки, второй жены князя Альбера I (Albert I), обладавшей огромными средствами, Опера Монте-Карло превратилась в одну из ведущих сцен мировой оперы. Гюнсбург оставался директором Оперы Монте-Карло на протяжении шестидесяти лет, до 1951 года, и при нем в театре состоялись такие мировые премьеры, как ‘Осуждение Фауста’ (La damnation de Faust) Гектора Берлиоза (Hector Berlioz) в 1893-м и первые выступления в январе 1894 итальянского тенора Франечско Таманьо (Francesco Tamagno) в ‘Отелло’ (Otello) Верди (Verdi), в главной роли, в которой он готовился к премьере в Италии (Italy).
К началу 20-го столетия в Зале Гарнье выступали величайшие мастера оперной сцены, и среди них — Нелли Мельба (Nellie Melba) и Энрико Карузо (Enrico Caruso) в ‘Богеме’ (La bohème) и ‘Риголетто’ (Rigoletto) в 1902-м, и Федор Шаляпин (Feodor Chaliapin) в премьере Дон Кихота (Don Quichotte) Жюля Массне (Jules Massenet) в 1910-м. Эта постановка стала началом долгого сотрудничества между театром и Массне, оперы которого часто ставились на этой сцене (две из них — посмертно). Кроме того, в Опере Монте-Карло выступали Титта Руффо (Titta Ruffo), Джеральдина Фаррар (Geraldine Farrar), Мэри Гарден (Mary Garden), Тито Скипа (Tito Schipa), Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Клаудия Муцио (Claudia Muzio), Жорж Тиль (Georges Thill), Лили Понс (Lily Pons) и Мэри Маккормик (Mary McCormic).
Помимо Массне, среди композиторов, чьи премьеры состоялись в Монте-Карло, были: Сен-Санс (Saint-Saëns) с оперой ‘Элен’ (Hélène) в 1904-м; Масканьи (Mascagni) с ‘Амикой’ (Amica) в 1905-м; и Пуччини (Puccini) с ‘Ласточкой’ (La rondine) в 1917 году. С момента открытия в театре состоялись 45 мировых оперных премьер. Во второй половине прошлого столетия золотой век Зала Гарнье постепенно прошел, так как небольшим оперным компаниям с маленькими театрами стало трудно ставить дорогие постановки. Тем не менее, в настоящее время Опера Монте-Карло ставит за сезон пять или шесть опер.
Опубликована ли статья