Оперный театр в Осло (Oslo Opera House). — AtlasMap.ru

Оперный театр в Осло (Oslo Opera House).

Оперный театр в Осло (Oslo Opera House).

Оперный театр в Осло – родной дом профессиональной труппы Норвежской национальной оперы и балета (Norwegian National Opera and Ballet) и Национального оперного театра в Норвегии. Здание оперы, находящееся в собственности норвежского правительства, расположено в районе Бьёрвика в центре Осло (Bjørvika, Oslo), в водах Осло-фьорда (Oslofjord) у южного берега Норвегии.

Автор: Алексей Булатов

Статья: Оперный театр в Осло (Oslo Opera House).

Сайт:

Сооружение содержит 1100 номеров общей площадью 38500 кв. м. Количество основных мест для аудитории – 1364, имеется два дополнительных помещения для выступлений, рассчитанных на 200 и 400 человек зрительской аудитории. Главная сцена – 16 м в ширину и 40 м в длину. Угловые наружные поверхности здания покрыты итальянским мрамором и белым гранитом. По сей день Оперный театр в Осло – это крупнейшее культурное здание, построенное в Норвегии со времен Нидаросского собора (Nidarosdomen) около 1300-го года.

Стортинг, парламент Норвегии, после долгих дебатов на национальном уровне решил в 1999-м году построить новый оперный театр в городе. Был проведен конкурс дизайнеров, от которых было получено целых 350 вариантов будущей оперы, и победителем стала норвежская фирма ‘Snøhetta’. Строительство началось в 2003-м и было завершено в 2007-м, с опережением графика и затраченными 300 млн. норвежскими кронами при бюджете в 4.4 миллиарда норвежских крон. Торжественное открытие состоялось 12 апреля 2008-го при участии Его Величества короля Харальда (Harald); Маргрете II (Margrethe II), королевы Дании; и президента Финляндии, Тарьи Халонена (Tarja Halonen). В течение одного года работы через двери нового оперного театра прошло 1.3 млн. человек.
Крыша здания опускается под углом прямо к земле, создавая большую площадь, по которой пешим ходом можно забраться на самый верх оперного театра и насладиться панорамным видом на Осло. Благодаря выверенному углу наклона и покрывным материалам, крыша также позволяет собираться на ней скейтбордистам из некоторых районов и заниматься своим любимым делом. В то же время большая часть самого здания покрыта белым гранитом и белым итальянским мрамором La Facciata, а сценическая часть – театральная башня – плакирована белым алюминием в дизайнерском решении ‘Løvaas Wagle’, навеянным старыми ткацкими узорами.
Фойе здания окружено окнами из специального стекла высотой 15 м при минимальном участии рам, что позволило обеспечить лучший вид на воду. Крыша поддерживается тонкими угловыми колоннами, выстроенными так, чтобы не нарушать панорамные виды. Внутренние поверхности покрыты древесиной дуба, чтобы привнести теплоту в помещение и контрастировать с прохладным белым цветом извне. Главный зрительный зал имеет форму подковы и освещается большой овальной люстрой с 5800 кристаллами ручной работы.
Несколько арт-проектов были использованы для интерьера и экстерьера оперного театра в Осло. Наиболее заметный из них — She Lies — скульптура из нержавеющей стали и стеклянных панелей Моники Вонвичини (Monica Vonvicini). Скульптура на постоянной основе выставлена на бетонной платформе во фьорде, расположенном рядом с оперой. Однако работа She Lies сама по себе не статична – она движется во время приливов и гонимая ветром, представая перед зрителями в разных ракурсах. Скульптура была торжественно представлена 11 мая 2010-го Ее Величеством королевой Соней (Sonja).
Настенные перфорированные панели, покрывающие опоры крыши в фойе, были разработаны Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Они имеют вид гексагональных отверстий и подсвечены снизу и сзади, чтобы создать иллюзию таяния льда. Другие художники, подключенные к строительству, включая Кристиана Блистада (Kristian Blystad), Йорунна Саннса (Jorunn Sannes) и Калле Грюде (Kalle Grude), отвечали за разработку формы брусчатки на внешнем дворе и крыше. Помимо всего остального, Бодил Фуру (Bodil Furu) и Трин Лисе Недреаас (Trine Lise Nedreaas) создали кино- и видеопроектор.
Занавес главной сцены, напоминающий смятую алюминиевую фольгу, является результатом работы Паэ Уайт (Pae White). Сначала был отсканирован скомканный кусок фольги на компьютер, который отправил информацию на ткацкий станок. Станок работал с шерстью, хлопком и полиэстером для создания трехмерного эффекта. Занавес размером 23×11 м и весом почти 500 кг был изготовлен с использованием оборудования немецкой компании ‘Gerriets GmbH’.
Оперный театр выиграл культурную награду на Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне (World Architecture Festival, Barcelona) в октябре 2008-го, а в 2009-м году удостоился премии Европейского союза ‘Mies van der Rohe award’ за современную архитектуру.