Три цвета Сардинии — AtlasMap.ru

Три цвета Сардинии

Три цвета Сардинии

Первый вопрос, который задает тебе большинство друзей, когда ты говоришь, что собираешься на Сардинию, — это: «А сардины там есть?». Я честно задала его же встречавшей нас в аэропорту представительнице туристической фирмы «Тур Парад». Она улыбнулась (видимо, я не первая) и ответила: «Есть. Но немного. Тунца и сибаса гораздо больше»

Статья: Три цвета Сардинии

Сайт: turist.rbc.ru

Впрочем, сардины становятся совершенно неважны, когда самолет начинает заходить на посадку и, кажется, сейчас упадет в воду — аэропорт расположен у самого залива. Шасси касаются полосы, затем выгрузка, недолгие таможенные формальности, тихий новенький аэропорт города Кальяри, столицы острова, и вот ты уже выходишь в напоенный непривычными ароматами воздух, под вроде бы неяркое солнце. Рассеянный, золотистый итальянский свет, тот, что мы часто видим на полотнах гениальных живописцев, здесь с оттенком песка. И воздух — с привкусом моря.

И как только пускаешься в путь, понимаешь, что здесь господствуют три цвета: охра, зелень и бирюза. Равнины, которые мгновенно выгорают под солнцем, полоски пляжей, стены домов, старые черепичные крыши, шерсть пасущихся овец — все это охряного, песочного, светло-коричневого и бледно-золотистого цвета. Зеленью переливаются горы, поросшие миртовыми деревьями, можжевельником, соснами, и, конечно, никуда не деться от олив. А бирюзового, чистейшего, почти нереального цвета — море.
На этом фоне цветущая повсюду бугенвиллея выглядит, как взрыв цвета, и взгляд невольно задерживается на ней, стремясь насытиться этими красками.
Сардиния — достойный экземпляр в коллекции больших итальянских островов, куда входят также Корсика и Сицилия. Аэропорты расположены в Кальяри, Альгеро и Ольбии, но беспересадочные чартерные рейсы в Кальяри из России совершает только «Газпром-Авиа». Сюда можно добраться паромом с материка или с Корсики; приходят паромы в Альгеро и Ольбию, крупные города, расположенные на севере острова. В Кальяри тоже что-то ходит, однако лететь туда удобнее.
В целом Сардиния не так уж и велика — всего 300 километров в длину, и с одного на другой конец острова можно проехать за день. Сильно зависит от того, какой маршрут выберешь: некоторые горные дороги весьма извилисты. Зато и живописны.
Мы отдыхали на юге острова, но узнали, что несмотря на расстояние всего в 300 километров (вроде бы пустяк), разница с севером все-таки есть. Невысокие холмы на юге, так густо покрытые зеленью, что иногда напоминают кочаны капусты брокколи, переходят в скалистые горы севера, где редко какая сосенка решится расплодиться. Север может похвастаться популярнейшим курортом Коста Смеральда (Изумрудный берег). В маленький городок Порто-Черво, фактически деревню, население которой зимой едва ли достигает 500 человек, в сезон съезжаются отдыхать знаменитости и простые смертные. Тут отдыхают любители дайвинга и парусного спорта: в начале июня проводится знаменитая парусная регата. Так как Коста Смеральда ближе к материку, многие итальянцы приезжают в отпуск именно сюда, например в город Сан-Теодоро или же на островок Ла Маддалена. Домики опять же другие: на юге с гладкими крашеными стенами, на севере — сложенные из камня, что добавляет живописности.
Официальный язык Сардинии — итальянский, но в школе детям преподают также сардский, на котором многие говорят дома. Вообще сарды — народ неторопливый и весьма консервативный. Туристический взлет начался всего-то 20 лет назад, а до этого жили тут весьма закрыто, да и до сих пор никуда не торопятся. Редко кто решается покинуть родной остров и отправиться в большой мир. Прогрессивной молодежи мало, образ мыслей традиционно устойчив и меняется редко. Большинство отелей и многие предприятия принадлежат иностранцам, сарды к предпринимательству не очень-то склонны. Но южное гостеприимство дает о себе знать, и приезжих принимают как родных.
Сардиния — великолепное место для тех, кто жаждет отдыха свободного, немноголюдного. Какое удовольствие проталкиваться сквозь толпы курортников и с боем отбивать последний лежак на пляже? Тут такого не случится. Конечно, пляжи Коста Смеральды в сезон не пустуют, но все равно здесь народу в разы меньше, чем на Лазурном берегу. Никто не садится тебе на голову, когда ты загораешь, никто не орет над ухом, никто не оттесняет от шведского стола. Даже продавцы украшений и платочков на пляже не пытаются любой ценой впарить тебе товар, а деликатно отваливают, стоит сказать им твердое «нет». На юге еще тише. Рай, одним словом.
Рай живет в основном сельским хозяйством и скотоводством. Рыбная ловля — дело новое, так как долгие века сарды предпочитали жить в глубине острова, а там не очень-то порыбачишь в горных речках. Дело в том, что на берег часто высаживались воинственные ребята, которые не прочь разграбить пару-тройку деревушек и, зловеще хохоча, уплыть в закат. И логика подсказывала местным жителям, что в горы завоеватели лезть побоятся. Некоторое время назад пираты утратились, и сарды решились на развитие рыболовства. Поэтому на берегу теперь кормят вкуснейшими морепродуктами, но мясо по-прежнему готовят просто потрясающе. Все свежее, фрукты созревают рано — не взять на себя грех чревоугодия просто невозможно.
Столица — Кальяри — самый большой город, где проживает приблизительно треть населения острова. Всего на Сардинии около полутора миллионов постоянных жителей, но с началом сезона эта цифра увеличивается. Кальяри — город древний, основали его около V века до н. э. финикийцы, которые вообще изрядно по побережью наследили, оставив множество исторических памятников. С тех пор кто тут только не жил — и римляне, и карфагеняне, и воинственные варвары, и не менее воинственные испанцы, расширявшие свои владения… Город льется по холмам, древние здания сливаются с новостройками, над скопищем черепичных крыш встают купола соборов. Кальяри — место оживленное, сюда приезжают на тусовки и шоппинг, благо условия есть и для того, и для другого.
Еще Кальяри — место проведения ежегодного традиционного фестиваля Сан-Эфизио, конечно же, на религиозной платформе. Святой Эфизио был, по легенде, римским воином, которого замучили в местечке Нора в 30 километрах от Кальяри еще во времена Диоклетиана. Святой мирно существовал на задворках жизни вместе с сонмом других святых, пока в 1656 году Кальяри не накрыла эпидемия чумы. Как принято в таких случаях, город воззвал к святому, пообещав, что каждый год будет устраивать шествие от Кальяри до Норы, если болезнь уйдет. Видимо, при жизни развлечений Эфизио не хватило: он охотно откликнулся на молитвы, и чума сошла на нет. Город сдержал обещание, и теперь каждый год с 1 по 4 мая Кальяри превращается в мечту любого художника, настолько все вокруг ярко, красочно и празднично. Парад с традиционными обрядами, шествие, в котором принимает участие до 30 тысяч человек, а вместе со зрителями и все 100. Неторопливо вышагивают лошади, везущие за собой украшенные цветами и лентами повозки, гарцуют конные отряды. Здесь можно увидеть костюмы всех регионов Сардинии, так как Святой Эфизио — удачливый целитель, стал покровителем острова, и поздравить его с праздником приезжают многие. Люди идут как в обуви, так и босиком, а женщины разбрасывают из огромных корзин лепестки роз, которые устилают все вокруг.
Кроме этого праздника, существуют и другие, но вообще-то главное, за чем стоит ехать на Сардинию, — это отдых в очень красивом и экологически чистом месте. Тут у берегов полно кораллов, а ведь известно, что в загаженных водоемах они не растут. Тут на мелководье стоят на длинных ногах фламинго, окуная длинные шеи в воду и что-то там выискивая себе на ужин. Тут белый песок, прозрачная вода, от которой по дну бегут золотые блики, и не покидает ощущение, что ты оказался внутри яркой картинки, только все это настоящее, здесь и сейчас. Тут стоят остатки древних башен, мигают по ночам маяки, белые паруса пятнают горизонт, и дышится очень легко, хотя влажность высокая. Но к ней привыкаешь за несколько минут и перестаешь замечать.
Как заметил Уго Каппеллачи, президент автономного региона Сардиния: «Чтобы говорить о Сардинии, было бы уместно знать язык бога Аполлона, так как земля эта, согласно преданиям, не что иное, как отпечаток следа Божьего — Остров Солнца». Так и есть. Здесь, между Тирренским и Средиземным морями (деление условное, многие предпочитают думать, что море тут только Средиземное, но мы-то знаем!), лежит неизвестная земля, terra incognita, омываемая бирюзовыми волнами. Увидеть ее — значит принести в свою жизнь еще частичку прекрасного.