Ла Фениче (La Fenice) — AtlasMap.ru

Ла Фениче (La Fenice)

Ла Фениче (La Fenice)

С начала 19-го века оперный театр стал известен на всю Европу. Россини (Rossini) выбрал Ла Фениче местом для реализации двух своих серьезных проектов, в то время как Беллини (Bellini) решил, что две его оперных премьеры состоятся именно здесь. Доницетти (Donizetti), вернувшийся из Милана (Milan) и Неаполя (Naples) в Венецию 1836-м после 17-летнего отсутствия, также остановил свой выбор на Ла Фениче.

Автор: Алексей Булатов

Статья: Ла Фениче (La Fenice)

Сайт:

Театр Ла Фениче (букв. ‘Феникс’) — один из самых известных театров в Европе, где прошли многочисленные оперные премьеры. Свое название театр получил не случайно. Дело в том, что Ла Фениче несколько раз действительно подымался как феникс из пепла – сначала в 1774 г. после пожара, а затем после судебных баталий. Наконец, венецианский театр поглотил огонь в 1837-м и 1996-м, но в каждом случае Ла Фениче полностью оправдывал свое название, восстанавливаясь практически с нуля.

В 1774-м Театр Сан-Бенедетто (San Benedetto Theatre), который отстаивал положение ведущего венецианского театра свыше 40 лет, сгорел дотла. Не успел он полностью восстановиться, как вспыхнул правовой вопрос между управляющей компанией и ее владельцами, семейством Веньер (Venier). Когда Веньер одержали победу, театральная компания решила отстроить новый дом оперы на кампо Сан-Фантин (Campo San Fantin).
Строительство началось в июне 1790-го, и к маю 1792-го театр был завершен. Он был назван Ла Фениче, ссылаясь на первый пожар, с которым столкнулась театральная компания. Ла Фениче был открыт 16 мая 1792-го премьерой оперы Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello) ‘Агригентские игры’ (‘I Giuochi di Agrigento’) (либретто Алессандро Пеполи/Alessandro Pepoli).
С начала 19-го века оперный театр стал известен на всю Европу. Россини (Rossini) выбрал Ла Фениче местом для реализации двух своих серьезных проектов, в то время как Беллини (Bellini) решил, что две его оперных премьеры состоятся именно здесь. Доницетти (Donizetti), вернувшийся из Милана (Milan) и Неаполя (Naples) в Венецию 1836-м после 17-летнего отсутствия, также остановил свой выбор на Ла Фениче.
В декабре 1836-го произошла очередная катастрофа – и театр был уничтожен пожаром. Быстрый процесс восстановления возглавили архитекторы-инженеры, братья Томмазо (Tommaso) и Джованни Батиста Медуна (Giovanni Battista Meduna). Восставший из пепла, обновленный Ла Фениче, вновь открыл свои двери вечером 26 декабря 1837-го.
Оперный театр начал устойчиво ассоциироваться с именем Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), после того как в 1844-м в течение всего карнавального сезона в его стенах демонстрировалась опера ‘Эрнани’ (‘Ernani’). В ходе последующих трех десятилетий в Ла Фениче прошли премьеры опер ‘Атилла’ (‘Attila’), ‘Риголетто’ (‘Rigoletto’), ‘Травиата’ (‘La Traviata’) и ‘Симон Бокканегра’ (‘Simon Boccanegra’).
Во время Первой мировой войны оперный театр был закрыт, но на его сцене по-прежнему кипела жизнь. Ла Фениче привлекал многих величайших певцов со всего света, равно как и именитых дирижеров. В 1930-м Венецианская биеннале (Venice Biennale) поспособствовала проведению Первого международного фестиваля современной музыки, воспользовавшись услугами таких композиторов, как Стравинский (Stravinsky) и Бриттен (Britten). В дальнейшем для театра также творили Берио (Berio), Ноно (Nono) и Буссотти (Bussotti).
29 января 1996-го Ла Фениче полностью поглотил огонь. Сразу же стала рассматриваться версия о поджоге; и в марте 2001-го суд в Венеции признал виновными в поджоге двух электриков, Энрико Карелла (Enrico Carella) и его двоюродного брата Массимилиано Маркетти (Massimiliano Marchetti). По всей видимости, по их вине множество других зданий также накрыло огнем, т.к. их компания столкнулась с большими штрафами за задержки с ремонтными работами. Карелла, владелец компании, на некоторое время исчез, когда поданная им апелляция была отклонена. Он был приговорен к 7 годам лишения свободы. Маркетти отказался от дальнейшего разбирательства – и заслужил 6 лет тюрьмы. В конечном итоге, Карелла был арестован Интерполом в феврале 2007-го на границе между Мексикой и Белизом, экстрадирован в Италию и получил условно-досрочное освобождение после 16 месяцев заключения.
После некоторых задержек реконструкция Ла Фениче началась в 2001-м. Через 650 дней группе из 200 штукатуров, художников, плотников и других мастеров удалось воссоздать атмосферу старого театра, потратив порядка € 90 миллионов.
Ла Фениче был перестроен под стиль 19-го века, отталкиваясь от проекта архитектора Альдо Росси (Aldo Rossi). Также большую роль в предоставлении подробной информации об общем дизайне театра сыграли использованные фотографии из опенинга исторической драмы режиссера Лукино Висконти (Luchino Visconti) ‘Чувство’ (‘Senso’) 1954-го года. Двери восстановленного Ла Фениче распахнулись 14 декабря 2003-го, приглашая на праздничный концерт Бетховена (Beethoven), Вагнера (Wagner) и Стравинского (Stravinsky). Первая опера, ‘Травиата’, прошла в театре в ноябре 2004-го.
Реакция критиков на перестроенный Ла Фениче была неоднозначной. Так, музыкальный критик из газеты ‘Il Tempo’ Энрико Кавалотти (Enrico Cavalotti) остался доволен результатом. Он счел расцветку немного яркой, но зато отметил хорошее звучание и оптимальные формы театра. Однако его коллега Дино Виллатико (Dino Villatico) из газеты ‘La Repubblica’ посчитал цвета болезненно-яркими, а резонансная акустика нового зала, по его мнению, вообще оставляла желать лучшего. Виллатико назвал Ла Фениче ‘безвкусицей, фальшивой имитацией прошлого’. Он сказал: ‘Город должен был проявить силу духа – и построить совершенно новый театр; Венеция предала свое передовое прошлое, проигнорировав его’.
Опера послужила местом для проведения второй свадьбы французского миллиардера Франсуа-Анри Пино (Francois-Henri Pinault) и актрисы Сальмы Хайек (Salma Hayek).