Мальтийская история Мальты — AtlasMap.ru

Мальтийская история Мальты

Мальтийская история Мальты

В столице Мальты не найдешь узких кривых улочек, хотя город вполне средневековый, и современных строений здесь тоже нет. Просто он застраивался не хаотично, а на основе утвержденного Великим магистром Ла Валлеттом подробного плана.

Статья: Мальтийская история Мальты

Сайт: ВОЯЖ

Мальта вполне способна занять почетное место в Книге рекордов Гиннесса как страна с самой остросюжетной историей. Только очень ленивые завоеватели и пираты не побывали здесь. Римляне и арабы, святые и грешные, рыцари, Наполеон, Муссолини оставили на трех главных островах Мальты память о себе. Там буквально на каждом шагу есть исторический след.

Пешком по времени
Я двигаюсь медленно. Вслед за тысячами путешественников повторяю: Мальта маленькая. И столица Валлетта тоже небольшая. 82 шага, и новый квартал. Этот, по которому иду, еще большой. До предыдущего перекрестка было 76 шагов. В полдень на узких улочках не протолкнуться. Шум-гам страшный, туристы снуют по сувенирным лавчонкам. Местные жители окликают друг друга, собираются стайками, галдят. Но сейчас уже три часа дня. Пустеют улицы. В четыре станут безлюдны. Жизнь здесь подобна ветру: вдруг разомкнет тишину и спокойствие, налетит, разворошит тела, дела и чувства, так же внезапно скроется.
Где бы вы на Мальте ни поселились, сначала приезжайте в Валлетту. От входных ворот идите прямо по улице Республики, не сворачивая, через десять минут окажетесь на площади перед фортом Святого Эльма. Рядом с фортом, справа, диорама «Мальта Экспириенс», где показывают фильм об истории Мальты с комментариями на русском языке. Посмотрев его, вы сможете грамотно спланировать маршрут и не ограничите себя морским купанием, рассматриванием домиков с разноцветными балкончиками, мальтийских лодок дайсу и луццу и прочих милых глазу пейзажей.
Сила ветра не раз определяла повороты мальтийской истории. Несколько лет назад ураган разрушил храм Джгантия на острове Гозо, воздвигнутый в 3600 году до н.э. Храм, как корона, венчает верхушку горы.
Первый вопрос, который волнует туристов, оказавшихся рядом:
— Как это было построено?
— Возможно, — терпеливо объясняет гид, — эти огромные валуны доставлялись с помощью найденных здесь круглых камней или веревок из дубовых волокон — в эпоху неолита на острове были леса, — жаль, думаю я, не сохранились, летом тень на этих полулысых горах не помешала бы. — Много тайн на Мальте. Люди эпохи неолита, умевшие обращаться с гигантскими булыжниками, оставили после себя самую первую из них: взяли и вдруг исчезли.
Грегал и Павел
Следующий исторический сюжет мальтийцы любят более других, в чем даже готовы признаться, хотя обычно не склонны выдавать свои предпочтения. В 60 г. н.э. апостол Павел, учивший христианству и за то осужденный, направлялся в Рим на свой собственный суд. Корабль отплыл с Крита, но попал в бурю и четырна-дцать дней безнадежно носился по морю. Затем сел на мель. «Мелит» — так назвал эту землю евангелист Лука, сопровождавший Павла.
Там, где местные жители встретили Павла со спутниками, которых было, между прочим, двести семьдесят три человека, сейчас города Рабат и Мдина. В Рабате на солнечной площади собираются мальтийские мужчины потолковать и выпить стаканчик вина, а рядом выстроена церковь Святого Павла. В ней небольшой, вырубленный в камне грот, где Павел молился. Вниз по ступенькам. Полумрак. Прохладно. Никакой помпезности. Здесь центр мальтийской церкви.
Уникальны и катакомбы, вход в которые почти напротив, если пересечь площадь. Их начали строить сразу после отплытия Павла. Апостол же покинул Мальту, когда закончил дуть зимний ветер. Лука называет его «эвроклидон». По-мальтийски это — грегал.
Точное место, где высадился на берег Павел, сохранилось лишь на исторической карте, тогда как бухта, в которую вошли герои следующей истории — рыцари Ордена святого Иоанна, открывается любому туристу. Это Большая гавань, хорошо видная с террасы кафе «Мальта Экспириенс». Справа от входа лестница, спуститься по которой можно прямо к морю и скалам. Экскурсии туда не водят, поэтому в бухте бывает безлюдно. Нигде в городе не возникает такого чувства: двойной ряд высоченных мощных крепостных стен Валлетты остается за спиной, впереди, через синеву бухты, резиденция рыцарей Мальтийского ордена, и при малейшем шорохе наутек бросаются ящерицы, и волны, с высоты казавшиеся ласковыми, с шипением подбираются чуть ли не к ногам.
Кольчуга для золотой рыбки
В Мдине, бывшей столицей Мальты до прибытия рыцарей, извилистые улочки и дома, перетекающие один в другой. В городе, как в прежние времена, проживают мальтийские дворяне. Мдину называют безмолвной, и действительно, жителей не видно, лишь притихшие туристы, глазеющие по сторонам, да цокот карроцина, небольшого кеба, который лихо выносится из-за поворота, и надо отскакивать к стене, потому что иначе можно и не разминуться.
Прибывших рыцарей мальтийцы приняли не так тепло, как апостола Павла. К добрым гостям, впрочем, всегда относятся лучше, чем к нежданным соседям. Обитатели Мдины преподнесли Великому магистру ордена ключи от города и продолжали свою размеренную жизнь. До того как появиться на Мальте, «странники» жили в одном из госпиталей Иерусалима и защищали паломников от мусульман, потом занимались тем же на Кипре и Родосе.
А в 1530 году испанский король Карл V, император Священной Римской Империи, навечно отдал ордену Мальту. Через 35 лет острова атаковали турки. Против 40 тысяч янычар стояло всего 9 тысяч мальтийцев, из которых только 600 были рыцарями. За время Великой осады соперники перепробовали все средства устрашения. Однажды, например, турецкий паша Сулейман Великолепный приказал четвертовать пленных мальтийских воинов, привязать куски тел к доскам и бросить в море так, чтобы они приплыли к замку Великого магистра. В ответ магистр велел обезглавить всех пленных турок и их головами стрелять из пушек. Мальтийцы выиграли битву.
После окончания войны у подножия горы Шиберрас заложили первое здание будущего города — часовню Мадонны побед. Город назвали именем Великого магистра Жана Паризо де Ла Валлетта. Кстати, уцелевший во всех военных передрягах рыцарь не дожил до окончания строительства. В возрасте 76 лет он погиб на охоте, неловко упав с лошади. Великий герой был скромного роста — 152 см, с залысиной и редкими рыжими волосами.
Крутые виражи бурной мальтийской истории принято объяснять местоположением острова. Но есть и очень тонкая версия, приятная людям с романтическим воображением. Чтобы понять, о чем речь, стоит на острове Гозо посетить грот нимфы Калипсо. Если верить Гомеру, то она завлекла возвращавшегося с Троянской войны Одиссея на Гозо (Гомер называет остров Огигия) и удерживала его там семь лет. В грот Калипсо мы спустились по узкой расщелине и оказались в пещере с видом на море и пляж с красным песком. Далее, по традиции, нужно было сесть на камень, первобытный прообраз салонного дивана, и, как Калипсо, крикнуть вдаль: «Где вы, мои мужчины?» Считается, что после этого отбоя от женихов не будет. Глупо, конечно. Но мы кричали. Увлекает. Так вот, если предположить, что нимфа Калипсо занималась этим с древних времен, станет ясно, почему мужчины устремлялись сюда в таких количествах.