В гости к троллям
В гости к троллям
Когда журнал National Geographic провозгласил норвежские фьорды туристическим объектом номер один в мире, это, конечно, еще больше возвысило этот природный феномен в глазах путешественников, но сами норвежцы цену своим природных богатствам знали прекрасно и без авторитетного признания.
Автор: Алекс Миловский
Статья: В гости к троллям
Сайт: 100 дорог
Экскурсионно-созерцательный туризм на фьордах процветает здесь уже очень давно – круизный маршрут, пройти который можно, впрочем, и на простом пароме, по красивейшему Гейрангер-фьорду (памятнику мирового наследия ЮНЕСКО) с его знаменитыми водопадами-«слезами», проложен еще в …1869 году! Практически все побережье страны изрезано фьордами, а самые живописные из них и популярные у туристов, расположены от Ставангера на юге до Трондхейма на севере. И отправиться в путешествие по ним можно из любого города на побережье Норвегии, но, самое правильное – из Бергена или Олесунда – двух городов-памятников ЮНЕСКО. Первый знаменит своей легендарной, уходящей к Ганзейскому союзу, историей и набережной Брюгген с деревянными домами того времени. А второй – архитектурой стиля модерн, или как его здесь называют югендштиль. Но, если в ваших планах стоит еще и порыбачить в море, то можно начать путешествие из Кристиансунда или Мольде.
История Олесунда в Норвегии общеизвестна: штормовой морозной зимней ночью 23 января 1904 года страшный пожар в одночасье уничтожил практически весь город – восемьсот пятьдесят домов. Поразительным образом, и все здесь уверены, что не обошлось без участия потусторонних сил, на огромном пепелище уцелел нетронутым один деревянный двухэтажный дом, который стоит и поныне, выкрашенным в белый цвет.
Трагедия Олесунда дала возможность поставить в Европе уникальный эксперимент – спроектировать и построить с нуля целый город в одном архитектурном стиле без привычного наслоения эпох! Объем работ был таков, что без дела не остался ни один студент-архитектор, ведь в разгар зимы бездомными остались на улице десять тысяч человек! Так что фактически творцом этого знаменитого ныне памятника градостроительства, стала молодежь, получившая вдруг небывалые возможности для творческого самовыражения.
Три года спустя на месте старого деревянного рыбацкого поселения возник утонченный красавец-город, оставшийся и в новом обличье главной рыболовецкой базой страны и экспортным рыботорговым портом. Отсюда расходится по всему миру и знаменитая «klippfisk» — вымоченная по особому рецепту и высушенная до состояния воблы треска, считающаяся у знатоков лучшей закуской к пиву, а во вновь размоченном состоянии – основой дорогого ресторанного блюда. Так что странный среди этих полукружий декадентских окон и витражей, причудливо выложенной цветной глазурованной керамики и заплетенных в каменный узор ромашек, рыбный запах примешивается в свежему морскому бризу, составляющему вместе с тысячами чаек особую атмосферу города.
Словом, Олесунд – отличное начало пути по фьордам. В эти узкие каньоны, наследие ледникового периода, чередой идут огромные круизные суда со всего света, поражая своими размерами и будя сиренами троллей, туда же идут сотни туристических автобусов и тысячи автомашин – фьордов хватит на всех! А тролли — коварные великаны и карлики в последнее время обрели вид пушистого добродушного существа, смахивающего на нашего олимпийского Мишку, только пошерстистее и с длинным увесистым носом. Они стали одним из главных национальных сувениров наряду с толстыми свитерами и продаются в любой лавке или кафе, в каждой гостинице и на паромных переправах, связывающих берега крупных фьордов.
Самый известный и посещаемый фьорд – Гейрангер с его многочисленными водопадами, низвергающимися с высоты 250 метров, включая знаменитые «Жених», «Фата невесты» и «Семь сестер». На пристани Гейрангер можно устроить себе и “привал” в одной из гостиниц – Hotel Geiranger расположена у самой пристани, с видом на залив из всех номеров. Или вы можете выбрать великолепно-утонченный Union с лобстерами на завтрак на шведском столе и спа уровня лучших курортных отелей, за что особо любимом русскими.
Понятно, что комфортабельное путешествие по фьордам доступно не каждому, возник даже ложный стереотип Норвегии как страны для туристов «кому за тридцать». На самом деле сюда со всей Европы каждый год едут сотни тысяч молодых любителей активного отдыха: горного туризма и альпинизма, горных лыж и сноуборда, маунтингбайка и параплана, а также морской и речной рыбной ловли. Потому что помимо классных отелей здесь большой выбор возможностей останавливаться в кемпингах, молодежных отелях и даже бесплатных избушках на пеших тропах по берегам фьордов.
А рыбы здесь в море столько, что ловить ее до смешного просто. Из любого прибрежного населенного пункта можно выйти в море на баркасе с красивой и стильной каютой, шхуне или даже ладье викингов, как на острове Хохолмен близ Кристиансунда, где рыбаки живут в старинных рыбацких домиках рорбу, превращенных в уютное комфортабельное жилище. Шкипер вручит вам не удочку даже, а простейшую снасть, на которую вручную мотаешь толстую леску. На конце ее тяжелая литая гирька, а в стороны отходят поводки с крючками и виниловой наживкой. Подергаешь несколько минут и, почувствовав рывки, тянешь наверх. Самая частая добыча: сodfish — треска длиной с руку. Местный деликатес, потому что свежезажаренная треска нежна, тает во рту и ничего общего не имеет с безвкусной резиновой промороженной рыбой того же названия, что продается в России.
Турист вы или местный житель, фьордов вам все равно не миновать, потому что прорезая собой всю прибрежную зону, эти заливы становятся естественной частью всех здешних дорог. Поэтому берега и острова соединяют мостами, тоннелями и паромными переправами. Вся эта развитая и работающая без малейших сбоев инфраструктура настолько впечатляет, что сложнейшие альпийские дорожные сооружения по сравнению с ними, как говорится, просто «отдыхают».
Так, высоченный мост длиной в несколько километров ведет на остров, знаменитый своей …колонией птиц. Длинный освещенный тоннель с односторонним движением ведет под морем к маяку. Его построили, оказывается, на сэкономленные при сооружении других тоннелей деньги! Кто-нибудь слышал в России, что деньги на стройке можно сэкономить, а не разворовать? Я был потрясен, когда в самом длинном в мире горном тоннеле – длиной почти в двадцать пять километров – под километровой базальтовой горой у меня зазвонил мобильный телефон. Подозреваю, мобильную связь тут устанавливают даже троллям в пещеры.
Страна и люди ее весьма зажиточны, но этот немалый достаток весьма тактично не лезет в глаза. Дома достойны, опрятны, но не броски. Все, от скромных сельских жилищ до стоящих по берегам самых популярных фьордов роскошных супер-отелей, всегда выдержаны в национальном стиле: горизонтально обиты узкой светлой крашеной деревянной доской, очень похожей на популярный в подмосковных коттеджах сайдинг. В таких отелях, стоящих в уединенных местах, ощущаешь полное единение с природой.
Чтобы получить представление об удивительных природных красотах Норвегии нужно хотя бы неделю пожить в этой стране: проехать «Дорогой троллей» или «Дорогой орлов», посидеть в кабачках Старого Бергена, пройти на судне по знаменитому узкому Люсе-фьорду, где скалы почти сходятся над головой, порыбачить в море, побродить летом по леднику. И, главное, заведите себе пушистого тролля – они ведь тут ведают погодой и сторожат фьорды.