Театр итальянской комедии (Comedie-Italienne)
Театр итальянской комедии (Comedie-Italienne)
Театр итальянской комедии (Comédie-Italienne) — общее название нескольких театральных трупп, выступающих в Париже (Paris). Другое название Театра итальянской комедии — Théâtre-Italien.
Первые труппы, которые начали выступать в жанре комедии дель арте (commedia dell’arte), появились еще в XVII веке, придерживаются этой эстетики и современные труппы, исполняющие итальянский репертуар.
Автор: Полина Челпанова
Статья: Театр итальянской комедии (Comedie-Italienne)
Сайт:
Первые артисты, появившиеся во Франции, свободно представляли свое искусство лишь до прихода Ришелье (Richelieu), который существенно сократил количество так называемых уличных театров. Впрочем, как бы ни было, но именно в тот период во Франции выступали известнейшие мастера жанра, такие, как Тиберио Фиорилли (Tiberio Fiorilli).
Основой итальянских артистов были каноны комедии дель арте. Пантомима, элементы довольно сложной акробатики, красочная жестикуляция, и, конечно, танцевальные элементы — все это было широко представлено во время спектаклей.
Впрочем, при всем этом из традиционной итальянской комедии дель арте исчезла, пожалуй, ее главная особенность — импровизация. Так, едва начав работать на чужом для них, французском языке, артисты незамедлительно начали записывать свои роли. А потому основа спектаклей, импровизация, потеряла для Театра итальянской комедии свое значение, сохранившись лишь частично. При этом на первый план отчетливо выдвинулись музыкальные составляющие — танцы и музыка.
Актеры одной из первых трупп указом короля вскоре получили статусы королевских актёров, кроме того, им был назначен и ежегодный пенсион.
В 1660 году появился и первый театр под названием Пале-Рояль (Théâtre du Palais-Royal), помещение которого итальянцы разделили с французской труппой других актеров.
Позже труппа заняла освободившийся Бургундский отель (Hôtel de Bourgogne), однако вскоре итальянские артисты все же попали в опалу, актеры были уволены, а театр — закрыт. Кстати, причины, по которым театр закрылся, так и остались до конца не выясненными.
В 1716-м труппа актеров из Италии снова прибыла в Париж, а в 1762 году трупа объединилась с труппой Комической оперы. Название вскоре было заменено с La Comédie-Italienne на Le Théâtre-Italien.
В 1787 году, после особенно большого успеха одной труппы итальянских певцов, было решено выделить под их выступления отдельное помещение театра, однако в 1792-м итальянцы вновь уехали.
В самом начале 1800-х годов итальянские артисты выступали в залах Фавар (Salle Favart) и Лувуа (Salle Louvois), затем труппа выступала в Театре Одеон (Théâtre de l’Odéon), носившем в тот период название Théâtre de l’Impératrice.
Во времена реставрации Бурбонов и в дальнейшем, во время правления Людовика XVIII (King Louis XVIIIфс), театром управляла Анджелика Каталани (Angelica Catalani), известная певица-сопрано. Кстати, ее ассистентом и руководителем во время гастролей был итальянец, композитор Фердинандо Паэр (Ferdinando Paër).
Театр проработал до 1878 года, после чего был окончательно закрыт.
Сегодня в Париже снова работает Театр итальянской комедии. Основал его в 1980 году Аттиллио Маджулли (Attillio Maggiulli), а открылся он после закрытия Teatrino Italiano’ на авеню дю Мэн (avenue du Maine).
На современной сцене итальянского театра комедии ставятся исключительно произведения итальянских мастеров, как классических, так и современных; представления идут на французском языке.